5 Матра 2020 года память.Великий канон Андрея Критского.
Прп. Тимофе́я в Симво́лех (795); свт. Евста́фия, архиепископа Антиохийского (337).
Свт. Гео́ргия, епископа Амастридского (802–811).
Сщмчч. Алекса́ндра Вислянского, Дании́ла Алферова и Григо́рия Хлебунова, пресвитеров (1930); сщмчч. Константи́на Пятикрестовского, пресвитера, Па́вла Широкогорова, диакона (1938); мц. О́льги Кошелевой(1939).
Ирмос: Помо́щник и Покрови́тель бысть мне во спасе́ние, Сей мой Бог, и просла́влю Его́, Бог отца́ моего́, и вознесу́ Его́: сла́вно бо просла́вися.
[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. – Перевод Н.И. Кедрова] (Исх.15:1-2)
Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Подробнее...4 Марта 2020 года состоялась утренние Богослужение Литургия Преждеосвященных Даров память. Прп. Льва́, епископа Катанского (ок. 780);прмчч. Валаамских: Ти́та, Ти́хона, Гела́сия, Се́ргия, Варлаа́ма, Са́ввы, Ко́нона, Сильве́стра, Киприа́на, Пи́мена, Иоа́нна, Само́на, Ио́ны, Дави́да, Корни́лия, Ни́фонта, Афана́сия, Серапио́на, Варлаа́ма, Афана́сия, Анто́ния, Луки́, Лео́нтия, Фомы́, Диони́сия, Фили́ппа, Игна́тия, Васи́лия, Пахо́мия, Васи́лия, Фео́фила, Иоа́нна, Фео́дора, Иоа́нна (1578).
Блгв. кн. Яросла́ва Мудрого (1054); прп. Агафо́на Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); прмч. Корни́лия Псково-Печерского, игумена (1570); сщмч. Садо́ка, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342–344); прп. Агафо́на, папы Римского (682).
Сщмч. Никола́я (Розова), пресвитера (1938).
Великое повечерие. Великий канон Андрея Критского.
Ирмос: Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние, Сей мой Бог, и просла́влю Его́, Бог отца́ моего́, и вознесу́ Его́: сла́вно бо просла́вися.
[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. – Перевод Н.И. Кедрова] (Исх.15:1-2)
Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Подробнее...3 Марта 2020 года память. Апп. от 70-ти Архи́ппа, Филимо́на и мц. равноап. А́пфии (I);прп. Фео́дора Санаксарского (1791).
Мчч. Макси́ма, Феодо́та, Иси́хия и мц. Асклипиодо́ты (305–311); прпп. Евге́ния и Мака́рия испп., пресвитеров Антиохийских (363); прп. Досифе́я Палестинского (VII), ученика прп. аввы Дорофе́я; прп. Раву́лы Самосатского (ок. 530).
Ирмос: Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние, Сей мой Бог, и просла́влю Его́, Бог отца́ моего́, и вознесу́ Его́: сла́вно бо просла́вися.
[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. – Перевод Н.И. Кедрова] (Исх.15:1-2)
Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Подробнее...2 Марта 2020 года память.Великий канон Андрея Критского.
Свт. Льва I, папы Римского (461).
Прп. Космы́ Яхромского (1492); свт. Агапи́та исп., епископа Синадского (Фригийского) (IV); свт. Флавиа́на исп., патриарха Цареградского (449–450).
Исп. Влади́мира (Терентьева), игумена (1933).
Ирмос: Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние, Сей мой Бог, и просла́влю Его́, Бог отца́ моего́, и вознесу́ Его́: сла́вно бо просла́вися.
[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе. – Перевод Н.И. Кедрова] (Исх.15:1-2)
Подробнее...1 Марта 2020 года воскресное Богослужение БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ,СОСТОЯЛАСЬ ВЕЧЕРНЯЯ СЛУЖБА С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ .ПАМЯТЬ.Вмч. Фео́дора Ти́рона (ок. 306);сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).
Прп. Фео́дора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прав. Мариа́мны (Мари́и), сестры апостола от 12-ти Фили́ппа (I); Обре́тение мощей мч. Ми́ны Калликелада (867–889).
Сщмчч. Михаи́ла Никологорского и Па́вла Косминкова, пресвитеров (1938); мц.
Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.
После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.
Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.
Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Их можно услышать и в наше время. Они ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.
Подробнее...29 Февраля 2020 года память.Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы); Мчч. Памфи́ла, пресвитера, Вале́нта (Уале́нта), диакона, Па́вла, Порфи́рия, Селе́вкия, Феоду́ла, Иулиа́на, Самуи́ла, Илии́, Дании́ла, Иереми́и, Иса́ии (307–309);свт. Мака́рия (Невского), митрополита Московского и Коломенского (1926).
Мучеников Персидских в Мартирополе (IV); прп. Мару́фа, епископа Месопотамского (422).
Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы.
Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
Подробнее...28 Февраля 2020 года память. Прп. Пафну́тия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII);прпп. Пафну́тия и дщери егоЕвфроси́нии Александрийской (V);прп. Евсе́вия, пустынника Сирийского (V);прп. Анфи́ма Хиосского (1960).
Сщмчч. Михаи́ла Пятаева и Иоа́нна Куминова, пресвитеров (1930); сщмчч. Никола́я Морковина, Алекси́я Никитского, Алекси́я Смирнова, пресвитеров, Симео́на Кулямина, диакона, прмч. Па́вла (Козлова), иеромонаха и прмц. Софи́и Селивестровой, послушницы (1938).
Икон Божией Матери: Виленская (перенесение в Вильно в 1495 г.); Далматская (1646); Венская.
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Подробнее...27 февраля 2020 года память.Прп. Авксе́нтия Вифинского (ок. 470);равноап. Кирилла, учителя Словенского (869).
Прп. Исаа́кия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090); 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI); перенесение мощей блгв. кн. Михаи́ла Черниговского и боярина его мч. Фео́дора, чудотворцев (1578); прп. Маро́на, пустынника Сирийского (IV); свт. Авраа́мия, епископа Каррийского (V); прп. Иларио́на Грузина, Святогорца, иеросхимонаха (1864) (Груз.); прп. Ши́о (Симео́на) Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).
Сщмч. Павла Дернова, пресвитера и сыновей его, мчч. Бори́са, Григо́рия и Симео́на (1918); сщмч. Они́сима (Пылаева), епископа Тульского (1937); сщмч. Три́фона Родонежского, диакона (1938).
Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия к бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно частично уразуметь и познать Того, Кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо «по величию и красоте созданий познается размышлением и Создатель их», Которого воспевают Ангелы Трисвятым гласом и мы, все правоверные, славим во Святой Троице, иначе говоря, в Отце, Сыне и Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что можно назвать тремя лицами, но в одном Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени и года, выше всякого разума и духовного понимания Отец сам родил Сына, как говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рождает Меня». И в Евангелии сказало само Божие Слово пречистыми устами, воплотившись на будущие времена ради нашего спасения: «Я в Отце, и Отец во Мне». От того же Отца и Святой Дух исходит, как сказал сам Сын Божиим Словом: «Дух истины, Который от Отца исходит».
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"