Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Новости

5 Июня. Суббота. Седмица 5-я по Пасхе Поста нет. Глас 4-й

Преподобная Евфроси́ния Полоцкая (до крещения княжна Предисла́ва), игумения

 

Память. Прп. Михаила исп., епископа Синадского (Фригийского) (821);Обре́тение мощей свт. Лео́нтия, епископа Ростовского (1164)Собор Ростово-Ярославских святых.

Прп. Евфроси́нии, игумении Полоцкой (1173)прп. Паи́сия Галичского, архимандрита (1460)прмч. Михаила Савваита черноризца (IX).

Обре́тение мощей мцц. Евдоки́и ШейковойДа́рии ТимагинойДа́рии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).

 

Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния, игу­ме­ния По­лоц­кая, в ми­ру Пред­сла­ва, дочь кня­зя Ге­ор­гия Все­сла­ви­ча. С дет­ских лет она от­ли­ча­лась лю­бо­вью к мо­лит­ве и книж­но­му уче­нию. От­верг­нув пред­ло­же­ния о бра­ке, Пред­сла­ва при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния. По бла­го­сло­ве­нию По­лоц­ко­го епи­ско­па Илии, она ста­ла жить при Со­фий­ском со­бо­ре, где за­ни­ма­лась пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг. Око­ло 1128 го­да епи­скоп Илия по­ру­чил пре­по­доб­ной устро­ить жен­ский мо­на­стырь. От­прав­ля­ясь в Сель­цо, – ме­сто бу­ду­щей оби­те­ли, – по­движ­ни­ца взя­ла толь­ко свя­тые кни­ги – "все свое име­ние".

Подробнее...

4 Июня. Пятница. Седмица 5-я по Пасхе Постный день. Глас 4-й

Второй Вселенский Собор

 

Память. Мч. Васили́ска (ок. 308);мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского (1015);прав. Иа́кова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).

Память II Вселенского Собора (381).

Сщмч. Максима (Жижиленко), Серпуховского, епископа (1931)сщмч. Михаила Борисова,

пресвитера (1942).

 

Вто­рой Все­лен­ский Со­бор со­сто­ял­ся в 381 го­ду и до­вер­шил по­бе­ду пра­во­сла­вия, одер­жан­ную в 325 го­ду на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре.

В труд­ные го­ды, про­тек­шие по­сле при­ня­тия Ни­кей­ско­го Сим­во­ла ве­ры, ари­ан­ская ересь да­ла но­вые по­бе­ги. Ма­ке­до­ний под ви­дом борь­бы с ере­сью са­вел­ли­ан, учив­ших о сли­я­нии ипо­ста­си От­ца и Сы­на, стал упо­треб­лять сло­во «по­до­босу­щен» по от­но­ше­нию Сы­на к От­цу. Эта фор­му­ли­ров­ка бы­ла опас­на еще и тем, что Ма­ке­до­ний вы­став­лял се­бя как бор­ца с ари­а­на­ми, упо­треб­ляв­ши­ми тер­мин «по­до­бен От­цу». Кро­ме это­го, ма­ке­до­ни­ане – по­лу­а­ри­ане, скло­няв­ши­е­ся в за­ви­си­мо­сти от об­ста­нов­ки и вы­го­ды то к пра­во­сла­вию, то к ари­ан­ству, ху­ли­ли и Свя­то­го Ду­ха, утвер­ждая, что Он не име­ет един­ства с От­цом и Сы­ном. Вто­рой ере­тик – Ае­ций ввел по­ня­тие «ино­су­щен» и го­во­рил, что Отец име­ет со­вер­шен­но дру­гое су­ще­ство, чем Сын. Его уче­ник Ев­но­мий учил о иерар­хи­че­ской под­чи­нен­но­сти Сы­на От­цу и Свя­то­го Ду­ха Сы­ну. Всех, кто при­хо­дил к нему, он пе­ре­кре­щи­вал в «смерть Хри­ста», от­вер­гая Кре­ще­ние во Имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, за­по­ве­дан­ное Са­мим Спа­си­те­лем.

