«Всё, что касается увлечений людей,
легко обращается в крайности,
способные переродиться в фанатизм
- самое опасное производное от невежества.»
Хорхе Вальдано
Члены религиозных сект, фанатские группировки, сотрудники фирм сферы сетевого маркетинга… Согласитесь, все они чем-то похожи друг на друга. В первую очередь – лихорадочным блеском глаз, ярко выраженной обособленной кастовостью, энтузиазмом, переходящим в фанатизм, проявлением агрессии к инакомыслящим. Как они становятся такими? Кто в первую очередь вербуется в их ряды? Что движет людьми, вступающими во всевозможные объединения и отдающими все свои физические и духовные силы на реализацию идей, порою им совершенно чуждых? И что эти организации по сути своей представляют?Естественно, чтобы завербовать потенциальных неофитов, адепты новых истин используют всевозможные сильнодействующие приманки, не стесняясь играть ни на возвышенных чувствах (например, стремление к духовному развитию, борьба за справедливость), ни на низких страстях (азарт, жажда наживы), ни на озабоченности состоянием собственного здоровья, добиваясь от своей паствы беспрекословного послушания, фанатичного служения и в конечном итоге – обогащения за ее счет либо посредством ее труда. Посвящаемые совсем необязательно являются людьми наивными - и при первом знакомстве зачастую подозревают какой-то подвох, но, тем не менее, почему-то все же попадаются в сети новоиспеченных «ловцов душ». Казалось бы, почему человеку предприимчивому не открыть свое дело, а человеку, ищущему Бога, обратиться к традиционным культам, вести соответствующий образ жизни и самому продолжать поиск в кругу освященного опытом предков Православного Христианства, в храме – извечном средоточении духовности. Идти к истине без навязчивого вмешательства самозваных учителей и посредников?! Видимо, причина укоренилась где-то внутри нас.Задумаемся, что они предлагают нам помимо самой идеиЧеловек, как ни крути, по сути своей наделен стадным инстинктом. Общество подразделяется на народности, роды, и, в конце концов, семьи. Любому из нас необходимо прежде всего человеческое участие и сочувствие. Зачастую мы остаемся в одиночестве – порой даже в кругу своих близких. Иногда бываем не удовлетворены своей работой. А тем более – ее отсутствием!Бывает, что за долгие годы творческого простоя в нас созревает огромный нереализованный потенциал, который требует выхода, но не находит приложения. Так порою хочется заниматься каким-нибудь делом, которое более или менее приходится тебе по душе, и тем паче – в кругу увлеченных, доброжелательных соратников! По причине греховности своей, не правильного светского воспитания, отсутствия духовного опыта и не желания трудится, воспитанные более на Диснее нежели на классике мы часто не желаем трудясь искать праведного пути – предпочитая завернутые в цветастые обертки удобоваримые эрзац – заменителем.И вот она – к твоим услугам – огромная искусственная семья, с удовольствием принимающая тебя в свои объятия. Ты черпаешь из нее полной чашей то тепло, которого, по твоему мнению, не додал мир, участвуешь в общем «благородном» деле – не за страх, а за совесть и изо всех своих сил. Вроде бы, жизнь наконец-то начинает «бить ключом» и наполняться каким-то смыслом. Здесь тебя выслушают, приласкают, накормят, обогреют (уже неважно что, возможно, и обберут – духовно и материально!). И за привалившее счастье, с сознанием своей правоты, будешь «бить в кровь» всех иных и прочих. А основополагающая идея? – Идея будет уже не так важна. Но такая огромная освободительная армия не может обходиться без знамени. И если есть знамя, - должно же там быть хоть ЧТО-НИБУДЬ написано! И эта «истина» для тебя теперь непререкаема, а значит, эту истину нужно любой ценой соблюсти, слепо исполняя волю завербовавших тебя адептов.
И вот ты уже сам стоишь с лихорадочным блеском в глазах, с брошюрами в руках, несколько удивляясь – «почему вокруг твоей головы до сих пор не зажегся ореол святости», либо с образцами «натурального» продукта, считая себя самым правильным, продвинутым и предприимчивым, не замечая при этом превращение в одного из тех людей, действия которых еще недавно вызывали у тебя по меньшей мере недоумение. Смотришь в глаза себе вчерашнему – да, уставшему, да, порою неудовлетворенному, но – смотришь в глаза РАЗУМНОГО человека стеклянными глазами «зомби».
Дмитрий ЗАБИРОВ