Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Рождественское паломничество по Святым местам 2006год.

"Об одном только вас прошу: да любите друг друга".

Присказка

Подражая примеру учёных иноков древности подвизавшихся на ниве Господней, от которых собственно и пошли науки и просвещение, да и сама грамота, в земле российской и казахстанской, испросив благословения вооружаюсь смирением и начинаю повествование о своем, по сути первом, путешествии в мир Православия. Хоть и отличный от привычного светского но существующий от начала времён вокруг и в душах наших.

Сплету ниточку от одного к другому.

Дай Бог мне донести до Вас не столь архитектурные диковинки и забавные эпизоды имевшие место в превеликом множестве, сколь духовную изнанку этого путешествия - паломничества.

 

Хотя каждому своё (интересно – в этом случае), так что пусть этот каждый и черпает из этого источника, который скорее не источник даже, а слоёный пирог из разных разностей, то что его душе мило - в меру своего разумения. Течёт наша жизнь и личная и общественная как ручеёк по проложенному неизвестно кем руслу и плывём мы по нему неизвестно куда, прилагая неимоверные усилия, четко соблюдая общепринятые правила руководимые мирскими стереотипами, и самое главное неизвестно зачем. Устанем и захочется душе передохнуть. Нужно ей беспокойной чего то большего, нежели каждодневное стяжание материальных ценностей, борьба за выживание, реализация инстинкта размножения или пустые на самом деле и набившие оскомину развлечения, коими мы себя на досуге ублажаем. А душе нужно соприкосновение с вечностью. Хотя бы изредка. Иначе улетучится она за ненадобностью как ненужный рудимент невостребованный новейшей историей.

Где же искать чистоты духовной и соприкосновения с вечностью как не в Храме Божьем, или в паломничестве по Святым местам. Как это сделать и куда отправится? В моём случае приглашение совершить паломничество явилось само собой, по промыслу Господа и как никогда к стати. Если же человек чувствует таковую потребность но не знает как её реализовать рекомендую обратится к людям знающим, ибо таковых у нас достаточно – в наше время за визит к священнику, на партсобрание уже не потянут.

А ехать можно не только в Иерусалим либо совершать круиз по старинным храмам России – земля Казахстана так же богата Православными Святынями. Например город Караганда по праву считающийся одним из духовных центров нашей страны. Да и по пути вас ждёт немало интересного…

День первый

14 декабря 2006 года от Р.Х. по новому стилю, 1декабря 2006 года от Р.Х. по старому стилю, 1 декабря 7515 года от С.М.

Четверг 27-ой седмицы по Пятидесятнице. Прор. Наума (VII в. до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина. Павлодарские новомученицы.

Рождественский пост.

В дорогу

Итак отправляемся в путь. Вокруг тьма кромешная, оно и не удивительно – на часах нет ещё и шести, но погода благоприятствует. В меру тепло и дорога в приличном состоянии. В чёрной «Тойоте» нас пятеро. Помимо меня Отец Евгений, Наталья, Людмила и Валентина - прихожанки Богородице – Рождественского Храма.

Не смотря на серьёзность и торжественность поездки, без суеты не обходится. Женщины делают нелепые предположения, опасаясь возможных неприятных случайностей, я тщетно пытаюсь победить автомобильные «прибамбасы» - ремни безопасности, хитрые кнопочки и не желающие открываться «по моему велению» дверцы. Скорее я победю терпение Батюшки успокаивающего женщин и настраивающего экипаж на приличествующую случаю волну. Одним словом сплошные искушения.

В предрассветных сумерках выезжаем из города и мчимся по шоссе мимо окрестных деревень.

Герасимовка, Отрадное, Украинка, Макеевка – места где любознательному горожанину побывать заманчиво, а вот жить вряд ли бы захотелось.

По этой ветке сплошь русские названия. Давным давно неведомые Герасимы с Макеями пришли в эти места в поисках Беловодья, а нашли здесь свой Аксуат.

Вот и скользим мы по этому близкому но неизведанному Аксуату православной птицей – тройкой, чьи функции в 21м веке с успехом исполняет почти новая, но уже почти незаконная японская «праворулька».