Тре­тья ересь ро­ди­лась из уче­ния Ва­лен­та и Ур­са­кия на Ари­мон­ском Со­бо­ре. Они пы­та­лись об­ма­нуть пра­во­слав­ных епи­ско­пов, про­воз­гла­сив, что Сын Бо­жий от Бо­га и по­до­бен Бо­гу От­цу, а не есть тво­ре­ние, как учат ари­ане. Но под тем пред­ло­гом, что сло­во «су­ще­ство» не на­хо­дит­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, ере­ти­ки пред­ла­га­ли не упо­треб­лять тер­мин «еди­но­сущ­ный» по от­но­ше­нию Сы­на к От­цу. Кро­ме этих трех ос­нов­ных ере­сей, бы­ло мно­го и дру­гих лже­уче­ний. Ере­тик Апол­ли­на­рий го­во­рил: «Плоть Спа­си­те­ля, взя­тая с Неба из ло­на От­ца, не име­ла че­ло­ве­че­ской ду­ши и ра­зу­ма; от­сут­ствие ду­ши вос­пол­ня­ло Сло­во Бо­жие; Бо­же­ство оста­ва­лось мерт­вым в про­дол­же­нии трех дней».

Подробнее...

3 Июня. Четверг. Седмица 5-я по Пасхе Поста нет. Глас 4-й

Равноапостольный Константин Великий, император

 

Память. 

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махме́т-Гире́я в 1521 г.)Равноапп. царя Константина Великого (337) и матери его, св. царицы Еле́ны (327)блгвв. кнн. Константина (Ярослава Святославича) (1129) и чад его, Михаила и Фео́дора, Муромских чудотворцевОбре́тение мощей блж. Андре́я Симбирского (Огородникова) (1998).

Прп. Кассиа́на грека, Угличского чудотворца (XVI)Собор Карельских святыхСобор Симбирских святыхСобор Уфимских святых.

Икон Божией Матери: «Умиление» Псково-Печерская (1524)Владимирская (Заоникиевская) (1588)Владимирская (Красногорская, Черногорская) (1603)Владимирская (Оранская) (1634).

 

 

Свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (306–337), по­лу­чив­ший от Церк­ви име­но­ва­ние "рав­ноап­о­столь­ный", а во все­мир­ной ис­то­рии на­име­но­ван­ный Ве­ли­ким, был сы­ном це­за­ря Кон­стан­ция Хло­ра (305–306), пра­вив­ше­го стра­на­ми Гал­ли­ей и Бри­та­ни­ей. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью "Сим по­беж­дай".

Подробнее...

2 Июня. Среда. Седмица 5-я по Пасхе Постный день. Глас 4-й

Святитель Алекси́й, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец

Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.

 

Память. Мчч. Фалале́я, Алекса́ндра и Асте́рия  Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского (1299);мч. Аскало́на Антинойского (ок. 287);прпп. Завуло́на и Соса́нны, родителей св. равноап. Нины (IV).

Сщмч. Павла Лазарева, пресвитера (1919).

Свя­ти­тель Алек­сий про­ис­хо­дил из бо­яр­ско­го ро­да Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ства и на­зы­вал­ся в ми­ре Елев­фе­ри­ем. Он ро­дил­ся в 1300 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 1292, 1293, 1304 го­ду) и с ма­лых лет от­дан был учить­ся гра­мо­те. «Бог преж­де из­бра от юно­сти пас­ты­ря ов­цам и учи­те­ля ве­ли­ка» и ра­но от­крыл бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю его вы­со­кое пред­на­зна­че­ние. На две­на­дца­том го­ду жиз­ни Елев­фе­рий рас­ки­нул се­ти для лов­ли птиц, неза­мет­но для са­мо­го се­бя за­дре­мал и вдруг яв­ствен­но услы­шал го­лос: «Алек­сий! Что на­прас­но тру­дишь­ся? Ты бу­дешь ло­вить лю­дей». С этих пор от­рок стал за­дум­чив, мол­ча­лив, оста­вил дет­ские иг­ры и охот­нее на­чал чи­тать Бо­же­ствен­ные кни­ги. На­клон­ность к ду­ше­спа­си­тель­но­му чте­нию и мо­лит­ве рос­ла в нем с каж­дым го­дом, и ско­ро са­мым пла­мен­ным же­ла­ни­ем его ста­ло всту­пить в мо­на­стырь, чтобы со­вер­шен­но по­свя­тить се­бя Бо­гу.

