17 Февраля 2020 года память.Прп. Иси́дора Пелусиотского (ок. 436–440);блгв. кн. Гео́ргия (Ю́рия) Всеволодовича Владимирского (1238);прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1532).
Прпп. Авраа́мия и Ко́прия Печенгских, Вологодских (XV); мч. Иадо́ра (III); сщмч. Авраа́мия, епископа Арвильского (ок. 344–347); исп. Николая, игумена Студийского (868).
Сщмч. Мефо́дия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921); сщмчч. Евста́фия Сокольского, Иоа́нна Артоболевского, Алекса́ндра Минервина, Се́ргия Соловьева, Иоа́нна Алешковского, Алекса́ндра Соколова, Николая Кандаурова, Алекси́я Княжеского, Николая Голышева, Алекси́я Шарова, Алекса́ндра Покровского, Арка́дия Лобцова, Бори́са Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алекси́я Лебедева, Андре́я Беднова, Дими́трия Кедроливанского, Иоа́нна Тихомирова, Петра Соколова, пресвитеров, прмчч. Серафи́ма (Вавилова), архидиакона, Феодо́сия (Бобкова), иеромонаха, прмцц. Рафаи́лы (Вишняковой), схимонахини, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной, послушниц и мчч. Иоа́нна Шувалова, Васи́лия Иванова, Дими́трия Ильинского, Фео́дора Пальшкова и Дими́трия Казамацкого (1938).
еподобный Кирилл родился во второй половине XV века в городе Галиче от богатых и благородных родителей, отличавшихся благочестием и христианскими добродетелями. Рождению его предшествовало чудесное предзнаменование, указывавшее на его необычайную судьбу. Однажды, когда преподобный Кирилл находился еще во чреве матери, последняя во время Божественной службы услышала его голос, трижды возгласивший: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его!» Пораженная ужасом мать не поняла значения этого события и сохранила его до времени в тайне от всех.
Уже в юных летах святой Кирилл оказался настолько зрелым духовно, что из всех представлявшихся ему путей жизни без колебания выбрал путь иночества. Будучи всего 15 лет от роду, он решил тайно уйти из дома в обитель преподобного Корнилия Комельского, так как много слышал о ней и образе жизни ее братии от своих родителей. Помолясь Богу, он с радостью отправился в путь, не взяв с собою ничего, кроме той одежды, которая была на нем. Обитель отстояла от города Галича верстах в 80-ти. Пройдя 15 верст, он встретил благообразного старца с белыми волосами и бородой. Вид старца так подействовал на юношу, что он в слезах и с какой-то радостью бросился к ногам незнакомца, прося у него благословения. Старец поднял его и сказал: «Мир тебе, чадо, и благословение! Откуда ты и куда идешь, и чего ищешь от нищего и убогого старца?»
Кирилл рассказал ему, как он захотел быть иноком и тайно ушел от своих родителей. Старец одобрил его и спросил, где именно он думает иметь пребывание.
«Прости меня, отче, – отвечал Кирилл, – я думал об обители преподобного Корнилия, если на то будет воля Божия и Богоматери».
Старец восхвалил Бога, вложившего в сердце юноши это намерение, и предложил идти вместе с собою, назвавшись иноком Комельской обители, возвращавшимся в монастырь по исполнении возложенного на него поручения. На второй день пути, проведенного путниками в посте и молитве, стал виден монастырь. Старец наставил юношу от Божественных Писаний и, помолясь, указал ему на монастырь: «Видишь ли, чадо, монастырь сей? Иди скоро к блаженному Корнилию, я буду тебе помощником и умолю блаженного Корнилия, да будешь благодатью Христовой инок».
Когда Кирилл стал у ног его просить благословения и молитв, старец сказал: «Встань, чадо! Бог, Творец всяческих, да благословит тебя и сподобит тебя великого Ангельского образа, и да будешь ты сосуд избран Святаго Духа».
Вслед за сим старец сделался невидим, и Кирилл понял, что это было Божие посещение.
Приблизясь к монастырю, Кирилл встретил иноков у ворот обители и спросил игумена. Упав в ноги преподобному Корнилию, он со слезами молил принять его в монастырь. Проницательный Корнилий сразу прозрел в этом смиренном юноше будущего подвижника, но, обратив внимание на его лета, сказал:
«О, чадо! Видишь ли, как много здесь скорбей и подвигов, ты же юн, не достиг еще совершенного возраста и, как думаю, не можешь переносить труда, какой тебе здесь предлежит». «Отче святый! – ответил Кирилл. – Так как Сам Провидец Бог, хотящий всем людям спастись чрез Него и в разум истины прийти, привел меня ко твоей святыне, хотя моего спасения, то все, что ты велишь мне делать, я буду исполнять, только спаси меня грешного». «Благословен Бог, чадо, укрепивший тебя в этом намерении, – сказал игумен. – Отселе буди служа братии со всяким смирением, терпением и послушанием». После этого юноша был пострижен с именем Кирилл.
Достигнув исполнения своего заветного желания, молодой инок весь предался Богу. Дни он проводил в постоянных трудах, а по ночам, отгоняя сон, молился и славословил Господа. Его труды, воздержание, смирение и послушание возбуждали удивление братии и даже самого преподобного Корнилия. Все радовались, что он находится среди них, и у всех на устах были его подвиги.
Между тем родители преподобного Кирилла безуспешно искали его в Галиче и соседних селах и городах и уже оплакивали его как умершего. Несмотря на то, что ими была объявлена награда за извещение о сыне, много лет до них не доходило о нем никакой вести. Наконец, случайно от одного старца Корнилиева монастыря, зашедшего в их дом, они узнали о местопребывании Кирилла и о его добродетельной жизни. Мать его вспомнила при этом и рассказала бывшее ей предзнаменование о высокой судьбе сына и сама изъявила намерение последовать его примеру и принять пострижение. По ее совету муж ее с дарами отправился в монастырь, чтобы увидеть сына и убедиться в том, что он жив.
Прибыв в Комельский монастырь, отец Кирилла получил от иноков подтверждение вести, принесенной ранее старцем. Явившись к игумену, он скрыл цель своего прибытия и просто объявил, что пришел в обитель с намерением помолиться и принять благословение у славного подвижника.
«Бог да изочтет стопы твоя, и да не вотще труд твой будет», – ответил ему Корнилий.
На дальнейшие расспросы игумена он добавил, что пришел из Галича и принес с собою часть имения для раздачи братии. Преподобный разрешил раздачу милостыни и отпустил его в монастырскую гостиницу. Когда началась Божественная служба и все иноки заняли свои места, отец Кирилла вошел в храм, принял благословение у игумена и обошел всю братию, подавая милостыню каждому отдельно, но не мог узнать своего сына. Кирилл же сразу узнал отца и, получив деньги, вышел из храма и отдал милостыню нищим. Возвратившись после службы в свою келлию, Кирилл упал на колени перед образом Богоматери и стал молиться: «О Всемилостивейшая Госпоже Богородице Дево! Ты упование наше и покров и прибежище всем христианам. Потому и я грешный на Тя надеюся. Молися, Госпоже, Сыну Своему и Богу нашему за родителей моих, да не отлучены будут вечныя жизни, и да сподобит их восприяти благой ярем свой, иноческий образ, да причтены будут избранному стаду».
Молитва его была услышана. Не видя среди иноков своего сына, отец Кирилла пришел в отчаяние. На другой день, когда он со слезами молился в храме, его увидел преподобный Корнилий, призвал к себе и сказал: «Чадо! Поведай мне о своих скорбях, что тяготят душу, да мною грешным подаст Бог тебе облегчение. Ибо нет пользы предаваться безмерной печали, но подобает смириться пред Богом, когда пришла скорбь. Не предавай душу свою печали, ибо она уничтожает мужество духа, как моль в ризе и червь в дереве, так и печаль в человеке».
Отец Кирилла рассказал все, что утаивал ранее. Узнав, что он пришел только для того, чтобы увидеть сына, игумен сказал: «Если ты столь длинный путь сделал для этого, то посмотри на того, кого ты желаешь видеть».
Услышав эти слова, отец Кирилла обрадовался, так как понял, что сын его найден, и стал ждать следующего дня в монастырской странноприимной.
