Память.Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика Стефа́на, архидиакона (ок. 428), и обре́тение мощей правв. Никоди́ма, Гамалии́ла и сына его Ави́ва;блж. Васи́лия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).
Прп. Васи́лия Спасо-Кубенского (Каменского) (XV); сщмч. Стефа́на I, папы Римского, и иже с ним (257).
Мч. Афана́сия Жуланова (1918); прмч. Плато́на (Колегова), иеромонаха (1937).
Икона Божией Матери: Ачаирская (XXI).
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания», ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
Подробнее...Утренние Богослужение с малым Освещением Воды.
Память. Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).Семи мучеников Маккавеев: Ави́ма, Антони́на, Гу́рия, Елеаза́ра, Евсево́на, Али́ма и Марке́лла, матери их мц. Соломо́нии (Саломи́и) и учителя их мч. Елеаза́ра (166 г. до Р. Х.).
Обретение мощей прп. Софи́и Суздальской (1995); мчч. в Пергии Памфилийской: Лео́нтия, А́ттия, Алекса́ндра, Кинде́я, Минсифе́я, Кириа́ка, Минео́на, Кату́на и Евкле́я (III).
Сщмч. Дими́трия Павского, пресвитера (1937
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Подробнее...
ПамятьПредпразднствоИзнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (IX).
Мц. Иули́тты Кесарийской (Каппадокийской) (304–305); свт. Ге́рмана Осе́рского, епископа (448); прмч. Диони́сия Ватопедского (1822).
Сщмч. Вениами́на (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним прмч. Се́ргия (Шеина), архимандрита и мчч. Ю́рия Новицкого и Иоа́нна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Влади́мира Холодковского, пресвитера (1937); сщмч. Иоа́нна Румянцева, исп. Константина Разумова, пресвитеров, мц. Анны Серовой и исп. Елисаве́ты Румянцевой (после 1937).
Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия), жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829–842). Он был сыном благочестивых христиан Василия и Евдокии, знатных родом и известных императору. Праведная жизнь святого Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. За добродетельную жизнь император назначил святого Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.
Своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла.
Подробнее...
память.Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на, Криске́нта, Епене́та и Андрони́ка (I);мч. Иоа́нна Воина (IV);прп. Анато́лия II Оптинского, Младшего (1922).
Обре́тение мощей прп. Ге́рмана Соловецкого (1484); сщмчч. Полихро́ния, епископа Вавилонского, Парме́ния, Ели́мы и Хрисоте́ля, пресвитеров, Луки́ и Му́ко, диаконов, мчч. Авдо́на и Се́нниса, князей Персидских, и мчч. Оли́мпия и Максима (ок. 251); сщмч. Валенти́на (Уаленти́на) Интерамского (Италийского), епископа, и трех учеников его мчч. Про́кула, Ефи́ва и Аполло́ния и прав. Аву́ндия (ок. 273); Собор Самарских святых; блж. Ангели́ны, деспотисы Сербской (ок.1520).
Сщмч. Иоа́нна Плотникова, диакона (1918).
Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, «начальствующим между братиями» (Деян.15,22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян.15,20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.
Подробнее...
Память.Мч. Каллини́ка Киликийского (III–IV);рождество свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (ок. 270).
Прпп. Константина и Космы́ Косинских, Старорусских (XIII); мч. Дании́ла Черкасского (1776); мц. Серафи́мы девы (117–138); мц. Феодо́тии и трех чад ее (304); свт. Лупа Труаского, епископа (479); прмч. Михаила Савваита черноризца (IX); мч. Евста́фия Мцхетского (589) (Груз.).
Прмчч. Серафи́ма (Богословского) и Феогно́ста (Пивоварова), иеромонахов (1921); прмч. Анато́лия (Смирнова), иеромонаха (после 1930); сщмч. Алекси́я Красновского, пресвитера, и прмч. Пахо́мия (Русина), иеромонаха (1938).
Благословен Бог, даровавший нам предивное сокровище – ангелоподобного Николая. Заступничеством и милосердием этого великого светоча евангельского сияния, от края до края освятившего вселенную, весь православный мир устремился к Вечной Жизни. Избранник Божий Николай стал вершиной всех добродетелей, поднятой до райской высоты. С кем из величайших праведников не сравнялся святитель Николай образом духовной красоты, кому из них не последовал в своих деяниях и чудотворениях? Всеблаженный Николай был кроток, как Моисей, мужественен, как Давид, славен простотой нрава, как Иаков. Словно Ной, он спасал стадо Господне в новом ковчеге от потопа ересей.
Подробнее...
Паиять.Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.).Апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Тимо́на и Парме́на диаконов (I);свт. Питири́ма, епископа Тамбовского (1698);Собор Тамбовских святых.
Прп. Моисе́я, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); мчч. Иулиа́на (II), Евста́фия (ок. 316) и Ака́кия (ок. 321); прп. Павла Ксиропотамского (820).
Сщмч. Николая Пономарева, диакона (1918); прмч. Васи́лия (Эрекаева), иеромонаха, прмцц. Анастаси́и (Камаевой) и Елены (Асташикиной), монахинь, мчч. Аре́фы Ерёмкина, Иоа́нна Ломакина, Иоа́нна Сельманова, Иоа́нна Милёшкина и мц. Ма́вры Моисеевой (1937).
Икон Божией Матери: Гребневская (1380); «Умиление» Серафимо-Дивеевская (1885); «Одигитрия» Устюженская (1290); «Одигитрия» Выдропусская (XV); «Одигитрия» Христофоровская (XVI); «Одигитрия» Супрасльская (XVI); «Одигитрия» Югская (1615); Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская) (1624); «Одигитрия» Шуйская (1654–1655); «Одигитрия» Костромская (1672); «Одигитрия» Седмиезерная (XVII); «Одигитрия» Сергиевская (в Лавре) (1730).
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Подробнее...
Воскресное Богослужение.Божественная Литургия.
Память.Вмч. и целителя Пантелеи́мона (305); прп. Ге́рмана Аляскинского (1837).
Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392); свт. Иоаса́фа, митрополита Московского и всея России (1555); прп. Анфи́сы Мантинейской, игумении, и 90 сестер ее (VIII); равноапп. Кли́мента, архиепископа Охридского (916), Нау́ма, Са́ввы, Гора́зда, епископа, и Ангеля́ра (Болг.); Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 10 августа).
Сщмчч. Амвро́сия (Гудко), епископа Сарапульского, Плато́на Горных и Пантелеи́мона Богоявленского, пресвитеров (1918); сщмч. Иоа́нна Соловьева, пресвитера (1941).
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284–305), который захотел оставить его придворным врачом.
Подробнее...
память.Сщмчч. Ермола́я, Ерми́ппа и Ермокра́та, пресвитеров Никомидийских (ок. 305).
Прп. Моисе́я Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043); прмц. Параске́вы Римской (138–161).
Сщмч. Се́ргия Стрельникова, пресвитера (1937).
Преподобномученица Параскева была единственной дочерью родителей-христиан и с молодых лет посвятила себя Богу. Живя в родительском доме, она много времени уделяла молитве и изучению Священного Писания. После смерти родителей святая Параскева раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство.
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"