Политика с экономикой однако…

Ещё не успевая как следует проснутся подъезжаем к первой остановке – село Таврическое «Свято – Знаменский храм». Вокруг ни души, для этого ещё слишком рано. Храм смотрит на нас символом новой эпохи – эпохи новейшего Православного возрождения. Несёт он, названный по имени главной святыни Восточного Казахстана, свои кресты над Таврией уже 15 лет, так что и не знает уже местная молодёжь о 70ти годах гонений и поношения Веры со стороны власти.

Спешим дальше – путь в Караганду не близкий. При выезде из посёлка дорогу перед самым носом автомобиля перебегает белая собачка – по аналогии с чёрной кошкой будет удача! Не спешу делится своими попахивающими язычеством соображениями со спутникам, с точки зрения религии суеверие большой грех. Впрочем так оно и есть на самом деле – без всяких точек.

Подъезжаем к Митрофановке, плутаем по посёлку и останавливаемся у святыни иного рода. Вот тут то время, советская власть и неверие местных жителей зарекомендовали себя во всю. Обходим кругом разрушающееся ветхое строение. Когда то здесь был храм Петра и Павла. Не растащили его по кирпичикам как иные храмы нашей родины – так что и следа их на земле не осталась, ожидала его участь другая. В начале 30х годов здание было преобразовано в клуб, который в свою очередь, во времена обретения независимости пришел в окончательное запустение. Как память о бывшем Храме в заборах селян то там то тут мелькают вкрапления старинной церковной ограды. Прямо за бывшим Храмом так же осквернённый людьми и временем домик священника. Куда подевался его хозяин – продолжил ли служение, ушёл в мир, отступил от истинной веры и примкнул к «обновленцам», или прошедши путь лагерей и пыток приведший к расстрелу, ожидает теперь в лучшем мире земной канонизации как новомученик, мне неизвестно. Тяжела была участь священнослужителя в те страшные времена.

Струится дорога всё дальше и незаметно приводит нас к Семипалатинску, городу хранящему главную областную святыню – список с чудотворной иконы Семипалатинско – Абалакской Знаменской Божьей Матери.

История иконы Абалакской Семипалатинской Божьей Матери

Обратимся к Отцу Евгению: «История этой иконы описана следующая. В 1170-м году в древнем Новгороде случилось знамение от иконы, на которой была изображена Пресвятая Дева с воздетыми молитвенно пречистыми руками и изображением на щите в области Ее груди благословляющего Предвечного Божественного Младенца - Спаса-Эммануила (что значит: с нами Бог). Это было мрачное время междоусобных войн. Суздальские удельные князья, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, обступили Великий град. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. С этого момента икона и списки с нее стали именоваться «Знамение» - как знамение (чудо) милости Приснодевы Марии к роду человеческому. А вся Русская церковь стала прославлять это событие 27 ноября (т. е. 10 декабря по новому стилю), которое до сих пор и празднуется.

Списки с этой иконы известны многие. Один из них абалацкий… Этот список так же прославлен был Пречистой Богородицей.

По этой причине Лихарев в 1720-м году и просил абалацкого священника отслужить молебен на его судах пред этой иконой. По окончанию молебного пения произошло знамение (чудо). Судно, на котором находился святой образ, само собою поплыло вверх по реке до самого города Семипалатинска, где остановилось. Несмотря на все усилия солдат, пытавшихся сдвинуть его с места, судно не двигалось. Тогда все бывшие здесь увидели в этом волю Богоматери, желающей, чтобы образ Ее пребывал в этом городе. Путешественники благоговейно сняли с судна пречистую икону и с великою честью поставили ее в Семипалатинской церкви. Здесь уже Пресвятая Дева через этот образ во множестве являла Свои знамения (чудеса) верующим нашего края.

