Утреннее Богослужение. Торжественная Божественная Литургия.
Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет – отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, – ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, – а также хор непорочных дев; приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием, как все сие свидетельствуется святыми отцами.
Святый Иаков, архиепископ Иерусалимский, от лица Иоакима, говорит так:
– Позовите непорочных дочерей Еврейских, чтобы они взяли горящие свечи.
От лица праведной Анны, святой Герман, патриарх Цареградский, говорит:
– Я выполняю пред Господом тот обет, какой высказала в состоянии скорби, и для этого собрала хор дев со свечами, созвала священников, пригласила сродников, говоря всем: радуйтесь все со мною, ибо я теперь явилась матерью и родительницею, приводя свою Дочь не к царю земному, но к Богу, Царю Небесному.
Подробнее...Предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Память. Прп. Григо́рия Декаполита (ок. 842);свт. Прокла Константинопольского, патриарха (446–447).
Прп. Диодо́ра Юрьегорского (1633); мч. Да́сия Доростольского (284–305); мчч. Евста́фия, Феспе́сия и Анато́лия (312); сщмч. Ни́рсы, епископа и мч. Ио́сифа, ученика его, сщмчч. Иоа́нна, Саве́рия, Иса́кия и Ипа́тия, епископов Персидских, мчч. Аза́та скопца, Сасо́ния, мцц. Фе́клы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).
Сщмчч. Алекси́я Аманова, Алекса́ндра Сахарова, Влади́мира Медведюка, Иоа́нна Заболотного, Алекси́я Никатова, Васи́лия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоа́нна Сарва, Емилиа́на Панасевича, Николая Покровского, пресвитеров, прмчч. Арсе́ния (Дмитриева), Евти́хия (Качура), игуменов и Иларио́на (Писарца), иеромонаха, прмцц. Иоанни́кии (Кожевниковой), игумении (1937), Татиа́ны Фомичевой, послушницы (после 1937).
Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста († 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.
Подробнее...
прпп. Варлаа́ма пустынника и Иоаса́фа, царевича Индийского, и отца его, Авени́ра царя (IV); свт. Филаре́та, митрополита Московского
ПамятьюПрп. Варлаа́ма, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065);Обре́тение мощей прмч. Адриа́на Пошехонского, Ярославского, игумена (1626);мч. А́зы и с ним 150-ти воинов (284–305);мч. Илиодо́ра Магидского (Памфилийского) (ок. 273).;прп. Иларио́на Грузина, чудотворца, иеромонаха (875) (Груз.);прп. Порфи́рия Кавсокаливита (Баирактариса) (1991).
Сщмч. Иоа́нна Вишневского, пресвитера (1920); сщмчч. Порфи́рия (Гулевича), Симферопольского, Иоаса́фа (Удалова), Чистопольского, епископов, Се́ргия Махаева, Михаила Дмитрева, Алекса́ндра Мишутина, Иоа́нна Малиновского, Константина Михайловского, Алекса́ндра Сереброва, Игна́тия Теслина, Иоа́нна Пирамидина, Симео́на Кривошеева, Иоа́нна Флоровского, Иа́кова Бриллиантова, Дими́трия Куклина, Иа́кова Передерия, пресвитеров, прмчч. Иоаса́фа (Крымзина), игумена, Генна́дия (Ребезы), архимандрита, Петра (Мамонтова), Гера́сима (Сухова), Михаила (Кванина), иеромонахов, мчч. Валенти́на Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофе́я Кучерова (1937).
Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя.
Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.
Подробнее...Память.Мч. Плато́на Анкирского (302 или 306);мчч. Романа, диакона, и отрока Вару́ла (303).
Мчч. Закхе́я, диакона Гадаринского, и Алфе́я, чтеца Кесарийского (303); Собор святых Эстонской земли.
Исп. Николая Виноградова, пресвитера (1948).
Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 29 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.
Подробнее...прп. Ни́кона Радонежского, игумена, ученика прп. Сергия (1426).
Памать. Мч. Аци́скла и мц. Викто́рии Кордувийских (IV);прп. Ла́заря иконописца, иеромонаха (ок. 857);мч. Гобро́на, во Святом Крещении Михаи́ла, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.);прп. Севастиана Джексонского, архимандрита (1940) (Серб.).
Икона Божией Матери: «Елеоточивая (Элеовритисса)».
Святитель Григорий родился в г. Неокесарии (север Малой Азии). В юности он учился в Александрии у знаменитого учителя, пресвитера Оригена. Вернувшись в Неокесарию, Григорий удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и дары прозорливости и пророчества. Епископ Федим из каппадокийского города Амасии, узнав о св. Григории, решил поставить его епископом в Неокесарии. Перед хиротонией святой Григорий усиленно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого, как достойно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему Иоанн Богослов. На этом великом Божественном Откровении было основано учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.
Скончался около 266–270 г.
См. также: "Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Утренние Богослужение Божественая Литургия
Память.Прав. Фулвиа́на, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфе́я (I);прмч. Филуме́на Святогробца (Хасаписа), архимандрита (1979).
Сщмч. Фео́дора Колерова, пресвитера и с ним мчч. Ана́нии Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоа́нна Цветкова, Николая Троицкого, Ви́ктора Воронова, Васи́лия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова, пресвитеров, прмч. Пантелеи́мона (Аржаных), игумена (1937); мч. Дими́трия Спиридонова (1938).
Был апостолом из двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.
Подробнее...Память. Мучеников и исповедников Гу́рия, Само́на (299–306) и Ави́ва (322);прп. Паи́сия Величковского (1794).
Мчч. Елпи́дия, Марке́лла и Евсто́хия (361–363); мч. Дими́трия Дабудского (ок. 307).
Сщмчч. Николая Щербакова и Петра Конардова, пресвитеров, Никиты Алмазова, протодиакона и мч. Григо́рия Долинина (1937).
Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло в 1182 году около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии.
Инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский в своем труде «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах», опубликованном в 1638 году в Киеве, повествует о том, что святая икона была обретена в лесу крестьянской девочкой Анной, пасшей скот. Образ – в виде креста – излучал необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. С этого времени благодать Божия прославила святой образ Божией Матери различными чудотворениями.
Подробнее...Память. Прп. Фили́ппа Ирапского (1527);свв. правоверного царя Иустиниа́на I (565) и царицы Феодо́ры (548);свт. Григо́рия Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357).
Сщмчч. Дими́трия Беневоленского, Алекса́ндра Быкова, Ви́ктора Ильинского, Алекси́я Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Фео́дора Баккалинского, Петра Титова, Алекси́я Никологорского, Се́ргия Знаменского, Николая Дунаева, Васи́лия Лихарева, Алекса́ндра Покровского, Николая Виноградова, Дими́трия Лебедева, Порфи́рия Колосовского, Васи́лия Никольского, Гео́ргия Извекова, Васи́лия Розанова, Се́ргия Спасского, Алекса́ндра Чекалова, Се́ргия Руфицкого, пресвитеров, Николая Богородского, диакона, прмч. Ариста́рха (Заглодина-Кокорева), иеромонаха, мчч. Гаврии́ла Безфамильного, Дими́трия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Фео́дора Грудакова, пресвитера (1940); сщмч. Се́ргия Константинова, пресвитера (1941).
Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин.1:43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин.1:46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин.6:7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин.12:21-22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин.14:8).
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"