память.Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на, Криске́нта, Епене́та и Андрони́ка (I);мч. Иоа́нна Воина (IV);прп. Анато́лия II Оптинского, Младшего (1922).
Обре́тение мощей прп. Ге́рмана Соловецкого (1484); сщмчч. Полихро́ния, епископа Вавилонского, Парме́ния, Ели́мы и Хрисоте́ля, пресвитеров, Луки́ и Му́ко, диаконов, мчч. Авдо́на и Се́нниса, князей Персидских, и мчч. Оли́мпия и Максима (ок. 251); сщмч. Валенти́на (Уаленти́на) Интерамского (Италийского), епископа, и трех учеников его мчч. Про́кула, Ефи́ва и Аполло́ния и прав. Аву́ндия (ок. 273); Собор Самарских святых; блж. Ангели́ны, деспотисы Сербской (ок.1520).
Сщмч. Иоа́нна Плотникова, диакона (1918).
Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, «начальствующим между братиями» (Деян.15,22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян.15,20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.
В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.
Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.
В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.
Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В 1-м Соборном Послании святой апостол Петр упоминает о нем: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1Пет.5,12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.
О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м Послании к Тимофею (2Тим.4,10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98–117).
Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В Послании к Римлянам (Рим.16,5) святой апостол Павел пишет: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». В том же Послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим.16,7). Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).
См. также: «Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Лик пяточи́сленный апо́стол Христо́вых пе́сньми восхва́лим,/ Си́лу, Силуа́на, Криске́нта, Андрони́ка со Епене́том,/ си́и бо и́дольскую лесть обличи́ша/ и, неве́рныя в ве́ру улови́вше,// мо́лят непреста́нно о всех, па́мять их велича́ющих.
Перевод: Восхвалим песнопениями собрание пяти Христовых апостолов: Силу, Силуана, Крискента, Андроника и Епенета, ибо они, обличив идольское коварство и неверующих обратив в веру, молят не переставая обо всех, прославляющих их память.
Ло́зие яви́стеся Христо́ва виногра́да,/ гро́здие принося́ще, му́дрии, в доброде́телех,/ вино́ нам спасе́ния источа́юще,/ е́же прие́млюще, весе́лия исполня́емся,/ пра́зднующе всечестну́ю ва́шу па́мять,/ в ню́же моли́теся о оставле́нии грехо́в на́ших,// Госпо́дни апо́столи.
Перевод: Вы явились лозами Христова виноградника, приносящими грозди добродетелей, мудрые, источающие нам вино спасения, принимая которое мы наполняемся радости, празднуя почитаемый всеми день памяти вашей, в который молитесь об оставлении грехов наших, апостолы Господни.