В летописях по краеведению известны два факта чудесного исчезновения этой иконы. Однажды она обрелась татарским мусульманином. Случилось это так. Один бедный татарин, проживающий близ Семипалатинской крепости, поехал в бор за дровами. Употребив немало времени на рубку дров и укладку их на воз, татарин в лесу запоздал и поехал домой, когда стало уже совсем темно... Дорогою он заблудился... Стоял сильный мороз. Сознавая, что едет не туда, куда нужно и что найти дорогу в дремучем лесу, в темную, глухую ночь весьма трудно, татарин в отчаянии упал на колени и стал призывать на помощь Аллаха (Бога)... Вдруг видит он в стороне, в ущелье, между холмами, мелькает огонек. Подойдя ближе, татарин рассмотрел тополь, а на тополе Святую Икону и перед Нею горящую восковую свечу. Тут же признав местность, татарин разыскал дорогу, и направился по ней домой. Доехавши до Семипалатинской крепости, он нашел здесь квартиру "русского муллы" (священника), разбудил его и рассказал ему все виденное им. Священник, пригласив некоторых из своих прихожан, тотчас же направился к указанному татарином месту, имея проводником того же татарина. Чудесным образом переместившаяся из храма Икона по-прежнему стояла на дереве, по-прежнему же перед Нею горела свеча. Священник, помолившись, стал снимать Икону, но, к всеобщему удивлению, Святая Икона, несмотря на все усилия священника, не отделялась от дерева. Священник заставил поднять Святую Икону одного из пришедших с ним казаков, затем другого, третьего, но никто не смог отделить Святой Иконы от дерева... Священник, помолился еще, и с просьбой, обратился уже к татарину. Татарин омочил руки в ключе, который бил из-под дерева, снял свой аракчин и поднял Святую Икону. После этого Святая Икона с песнопением перенесена была в крепостную церковь. Ключ, бивший из-под корня дерева, с этого времени получил, в народной молве, название Святого».

Семипалатинск и Святой Ключ

Если верить молве, да и оку собственному Семск (Семей, Семипалатинск) город грязный, значительно проигрывающий Усть–Каменогорску, особенно после потери статуса областного центра. Город этот с первого взгляда любить трудно. Надо родится здесь или… Или побывать здесь несколько раз проникнувшись самосознанием местных жителей и особенным симпатичным духом Семипалатинска. Недаром из этих мест на протяжении всей истории Казахстана вышло столько великих умов – политических и особенно культурных деятелей.

Подъезжаем к Знаменско-Петропавловскому женскому монастырю, как раз во время утренней службы. У Батюшки здесь свои церковные дела, мы же, паломники молимся, осматриваем Храм снаружи и изнутри. Вот уж действительно где, вспоминается расхожая поговорка про свои уставы и чужие монастыри. Все здесь несколько по другому нежели в привычных Усть-Каменогорцу храмах. Не смотря на то что здание монастырской церкви не является памятником старинной архитектуры и не смотря на давность постройки после ремонта имеет довольно современный вид – от Богослужения веет древностью, точнее чем то древне-церковнославянским. Небольшой зал с высоким алтарём, перед которым большую часть службы верующие проводят на коленях. У входа наблюдаю волшебную картину как будто сошедшую с полотна Веласкеса - маленькая в высоком клобуке горбунья монахиня с тронутым суровой святостью лицом, наставляет кроткую девушку послушницу, опустившую долу глаза.

Очень быстро отъезжаем в старейший храм области, заложенный в 1857году – «Воскресенский собор». Еще раз повторюсь, старинных храмов в Казахстане практически нет, но этот можно смело отнести к числу очень старых. В храме три предела Воскресенский (главный прямо перед неправдоподобно большим алтарём), Архангела Гавриила (вестник тайн Божьих) и Батюшки Митрофана. Много старинных икон. Привлекает внимание молодая женщина торгующая в монастырской лавке. Несмотря на огромный наплыв покупателей а чаще просто людей задающих вопросы она не раздражатся, все у нее «мои хорошие» для каждого припасено терпеливое объяснение, ласковое слово и участливая улыбка. Проходим в трапезную, где нас встречают как будто мы заглянули в гости к родственникам. Скромный но сытный завтрак (идёт Рождественский пост). И снова в дорогу.

Через некоторое время по выезде из города въезжаем в знаменитый по всей стране Ленточный Сосновый Бор. Действительно впечатляет – даже из машины слышно как мы погружаемся в вековечную тишину. Деревья великаны обступают шоссе с обеих сторон. Немного портят впечатление там и тут возникающие лысые прогалины, оставленные лесными пожарами либо инструментом дровосеков. Сворачиваем на боковую ветку на Долонь - к Святому Ключу – источнику где чудесным образом была вновь обретена Семипалатинско – Абалакская икона после своего не менее загадочного исчезновения.