Преподобный Кирилл, извещенный игуменом о желании своего родителя, глубоко опечалился, что не мог совершенно утаиться от родных. Только уступая советам настоятеля, которого не хотел ослушаться, он вышел к отцу. Тот едва мог узнать сына – так велика была перемена во внешнем его виде от постоянного воздержания и многих трудов. Преподобный на коленях испросил у плачущего отца прощения и благословения. Затем он стал говорить, что ушел от мира, возненавидел все суетное, оставив временное для вечного, и что не хочет отвлекаться от небесного. Неожиданно отец объявил, что и он желает постричься и жить вместе с сыном в одной обители. Это намерение сильно обрадовало Кирилла. Он поспешил к преподобному Корнилию с ходатайством за отца, и тот, лично испытав последнего, велел постричь его с именем Варсонофия. Игумен сам наставил нового инока в иноческой жизни, а для дальнейшего попечения поручил его Кириллу. Кирилл принял своего отца как Ангела Божия. Восемь дней спустя было получено известие, что скончалась мать преподобного Кирилла, которая также приняла иноческий образ с именем Елены. Кирилл велел слугам из дома своего отца раздать все имение нищим и отпустить на волю всех рабов.
Отец преподобного Кирилла скончался через три года после пострижения. Оплакав его, Кирилл сказал самому себе: «И я смертен» – и усугубил свои подвиги. Он усердно трудился в поварне, пекарне и исполнял все другие монастырские работы, с благоговением стоял в храме, имел совершенное повиновение не только игумену, но и всей братии, изнурял себя постом, упражнялся во бдении и молитве, днем и ночью читал в келлии Слово Божие и жития святых, пел псалмы и беспрестанно источал обильные слезы, вспоминая о смертном часе. Его духовная зрелость была признана всей братией и, казалось, готовила ему высокую участь в монастыре. Но преподобный Кирилл, оградив себя кротостью и смирением, не имел на земле другой заботы, кроме заботы об угождении Богу. Движимый стремлением все к большему и большему совершенству, он задумал покинуть общежитие и поселиться в пустыне. Получив одобрение своего намерения от преподобного игумена, Кирилл помолился и вышел тайно из монастыря в одной рваной одежде.
Он пошел на север, к океану. Там, обходя все Поморье, скитаясь в пустынях, горах и лесах, питаясь грибами, травой и сосновой корой, видя более зверей, чем людей, провел он много лет. Покинув север, он обошел подмосковные страны и доходил до Новгорода и Псковской области, везде посещая святые места. Нигде он не заходил в мирские дома и не принимал подаяния, за исключением небольшого количества пищи. Днем странствовал по улицам, а ночи проводил в молитве и пении псалмов. В храмы приходил к началу пения и с точностью исполнял церковные уставы. Ходил в заплатанной одежде и босой, страдая от мороза, солнца, дождя, комаров и других насекомых, и изнурял себя постом и жаждою. Не довольствуясь, однако, этим, он захотел для большего удобства подвигов избрать себе для пребывания одно определенное место. Став на молитву, он просил указаний у Спасителя и Богоматери и вдруг услышал голос с неба: «О, блаженне Кирилле, возлюбленниче Мой! Ты уже совершил все доброе, сохранил заповеди Мои и прошел тесный и прискорбный путь. Ныне иди к Белоозеру – там уготовано тебе место, в котором ты можешь спастись». Вместе с этим яркий свет блеснул к стороне Белоозера. Преподобный Кирилл пошел в этом направлении и, достигнув Тихвинского монастыря, провел трое суток в молитве на паперти монастырского храма. Когда утомленный бдением он задремал, во сне ему явилась Богоматерь и сказала: «Угодниче Пресвятыя Троицы, рабе Мой Кирилле, ступай к востоку, к Белоозеру, и явит тебе Господь, Сын мой и Бог, покой старости твоей».
Взяв с собою икону Тихвинской Божией Матери, преподобный Кирилл отправился в путь, достиг Белозерского уезда, миновал Андоезеро и взошел вблизи Нового озера на Кобылину гору. Осмотревшись здесь, он увидел в восточной части Нового озера красивый местный островок и в нем огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Это был Красный остров, принадлежавший крестьянам соседней деревни Шиднем – Дию, Григорию и Давиду. Кирилл пошел на остров и на восточной его стороне нашел большую ель. Пригнув ветви дерева к земле, он устроил род хижины и поселился в ней в 1517 году, 4 марта, на память «преподобнаго Герасима, иже на Иордани». В первую ночь ему явился Ангел в образе мужа в белых ризах и возвестил, что Красный остров назначен ему Господом для упокоения. На другой день он отправился в деревню Шиднем и испросил у Дия, Григория и Давида разрешения поселиться на острове.
Поселившись на Красном острове, преподобный Кирилл своими руками построил себе небольшую келлию и рядом с нею келлию для собирающейся братии. В следующем, 1518 году он построил две небольшие церкви во имя Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы Одигитрии и, получив посвящение, стал непрерывно совершать Божественную службу. Постепенно обитель наполнялась иноками и устраивалась. Среди первых учеников преподобного известен Дионисий. Преподобный Кирилл сам строил дома для монастырских служб, рубил лес, пахал землю и садил овощи. Являлись благотворители, дававшие обители средства и припасы и тем обеспечивавшие ее существование. Великий князь Василий Иоаннович пожаловал на прокормление обители деревни Кобылино и Шиднем, князь Иван Васильевич Пеньков выдал грамоту о ежегодной даче от своего дома монастырю по 40 мер жита, 20 пудов соли, 2 пуда масла и по 20 кругов сыра. Случайные посетители монастыря, приходившие к преподобному Кириллу, приносили обители более или менее значительную милостыню. С самого начала, как видно из обстоятельств жизни преподобного, монастырь пользовался рыбной ловлей в озере и был действительным собственником острова.
Трудясь над устройством монастыря, преподобный Кирилл немало перенес затруднений и испытаний. Так, в самом начале часто приезжали рыболовы, которые притесняли и оскорбляли подвижника. Их вражде святой противопоставил терпение и кротость. «Зачем, – говорил он, – скорби многие и пакости наносите мне, люди? Это бесовское научение».
Однажды на остров явилась разбойничья шайка некоего Ивана и с угрозами стала требовать у подвижника деньги. Преподобный грозно сказал грабителям: «Любимые дети, рабы и угодники отца вашего диавола! Зачем пришли вы ко мне на остров?» Затем он сообщил им, что все его имущество находится в келлии. Один разбойник вошел в келлию и начал громко призывать на помощь, крича, что его бьют два юноши. Но товарищи не могли подать ему помощи, так как сами внезапно лишились зрения. Разбойники пришли в ужас и стали молить о прощении и исцелении, обещая не возвращаться более на остров. По молитве преподобного Кирилла зрение было им возвращено.
Другой раз Евдоким, крестьянин из окрестностей обители, тайно пришел на остров и нарезал лип. Переправляя лес на лодке к другому берегу, Евдоким опрокинулся с лодкою и стал тонуть. Старец Кириак, увидев его в опасности, поспешил к преподобному. Взяв в руки крест, преподобный прибежал к берегу и оградил погибавшего крестным знамением. Тотчас Евдоким схватился за судно, а поднявшийся по молитве преподобного Кирилла ветер прибил его с судном к берегу. Простив раскаявшегося грешника, Кирилл запретил ему на будущее время рубить лес на острове. С тех пор Евдоким питал глубокую веру в преподобного и часто приходил к нему за благословением.
После того какие-то злые люди украли колокола у церкви Воскресения Христова. Возвращаясь домой, похитители не могли найти дороги и, долго проблуждав по лесу, вновь очутились на берегу озера, прямо против острова. В это время, как бы случайно, их увидел преподобный Кирилл и велел перевезти их на остров. Вместе с ними перенесены были и колокола в кошмах, т. е. в войлоках (вероятно, завернутые, чтобы скрыть похищение). Когда подвижник стал их спрашивать, для чего принесли они колокола, похитившие их упали в ноги и просили о помиловании. Подняв их, преподобный сказал им кротко: «Дети! Похищая чужое, никто еще не обогащался, но многие теряли свое».
От стыда и страха виновные не могли ни говорить, ни смотреть на святого. Запретив им поступать так впредь, Кирилл велел накормить их и отпустить с миром.
В личной своей жизни святой Кирилл не оставлял прежних духовных подвигов и прилагал к ним много трудов, служа во всем образцом братии. Он уже явно для всех достиг вершины добродетелей, где не могли его поколебать никакие искушения. Однажды какая-то женщина из окрестностей озера попыталась склонить его на грех. С бесстыдством она вошла в его келлию в то время, когда он молился, готовясь к службе. Но, увидев чудесное сияние, исходившее от его лица, она содрогнулась от ужаса и стала кричать как бы от боли.
