Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Новости

18 Сентября.Пятница. Седмица 15-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 5-й

Икона Богородицы Оршанская

Прор. Заха́рии и прав. Елисаве́ты, родителей Иоанна Предтечи (I)прмч. Афана́сия Брестского, игумена (1648).

Память.Убиение блгв. кн. Гле́ба, во Святом Крещении Дави́да (1015);мч. Фифаи́ла и сестры его мц. Фиве́и (Виве́и) (98–138); мч. Сарви́ла;мц. Раи́сы (Ираи́ды) девы (ок. 308);мчч. Евве́нтия (Иувенти́на) и Максима воинов (361–363);мчч. Урва́на, Фео́дора и Меди́мна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370);мч. А́вдия (Ави́да) в Персии (V).

Мч. Евфи́мия Кочева (1937)Обре́тение мощей исп. Алекса́ндра (Уродова), архимандрита (2001).

Икона Божией Матери: Оршанская (1631).

Ико­на бы­ла яв­ле­на чу­дес­ным об­ра­зом в 1631 го­ду при ос­но­ва­нии муж­ско­го Ку­те­ин­ско­го Свя­то-Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря близ го­ро­да Ор­ши (Бе­ло­рус­сия) на бе­ре­гу ре­ки Ку­те­ин­ки. Счи­та­ет­ся Небес­ной за­ступ­ни­цей этой оби­те­ли. Име­ет­ся мно­же­ство сви­де­тельств кон­крет­ной по­мо­щи по­сле мо­литв к Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Ор­шан­ской ико­ной, в част­но­сти, та­кую по­мощь по­лу­чал пре­по­доб­но­му­че­ник Афа­на­сий Брест­ский.

Чу­до­твор­ный спи­сок (ко­пия) ико­ны хра­нил­ся в Ор­шан­ском Успен­ском жен­ском мо­на­сты­ре. В 1842 го­ду, в свя­зи с мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных от Ор­шан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, мо­на­стырь был пе­ре­ве­дён в ре­естр пер­во­класс­ных.

С XIX ве­ка мест­но­чти­мое празд­но­ва­ние ико­ны про­во­дит­ся в один день с па­мя­тью пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Афа­на­сия Брест­ско­го (18 сен­тяб­ря и 2 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю), ко­то­рый удо­сто­ил­ся осо­бо­го во­ди­тель­ства и за­ступ­ни­че­ства от Ца­ри­цы Небес­ной через её Ор­шан­скую ико­ну.

17 Сентября.Четверг. Седмица 15-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 5-й.

Икона Богородицы «Неопалимая Купина»

Обре́тение мощей свт. Иоаса́фа, епископа Белгородского (1911)

 

Память.Сщмч. Вави́лы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мчч. Урва́на, Прилидиа́на, Епполо́ния и матери их Христоду́лы (251);прор. Моисе́я Боговидца (XVI в. до Р. Х.);Обре́тение мощей свт. Иоаса́фа, епископа Белгородского (1911)Второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофа́на, в схиме Мака́рия, епископа Воронежского;Собор Воронежских святыхпрмч. Парфе́ния, игумена Кизилташского (1867).

Мц. Ермио́нии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117)мч. Вави́лы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV)мчч. Фео́дора, Миа́на, Иулиа́на и Кио́на (305–311)сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского, митрополита (1941) (Серб.).

Сщмчч. Григо́рия (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, Павла ВасильевскогоИоа́нна ВасилевскогоНиколая ЛебедеваНиколая СретенскогоИоа́нна Ромашкина, Николая Хвощева, Алекса́ндра Никольского, Петра ЛебединскогоМихаила БогородскогоИлии́ Измайлова, пресвитеров, прмч. Стефа́на (Кускова), иеромонаха, мчч. Васи́лия Ежова, Петра Лонскова, Стефа́на Митюшкина и Алекса́ндра Блохина (1937)мц. Елены Черновой (1943).

Икона Божией Матери: «Неопалимая Купина» (1680).

