Прп. Вениами́на Печерского, в Дальних пещерах (XIV); мч. Флоре́нтия Солунянина (I–II); сщмч. Вениами́на, диакона (421–424); прп. Никиты Исповедника, Константинопольского (ок. 838); свт. Меле́тия (Пигаса), патриарха Александрийского (1601); Воспоминание чуда вмц. Зла́ты (Хри́сы) в Скопье (1912).
Сщмчч. Инноке́нтия Кикина и Николая Ермолова, пресвитеров (1937); Обре́тение мощей сщмч. Фадде́я (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского (1993).
Икона Божией Матери: «Одигитрия» Седмиезерная (XVII).
глас 1
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
Подробнее...Прп. Амфило́хия Глушицкого, игумена (1452); мц. Домни́ки (Домни́ны) (286); свт. Марти́на Милостивого, епископа Турского (ок. 400).
Исп. Иоа́нна Летникова (1930); прмч. Лавре́нтия (Левченко), иеромонаха (1937); сщмч. Алекса́ндра Поздеевского, пресвитера (1940); сщисп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского (1955).
Икон Божией Матери: Рудненская (Руденская) (1687); Мохнатинская; Калужская (1812); «Одигитрия» Ярославская (1642); Германовская (Ерманская); Иерусалимская (48).
глас 4
От за́пада возсия́вши Предте́чева рука́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.
Перевод: На западе воссиявшая рука Предтечи посылает верным лучи нетленные исцелений, собирает с небес множество Ангелов, на земле созывает человеческий род воссылать единогласно славу Христу Богу.
глас 6
У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ нас моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.
Подробнее...Ап. от 70-ти Фили́ппа, единого от семи диаконов (I); прп. Феофа́на исп., творца канонов, епископа Никейского (ок. 850); прп. Льва Оптинского (1841); Собор преподобных Оптинских старцев.
Прп. Феофа́на, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII); мцц. Зинаи́ды и Филони́ллы (I).
Сщмчч. Филаре́та Великанова и Алекса́ндра Гривского, пресвитеров (1918).
Икона Божией Матери: «Вододательница».
24 октября (11 октября по старому стилю) Святая Православная Церковь чтит память Собора преподобных оптинских старцев:
глас 6
Правосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколеби́мии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы О́птинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вши/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вши,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е Оте́чество ва́ше в Правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ши.
Подробнее...Свт. Амфило́хия Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1122); Собор Волынских святых; блж. Андре́я, Христа ради юродивого, Тотемского (1673); мч. Феоте́кна Антиохийского (III–IV); прп. Вассиа́на (Васи́лия) Константинопольского, игумена (V); прп. Фео́фила Тивериопольского, исп. (VIII).
Икона Божией Матери: Акафистная Зографская (Предвозвестительница).
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
Подробнее...Правв. Авраа́ма праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.); мчч. Евве́нтия (Иувенти́на) и Максима воинов (361–363); св. По́плии исп., диаконисы Антиохийской (ок. 361–363); прп. Петра Галатийского (IX).
Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина, пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксёнова, пресвитера (1937); Обре́тение мощей прписп. Севастиа́на Карагандинского (Фомина), архимандрита (1997).
Икон Божией Матери: Корсунская; «Корсунская Прозренная» («Шпилевская»).
глас 3
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Иаков, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.
глас 2
Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго/ похвала́ми да ублажи́м я́ко Боговеща́теля вси Иа́кова:/ Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́/ и со все́ми А́нгелы ра́дуется,// моля́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Твердо мудрость догматов в души благочестивых вложившего, похвалами прославим все Иакова как проповедающего Бога, ибо Престолу славы Владыки предстоя, он со всеми ангелами радуется, моля непрестанно обо всех нас.
Подробнее...Прп. Пелаги́и Антиохийской (457).
Прп. Досифе́я Верхнеостровского, Псковского, игумена (1482); прп. Три́фона Вятского, архимандрита (1612); Собор Вятских святых; прп. Таи́сии Египетской (IV); мц. Пелаги́и девицы, Антиохийской (303).
Сщмчч. Дими́трия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоа́нна Хренова, диакона, прмчч. Амвро́сия (Астахова), архимандрита и Пахо́мия (Туркевича), игумена, прмц. Татиа́ны (Бесфамильной), инокини, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ио́ны (Лазарева), епископа Велижского, прмч. Серафи́ма (Щелокова), архимандрита, сщмчч. Петра Никотина, Васи́лия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Влади́мира Сперанского, пресвитеров, мчч. Ви́ктора Фролова, Иоа́нна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаа́ма (Ефимова), монаха (конец 1930-х).
глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!
Подробнее...Прп. Се́ргия Послушли́вого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII); прп. Се́ргия Нуромского (Вологодского) (1412); Обре́тение мощей прп. Мартиниа́на Белоезерского, игумена (1513); сщмчч. Иулиа́на, пресвитера и Кеса́рия, диакона (I); мц. Пелаги́и, девы Тарсийской (290); сщмч. Полихро́ния, пресвитера (IV).
Сщмч. Николая Казанского, пресвитера (1942).
Икона Божией Матери: «Умиление» Псково-Печерская (1524).
глас 4
К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.
Перевод: К Богородице коленоприклоненно припадем все, обремененные грехами, чудотворную Ее икону Умиления целуя и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».
Подробнее...Сщмч. Иоа́нна Рыбина, пресвитера (1937).
Икона Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати).
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин.20:25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул святой апостол (Ин.20:28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"