На вопрос блаженного, для чего она пришла к нему, женщина сказала, что она только хотела попросить огня. Преподобный обличил ее перед всей братией и привел к раскаянию. Последствием этого случая было то, что преподобный Кирилл запретил женщинам приходить на остров.
Слух о добродетельной жизни преподобного Кирилла привлек к нему много посетителей, часто издалека приходивших к нему за благословением, молитвой или духовным наставлением. Он всех принимал с радостью. В самом начале его пребывания на Красном острове преподобный Александр Свирский прислал к нему своего старца Никифора в доказательство своей духовной любви и общения. Старец Никифор пришел на берег озера через два часа по заходе солнца, в то время, когда Кирилл стоял на обычном своем правиле в келлии. Читая кондак Богородице «О, Всепетая Мати», преподобный вострепетал сердцем и почувствовал присутствие старца на берегу. Окончив молитвы, он переехал в челне на северную сторону и увидел путника, уснувшего на камне. Сильный свет с неба разбудил старца, и после взаимных приветствий оба подвижника переехали на остров. Беседуя со старцем, преподобный Кирилл выражал радость по поводу общения с ним преподобного Александра и удивлялся терпению своего собеседника, носившего тяжелые вериги. По уходе посетителя святой поставил крест на том месте, где был замечен свет с неба.
Благодать Божия, изобильно почившая на преподобном Кирилле, открывалась и посторонним. В один Великий Четверг старец обители Дионисий видел преподобного Кирилла совершающим литургию в служении диакона. Все братия приходили и приобщались Святых Таин. После службы Дионисий не видел более диакона, и когда спросил о нем преподобного, то получил в ответ: «Чадо Дионисие! Судеб Божиих не испытуй и до отшествия моего к Богу не сообщай никому, что тебе открыл Господь, духовной радости Податель».
Диакон Николай из города Белозерска, очень почитавший преподобного Кирилла, пришел к нему за благословением. Увидев его, преподобный сказал: «Чего ради, чадо, пришел ко мне, нищему и убогому старцу, и какой утехи ищешь у меня в пустыни? Иди скоро в дом свой и увидишь младенца мужского пола, лежащего с матерью, и будешь иметь утеху сердцу своему».
Николай, никогда не имевший и не ожидавший детей, сначала не поверил этому, так как при его уходе из дома ничего не предвещало подобного события, но возвратившись в город, он нашел все так, как сказал блаженный.
Преподобному Кириллу привели женщину, по имени Анна, уже два года не видевшую одним глазом. Помолившись о больной, преподобный окропил ее глаз святой водой, и она стала видеть. Многих других слепых, являвшихся в обитель, он исцелял, помазывая маслом во имя Иисуса Христа.
Князь Иоанн Васильевич Пеньков с Кубены, особенно чтивший икону Тихвинской Божией Матери, ежегодно жертвовавший Тихвинскому монастырю деньги, свечи и ладан, тяжко заболел. Не видя облегчения, он стал усердно молиться пред иконой Богоматери о даровании ему исцеления. После молитвы ему явился во сне преподобный Кирилл и сказал: «Иди с миром в Тихвин и оттуда в мою пустынь, и молитвами Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла Белого получишь исцеление от своей злой болезни».
Прибыв в монастырь на Новом озере, князь сразу узнал преподобного Кирилла и упал к ногам его, называя своим целителем. Он рассказал преподобному и братии все с ним случившееся и просил святого отслужить ему литургию и молебен с водосвятием. Был великий мороз, и никто не мог стоять при служении (в то время церкви не отоплялись). Преподобный же Кирилл служил в разорванной ризе и босой. Князь, выпив святой воды, совершенно выздоровел. Тогда же он собственноручно написал грамоту о ежегодной выдаче обители святого Кирилла разных припасов и, одарив обитель щедрой милостыней, приняв предложенную ему святым Кириллом монастырскую трапезу, отправился в обратный путь.
Новгородский купец Феодор по дороге в город напился воды в речке Колпе и сделался бесноватым. Товарищи должны были связать его железными путами и с большим трудом привели к преподобному Кириллу. Помолившись над больным, святой оградил его крестным знамением, окропил святой водой, и Феодор стал здоров.
1532 год был последним годом жизни преподобного Кирилла. Почувствовав приближение смерти, он призвал братию и сказал: «Уже приближается конец мой, братия. Я отхожу от этой жизни и предаю вас в руки Божии, да сохранит Он вас и утвердит в любви Своей. Я только телом ухожу от вас, духом же буду с вами. Да будет вам известно, что по благодати Божией монастырь мой и по смерти моей никогда не оскудеет, если любовь будет между вами».
Далее умирающий подвижник со слезами наставлял братию вести строгую жизнь, поститься, иметь усердие и благоговение к службе, взаимную любовь и повиновение. Когда он умирал, братия ничего не отвечали и с великой скорбью смотрели на своего угасающего наставника. Блаженный хранил молчание до второго часа по полудни, лежа с закрытыми глазами и без движения. После двух часов он начал задыхаться, но потом снова обратился к братии: «Братия моя и отцы! Сие время уже мятеж в людях, будет беда великая на земле нашей и гнев великий на людях, и падут от острия меча, и пленены будут от язычников, и трусы, и глады, и моры будут великие, как явил мне Господь».
Старец Дионисий просил преподобного открыть, что будет после этого.
«Сейчас видел я царя, – сказал Кирилл, – на престоле сидящего и пред ним стоящих двух храбрых отроков, имеющих на главах царские венцы. И дал им Господь в руки оружие на супротивных, и побеждены будут враги их, и поклонятся все народы, и будет царство наше умирено Богом и устроено. Вы же, братия и отцы, молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Богоматери о державе царства Российской земли».
Затем святой снова наставлял братию, особенно предостерегал от пьянства, и закончил завещанием похоронить его посреди острова, на месте, затопляемом водою, и в той одежде, в какой он был. Братия приступили к нему и стали прощаться. Причастившись Святых Таин, преподобный Кирилл сказал: «Слава Богу за все», оградил себя крестным знамением, прочитал молитву и скончался. Это было 4 февраля 1532 г. Лицо умершего просияло чудесным светом, как бы указывая на его душевную чистоту. Безутешно горевавшая братия вынесли тело в церковь и совершили обычное отпевание. На погребении святого присутствовало множество окрестных жителей, которые по собственному побуждению пришли в монастырь отдать последний долг великому подвижнику.
Вскоре после кончины преподобного Кирилла начались чудеса при его гробе. Старец Кириак, ученик преподобного и монастырский рыболов, будучи тяжко болен, не мог присутствовать при последних часах своего учителя и много скорбел об этом. Преподобный Кирилл явился ему во сне с двумя юношами в белых одеждах, державшими в руках горящие свечи, оградил его крестным знамением и сказал: «Зачем ты, брат Кириак, столь долго страждешь? Встань и иди лови рыбу на потребу братии».
Пробудившись от сна, расслабленный Кириак почувствовал, что он владеет руками и ногами. По его просьбе его привели ко гробу преподобного, и он стал исповедовать свои грехи преподобному Кириллу как живому. Получив совершенное исцеление у гроба, Кириак поведал чудо собравшейся братии, а на другой день по повелению чудотворца отправился на рыбную ловлю и наловил такое множество рыбы, что ее хватило на день памяти преподобного, когда в обитель собиралось очень много народа.
Слуга князя Феодора Чеснока-Вадбольского Григорий, потерявший зрение и испытывавший мучительную боль в глазах, получил исцеление от прикосновения ко гробу преподобного и окропления головы освященной самим преподобным Кириллом водой.
Жена белозерского жителя Елена Текутова долгое время безуспешно лечилась от своей тяжкой болезни. Однажды ночью она подумала о поездке к мощам преподобного Кирилла, но после забыла об этом. Когда болезнь ее усилилась и она ожидала уже смерти, преподобный явился ей во сне, благословил ее святым крестом, окропил водою и сказал: «Встань, чадо, иди в монастырь мой и у церкви Воскресения помолись Богу и Пречистой Его Богоматери, и получишь исцеление у гроба моего». Исполнив волю святого, она выздоровела.
Скоморох Стефан, живший в городе Белозерске, два года лежал расслабленный. Слыша о чудесах преподобного Кирилла, он, подобно другим, пожелал прибегнуть к его помощи. Не дойдя до обители всего 12 верст, он впал в совершенное изнеможение и стал просить угодника Божия исцелить его, давая обет постричься в его монастыре. Тотчас ему явился преподобный и велел идти в монастырь, помолиться в храме Воскресения и приложиться к цельбоносному гробу. Сделав по указанию святого и получив исцеление, Стефан принял пострижение с именем Сергия и жил в обители преподобного до своей смерти.
