Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Правкурс

Воскресенье 1 Ноябрь 2009

22:12: Благословите, батюшка.

Прошу Вашей помощи.

Один из участников задал интересный вопрос: Почему для чтения Евангелие вынесли закрытым на два замка-защелки и после чтения опять его замкнули? У этого есть какое-то значение?

Спасибо.

Четверг 5 Ноябрь 2009

17:15: Со святым вечером, Степаню

Прошу прощения за то, что не смог ответить раньше.

 

Вопрос: «Почему для чтения Евангелие вынесли закрытым на два замка-защелки и после чтения опять его замкнули? У этого есть какое-то значение?»

 

Готового ответа на этот вопрос, скорее всего, нет.

Духовный смысл можно видеть в следующем.

Божественные чтения Священных книг - божественные и блаженные воления и советы Бога. Его Святая воля по отношению к целям нашего бытия, нашей жизни. Советы – способы осуществления этих целей в согласии с Божественной волей. Смыслы божественных писаний любомудренная душа узнает по мере прилагаемых сил и своих естественных способностей. Подвизаясь в соответствии познанного, она соответственно сподобляется победных венцов.

[Т.е. смысл божественных Писаний обращен к душе, которая желает и деятельно познает эти смыслы в меру своих сил. Через них Бог руководит любящую Его душу, куда и как двигаться.]

Не все достойны созерцать Божественные тайны, которые Воплощенное Бог-Слово через Евангелие открывает подвизающимся. И не во всякое время (Евангелие всегда выносится в определенное время). Истинное соединение со Словом молящихся (через покаяние, которое соединяет с Церковью и церковные молитвы) происходит через священство, через Церковь (которую создал Христос честною Своею кровью). Восставший из мертвых Господь людям всех времен, в силу Своего воскресения, источает нетление по телу и оживление по духу.

[Т.е. через Христа (Его воплощение) и Его Церковь становится возможно соединение верующих со Словом Божиим.]

Видимое Евангелие (книга) – это «тело», «буква», форма, человечество Христа. Цель устремления души человека, его ума является познание смысла написанного. Бог Слово воплощается и поселяется в умах верующих. 

Страсти и удовольствия по грехопадении стали препятствием к соединению со Словом. Необходимо исцеление. Мучения (борьба со страстями, их безропотное претерпевание) средство для достижения умозрительного созерцания. После чего Слово поселяется и смиряет мудрование плоти (чувственность). Страстные навыки требуют от подвижника непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Тогда он совоскресает со Христом. По двусоставности человеческого существа двойственно и его воскресение во Христе. Есть воскресение души и есть воскресение тела человека.

а) Душевное воскресение состоит в избавлении от греховной смерти или безблагодатности. Бог Слово воскрешает умерщвленные грехами души, прощением им грехов, облагодатствованием их и поднятием в них небесных стремлений.

б) Телесное воскресение или бессмертие плоти есть дар Нового Адама - Христа - каждому человеку. Хотя тела людей и после восстания Спасителя из мертвых продолжают подвергаться тлению, но сила нетления уже положена сокровенно во все души Жизнодавцем.

Отсюда личное спасение верующих во Христа слагается из взаимодействия человеческого стремления спастись и явной, ближайшей помощи Христа Спасителя, по благоволению Бога Отца, во Св. Духе.

[Т.е. освобождение от смятения страстей и привязанности к естеству – устраняет одно из препятствий к соединению со Словом Божиим.]

Не все возможно познать. Нельзя нашим падшим человеческим разумом действовать, «основываясь на предпосылке, что никаких преград для его познавательных способностей не существует, что все существующее в мире, так или иначе может быть рационально постигнуто. Пытаясь осмыслить догмат, человек должен совершить подвиг самоотречения, отречения от своего разума, т. е. отказаться от претензии на всезнание, на постижение всего и вся в этом Богом созданном мире, образом, постижение догматов всегда связано с определенным аскетическим усилием, актом отречения от своего ума... Иначе говоря, нужно не приспосабливать догмат к своему образу восприятия, а, наоборот, пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в такое состояние, которое позволяет нам понимать смысл догматов». (Иерей Олег Давыденков).

[Т.е. второе препятствие (застежка), в понимании Евангелия, устраняемое Церковью, умозрительно видятся в освобождении от печатей душевных, препятствующих в восприятии Слова – от неверия и неразумия. ]

И тогда Писание запечатлевается («замкнули») в уме духовной благодатью. Неверие обращается в веру, неразумие – в ведение (истинное знание).