Подробнее...

1 Июня. Вторник. Седмица 5-я по Пасхе Поста нет. Глас 4-й

Благоверный князь Дими́трий Донской

 

Память. Сщмчч. Патри́кия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Ака́кия, Мена́ндра и Полие́на (ок. 100);прп. Корни́лия, чудотворца Комельского (1537);блгв. вел. кн. Дими́трия Донского (1389) и прп. Евфроси́нии, в миру Евдоки́и, вел. кн. Московской (1407).

Прп. Корни́лия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420)блгв. кн. Иоа́нна Угличского, в иночестве Игна́тия, Вологодского (1523)прп. Се́ргия Шухтомского (Шухтовского) (1609)мч. Калу́фа Египтянина (284–303)прп. Иоа́нна, епископа Готфского (790).

Сщмчч. Матфи́я Вознесенского (1919), Ви́ктора Каракулина (1937), пресвитеровсщмчч. Ону́фрия (Гагалюка), архиепископа Курского, Анто́ния (Панкеева), епископа Белгородского, Митрофа́на Вильгельмского, Алекса́ндра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполи́та Красновского, Николая Садовского, Васи́лия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Алекса́ндра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Гео́ргия Богоявленского, пресвитеров и мч. Михаила Вознесенского (1938)прмч. Валенти́на (Лукьянова), иеромонаха (1940).

 

Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Ди­мит­рий, про­зван­ный Дон­ским, ро­дил­ся в 1350 го­ду.

О дет­стве бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя сы­на Иоан­на Крас­но­го и ве­ли­кой кня­ги­ни Алек­сан­дры из­вест­но со­всем немно­го. «Вос­пи­тан же был он в бла­го­че­стии и сла­ве, с на­став­ле­ни­я­ми ду­ше­по­лез­ны­ми, – го­во­рит­ся в «Сло­ве о жи­тии» Ди­мит­рия Иоан­но­ви­ча, – и с мла­ден­че­ских лет воз­лю­бил Бо­га. Еще юн был он го­да­ми, но ду­хов­ным пре­да­вал­ся де­лам, празд­ных бе­сед не вел, непри­стой­ных слов не лю­бил и зло­нрав­ных лю­дей из­бе­гал, а с доб­ро­де­тель­ны­ми все­гда бе­се­до­вал».

Подробнее...

31 Мая. Понедельник. Седмица 5-я по Пасхе Поста нет. Глас 4-й

preview 200 160 p1ajoi5ve24phe3f1jrl15lk9gk3

Святые отцы семи Вселенских Соборов

Память. мч. Феодо́та Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Теку́сы, Кла́вдии, Фаи́ны, Евфра́сии (Евфроси́нии), Матро́ны и Иу́лии (303);мчч. Петра, Диони́сия, Андре́я, Павла и мц. Христи́ны (249–251);прп. Макария Алтайского (1847).

Прав. Иоа́нна Кормянского, пресвитера (1917)Мчч. Симео́на, Исаа́ка и Вахти́сия (IV)мчч. Ира́клия, Павли́на и Венеди́мамчч. Дави́да и Тиричана (Тарича́на) отроков (693) (Груз.).

Св. Михаила Виноградова исп., пресвитера (1932)сщмч. Васи́лия Крылова, пресвитера (1942).

 

В этом празд­но­ва­нии со­бра­ны все семь стол­пов Церк­ви – семь Все­лен­ских Со­бо­ров.

На­ша Цер­ковь от­дель­но празд­ну­ет па­мять свя­тых от­цов каж­до­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра.