Сын белозерского жителя Даниила Текутова Симеон имел горб. Отец привез его в монастырь и положил его на гроб святого. После молебна отрок стал укрепляться и по окроплении святою водою совершенно исцелел. Другой раз заболел сам Даниил. Он также был привезен своими родителями в обитель и выздоровел по прикосновении ко гробу преподобного и по окроплении святою водою.
Инок Новоезерской обители Мартиниан совершенно изнемог от зубной боли. Узнав, что иноки Тихон, Иоанникий и Геронтий получили исцеление у гроба преподобного, он пошел ко гробу, помолился пред ним и, взяв в рот святой воды, получил исцеление.
Старец Макарий из Карельской стороны, постриженик Сенного монастыря, пришел жить в обитель преподобного, но, имея сварливый и своевольный характер, скоро начал тяготиться строгим строем жизни в обители и перешел в Белозерский монастырь. Здесь он впал в тяжкую болезнь, много страдал и, придя в раскаяние, стал молиться преподобному Кириллу. Получив после молитвы облегчение, он прибыл в монастырь преподобного и едва приблизился к его гробу, как был повержен невидимой силой на землю и лежал целый день без движения. Когда он пришел в себя, братия приложили его ко гробу, и он получил исцеление. Сев у гроба, Макарий рассказал братии, что он видел бесов, которые повергли его на землю и мучили, пока явившийся благообразный седой старец с блистающим челом и с жезлом в руке не разогнал их. Старец дал ему четки и сказал: «Восстань, брат, будь здоров и не греши более».
Некоему Викулу из окрестной обители, долгое время страдавшему изнурительной лихорадкой, преподобный Кирилл явился во сне в разорванной ризе, какую носил при жизни, в сопровождении мужа в светлых одеждах, державшего в руках Евангелие, и сказал: «Иди в обитель блаженного Кирилла, ибо исцеления многие бывают от гроба его, и если с верою придешь и помолишься святому, то будешь исцелен». Поступив так, Викул избавился от болезни. От той же болезни получил исцеление у гроба преподобного житель Белозерска Елевферий.
Во время распространившейся в России болезни железы, от которой умирало много народа, в городе Белозерске заболел этой болезнью житель Василий Евфимиев и все его домашние. Василий и его жена уже потеряли всякую надежду на выздоровление и готовились к смерти. Однажды больной почувствовал некоторое облегчение, впал в дремоту и в дремоте, почти бессознательно, обратился с молитвой к преподобному Кириллу. Тотчас ему явился святой и спросил: «О, Василий, ты болен?» «Весьма болен, даже до смерти», – ответил ему Василий. «Если хочешь быть здоров со всем домом своим, – сказал преподобный Кирилл, – то иди в мой монастырь и получишь там исцеление». Василий посетил обитель, исцелился сам и все его домашние.
В 1542 году царю Иоанну Васильевичу Грозному явился во сне благообразный старец-монах и сказал: «Царь, не ходи завтра в палату до третьего часу дня», причем назвал и палату. «Чего ради не ходить?» – спросил царь. – «Чтобы не умереть напрасной смертью». – «Кто ты, как твое имя и как ты осмелился войти в мои покои?» – спросил царь. «Имя мое Кирилл Белый, пустынь моя находится в 30 верстах от Белозерска», – ответил старец и, прибавив: «Послушай меня, царь, сделай то, что я тебе сказал», исчез.
Проснувшись, царь почувствовал страх и провел время до утра в молитве. Будучи уверен, что явившийся ему монах послан от Бога, царь не пошел днем в палату, о которой говорил преподобный Кирилл, хотя и имел обыкновение ежедневно бывать в ней, и стал ждать объяснения слов старца. Между тем в палате с утра собрались князья, бояре и придворные и ожидали царского выхода, недоумевая о причинах необычного замедления. В третьем часу дня послышался грохот, как бы от грома, палата потряслась и упала, задавив под собою множество людей. Обрадованный своим спасением царь рассказал всем о бывшем ему видении и начал расспрашивать, не был ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла. Среди приближенных его нашлись бывшие в этой пустыни, и от них он узнал, что пустынь находится именно в том расстоянии от Белозерска, какое было указано ему в видении. Царь тотчас послал в пустынь грамоту с требованием к себе игумена и старца из братии. Прибывшие по этому требованию игумен Вассиан и старец Сильвестр привезли царю образ преподобного Кирилла, написанный на иконе, освященную при его гробе воду и хлеб. Царь сразу узнал в изображении святого явившегося ему старца и облобызал икону со словами: «О, преподобный отче и преблаженне Кирилле великий, скорый помощник и теплый предстатель и избавитель от напрасной смерти, поспешительствовавший мне во святых своих молитвах ко Христу Богу!»
Рассказав игумену и старцу о бывшем с ним чуде, он повелел угостить их и отпустил домой, пожаловав им ризы и церковную утварь, 1000 рублей денег на монастырское строение и украшение церквей, на двенадцать человек братии столовые медные и оловянные сосуды, для келлий рукомои, лохани и медные водоносы и грамоту, которой в монастырское владение отводилась земля со всеми деревнями, крестьянами и угодьями на продолжении трех верст от обители во все стороны. Узнав о царском жаловании, братия монастыря воскликнули: «Будь, царь, здоров на царском своем престоле на многа лета!» – и вознесли о нем молитвы.
В 1571 году в народе было поветрие – изнурительный кашель. Многие больные этой болезнью получали исцеление у гроба преподобного Кирилла и между другими – житель соседнего с обителью села Замошья Мелетий, едва не умерший. В этом же году в обитель был приведен на память преподобного отрок Иосиф, с двухлетнего возраста страдавший бесным недугом. Родители больного попросили братию отслужить молебен при гробе святого и во время молебна со слезами взывали к преподобному: «Помилуй нас, рабе Божий, – сын наш очень страдает, грехов наших ради!» Когда больного приложили ко гробу, недуг исчез навсегда.
Жена жителя Белозерска Иоанна Евсеева Мария не могла разрешиться от бремени и сильно страдала. Родственники больной призывали к себе знахарок, но те не оказали ей никакой помощи. Тогда, видя, что Мария близка к смерти, вынесли ее в чистую комнату, положили на особое ложе и стали делать другие приготовления к кончине. В это время муж ее принес икону Богоматери и начал молиться пред нею, упоминая и преподобного Кирилла. После этого Марии в той же комнате явился преподобный в образе высокого благообразного старца с небольшой седой бородой и, перекрестив ее, сказал: «Мария, имей веру к блаженному Кириллу Белому – и будешь здорова!» Тотчас больная разрешилась от бремени и стала здорова.
Симеон, родом из Кемской стороны, живший в обители преподобного, пошел однажды в лес за грибами и ягодами для братии и много дней блуждал в нем, отыскивая путь. Выбившись совершенно из сил и потеряв надежду возвратиться в монастырь, он сел под деревом и в ожидании смерти начал молиться преподобном Кириллу. Вдруг ему явился благообразный старец и велел следовать за собой. Приведя Симеона к монастырю, старец сказал: «Иди, чадо, с миром ко гробу блаженного Кирилла» – и сделался невидим.
9 ноября 1612 года получил исцеление, призывая имя святого Кирилла, житель города Ростова Димитрий, пораженный параличом во время пребывания в монастыре преподобного.
В 1620 году в селе Кем Белозерского уезда, у церкви Пресвятой Богородицы жил священник Михаил с женою Антониною, которая давно страдала тяжелыми припадками. В воскресенье 23 июля с Антониной случился особенно сильный припадок, продолжавшийся с утра до вечера. Когда она в изнеможении лежала под присмотром вдовы Дарии, ей явился преподобный Кирилл в святительской одежде и с крестом в руках и сказал: «Чадо, ты страдаешь? Иди в монастырь мой, помолись Господу Богу, приложись к моему гробу – и будешь здорова».
Изумленная больная сообщила Дарии, что чувствует себя лучше и просила ее дать за себя обет поклониться гробу святого Кирилла. Дария рассказала об этом родным больной, но те не придали этому значения. Вслед за этим припадки возобновились и продолжались ежедневно с утра до ночи. 30 июля Антонина одна осталась в своей комнате и, ожидая приближения недуга, со слезами молилась Божией Матери и преподобному Кириллу. Вдруг открылись двери и вошел чудотворец. Он был в святительском одеянии, лицо его светилось, в правой руке он держал кадило, а в левой крест и незажженную свечу. Воскурив фимиам пред иконами и Антониной, преподобный сказал: «Чадо, не бойся меня; ты будешь здорова».
