Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси
Память.
Прпп. Анато́лия Печерского, в Ближних пещерах (XII) и Анато́лия Печерского, затворника, в Дальних пещерах (XIII); блгвв. кнн. Васи́лия и Константина Ярославских (XIII); свт. Васи́лия, епископа Рязанского (1295); прпп. Иоа́нна и Ло́нгина Яренгских (1544–1545); блж. Иоа́нна, Христа ради юродивого, Московского (1589); прп. Никоди́ма Кожеезерского (1640); мчч. Диоми́да, Евла́мпия, Асклипиодо́та и мц. Голинду́хи (II); мчч. Мо́кия (Мокиана) и Марка (IV); прп. Алекса́ндра Константинопольского, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430); свт. Анато́лия, патриарха Константинопольского (458).
Сщмч. Анто́ния (Быстрова), архиепископа Архангельского (1931); Обре́тение мощей исп. Сильве́стра (Ольшевского), архиепископа Омского (2005). Мч. Иаки́нфа Римского (108);
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа", попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
Подробнее...
Положение Честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне (V)
Память.
Свт. Фо́тия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431); свт. Иувена́лия (Ювена́лия), патриарха Иерусалимского (ок. 458).
Икон Божией Матери: Пожайская (XVII); Феодотьевская (1487); Ахтырская (1739).
В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457–474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.
Подробнее...
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
Память. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290); Прославление свт. Софро́ния, епископа Иркутского (1918).
Сщмч. Тимофе́я Петропавловского, пресвитера, прмч. Ника́ндра (Прусака), иеромонаха (1918); прмч. Феоге́на (Козырева), архимандрита (1939); мч. Иоа́нна Демидова (1944).
Икон Божией Матери: Балыкинская (1711); Горбаневская (1786).
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом апостоле приведены в день его сугубой памяти.
Подробнее...
Утренне Богослужение.
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67)
Память.
Свт. Григо́рия, митрополита Ираклийского (1925); прп. Паи́сия Святогорца (1994).
Икона Божией Матери: Касперовская (1853–1855).
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI–XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Подробнее...
Воскресное Богослужение Божественная литургия
Икона Богородицы «Троеручица»
Память. Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоа́нна (412);прпп. Се́ргия и Ге́рмана, Валаамских чудотворцев (ок. 1353).
Прп. Ксенофо́нта Робейского, игумена (1262); прп. Павла врача; Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Санкт-Петербургских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); прмчч. Неофи́та, Ио́ны, Неофи́та, Ио́ны и Парфе́ния Липсийских (переходящее празднование в воскресенье после 10 июля).
Сщмч. Васи́лия Ситникова, диакона (1918); прмц. Севастиа́ны (Агеевой-Зуевой), монахини (1938); сщмч. Григо́рия Самарина, диакона (1940).
В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление.
Подробнее...
Память.
Прп. Сампсо́на Странноприимца (ок. 530); прав. Иоа́нны Мироносицы (I); Обре́тение мощей прп. Амвро́сия Оптинского (1998).
Прп. Серапио́на Кожеезерского (1611); прп. Севи́ра Валерийского (Италийского), пресвитера (VI); прп. Гео́ргия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.); прп. Ма́ртина Туровского (после 1146).
Сщмчч. Григория Никольского, Алекса́ндра Сидорова и Влади́мира Сергеева, пресвитеров (1918); сщмч. Петра Остроумова, пресвитера (1939).
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
Подробнее...
Икона Богородицы Тихвинская
Память. Прп. Дави́да Солунского (Фессалоникийского) (ок. 540).
Свт. Диони́сия, архиепископа Суздальского (1385); Обре́тение мощей прп. Ти́хона Луховского, Костромского чудотворца (1569); Перенесение мощей прп. Ни́ла Столобе́нского (1995); прп. Иоа́нна, епископа Готфского (VIII).
Сщмч. Гео́ргия Степанюка, пресвитера (1918).
Икон Божией Матери: Лиддская (Римская) (I); Нямецкая (1399); «Одигитрия» Седмиезерная (XVII).
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505–1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.
Подробнее...