24 Января 2020 года память. Прп. Феодо́сия Великого, общих житий начальника (529); прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456).
Прп. Феодо́сия Антиохийского (ок. 412).
Сщмчч. Николая Мациевского, Фео́дора Антипина и Влади́мира Фокина, пресвитеров (1919); исп. Влади́мира Хираско, пресвитера (1932).
Икона Божией Матери: Елецкая (1060).
Об этой иконе известно лишь то, что находилась она в городе Ельце Орловской губернии. Кроме того, летописи зафиксировали год её явления — 1060, то есть тот же, что и у Елецкой-Черниговской. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской. Помимо поясного изображения Божией Матери существуют ещё один вид Елецкой иконы — ростовой. На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.
Подробнее...23 Января 2020 года память. Свт. Григо́рия Нисского, епископа (после 394);прп. Дометиа́на, епископа Мелитинского (601);свт. Феофа́на, Затворника Вышенского (1894); прп. Маркиа́на Константинопольского, пресвитера (V);прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429);прп. Анти́пы Валаамского (Афонского) (1882).
Прп. Макария Писемского (XIV); блж. Феосе́вии (Фео́звы), диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385).
Сщмч. Зино́вия Сутормина, пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского, пресвитера (1930); сщмч. Анато́лия (Грисюка), митрополита Одесского (1938).
Священномученик Зиновий (Зиновий Евстафьевич Сутормин) до принятия священнического сана служил фельдшером в Сибирском казачьем войске. В 1901 году он был рукоположен во диакона к Воскресенскому храму в городе Семипалатинске, а в 1911 году — во священника ко храму в селе Верхуба Змеиногорского уезда Томской губернии и назначен настоятелем. При отце Зиновии была начата постройка нового каменного храма во имя святителя и чудотворца Николая, который был завершен и освящен в 1913 году.
В 1912 году скончалась супруга отца Зиновия, оставив на его попечении пятерых детей. В 1919 году священник, служивший в селе Георгиевка, попросил правящего архиерея перевести его на другой, более богатый приход, ввиду многочисленности своей семьи. Архиерей предложил священнику самому отыскать желающего поменяться приходами. Священник предложил поменяться отцу Зиновию, и тот дал на это свое согласие, завершая добрым делом немногие оставшиеся дни своей земной жизни.
В январе 1920 года отец Зиновий приехал вместе с младшими детьми погостить к своему старшему сыну в село Шемонаиху вблизи города Усть-Каменогорска. 23 января 1920 года село было занято отрядом красноармейцев, после чего сразу же начались обыски и аресты. Вместе с другими жителями села был арестован и отец Зиновий. Все арестованные вместе со священником были приговорены к смерти и вывезены за село. Отцу Зиновию отрубили топором голову и погребли в общей безвестной могиле неподалеку от села Шемонаиха.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 98–99
Источник: http://www.fond.ru
22 Января 2020 года память.Мч. Полие́вкта Мелитинского (259);свт. Фили́ппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569).
Прп. Ио́ны (в схиме Петра́) Киевского (1902); прор. Саме́я (X в. до Р. Х.); свт. Петра, епископа Севастии Армянской (IV); прп. Евстра́тия Тарсийского, чудотворца, игумена (IX).
Сщмч. Павла Никольского, пресвитера (1943).
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
Подробнее...21 Января 2020 года память.Прп. Гео́ргия Хозевита (VII) и исп. Емилиа́на, епископа Кизического (IX);прп. Домни́ки Константинопольской, игумении (ок. 474);прп. Григо́рия, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093);прп. Григо́рия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV);сщмч. Иси́дора Юрьевского (Дерптского), пресвитера, и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).
Прп. Паи́сия Угличского, игумена (1504); сщмч. Карте́рия Кесарийского (Каппадокийского), пресвитера (304); сщмч. Фео́фила, диакона и мч. Елла́дия (IV); мчч. Иулиа́на, игумена, Ке́лсия, Анто́ния, Анаста́сия, мцц. Васили́ссы, игумении, и Мариони́ллы, семи отроков и 20-ти воинов (313); прп. Илии́ Египетского (IV);мч. Або́ Тбилисского (786) (Груз.).
Сщмч. Ви́ктора Усова, пресвитера (1937); сщмчч. Дими́трия Плышевского, Влади́мира Пастернацкого, пресвитеров, прмч. Пафну́тия (Костина), иеромонаха, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Васи́лия Архангельского, пресвитера (1939); мч. Иоа́нна Малышева (1940); исп. Михаила Розова, пресвитера (1941).
Преподобный Георгий Хозевит родился на острове Кипре. По смерти родителей он отправился в Палестину на поклонение святым местам. Здесь он поступил в иноческую Хузивитскую общину, находившуюся между рекой Иорданом и Иерусалимом, настоятелем которой он стал впоследствии. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Пожив на земле, словно бесплотный, он мирно скончался (VII).
См. также: «Память преподобного Георгия Хозевита» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
20 Января 2020 года память.Попразднство Богоявления. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна.
Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой. С именем Иоанна Предтечи связано семь праздников (по новому стилю):
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
Подробнее...19 января 2020 года состоялась трожественная празднечная Божественная Литургия Василия Великого,Крестный Ход на реку Иртиыш.Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преставление свт. Феофа́на, Затворника Вышенского (1894).
Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.
Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой, такой же.
Подробнее...18 Января 2020 года память.На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник).Сщмч. Феопе́мпта, епископа Никомидийского и мч. Фео́ны (в Крещении Сине́сия) волхва (303);прп. Синклитики́и Александрийской (ок. 350);прп. Симео́на Псково-Печерского (1960).
Прор. Михе́я (IX в. до Р. Х.); прп. Аполлина́рии (ок. 470); прп. Фости́рия; прп. Ми́ны Синайского (VI); прп. Григо́рия Акритского (ок. 820).
Сщмч. Андрея Зимина, протоиерея (1920); мч. Ио́сифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Се́ргия Лаврова, пресвитера (1934); мч. Матфе́я Гусева (1938).
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Подробнее...15 Января 2020 года память.Предпразднство Богоявления.Свт. Сильве́стра I, папы Римского (335);прав. Иулиа́нии Лазаревской, Муромской (1604);Преставление (1833), второе обре́тение мощей (1991) прп. Серафи́ма, Саровского чудотворца.
Прп. Сильве́стра Печерского, в Ближних пещерах (XII); сщмч. Феоге́на Парийского, епископа (ок. 320).
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.
После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.
Подробнее...Здесь размещается материал группы WhatsApp "Богородице-Рождественский"