Дав ей свечу и ладан, он велел ей заказать молебен, который бы пели все время, пока горит свеча, и самой держать эту свечу и ладан в бумаге; затем все, что останется от свечи в бумаге, положить в кемскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы на исцеление приходящим с верою больным, а ладан отдать в церковь Николая Чудотворца на Ковже; в память же этого события написать образ его явления и поставить его в церкви Покрова над местным образом. Затем он стал говорить: «Чадо, не вели мужу четверобрачных и троебрачных мужчин и женщин пускать в храм. Также пусть не входят и те, которые имеют с кем-нибудь вражду и не примирились. Видишь ли, чадо, Божие посещение и наказание, как Бог наказывает мир сей многими казнями за невоздержание то нахождением иноплеменных воинов, то голодом, то мором? Ибо праздники Божии не исполняют, в среду и пятницу не постятся и воскресных дней не почитают: живут скотски, как свиньи в кале валяются. Если не покаются и не оставят злых своих дел, то будет великая казнь от Бога. Ты же, пока не сходишь в мой монастырь, питайся только ягодами и не принимай никакой другой пищи».
Долго преподобный поучал больную и, окончив речь, сделался невидим. Антонина почувствовала себя здоровой и только не могла владеть языком, но, сходив в обитель и помолившись у гроба преподобного, она получила полное исцеление. После этого она дала обет ежегодно приходить в обитель преподобного Кирилла ко дню его памяти. Однако в первый же наступивший день памяти святого (4 февраля 1621 года) она осталась дома, думая пойти в монастырь в следующий раз. 11 февраля Антонина внезапно ослепла, а на третий день почувствовала на себе влияние какой-то невидимой силы, удерживавшей ее на одном месте. В глубоком ужасе и раскаянии Антонина прибегла к помощи преподобного Кирилла и вновь получила исцеление, приложив к глазам оставшийся от свечи святого Кирилла воск и послав вместо себя мужа в обитель.
С тех пор она и муж ее до смерти не нарушали данного обета.
В 1628 году монастырь посетила жена окольничего Никиты Годунова Анна вместе с своими детьми, чтобы помолиться о царском здравии и о даровании царю детей. После литургии и молебна она попросила дать ей немного земли от гроба блаженного, которой народ приписывал целебную силу. Когда игумен при пении тропарей преподобному Кириллу велел приподнять помост над гробом и наклонился, чтобы взять земли из-под помоста, к изумлению всех присутствовавших поднялось благоуханное облако, распространившееся затем по всей обители. В то же время получили исцеление бывшие при гробе двое больных: Иван Шишкин и Ирина Волохова (или Молакова).
После ряда чудес, бывших у гроба преподобного Кирилла в присутствии Анны Годуновой, настоятель и братия Новоезерского монастыря донесли о происшедшем царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету. Царь и патриарх приказали митрополиту Ростовскому Варлааму произвести на месте расследование обстоятельств дела. Расследование было произведено по поручению митрополита игуменом Белозерского монастыря Филиппом и бывшим игуменом того же монастыря Никоном. При дознании присутствовали: белозерский протопоп, белозерские горожане, власти Белозерского уезда, священники и многие люди всяких чинов. Все присутствовавшие единогласно, на словах и письменно, засвидетельствовали справедливость донесения монастыря и кроме того сообщили и засвидетельствовали множество и других чудес. Донесение об этом было послано через митрополита Варлаама царю и патриарху. По неизвестным причинам дело остановилось на этом, и ожидавшегося всеми церковного прославления преподобного Кирилла как угодника Божия на этот раз не последовало.
В то же царствование Михаила Феодоровича братия и вкладчики Новоезерского монастыря и почитатели преподобного в Москве и других городах предприняли постройку каменной церкви во славу преподобного Кирилла на его гробе. Но, быть может, вследствие того, что дознание о чудесах не имело дальнейшего движения, все дело ограничилось заготовлением небольшого количества кирпича и других материалов.
В царствование Алексия Михайловича, в мае 1648 года, в Москве вспыхнул народный мятеж против некоторых лиц, бывших в приближении царя. Начальник пушкарского приказа Петр Траханитов, дьяк Елеазар Чистой и многие другие были убиты и ограблены. Мятежная толпа приступила к Красному крыльцу и требовала выдачи боярина Бориса Ивановича Морозова, царского воспитателя и родственника, и уже разбила его дом и разграбила имущество. Боярина с трудом успели укрыть от рук разъяренной толпы, и вскоре он тайно бежал в Кирилло-Белозерский монастырь. Игумен Новоезерского монастыря Амфилохий и братия, узнав о пребывании его в соседстве с ними, послали к нему монаха Иону с образом и житием преподобного Кирилла. Боярин с честью принял образ и с благоговением прочитал житие святого. После этого душа его наполнилась какой-то радостью и восторгом, мучившие его страхи и горе совершенно исчезли, и он возымел желание поклониться гробу преподобного Кирилла. Отслужив молебен на гробе и со слезами помолясь святому, боярин сказал игумену и братии: «Отцы святые, помолитесь о мне Господу Богу, Пречистой Его Богоматери и преподобному чудотворцу Кириллу. Если Бог умилосердится надо мною по молитвам преподобного Кирилла и возвращусь в царствующий град и великий государь пожалует меня в свой царский синклит, в первый мой чин, то я построю на этом месте каменную церковь в честь и славу Воскресения Христова и в похвалу святого Кирилла».
Обрадованные игумен и братия отвечали ему горячими благопожеланиями. Раздав богатую милостыню, боярин возвратился в Кирилло-Белозерский монастырь. Спустя немного времени в Москве утихло волнение, боярин был позван к царю и занял свое прежнее положение. В следующем, 1649 году Морозов приступил к исполнению своего обещания. 4 сентября по его приказу архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Афанасий и старец келарь Савватий Юшков были на основании каменного храма. В их присутствии начали копать рвы, и когда повели один ров близ того места, где была гробница преподобного Кирилла, под гробницей на глубине пол-аршина от поверхности земли среди древесных корней открылся совершенно неповрежденный гроб. Без патриаршего указа и митрополичьего приказания архимандрит и келарь не осмелились взять землю с гроба, открыть и освидетельствовать его. Гроб был до указа обложен кругом досками, а об открытии донесено митрополиту Ростовскому Варлааму, патриарху Иосифу и боярину Морозову. Морозов, получив извещение, рассказал царю все с ним бывшее и ознакомил его с житием и чудесами преподобного Кирилла. В октябре патриарх по совету с царем послал Вологодскому архиепископу Маркеллу грамоту с предписанием ехать на Новое озеро, осмотреть мощи святого, перенести их во временное помещение, устроить празднество и донести о всем царю и патриарху.
Архиепископ Маркелл прибыл в Новоезерский монастырь вместе с архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Афанасием и того же монастыря келарем Савватием и соборными старцами. 7 ноября при игумене новоезерском Амфилохии, монастырской братии и многочисленном стечении народа он велел очистить гроб от земли, открыть его и освидетельствовать мощи и одежды. По осмотре архиерей и священный собор переложили тело в новый гроб и перенесли его в деревянную церковь Воскресения Христова. В церкви праздновали Успению Пресвятой Богородицы, пели соборне вечерню, заутреню и перед литургией молебен Всемилостивейшему Спасу, Богородице и всем святым и святили воду. Многие из бывших на торжестве больных получили исцеление. Народ брал от ветхого гроба частицы дерева и уносил их с собою с верою в их целебную силу.
В 1651 году по царскому повелению в деревянном храме Воскресения была поставлена новая рака для мощей преподобного Кирилла. Около того же времени было установлено общецерковное празднование ему как святому Российской Церкви. В 1652 году была окончена постройка новой каменной церкви и освящена 22 августа Кирилло-Белозерским архимандритом Митрофаном и новоезерским игуменом Амфилохием. В день освящения с великой честью, со свечами, кадилами и пением святые мощи были положены в новой церкви Воскресения на правой стороне, у южных дверей, над тем местом, где был ранее гроб в земле.
9 марта 1722 года Новоезерский монастырь посетил император Петр Великий. Император пробыл около трех часов, молился у гроба преподобного, осматривал старую и новую гробницы, церковную утварь и монастырское имущество и читал в келлии настоятеля житие святого. 15 марта Петр, присутствуя в Преображенском, приказал переложить мощи преподобного Кирилла из старой гробницы в новую. Это повеление было исполнено по распоряжению Святейшего Синода архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иринархом.