Од­ним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Бо­го­ма­терь, бы­ла неопа­ли­мая ку­пи­на — тот куст, ко­то­рый Мо­и­сей ви­дел го­рев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта ку­пи­на зна­ме­но­ва­ла со­бой непо­роч­ное за­ча­тие Бо­го­ма­те­рью Хри­ста от Ду­ха Свя­то­го. Быв Ма­те­рью, Она оста­лась Де­вой: до рож­де­ства Де­ва, в рож­де­стве Де­ва и по рож­де­стве Де­ва.

Мож­но при­дать и дру­гое еще тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой ку­пи­ны: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной гре­ху, не по­знав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: «Яко­же ку­пи­на не сго­ра­ше опа­ля­е­ма, та­ко, Де­ва, ро­ди­ла еси». В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние по­ет­ся: «Ра­дуй­ся, Ку­пи­но неопа­ли­мая».

Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие по­ста­ра­лось за­кре­пить в ху­до­же­ствен­ном об­ра­зе эту мысль, и от­сю­да воз­ник­ла ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

По на­род­но­му ве­ро­ва­нию ико­на эта из­бав­ля­ет до­ма по­чи­та­ю­щих ее от ог­ня. Как-то до­ве­лось чи­тать рас­сказ оче­вид­ца, по­пав­ше­го на боль­шой по­жар, охва­тив­ший мно­го зда­ний. Сре­ди них был де­ре­вян­ный до­мик, ко­то­рый не за­го­рал­ся: воз­ле него непо­движ­но сто­я­ла жен­щи­на, дер­жа в ру­ках ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». По ее ще­кам тек­ли сле­зы, но ли­цо вы­ра­жа­ло пол­ное спо­кой­ствие и непо­ко­ле­би­мую ве­ру. Вид­но бы­ло, что она не бес­по­ко­ит­ся за свой дом, а пла­чет о несча­стии дру­гих. По­жар оже­сто­чал­ся, а жен­щи­на сто­я­ла непо­движ­но. Оче­ви­дец ушел, удив­ля­ясь этой ве­ре, но ожи­дая, что дом за­го­рит­ся. На сле­ду­ю­щий день он вер­нул­ся к по­жа­ри­щу. На опу­сто­шен­ном по­жа­ри­ще воз­вы­шал­ся один толь­ко до­мик, охра­нен­ный си­лой ико­ны.

16 Сентября.Среда. Седмица 15-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 5-й.

Икона Богородицы Писидийская

Память.Сщмчч. Анфи́ма, епископа Никомидийского, и с ним Фео́фила, диакона, мчч. Дорофе́я, Мардо́ния, Мигдо́ния, Петра, Инди́са, Горго́ния, Зино́на, мц. До́мны девы и мч. Евфи́мия (302);прп. Феокти́ста Палестинского, спостника Евфимия Великого (467);блж. Иоа́нна Власатого, Ростовского чудотворца (1580).

Св. Фи́вы Кенхрейской (Коринфской), диаконисы (I)мц. Васили́ссы Никомидийской (309)сщмч. Аристио́на, епископа Александрийскогосвт. Иоанни́кия II, патриарха Сербского (1354).

Сщмчч. Пи́мена (Белоликова), епископа Верненского, Се́ргия Феноменова, Васи́лия Колмыкова, Фили́ппа Шацкого, Влади́мира Дмитриевского, пресвитеров, прмч. Меле́тия (Голоколосова), иеромонаха (1918)сщмчч. Васи́лия Красивского, Парфе́ния Красивского, пресвитеров (1919)сщмчч. Андре́я Дальникова, Феофа́на Соколова, пресвитеров (1920)сщмчч. Влади́мира Садовского, Михаила Сушкова, пресвитеров (1921)сщмч. Николая Сущевского, пресвитера (1923)сщмч. Евфи́мия Круговых, пресвитера, и с ним 4-х мучеников (1924)сщмч. Романа Марченко, пресвитера (1929)сщмчч. Алекси́я Зиновьева, Илии́ Бажанова, пресвитеров (1937).

Икона Божией Матери: Писидийская (VI).

