Наверное, не менее важно в этом вопросе разобраться с некоторыми понятиями.
От чего и в какой мере спасает Бог?
Спасал ли Бог человечество до Воплощения? Т.е. в Ветхом Завете? Спасал. Через что? Через приуготовление людей к принятию Христа. Но это не в полном смысле спасение. Когда православие говорит об обОжении, как конечной цели жизни человека, нашего устремления и Божией икономии, домостроительства, то это предполагает следующую ступень за спасением. Т.е. обОжение (буквально "преображение в большее богоподобие" по прп. Максиму Исповеднику) возможно уже спасенному, или спасающемуся. Обожение участвующих при Литургии, по тому же прп. Максиму, совершается сообразно внутренней чистоте и духовной готовности каждого верующего. Обожение выражается в достижении богоподобной непреложности души и нетленности тела, или вечнобытия, в силу соединения с Богом. Наше обожение - подражание полному обожению, осуществившемуся на человечестве Иисуса Христа в силу тесного соединения с ним Божества.
Понятно, что достижение обОжения воли и энергии возможно только благочестивому (тождественно – православному) христианину (последователю Христа).
Мы начали рассуждение «сверху».
От чего все же необходимо спасение? Во-первых от греха, как разъединения с волей Божией. С грехопадением люди заслужили, условно обозначим, во-вторых, праведное осуждение, проклятие Богом, которое выражается, прежде всего, не в «сковородке и темнице», а в отлученности человека от Бога. В-третьих, т.к. после грехопадения Бог лишает человека общения с Собой, необходимо восстановить это общение. Лишение общения с Богом ведет к неменуемому общению с диаволом и к смерти духовной (не путать со смертью души – душа бессмертна) и телесной. Т.е. в-четвертых, освобождение от смерти.
В этом смысле спасение – это освобождение от следствий грехопадения – ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ, ДИАВОЛА и СМЕРТИ. Плоды искупительного подвига Христа помогают в нас преодолеть все это и иметь спасение во Христе.
Но тогда вопрос. Освобождается ли неблагочестивый (тождественно – не православный, или номинально крещенный) от этих следствий грехопадения? Т.е. спасается ли он?
Освобождается ли от греха? Грех омывается в покаянии через Крещение. Т.е. крещенный (даже номинально) полностью очищается от греха, даже первородного. Если повторяет их после Крещения или совершает новые, омывает их полностью в Таинстве покаяния. Не крещеному, если он победит какой-либо грех сам в себе или по своей вере, ВЕРОЯТНО, тоже что-то прощается, но не первородный грех.
Освобождается ли от проклятия? Это только во власти Божией и в Его святой воле по Его милости простить или не простить. Простирается ли Его милосердие на них? Мы видим, что в КАКОЙ-ТО мере – да. И грешникам солнце светит.
Освобождается ли от диавола? Понятно, что и у грешных ум в какой-то степени просвещается тем же «солнцем». Но полное освобождение от лукавого происходит только в соединении с Богом. Для благочестивого (православного) лукавый способен по попущению Божию лаять, чтобы отпугивать от греха. Для не крещенного – человек – раб диаволу и его делам с оговоркой на освобождение «солнцем» по времени.
Освобождается ли от смерти? Даже мы до конца не уверены, ожила ли наша душа во Христе, а только веруем и уповаем на Его милость. А после всеобщего воскресения, знаем, что апокатастасиса (восстановления всего, см. выше у о. Никиты) не произойдет.
Думаю, что в свете приведенных рассуждений и можно порассуждать, кто и в какой мере от чего освобождается (спасается).
С молитвами священник Евгений.