См. также: «Память преподобного Кирилла, Новоезерского чудотворца» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Бо́жиим Ду́хом подвиза́емь,/ слез твои́х ту́чами изсо́хшее напои́л еси́,/ и безпло́тное в пусты́ни житие́ показа́л еси́,/ и е́же из глубины́ се́рдца бо́дренными моли́твами и посто́м/ благодея́ния труды́ уплодоноси́л еси́,/ и вселе́нную всю просвети́л еси́ сия́нием чуде́с твои́х,/ о́тче наш Кири́лле.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Руководимый Божиим духом, слез твоих ливнями ты напоил все иссохшее и явил бесплотное житие в пустыни, благодетельными трудами - неусыпными молитвами из глубины сердца и постом - ты уплодоносил ее и всю вселенную просветил сиянием чудес твоих, отче наш Кирилл. Моли Христа Бога о спасении душ наших.
Я́ко свети́льник яви́лся еси́ всесве́тел/ во ото́це Но́ва е́зера на Кра́сном о́строве,/ преподо́бне о́тче Кири́лле,/ ты бо крест Христо́в на ра́мо взем,/ усе́рдно Тому́ после́довал еси́,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ от Него́же и си́лами чуде́с обогати́ся,/ тем и мы любе́зно прибега́ем к ра́це честны́х моще́й твои́х, уми́льно глаго́лем:/ о, преподо́бне о́тче Кири́лле!// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как светильник яркий явился ты на Красном острове Нового озера, преподобный отче Кирилл, ибо ты, крест Христов подняв на плечи, усердно Ему последовал, чистотою к Богу приблизившись, от Него же и обогатился силой чудотворений, потому и мы с любовью приходим к раке с почитаемыми мощами твоими, смиренно взывая: «О преподобный отче Кирилл, моли Христа Бога о спасении душ наших».
Взбра́нному и кре́пкому адама́нту,/ прогони́телю бесо́в, но́вому чудотво́рцу/ победи́тельная, страсте́й злых свободи́вшеся,/ благода́рственная воспису́ем ти, о́тче наш Кири́лле./ Но я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла Христо́ва,/ ве́рою чту́щих тя, град же и лю́ди, моли́твою твое́ю сохраня́й,// ты бо еси́ ста́ду твоему́ похвала́ и утвержде́ние.
Перевод: Храброму и крепкому алмазу, прогонителю бесов, новому чудотворцу, освободившиеся от злых страстей, воспеваем победную и благодарственную песнь, отче наш Кирилл. Но как имеющий дерзновение у Престола Христова, с верой почитающих тебя, город же и людей, молитвой твоей сохраняй, ибо ты для стада своего слава и сила.
Христо́в яре́м на ра́мо взе́м,/ усе́рдно Тому́ после́дова,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ о́тче преподо́бне Кири́лле,/ мо́лим тя́, посеща́й ми́лостивно ча́д свои́х,/ и моли́ непреста́нно о все́х на́с.
Перевод: Христово ярмо на плечи взяв, усердно Ему последовал, чистотой к Богу приблизившись, отче преподобный Кирилл, молим тебя, оказывай милость чадам своим и моли непрестанно обо всех нас.
О, вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче, Кири́лле блаже́нне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Тро́ичныя сла́вы наслажда́яйся, те́лом же на земли́ в Боже́ствественном хра́ме сем почива́яй и от него́ да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́: при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ри́зе лю́ди и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Ты у́бо, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, испроси́ Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие. Изба́ви всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ благогове́йно почита́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и прило́гов диа́вольских. Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь на земли́ маловре́меннаго жития́ на́шего безбе́дне соверши́м: улучи́м же на Небеси́ неконча́емый поко́й и просла́вим ку́пно с тобо́ю всех благи́х Да́теля, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Избранному Царя сил Господа Иисуса, духовному воеводе и дивному чудотворцу, богоносному отцу нашему Кириллу благодарственная восписуем, яко хранителю нашему и теплому предстателю. Ты же, яко имеяй дерзновение у Престола Христова верою чтущих тя молитвою твоею сохраняй, да с радостию зовем ти:
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Ангельское во плоти твое жительство провидев всея твари Создатель, еще во утробе матерней, во время божественнаго пения, трикратным возглашением, показа тя миру истиннаго угодника быти Святыя Троицы. Темже ублажаем тя, вопиюще:
Радуйся, отрасле пречестная корене благочестиваго.
Радуйся, благочестивых родителей добрый и избранный плоде.
Радуйся, яко имаши во плоти ангел быти предусмотренный.
Радуйся, от чрева матерня на сие предъизбранный.
Радуйся, во утробе матерни Святей Троице троекратно трисвятую хвалу возгласивый.
Радуйся, от матерня чрева Святыя Троицы обитель святая яве бывый.
Радуйся, еще прежде рождения орган Святаго Духа предъявленный.
Радуйся, от утробы матерни освященный.
Радуйся, трикратным твоим во чреве возглашением родители удививый.
Радуйся, чрез сие дела Божия преславная явивый.
Радуйся, яко тобою прогоняются скорби.
Радуйся, яко тобою от Господа подаются нам велия милости.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Видяще удивляемся, отче предивне Кирилле, яко отроку еще сущу юну телом, и не доспевшу совершеннаго возраста, прииде желание ти, еже быти ти монаху, и втай удалился еси от родителей своих на реку Обнору, и водворися еси с работающими Богу во обители, составленней от преподобнаго Корнилиа, во еже непрестанно вопити Ему: Аллилуиа.
Разумом просвещенным свыше, разумел еси, преподобне Кирилле, яко в мире сем всяческая суета и тлению причастна: едино же есть на потребу человеком, еже благоугодити Господеви. Сего ради возлюбив добродетельное по Бозе житие, не поскорбел еси по родителех твоих, ни о доме, ни о сродницех, ниже от имения что взял еси, кроме единыя ризы: но во всем упование положив на Бога и Пречистую Его Матерь, удалился еси во обитель преподобнаго Корнилиа, неленостно поработати Христу. Темже вопием ти:
Радуйся, отроча добродушевное и благонадежное.
Радуйся, дитя боголюбезное, благодати Духа Божия исполненное.
Радуйся, во младости твоей старческую мудрость стяжавый.
Радуйся, юность твою непорочностию жительства украсивый.
Радуйся, яко Божия любве огнем измлада твое сердце тепле разжжеся.
Радуйся, яко мирскаго духа похотьми с душею и тело не осквернися.
Радуйся, всего мира красная яко скоро исчезающая презревый.
Радуйся, добродетельное по Бозе житие возлюбивый.
Радуйся, по любви к Господу, благодушно оставивый родители своя, дом, сродники и имение.
Радуйся, достигий к неистощимому богатству.
Радуйся, шествовавый с неведомым старцем ко обители Корнилиеве.
Радуйся, чрез сие разумевый Божие посещение.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Силою свыше облещися сподобился еси, преподобне отче наш Кирилле, во обители Корнилиеве, егда приял еси ангельский образ: пришед бо в монастырь, молил еси преподобнаго Корнилиа со слезами, да будеши монах. Видев же тя преподобный, и раузмев прозорливыма очима, яко сосуд избран Святаго Духа хощеши быти, постриже тя, и нарече имя ти Кирилл. Темже с веселием не престал еси, сердцем и усты поя, воспевати Бога: Аллилуиа.
Имеяй всегда пред очима твоима Господа, весь предался еси Богови, и вдал еси себе на труды многи, со всяким воздержанием смиряя твою душу, тело же твое труды и подвиги утомляя толико, яко преподобному Корнилию и всей братии зело удивлятися великому твоему смирению, покорению, послушанию, и толикому в юности твоей благонравию, укреплению и бодрости, и прославляху о тебе Бога. Темже радующеся о тебе, зовем ти:
Радуйся, ум твой к небеси вперивый.
Радуйся, сам себе и всю жизнь Христу Богу предавый.
Радуйся, все житие посвятивый на хвалу и прославление Бога.
Радуйся, величием твоих трудов и подвигов славы преподобных достигнувый.
Радуйся, великое воздержание и постничество нам являяй.
Радуйся, оными многих приводяй в удивление и увеселяяй.
Радуйся, во плоти ангела, высотою жительства, в себе явивый.
Радуйся, смирением нелицемерным и послушанием всех удививый.
Радуйся, яко не любя славы человеческия, подобне Аврааму изволил еси изыти от земли твоея.