Пи­си­дий­ская Ми­ро­то­чи­вая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­ви­лась ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми в го­ро­де Созо­по­ле Пи­си­дий­ском. Све­де­ний о про­ис­хож­де­нии ее не име­ет­ся. Уже в по­сла­ни­ях об ико­но­по­чи­та­нии Гер­ма­на, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, чи­тан­ных на седь­мом Все­лен­ском со­бо­ре, «ико­на Пре­не­по­роч­ной Де­вы Бо­го­ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся в Созо­по­ле Пи­си­дий­ском и ис­то­ча­ю­щая ми­ро из ру­ки изо­бра­жен­ной», на­зы­ва­ет­ся «древ­ней».

15 Сентября.Вторник. Седмица 15-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 5-й

Икона Богородицы Калужская

прпп. Анто́ния (1073) и Феодо́сия (1074) Киево-Печерских.

 

Память.Мчч. Мама́нта (275), отца его Феодо́та и матери мц. Руфи́ны (III);свт. Иоа́нна Постника, патриарха Цареградского (595);прпп. Анто́ния (1073) и Феодо́сия (1074) Киево-Печерских.

Обретение мощей прп. Феодо́сия Тотемского, игумена (1796)Мчч. 3628-ми в Никомидии (III–IV).

Сщмчч. Варсоно́фия (Лебедева), епископа Кирилловского, и с ним Иоа́нна Иванова, пресвитера, прмц. Серафи́мы (Сулимовой), игумении Ферапонтова монастыря и мчч. Анато́лия Барашкова, Николая Бурлакова, Михаила Трубникова и Фили́ппа Марышева (1918)сщмчч. Дамаски́на (Це́дрика), епископа Стародубского, и с ним Евфи́мия ГорячеваИоа́нна МельниченкоИоа́нна СмоличеваВлади́мира МоринскогоВи́ктора БасоваФеодо́та ШатохинаПетра НовосельскогоСтефа́на Ярошевича, пресвитеров (1937)сщмчч. Ге́рмана (Ряшенцева), епископа Вязниковского, Стефа́на Ермолина, пресвитера и мч. Павла Елькина (1937).

Икона Божией Матери: Калужская (1771).

Яв­ле­ние Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1748 го­ду в се­ле Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Ка­лу­ги, в до­ме по­ме­щи­ка Ва­си­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пе­ре­би­ра­ли на чер­да­ке его до­ма ста­рые ве­щи. Од­на из них, Ев­до­кия, от­ли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным нра­вом, поз­во­ля­ла се­бе рез­кие и да­же непри­стой­ные ре­чи, не об­ра­щая вни­ма­ния на уве­ще­ва­ния сво­ей скром­ной по­дру­ги. Сре­ди про­чих ве­щей они слу­чай­но об­на­ру­жи­ли боль­шой свер­ток су­ро­во­го хол­ста. Раз­вер­нув его, бла­го­че­сти­вая де­вуш­ка уви­де­ла изо­бра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном оде­я­нии с кни­гой в ру­ках. При­няв изо­бра­же­ние за порт­рет мо­на­хи­ни и же­лая об­ра­зу­мить Ев­до­кию, она при­гро­зи­ла ей гне­вом игу­ме­нии. Дерз­кая Ев­до­кия от­ве­ти­ла на сло­ва по­дру­ги бра­нью и, под­дав­шись раз­дра­же­нию, плю­ну­ла на лик. Тот­час же с ней слу­чил­ся при­па­док, и она упа­ла без чувств.

14 Сентября.Понедельник. Седмица 15-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 5-й

Начало индикта  церковное новолетие

Память.Прп. Симео́на Столпника (459) и матери его Ма́рфы Каппадокийской (ок. 428).

Сщмч. Аифа́ла, диакона (380)Мцц. 40 дев постниц и сщмч. Амму́на Ираклийского, диакона, учителя их (IV)мц. Калли́сты и братий ее мчч. Ево́да и Ермоге́на (309)прав. Иису́са Навина (XVI в. до Р. Х.)прп. Диони́сия Малого (до 556) (Румын.).

