Священник Евгений Яганов.
Как лучше ответить участнице на подобный вопрос?
"«Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию» - вот понимаю, что так должно быть и это правильно, но есть сопротивление внутренее – просто как можно богоподобие человека соотнести с тем, что «он-ничто»? Часто приходилось слышать, что в православной вере сам человек уничижается, может поможете сформировать правильный на это ответ?"
Доброго дня.
«Блаженны нищие духом»… Не всякий дух чист и светел. Осознавая свою испорченность и поврежденность, блаженство достигается уничижением такого духа в себе – смирением. Но, если мы имеем в виду духовность, как наивысшую деятельность нашей души, в конечном итоге приводящую к обожению, то не сама нищета чистой духовности, а ее осознание ведет к умиротворению, блаженству. В словаре отца Григория Дьяченко читаем: нищий – бедствующий, страждущий, несчастный. Нищие духом – смиренные люди, сознающие, что они не имеют никаких заслуг перед Богом. Отчего человек попал в такое состояние духовной нищеты? От того, что сам растратил или утерял, то что ему дано было или могло бы дастся Богом. Утрачены дары Святого Духа: дары мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, различных языков и их истолкования (1Кор.12,1-10), ходатайства, увещевания, даяния, вспоможения, учительства и др., высшим даром Святого Духа является дар любви. (http://azbyka.ru). Богоподобие Божие в человеке унижать нельзя, даже в себе. Апостол говорит, что и сам не судит о себе (1Кор.4:3-5). Не правильно думать, что личность, даже «я», - ничто. Самый последний нищий, просящий подаяние, все равно получает его. Может, конечно, и не в той мере, какой хотелось бы. И Бог, как солнце, для всех светит и всех греет. Осознание своего уничижения (по отношению к Богу) есть понимание своего извержения из чина достойности и святости. Унижение же (умаление перед другими) самого себя полезно бывает, как духовное упражнение, с размышлением, но не как постоянное состояние. В дополнение к словам отца Владислава. Необходимо обличать в себе страсти и бороться с ними. Если они случаются от утраты благодати, естественно, что их отсутствие способствует оБогащению.