Радуйся, яко от сего намерения на время удержан был еси, Богу твое спасение строящу.
Радуйся, вождю ко ангельскому образу отца и матере боголюбивых.
Радуйся, в житии иночестем твоего родителя наставниче.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Буря недоумения смущает ми ум, како достойно пети странническое житие твое, блаженне отче Кирилле: в единей раздранней ризе обходил еси вся Поморския страны, Подмосковския и Псковския и Новоградския, не ведый покоя во трудех твоих, не имый себе места покойна и со зверьми поживый многое время. Ты же, на камени Христовою верою утвержденный, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевал еси: Аллилуиа.
Слышал еси во время молитвы твоея, преподобне отче наш, глас с небесе глаголющ: «О, блаженне Кирилле, возлюбленниче Мой, уже многия добродетели и труды восприял еси, Моим заповедем был еси хранитель, тесный и прискорбный прошел еси путь, и ныне гряди к Белу езеру: тамо бо уготовах тебе место, в немже возможеши спастися». И абие со гласом оным, свет велий возсия к полунощным странам Бела езера, и гласом оным аки перстом показоваше место, идеже ныне монастырь стоит. Мы же, удивляющеся величию на тебе явленных, усердно воспеваем хвалы сия:
Радуйся, блаженне Кирилле, странническое житие на земли прешедый.
Радуйся, пустынножителей, великаго Онуфриа, Марка и Петра, ходивый следы.
Радуйся, во время земнаго странствия былие, траву, вахту и кору сосновую в пищу себе имевый, и за сицевый подвиг воздержания и поста, небесная блага себе стяжавый.
Радуйся, во океановых поморских пустынях со зверьми многое время поживый и ангельскаго лицезрения сподобивыйся.
Радуйся, слышавый с небесе глас, блаженна тя нарицающь.
Радуйся, уразумевый тойже небесный глас, боголюбезна тя и хранителя заповедей Христовых являющь.
Радуйся, лучезарностию велия света, зревый место на покой твоей старости.
Радуйся, сим исполнивыйся премногия радости.
Радуйся, молений твоих и прошений приемый исполнение.
Радуйся, от Христа Спаса приемый о сих благое извещение.
Радуйся, от сих получивый многую радость.
Радуйся, сими в сердце твоем ощутивый неисповедимую сладость.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Боготечною звездою прешел еси в Поморских и Подмосковских странах и Новоградских, блаженне Кирилле, блистаяй иноческими твоими подвиги и добродетелию. Темже яко благосиятельная звезда явился еси, преблаженне, во странах Нова езера, на путь спасительный к вечному Небесному Отечеству ведущая, егда, примером верных душы назидая, научил еси благодарно пети: Аллилуиа.
Видев, блаженне Кирилле, яко не презре Господь прошения твоего, радуяся потекл еси в Тихфин монастырь Пречистыя Богородицы и явися ти во сне чрез три дни Пречистая Богородица, и рече тихим гласом: «Угодниче Пресвятыя Троицы, рабе Мой Кирилле, пойди на восточную страну к Белу езеру, и явит тебе Господь, Сын Мой и Бог, покой старости твоей». Ты же, блаженне, явлением Божия Матере наставляемь и того сиянием озаряемь, достигл еси предуказанныя ти пустыни: идеже увидев огненный столп, по сему благодатному знамению основал еси тамо пречестную обитель. Сего ради сретаем тя приветствии сими:
Радуйся, угодниче Пресвятыя Троицы.
Радуйся, рабе Пречистыя Богоматере.
Радуйся, зрителю божественных видений.
Радуйся, усердный исполнителю Божиих хотений.
Радуйся, сподобивыйся видети во сне Пресвятую Богородицу.
Радуйся, удостоивыйся слышати тихий Ея глас.
Радуйся, столп огнен видевый на Красном острове, твое образующь в дусе совершенство.
Радуйся, чрез сие приемый от Господа благое извещение о явленнем месте.
Радуйся, огневидный столпе, наставляяй на путь спасения.
Радуйся, светозарный светильниче, верныя просвещаяй.
Радуйся, добрый делателю вертограда Христова.
Радуйся, достоин бывый ангельскаго явления.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Проповедник делом был еси, отче наш Кирилле: действуя во первее, учил еси своя душы вверивших твоему мудрому руководству, и к небеси всех наставил еси, добре последующих спасительным твоим учением и подобящихся твоему житию добродетельному. С нимиже тя почитаем, священно в преставлении твоем радующеся и вопиюще Богу: Аллилуиа.
Возсия в богохранимей души твоей истинный свет боговедения, егда начал еси созидати обитель: поставил еси себе келлийцу малу, и другую келлию близ тоя поставил еси для братий, хотящих с тобою жити; в приидущее же лето, устроил еси церковь малу во имя Воскресения Христова, и другую во имя Пречистыя Богородицы Одигитрии, и прочая потребная монастырская обиталища; и множество ревнителей твоему житию, иночествующих тамо собрал еси Господеви. Темже восхваляюще тя, усердно вопием:
Радуйся, сподобивыйся храмы и обитель устроити и во ону иноков множество собрати.
Радуйся, уподобивыйся древним общежития начальником.
Радуйся, горлице пустыннолюбивая.
Радуйся, древо, посреде происходящих вод насажденное.
Радуйся, монахом светлояснейший образе богоугождения.
Радуйся, деятельно указавый тем правый путь спасения.
Радуйся, собравый лик ученик, тебе единонравных.
Радуйся, сих присоединивый ликом избранных.
Радуйся, зрителю премирных и вышечувственных видений.
Радуйся, руководителю ко спасительному созерцанию.
Радуйся, явивый тя стаду твоему образ кротости и смиренномудрия.
Радуйся, всем иноком показуяй в себе образ вернаго Богу служения.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Хотящу ти угодити единому Богу, блаженне Кирилле, и пребывающу посреде Нова езера, весь вдался еси безмерным подвигом и глубине смирения: труды твоя, и молитвы, и пощение, кое слово изглаголати может; овогда же на сеяние и саждение снедей землю копал еси, овогда же древеса на устроение монастырское готовил еси. Сего ради ныне превознесен еси, предстоя Богу с песнию: Аллилуиа.
Новаго тя наставника монашествующих и благотекущих обучителя разумеем, отче святый Кирилле; пройде бо о тебе слава повсюду, и мнози прихождаху к тебе благословения ради и молитвы, и слышания ради душеспасительных словес, инии же и сожительствовати с тобою желающе: ты же всех приимал еси с любовию, и поучал еси их от божественнаго Писания, еже творити заповеди Господни, хранити чистоту телесную и имети любовь нелицемерную друг ко другу. Темже благодарственно вопием ти:
Радуйся, добрый стада твоего иночествующих наставниче и правителю.
Радуйся, притекающих к тебе благословения ради и молитвы, и слышания ради душеспасительных словес, молитвенниче и учителю.
Радуйся, заповеди Господни творити научаяй.
Радуйся, хранити чистоту телесную повелеваяй.
Радуйся, братолюбия христианскаго преискринний ревнителю.
Радуйся, любве учителя твоего ко братии подражателю.
Радуйся, заповедей Христовых, яже о любви, верный исполнителю.
Радуйся, и всех нас в любви друг ко другу дивный наставниче.
Радуйся, благоговейный служителю Божий, о верных умоляяй.
Радуйся, не словом точию, но паче житием поучаяй.
Радуйся, светильниче многосветлый, возведый ко Христу монахов множества.
Радуйся, предводителю добрый в пути спасения.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Странны и дивны твоя зрим подвиги кротости и терпения, отче богомудре Кирилле: видевше бо беси себе поругаемыя от тебе, многая озлобления ти творяху; иногда же и ловцы, приходящии на Ново езеро рыбы ловити, много оскорбляху тя. Темже и стяжал еси сугубый венец от Царя Христа, Емуже предстоиши ныне, вопия: Аллилуиа.
Всею душею послужив Господу и всем житием благоугодив Ему, прославился еси терпением твоим, взирая на Начальника веры и совершителя Иисуса, отче преподобне Кирилле. «Что ми скорби многи и озлобления наносите, людие» — глаголал еси ко оскорбившым тя. «Потреба, отче, терпения и молитвы», — глагола ти ученик твой Дионисий. Мы же, поминающе терпение твое, ублажаем тя, глаголюще:
Радуйся, великий благочестия столпе.
Радуйся, зерцало досточуднаго терпения.
Радуйся, терпению Христову верно подражавый.
Радуйся, силу заповеди Христовы, яже о любви ко врагом, премудре уразумевый.
