Прп. Иларио́на, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI); прп. Иларио́на Псковоезерского, Гдовского (1476); прпп. Фео́фила и Иа́кова Омучских (ок. 1412); мчч. Да́сия, Га́ия и Зо́тика (303).
Сщмчч. Павли́на (Крошечкина), архиепископа Могилевского, Арка́дия (Ершова), епископа Екатеринбургского, и с ними Анато́лия Левицкого и Ника́ндра Чернелевского, пресвитеров и мч. Киприа́на Анникова (1937); сщмч. Дамиа́на (Воскресенского), архиепископа Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Се́ргия Смирнова, Васи́лия Никольского, Фео́дора Беляева, Влади́мира Введенского, Николая Раевского, Иоа́нна Козырева, Васи́лия Козырева, Алекса́ндра Богоявленского, Дими́трия Троицкого и Алекси́я Москвина, пресвитеров, Се́ргия Казанского, протодиакона и Иоа́нна Мельницкого, диакона, прмчч. Софро́ния (Несмеянова), иеромонаха и Неофи́та (Осипова), архимандрита (1937); прмц. Пелаги́и (Тестовой), инокини (1944).
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.
Подробнее...Вмч. Арте́мия Антиохийского (362).
Прав. отрока Арте́мия Веркольского (1545); прп. Гаврии́ла Самтаврийского, архимандрита (1995) (Груз.).
Сщмч. Николая Любомудрова, пресвитера (1918); сщмчч. Зоси́мы Пепенина, Иоа́нна Ганчева, Иоа́нна Речкина, Иоа́нна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоа́нна Талызина и Алекса́ндра Орлова, пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца, диаконов и мч. Павла Бочарова (1937).
Святой великомученик Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306–337, память 21 мая), а затем – его сына и преемника Констанция (337–361). Артемий, имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан (361–363). Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу. Во время молитвы, которую святой возносил ко Господу, ему явился Сам Христос в окружении Ангелов и сказал: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся – ты будешь со Мною в Моем Царстве». Услышав это от Самого Господа, великомученик обрадовался и стал горячо благодарить и славословить Его.
Подробнее...Прор. Иои́ля (800 г. до Р. Х.); мч. Уа́ра Египетского и с ним семи учителей христианских (ок. 307);Перенесение мощей прп. Иоа́нна Рыльского.
Блж. Клеопа́тры (327) и сына ее св. Иоа́нна (320); сщмч. Садо́ка, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342).
Сщмч. Се́ргия Покровского, пресвитера (1937).
В Болгарии есть дивный горный уголок, где земля встречается с небом. Он настолько красив, что похож больше на рай, чем на земную действительность. Вершины там – оскаленные зубы скал, высокие как столбы, подпирающие небесный купол и образующие из всей горы чудный Божий храм. Этот дивный горный храм – гора Рила. Его алтарь – Рыльский монастырь, а его священнослужитель – всепрославленный болгарский святой – преподобный Иоанн Рыльский.
Подробнее...Мч. Мари́на Аназаровского (IV); прп. Иулиа́на Персиянина (IV); вмц. Зла́ты (Хри́сы) (1795) (Болг.).
Сщмчч. Андре́я Воскресенского, Се́ргия Бажанова, Николая Соколова и Се́ргия Гусева, пресвитеров, мц. Елисаветы Крымовой (1937)
Жизнь и труды апостолов – Святой евангелист Лука
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1:24; 2Тим.4:10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10:1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Подробнее...Прор. Оси́и (VIII в. до Р. Х.); прмч. Андре́я Критского (767).
Прп. Анто́ния Леохновского, Новгородского, игумена (1611); мчч. бессребреников Космы́ и Дамиа́на Аравийских и братий их Лео́нтия, Анфи́ма и Евтро́пия (287 или 303); Перенесение мощей прав. Ла́заря, епископа Китийского (898).
Сщмчч. Неофи́та Любимова и Анато́лия Ивановского, пресвитеров, прмчч. Иаки́нфа (Питателева) и Ка́ллиста (Опарина), монахов (1918); сщмч. Алекса́ндра (Щукина), архиепископа Семипалатинского (1937).
Икон Божией Матери: «Избавительница»; «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827).
Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула.
Подробнее...Прп. Галла (650); прп. Ло́нгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); прп. Ло́нгина Яренгского (1544–1545).
Сщисп. Гео́ргия Троицкого, пресвитера (1931); сщмч. Евге́ния Елховского, пресвитера (1937); сщмч. Алекси́я Никонова, пресвитера (1938); сщмч. Иоа́нна Заседателева, пресвитера (1942).
Жизнь и труды апостолов – Святой Лонгин Сотник
Родом из селения Ардалес в Каппадокии. Он стоял на страже у Креста Господня и Его Гроба и был свидетелем Его страданий, смерти и Воскресения, и чудес, их сопровождавших. Уверовал во Христа и, возвратившись на родину, стал проповедовать там Евангелие. За это воины, посланные Пилатом по проискам иудеев, обезглавили св. мученика Лонгина. Главу же мученика они принесли для удостоверения в Иерусалим, а потом бросили ее без погребения за стенами города.
Подробнее...Свт. Иоа́нна, епископа Суздальского (1373); сщмч. Лукиа́на Печерского, в Дальних пещерах, пресвитера (1243); мч. Сарви́ла и мц. Веве́и (II); свт. Сави́на Катанского (Сицилийского), епископа (760).
Сщмч. Симео́на Конюхова, пресвитера (1918); сщмч. Дими́трия Касаткина, пресвитера (1942).
Икона Божией Матери: «Спорительница хлебов» (XIX
Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI.1812 – 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
Подробнее...Прп. Нико́лы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143); сщмч. Сильва́на Газского, пресвитера (IV).
Сщмч. Михаила Лекторского, пресвитера (1921); сщисп. Амвро́сия (Полянского), епископа Каменец-Подольского (1932); сщмч. Петра Лебедева, пресвитера (1937); прмч. Максимилиа́на (Марченко), игумена (1938).
Икона Божией Матери: Яхромская (XV).
См.: «Петкана».
Эта славная святая родилась у богатых и благочестивых сербских родителей. После смерти отца Параскева покинула дом вместе со своим братом, святителем Евфимием, стремясь к подвижнической жизни. Вначале она отправилась в Константинополь, а затем в Иорданскую пустыню, где подвизалась до преклонных лет. Ангел явился ей и повелел вернуться домой. Ее брат, проживший тридцать лет в монастырской тиши, стал к этому времени епископом Мадитоса; и в конце жизни они вместе трудились о Господе. Мощи преподобной Параскевы находятся в Румынии. Тысячи людей собираются в день празднования ее памяти. В Белграде сохранился чудотворный источник, доныне приносящий многим исцеление. Мироточивые мощи ее брата являются неоскудевающим источником и до наших дней.
См. также: «Житие преподобной Параскевы» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"