Прмц. Татиа́ны Грибковой, послушницы, мч. Ната́лии Козловой (1937).

Икон Божией Матери: Миасинская (в память обре́тения Ее иконы) (864)Черниговская-Гефсиманская (1869)Августо́вская (1914)Александрийская«Всеблаженная» (в Казани).

«ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ»

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

13 Сентября.Воскресенье. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 5-й

Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395408)

Воскресное Богослужение.Божественная Литургия.

Память. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра́ (в иночестве Дави́да) и Февро́нии (в иночестве Евфроси́нии), Муромских чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября).

Сщмч. Киприа́на, епископа Карфагенского (258)свт. Генна́дия, патриарха Цареградского (471)Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.)Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 8 сентября)Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 13 сентября).

Сщмчч. Алекса́ндра Любимова, пресвитера, и Влади́мира Двинского, диакона (1918)сщмчч. Михаила Косухина и Миро́на Ржепика, пресвитеров (1937)сщмч. Дими́трия Смирнова, пресвитера (1938).

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395–408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен Пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Евфимию II (память 5 августа – греч.). Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: Пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил Пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

12 Сентября. Суббота. Седмица 14-я по Пятидесятнице. Поста нет. Глас 4-й

Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский

Обре́тение мощей блгв. кн. Дании́ла Московского

Память.Прп. Христофо́ра Римлянина (VI);прп. Фанти́на чудотворца, в Солуни (IX–X);Святителей Сербских: Са́ввы I (1237), Арсе́ния I (1266), Са́ввы II (1271), Евста́фия I (ок. 1285), Иа́кова (1292), Никоди́ма (1325), Дании́ла II, архиепископов, Иоанни́кия II (1354), Ефре́ма II (1395–1400), Спиридо́на (1388), Макария (1574), Гаврии́ла I (Райича) (1659), патриархов, и Григо́рия, епископа;свт. Варлаа́ма Молдавского, митрополита (1657) (Румын.).

Сщмч. Петра Решетникова, пресвитера (1918)прмч. Аполлина́рия (Мосалитинова), иеромонаха (1918)сщмч. Павла Малиновского, пресвитера, прмц. Елисаветы (Ярыгиной), монахини и мч. Фео́дора Иванова (1937)прмч. Игна́тия (Лебедева), схиархимандрита (1938)исп. Петра Чельцова, пресвитера (1972).

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 30 мая 1220 г. в го­ро­де Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Отец его, Яро­слав, в Кре­ще­нии Фе­о­дор, был млад­шим сы­ном Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до. Мать св. Алек­сандра, Фе­о­до­сия Иго­рев­на, ря­зан­ская княж­на. В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сел Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра – ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

11 Сентября.Пятница. Седмица 14-я по Пятидесятнице. Постный день. Глас 4-й.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Утренние. Богослужение.

О му­че­ни­че­ской кон­чи­не Пред­те­чи Гос­под­ня в 32 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом по­вест­ву­ют Еван­ге­лия от Мат­фея (Мф.14:1-12) и Мар­ка (Мк.6:14-29). Од­на­ко Свя­щен­ное пре­да­ние Апо­стольской Церк­ви со­хра­ни­ло не­ко­то­рые по­дроб­но­сти этих со­бытий, про­ис­хо­див­ших не­за­дол­го до Рас­пя­тия и Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ля­не раз­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти и в каж­дой ча­сти по­ста­ви­ли пра­ви­те­лем сво­е­го став­лен­ни­ка. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста в управ­ле­ние Га­ли­лею. У не­го бы­ла за­кон­ная же­на, дочь ара­вийско­го ца­ря Аре­фы. Ирод оста­вил ее и со­жи­тельство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го бра­та. Про­рок Ио­анн не­од­но­крат­но об­ли­чал его, но царь не по­смел при­чи­нить ему зла, так как по­чи­тал Ио­ан­на Кре­сти­те­ля как про­ро­ка и бо­ял­ся на­род­но­го гне­ва. Все же свя­той Ио­анн Кре­сти­тель был по­са­жен в тем­ни­цу ца­рем Иро­дом (Лк.3:19-20).

Подкатегории