Перед спуском к источнику пустое здание не то пионер лагеря не то дома отдыха. До революции здесь располагался женский монастырь Знаменско – Абалакской Божьей Матери, в котором воспитывались девочки сироты. Думаю не стоит и добавлять что после 1917года монастырь был закрыт, а настоятельница Мать Екатерина была арестована и сослана большевиками в Ташкент.

Спускаемся вниз по ухоженной лесенке. Вокруг сказочная красота, думаю что даже не беря во внимание случившиеся здесь чудо можно признать, что лучшего места не отыщешь во всей округе. Кажется даже воздух здесь другой. А вода из Святого Источника! Кажется что ты не пьёшь её, а вдыхаешь как какой-то чудесный нектар. Хотя этого не передать, это надо попробовать самому.

У источника расположены «голубец» с иконой и небольшая опрятная часовня. Главное ощущение это даже не благоговение, а тихая по началу радость, невольно оканчивающаяся эмоциональной широкой восторженной улыбкой. Далее за источником купальня, после омовений в которой не раз и не два происходили чудесные исцеления. Сейчас, видимо во избежании замерзания (зима на дворе) из нее выпущена вода. Жаль, уверен что несмотря на опасения женщин и мои саркастические замечания на предложение Батюшки, мы не смогли бы удержатся от того что бы разок окунутся, не особо приглядываясь к столбику термометра.

В голове вертится фраза, которая еще неоднократно посетит меня во время путешествия: «Как не хочется уезжать отсюда!». Но… мы и так задержались здесь дольше положенного.

Павлодар

Бежит дальше дорога, струится то извилистым ручейком, то быстрой речкой. Кончился лес и за окном теперь всё больше ветер да степи. Тотальная война с ремнями, кнопками и дверцами возобновляется на каждой заправке. В салоне «паломнической лодочки», и это большая удача, вместо обычного в дороге шансона лекции для студентов духовной семинарии о таинстве брака, о Кирилле и Мефодии. Вслушиваешься и начинаешь всматриваться в жизнь под другим углом, причем всем своим естеством чувствуешь - единственно верным. За сим незаметно, уже в сумерках въезжаем в Павлодар – город в который влюбляешься сразу.

Первое впечатление это широченные улицы и высотные дома, которые не давят и не унижают, а напротив заставляют чувствовать себя в цивилизованном месте лишенном свойственной цивилизации навязчивой суеты. Глаза не устают, а отдыхают на проплывающим за окном пейзаже. Хочется не спеша ехать и ехать по этим проспектам до бесконечности. Город словно созданный для того что бы человек почувствовал себя в нем человеком. На берегу Иртыша, ограниченный с другой стороны близким к завершению архитектурным ансамблем величественных, но без помпезности высоток, не забивающим, а как бы оттеняющим величие Храма, красуется Благовещенский Кафедральный Собор с часовней святого Николая. Собор отстроенный уже в новое время, со скромной табличкой у входа на которой перечислены имена наших современников во главе с бывшим акимом города Галымжаном Жакияновым благодаря которым это чудо духовности и архитектуры смогло состояться. Некогда один из самых харизматичных политиков страны, талантливый, молодой и в свое время пожалуй самый перспективный, сегодня в опале. Чем не урок иным «сильным мира сего». Мирские успехи сиюминутны. Мирская слава приходит и уходит не оставляя после себя следа. А работа для Господа восславит имя старавшегося во веке.

Внутреннее убранство Храма нисколько не уступает внешнему великолепию. Глядя на собор испытываешь гордость за то что государство оказывает Святой Церкви помощь не только в возвращении утраченного но и в возведении новых святынь. Состав прихожан здесь тоже несколько отличается от привычного, очень уж много молодых лиц. И одежда – невооруженным взглядом видно что верующие серьёзно готовятся к посещению церкви, принаряжаясь для этого визита в самое лучшее. Ощущается здесь в первую очередь предначертанное слияние далёкого наследия и современности и уже почти воплощённая надежда на новый духовный ренессанс.