Радуйся, во искушении от людей хитрость лукаваго прозревый.
Радуйся, и во всем житии твоем ухищрения сатаны проразумевый.
Радуйся, злое благим всегда препобеждавый.
Радуйся, скорби многи со упованием терпевый.
Радуйся, терпением злобу врага поправый.
Радуйся, многия козни бесов силою Божиею победивый.
Радуйся, крилома богомыслия сети вражия сокрушивый.
Радуйся, смирением возвышаемый, в небесныя обители достигнувый.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Всякое риторское слово не довлеет к достойному песнохвалению твоему, Кирилле преблаженне: пачеестественно бо подвизался еси в немощней плоти, чудне, отонудуже и прославился еси от Бога, чудес богатством тя обогатившаго. Теми озаряеми, благодарственно вопием Христу Богу, тя прославльшему: Аллилуиа.
Витии многовещаннии недоумеют изобразити благодеяния и чудеса твоя, яже содеял еси в житии твоем, досточудне Кирилле, отче наш: но мы немолчно, аще и не по достоянию, любовию вопием ти:
Радуйся, блаженне Кирилле, видевый свет велий, осиявший тя с преподобным Никифором.
Радуйся, согрешшым противу тебе разбойником, избавленным тобою от слепоты, любовь истинную показавый.
Радуйся, удостоивыйся во время совершения Божественныя Литургии ангельскаго сослужения.
Радуйся, просившым у тебе с верою молитвы о рождении и воспитании чад, подаваяй утешение и радость.
Радуйся, болезнь князя зело тяжкую уврачевавый.
Радуйся, ничтоже отнюд видящей оком прозрение даровавый.
Радуйся, утопающих скорое и известное спасение.
Радуйся, закосневающих грешников татей исправление.
Радуйся, страждущих от бесов целителю.
Радуйся, тьмою страстей плотских омраченных просветителю.
Радуйся, различныя недуги неисцельныя исцеляяй молитвами твоими.
Радуйся, врачу болезней не токмо телесных, но и душевных.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Спасаяй душы ученик твоих и разумевый еже к Богу твое отшествие, преподобне и преблаженне Кирилле, призвал еси братию, рек им: «Се уже, братие моя, конец жизни моея приближися, и аз отхожду от жития сего: вас же предаю в руце Сына Божия, да сохранит вы и утвердит в любви Своей: аще бо телесне и отхожду от вас, но духом с вами неотступен буду». И о прославлении обители твоей, имеющем быти по кончине твоей, предрекл еси. Ныне убо, по предречению исполняемая зряще, благодарно вопием Богу: Аллилуиа.
Стена и пристанище спасения был еси братии, отче наш Кирилле богоносне, паче же по кончине: восхотев бо и по отшествии твоем присно поучати чада твоя, яко живый, завещал еси им вся потребная ко спасению; таже благословив братию и причастився Божественных и Животворящих Христовых Таин, предал еси святую твою душу в руце Божии. Сего ради из глубины сердец вопием ти:
Радуйся, искреннюю любовь к Богу в души и сердце твоем непрестанно имевый.
Радуйся, тоюже любовию к духовным чадом твоим и ближним при отшествии твоем преисполненный.
Радуйся, яко и нас твоих чад отечески назираеши.
Радуйся, яко жив сый, и нас ученьми твоими просвещаеши.
Радуйся, по внушению Духа Божия грядущая, яко настоящая предказавый.
Радуйся, скора помощника в скорбех и нуждах нам себе явивый.
Радуйся, благочестно течение временныя жизни твоея скончавый.
Радуйся, веру соблюдый всецелу.
Радуйся, достойно от Бога славу и величие, от нас же пение приемляй.
Радуйся, твоих трудов и подвигов плоды вожделенныя вземляй.
Радуйся, нетленными твоими мощами зде почиваяй, духом же нам соприсутствуяй и молитвенно тя призывающыя посещаяй.
Радуйся, от мощей твоих исцеления недугов источаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Пение погребальное слезами растворяшеся у гроба твоего, блажене Кирилле: ученицы твои плакахуся, яко о блаженнем отце своем и учители, и рыдания прерываху умиленную песнь их к Богу: Аллилуиа.
Светозарное светило в Православно-Российском царствии и во всей вселенней, благодатию немерцающаго солнца Христа Иисуса просвещающею возсиявшее, зрим тя, богомудре отче Кирилле: и по честнем твоем успении, светиши нам знаменьми и чудесы, истекающими от честных и святых мощей твоих. Бога бо изволением, тя прославляющаго, из под спуда земли изъяты, достолепно яве во храме положишася, да входящии видят источник неисчерпаемыя благодати исцелений. Сего ради, благодарственная приносяще Богу, вопием к тебе:
Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный.
Радуйся, се бо нетленныя твоя мощи вручи нам чудес Бог, яко дар вожделенный.
Радуйся, благодати источник твою священную раку показуяй.
Радуйся, воды спасительных целеб обильно от тоя проливаяй.
Радуйся, хромым и разслабленным, припадающым ко гробу твоему, хождение милостивно сотворяяй.
Радуйся, слепым возвращаяй молитвою твоею зрение.
Радуйся, царю Иоанну даровавый избавление от напрасныя смерти.
Радуйся, различныя болезни уврачевавый.
Радуйся, одержимым от бесов подаваяй свобождение.
Радуйся, в погубльших разум возставляяй разумение.
Радуйся, трясавичныя недуги отгнавый.
Радуйся, просившым у тебе с верою неплодствия узы разрешивый.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
Благодать велия дадеся ти от Бога, приснопамятне Кирилле отче наш, целити страсти немощей человеческих и бесы от них прогоняти: вси бо, с верою приходящии, богатно насыщаются благодати даров, проливаемых от святых мощей твоих, приемлюще во всяких нуждах поможение и в скорбех утешение. Темже и мы, о Божиих тобою нам обильно подаваемых дарованиих благодарни суще, Богу, в тебе своими благодеянии прославляемому благодарственными усты поем: Аллилуиа.
Поюще твоя великия подвиги, преславная чудеса, скорое нам во всяких нуждах и печалех поможение, восхваляем тя любовию, преподобне отче наш: ибо в тебе Господь Славы, Христос Бог наш, дивно прославися. Темже в песнех сице ти вопием:
Радуйся, Кирилле преподобне и богоносне, небесный человече, земный ангеле.
Радуйся, во удалении от мира суетнаго пустынную обитель основавый, и в ней, на Краснем острове, святыя храмы устроивый.
Радуйся, яко во обители твоей инок множество собрал еси, и от них слышиши сице рекущих:
Радуйся, инокующым о спасении ходатаю.
Радуйся, унывающым образе утешения.
Радуйся, от навет вражиих избавителю.
Радуйся, нам сущым в печаалех и скорбных обстояниих скорый помощниче и ко Христу Богу о нас теплый молитвенниче.
Радуйся, скорбящым душею сладкое утешение и радости божественныя подателю.
Радуйся, наш предстателю и избавителю.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, иноком удобрение.
Радуйся, моляйся Христу Богу, еже подати Державе нашей твоими молитвами мир и благоденствие.
Радуйся, право правящих слово истины и всех православных скорый помощниче и заступниче.
Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче.
О, великий угодниче, преславный чудотворче Кирилле преблаженне! Приими с благосердием сие смиренноусердное от нас приносимое тебе пение: и, яко милостив, избави ны ходатайством твоим от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений, и прилогов диавольских, и будущия муки, да сподобимся с тобою воспевати в радости Богу Спасителю нашему вечнохвалебную песнь: Аллилуиа.
Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, и кондак 1-й
О, богоизбранный, вышняго града, небеснаго Иерусалима, небесный гражданине, очищенный Духом Святым уме, земный ангеле, небесный человече, чистаго девства добрый ревнителю, досточуднаго терпения преизящный образе, богохранимое Духа Святаго жилище, доблественный Христов воине, Кирилле преподобне! Проси у Христа Бога, всеблагаго Творца нашего: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испроси же у Господа Бога мир церквам святым, людем же Российским тишину и благоденствие и плодов земных изобилие. Да сохранит же Господь Отечество наше от всех напастей, бед и скорбей, от нападения вражия, от смертоносныя язвы и от всякаго зла. Нас же, стадо твое, во святей сей обители пребывающее, и всех с верою и любовию ко всечесней раце многоцелебных мощей твоих припадающих и образ подобия твоего любезно целующих, и всех православных христиан к тебе приходящих, молитвами твоими соблюди и ко Христу приведи, Емуже, со Отцем и Святым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь