Небо - Писание святое, повествует о небесных тайнах на папирусах и кожах. (Толковая Псалтирь на Пс. 103). Тот, кто понуждает себя к духовному деланию через чтение Священных Писаний, удостаивается лицезреть (умом) Божии тайны – откровения Божии.
Далее речь, видимо, о том, что небо для зрителя на земле является полукругом. Говорит святитель, что и мы после грехопадения как бы разделены. И можем возноситься к божественным откровениям, но можем в страстях и падать на землю. А менее старательные в деле спасения низводят себя и ниже (долу) земли - в преисподнюю. В таком безнравственном состоянии невозможно воспарить (умом, потому и делами телесными) к Богу - познать Истину, Любовь, Справедливость, Святость, Мудрость, Ведение, Блаженство и т. п. А потому и небо (чистый смысл) в нынешнем веке не везде распространяется.
Владимир, здесь, как впрочем, и в любом другом месте Священного Писания, толкования и прочих повествованиях откровений Божиих, говорится все же, думаю, не о формальном устройстве вещей видимых. А посредством привычных мироощущений ум наш возносится к небесным тайнам, которые непостижимы привычным способом.
Небо – как сравнение, привычное для ума. Какие эпитеты мы можем приложить к понятию «небо»? Утонченное, возвышенное, непостижимое вполне, необъятное, чистое, светлое и т. п. Эти же сравнения мы может приложить и к откровенным тайнам Божиим. Верно и то, что для пребывания в состоянии, когда мы можем воспринять эти откровения от Бога, необходимо очиститься, просветиться, возвыситься. Возвыситься от чего? От помышлений о вещах плотских, фигурально говоря, от земли (и даже, от преисподней, того, что ниже земли) – от страстей и грехов. Наша умственная (а вслед за ней и душевно-телесная) деятельность как бы находится (в результате грехопадения, не изначально) в устремлении то к небу, то к земле (и, к сожалению, бывает, и еще ниже). Но не бывает так, чтобы в страстных помыслах рождалось что-либо светлое и истинное – будто бы и под землею есть небо.
С молитвами за Вас, священник Евгений.