 

С молитвами за Вас Священник Евгений.

20:02: Спасибо, отец Евгений.

Среда 23 Декабрь 2009

18:29: Здравствуйте, батюшка.

Сегодня я снова вспомнил и решил основательно подумать над комментариями к заповеди "Не убей", нужен Ваш совет.

Сегодня посмотрел фильм " Камо грядеши", американские актеры играли слабо, герои выдались приторными, но я задумался над мучениками за веру. Помимо гонений случившихся в Риме в 60-х годах были еще, но мотив часто был иной. Граждане Рима видели в христианах опасных для общества людей, разлагающих ( и без того весьма разложенные) общественные нормы поведения, им инкреминировались довольно таки серьезные нарушения( для язычников) и по закону ( а казнь на арене цирка была по тем временам законной) их приговаривали к смерти. Но это были языческие нравы загнивающей римской империи, часто казнь христиан была "спускным клапаном", чтобы отвести внимание народа.

Но вот я читаю Катехизис святителя Филарета (Дроздова) написанный в христианской монархии:

571. Не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество.

Думаю митр. Филарет написал это под давлением власть придержащих. Не может так рассуждать христианин, сказано же четко и ясно: не убей. Убийство врага за родину то же не ясно, что важнее родина или заповедь? Но дома сидят детки, жена, родители и если их не защитить, то они погибнут, но христиан первых трех веков армия не защищала, они становились мучениками за веру, святыми, однако это было в языческой империи. Получается в христианской империи убивать иногда можно? Тогда получается современная демократия превзошла Катехизис, наложив мараторий на смертную казнь.

Я вспоминаю святых которые были воинами. ап. Павел пишет о гос служащих, что они носят меч на поясе, означает ли это, что служащие могут нарушать заповедь, св. Павел писал наверное о римском воине, или чиновнике, и призывал повиноваться власти до тех пор пока это не противоречит заповедям Божиим. Говорят, что солдат жертвует своей жизнью за ближних, но получается исполнение одной заповеди дает возможность нарушить другую.

В «Толковой Библии Лопухина» написано в комментарии к нагорной проповеди, что как бы там ни было любое убийство выводит человека за пределы Евангелия.

Как же быть мне, если увижу нападение на человека, а по близости никого нет? Ограничиться молитвой, закрыть своей грудью и погибнуть вместе с жертвой, или ударить нападающего тяжелым предметом по голове и будь что будет?

Разве может быть солдат тем к чему призывает Христос в Евангелии?

В любом случае я не ставлю точек над I, но хочу знать Ваше мнение.

Четверг 31 Декабрь 2009

15:01: Здравствуйте, отец Евгений!

Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом!

Счастья Вам и Вашим близким!

Понедельник 4 Январь 2010

18:34: Со святым вечером, Степан!

Спаси, Господи, за поздравление. С наступающим Рождеством Христовым!

Попробую высказать свое мнение на Ваш вопрос. Это именно мнение, а не учение Церкви. Почему нет на этот счет определенного учения? Потому, что он не выносился, во-первых, в разряд еретических, а во-вторых, не имеет определенного формального определения, кроме как высказанной Богом еще в Ветхое время: «Не убий». Но формальное всегда оболакивает истину или логос того, что оно означает.

Итак, еще раз хочу подчеркнуть заповедь: «Не убий». Так как дальнейшие рассуждения буду строить от обратного. Заповедь ясна. Человек в грехопадении лишился многих логосов (смыслов) и чтобы их хоть как-то восполнить, Благой Бог и дал эти заповеди. Человек дошел до братоубийства. Первая смерть – Каин лишил жизни Авеля по зависти; Ламех, похваляясь, совершает убийства (Быт. 4). Первые смерти – противоестественные. Т.е. смерти все противоестественны, но после грехопадения появляется смерть «естественная», так как имеет основой своей волю Божию. Воля Божия, мы знаем, святая, так как в Своих стремлениях Бог определяется и руководствуется представлениями об одном наивысшем добре и благе. Именно ненависть зла и желание блага тварям определила для людей смерть, как спасение от большего зла. Смерть Христа побеждает смерть людскую. Жертва Авраама своим сыном тоже является волей Божественной. Всеми чтимый Илия пророк собственноручно заклает несколько сотен жрецов Вааловых. Святые Дмитрий Ростовский, Сергий Радонежский, Александр Невский, прославленные православные воины – примеры действия благостной руки Божией.