Семь Все­лен­ских Со­бо­ров – это ста­нов­ле­ние Церк­ви, её дог­ма­тов, опре­де­ле­ние ос­нов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. По­это­му очень важ­но, что в са­мых со­кро­вен­ных, дог­ма­ти­че­ских, за­ко­но­да­тель­ных во­про­сах Цер­ковь ни­ко­гда не бра­ла в выс­шие ав­то­ри­те­ты мне­ние од­но­го че­ло­ве­ка. Бы­ло опре­де­ле­но, и по сей день так и оста­ёт­ся, что ав­то­ри­те­том в Церк­ви счи­та­ет­ся со­бор­ный ра­зум Церк­ви.

Подробнее...

30 Мая. Воскресенье. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне Поста нет. Глас 4-й

Воскресное Богослужение. Божественная Литургия.

Преподобная Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская

 

Память. Апостола от 70-ти Андрони́ка и св. Иу́нии (Ю́нии) (I).

Прп. Евфроси́нии, в миру Евдоки́и, вел. кн. Московской (1407)Обре́тение мощей прмч. Адриа́на Ондрусовскогомчч. Солохо́на, Памфами́ра и Памфало́на воинов (284–305)свт. Стефа́на, патриарха Константинопольского (893).

 

 

29 Мая. Суббота. Седмица 4-я по Пасхе Поста нет. Глас 3-й

Преподобный Ефре́м Перекомский, Новгородский, игумен

 

Память. игумена, Новгородского чудотворца (1545).

Прпп. Кассиа́на (1537) и Лавре́нтия (1548) Комельскихсщмч. Алекса́ндра, епископа Иерусалимского (III)мчч. Ви́та, Моде́ста и мц. Криске́нтии питательницы (ок. 303)блж. отроковицы Му́зы Римляныни (V)Прпп. отцов, в Лавре св. Са́ввы убиенных (614)свт. Гео́ргия II, епископа Митиленского (IX)мч. Ву́кашина (1943) (Серб.)Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).

Прп. Фео́дора Освященного, игумена (368);

 

Пре­по­доб­ный Еф­рем Пе­ре­ком­ский, Нов­го­род­ский, ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1412 го­да в г. Ка­шине. В Свя­том Кре­ще­нии на­зван Ев­ста­фи­ем. Его ро­ди­те­ли, Сте­фан и Ан­на, про­жи­ва­ли неда­ле­ко от Ка­шин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Склон­ный к уеди­не­нию, Ев­ста­фий еще в юные го­ды оста­вил ро­ди­тель­ский дом и по­се­лил­ся в Ка­ля­зин­ской оби­те­ли во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Ро­ди­те­ли хо­те­ли воз­вра­тить сы­на до­мой, но он сам убе­дил их оста­вить мир и при­нять мо­на­ше­ство. Впо­след­ствии они и за­вер­ши­ли зем­ной путь в от­шель­ни­че­стве. Про­быв в оби­те­ли три го­да, Ев­ста­фий по чу­дес­но­му от­кро­ве­нию пе­ре­шел в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Сав­вы Ви­шер­ско­го (па­мять 1 ок­тяб­ря) и там в 1437 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Еф­рем. На­хо­дясь в оби­те­ли, пре­по­доб­ный Еф­рем по­лу­чил от­кро­ве­ние от Гос­по­да, по­веле­вав­ше­го ему уда­лить­ся в пу­стын­ное ме­сто. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­но­го Сав­вы, он в 1450 го­ду пе­ре­шел на озе­ро Иль­мень, к устью ре­ки Ве­рен­ды, и на бе­ре­гу ре­ки Чер­ной по­ста­вил кел­лию. Через неко­то­рое вре­мя к пре­по­доб­но­му Еф­ре­му при­шли ста­рец Фо­ма с дву­мя ино­ка­ми и по­се­ли­лись непо­да­ле­ку от его кел­лии. Со вре­ме­нем ста­ли со­би­рать­ся и дру­гие от­шель­ни­ки к но­вой оби­те­ли. По их прось­бе пре­по­доб­ный Еф­рем при­нял в Нов­го­ро­де от свя­ти­те­ля Ев­фи­мия († 1458; па­мять 11 мар­та) сан свя­щен­но­слу­жи­те­ля.

Подробнее...

Подкатегории