Конечно, если формально рассматривать заповедь «Не убий» с разными пунктами вроде «Не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда… 1), 2) и т.д.». Тогда и формально можно подвести к этому многие преступления. Хотя свт. Филарет и писал эти строки применимо к осмыслению симфонии Церкви и Государства, но все же нельзя в закон облечь деяние пророка Илии (если кто ножом при таких-то обстоятельствах…, тот святой). Или сына своего ради Господа… Все это станет безумным законом. Не всякая война ведется оружием, не всякого осужденного должно наказывать смертью. Кого наказывать (даже не смертью), или кого миловать, должна нас руководить воля Божия. А когда не познаем ее, тогда «не убий», «не гневайся», «не говори», «не хмурься» и даже «не помышляй».

Если говорить о вопросе: «Как же быть мне, если увижу нападение на человека, а по близости никого нет? Ограничиться молитвой, закрыть своей грудью и погибнуть вместе с жертвой, или ударить нападающего тяжелым предметом по голове и будь что будет?». То, во-первых, необходимо научится бороться с соблазном слушать такие помыслы от тех духов, которые отвращают нас от воли Божией. Это – так называемая духовная брань. А во-вторых, необходимо много поработать над собой духовно, чтобы в подобных ситуациях, определить по-возможности полнее волю Божию о нас. И выполнить ее…

Не ставлю точку. От ребят (вернее, девчат) слышал, что подобная тема обсуждалась где-то на Правкурсе, но я уже не нашел ее. Так что, если какие недоумения, вопросы – пишите.

С молитвами, священник Евгений.

Вторник 5 Январь 2010

12:30: Спаси Вас, Господи, Степан.

Если говорить точнее, то «из двух зол» необходимо научиться выбирать третье – абсолютное благо. Т.е. избегая абсолютного зла, человек может творить следующее. «Зло» – избрания того, к чему призывают чувства. «Меньшее зло» – это законное соблюдение заповедей Божиих. Нужно оговориться, что есть еще категория – абсолютное зло. Это полное и намеренное противление воле Божией. Абсолютное добро, естественно только у Всевышнего («Без Меня не можете творить ничего (доброго)»), для нас же абсолютное добро – это полное исполнение воли Божией о нас.

В чем и как все это достигается?

В «абсолютном зле» противления святой (абсолютно-доброй) воле Божией навык и достиг «наивысших высот» (правильнее: преисподних глубин) – отец и начальник зла – Люцифер. Все, кому он начальник и «друг» – здесь (не по месту, а по сути). Это ад.

«Зло» творится людьми, которые склоняясь к чувственному житию, не имея навыка умозрения, не достигающих ведения (добра), пленяются злыми духовными силами, провоцирующих и учащих абсолютному злу. Здесь от зла человек пытается избавиться интуитивно, чувствами меряя, что хорошо, а что плохо, избегая зла, стремясь к (чувственному) добру. Здесь признаки скотской жизни – страсти удовольствия и страдания. Важность имеют способы осуществления добра (предыдущая наша тема обсуждения о лишении жизни, как способу осуществления добра тоже находится в этой категории), стяжание Божиих добродетелей, освобождение от страстей. Это первое небо.

«Меньшее зло» творят те, которые поучаются в законе Божием, Его святых заповедях. Они стоят ближе к спасению своей души, ожидая освобождения от своих мнений об истине, которая скрыта во всех этих законах и заповедях. В таком динамичном (к добру и всему тому, что считается и мнится ценностью) духовном делании человек предощущает добро абсолютное. Главным можно назвать поиск и осуществление озарений божественными умозрениями верующей души; стяжание навыка в истинном и твердом ведении душой, окруженной стеной всех нравственных, естественных и богословских умозрений. Это Ветхий Завет, где еще существует необходимость изучения и соблюдения законов. Это второе небо.

Бог открывает о Себе, видимом и невидимом мире в таинственном богословии, когда полностью прекращаются естественные действия в уме и чувстве, направленные на умопостигаемое и чувственное. Это обожение, сыновство, Царство Небесное. Главное здесь – любовь. Это третье небо.

Конечно, все это относительно и классифицировано для удобного получения некоторого ведения.

С молитвами за Вас, священник Евгений.