Монастырь где мы собираемся провести ночь расположен не в самом городе, а одном из пригородов Павлодара с не очень оригинальным названием – посёлок Павлодарское. Путь наш лежит через промышленную зону которая с мегаполисом хотя и не соприкасается, но тем не менее наглядно демонстрирует изнанки красот нашего сугубо потребительского мира. Слева по борту от нас Павлодарский нефтеперерабатывающий завод – настоящее царство Молоха. Ужасающий своим видом и размерами комплекс, территория которого на столько огромна, что рабочие передвигаются по ней пользуясь услугами постоянно действующих маршрутов пассажирсого транспорта. Весь его облик настолько противен природе человеческой, что будь Данте Алигьери нашим современником, то не напрягая фантазию мог бы с натуры, глядя на происходящие зарисовать в своей поэме если не один из кругов ада, то уж его преддверье обязательно. Циклопические металлические постройки освещаемые россыпью мерцающих лампочек и два неугасимых источника пламени горящих газов, венчающие гигантские черные свечи заводских труб. Вот не так далеко за этими свечами и расположена тихая обитель Петропавловского женского монастыря. Контраст с заводом разителен. Хотя, учитывая что вся наша жизнь строится на парадоксах, всё очень показательно и логично – кроткая голубка обители стоит сторожевым форпостом у ворот этого суетного безобразия, и всякое дыхание, не исключая отблеска пожара ужасающих «свечей» на горизонте, славит Господа.

Петропавловский женский монастырь основанный в посёлке Павлодарское в 1998 году невелик, тих и по хорошему скромен. Если сказать Вам «маленький Православный женский монастырь находящийся на далёкой окраине города» - то это будет именно то что вы представите. Светлые лики икон алтаря и иконописные лики монахинь. Здесь их всего три плюс игуменья, и примерно столько же послушниц. Матушка Сампсона, далеко не старая женщина за приветливым обликом которой хорошо различима несгибаемая сила воли и жажда деятельности, как и одна из монахинь Ксения, наша землячка – родом из Глубокого. История её жизни довольно примечательна, её мать и дочь тоже являются монахинями, только Семипалатинского монастыря. Матушка сама пишет иконы, правда давненько этим не занимается – заботы о вверенном ей монастыре не оставляют ни минуты свободного времени.

Многое можно еще здесь узнать чудесного и необыкновенного – но, несмотря на свою подлую журналистскую профессию совсем не хочется выспрашивать и вынюхивать, хочется молча внимать и созерцая окружающее тихо пропитываться исходящей отовсюду благодатью.

Нам по настоящему рады, тем более что приезд как оказалась пришёлся на очень важную для обители дату - день Павлодарских новомучениц, трех монахинь и двоих мирянок сосланных в эти места и затем и расстрелянных за проповедование Христианской Веры, а ныне причисленных к лику святых. Ко всему прочему даже кратковременный визит священника с паломниками для местных не избалованных вниманием обитательниц не обуза а весьма желанное событие, отслуженный батюшкой молебен – маленькое чудо, а привезённая мною баночка приготовленной особым способом фасоли – праздничное блюдо. Садимся ужинать. Затем вечерняя молитва, которую я неподготовленный к постоянным службам, неожиданно легко и с большим удовольствием стою. После чего, мои попутчицы в кельях, а я (для редких заезжих гостей пола мужского особые помещения в наличии не имеются) в заботливо подготовленной на ночь прихожей, ложимся спать. Сегодня выдался большой день.

День второй.

15 декабря 2006 года от Р.Х. по новому стилю,. 2 декабря 2006 от Р.Х по старому стилю,. 2 декабря 7515 от С.М.

Пятница 27-ой седмицы по Пятидесятнице. Прор. Аввакума (VII-VI вв. до Р.Х.). Прпп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).

Рождественский пост.

Первая моя ночь в монастыре. Кажется что попал ты если не в исторический роман то в волшебную сказку. Хотя сравнение с историческим романом наверное не совсем здесь уместно – в здании проложено водяное отопление, имеется телефон, а одна из послушниц - красавица Мария с успехом водит старенький монастырский автомобиль.

Засыпаю. Крепко въелась в душу жизнь греховная, ночью вопреки ожиданию вижу подчёркнуто мирские сны – в творческих муках подбираю слоган к рекламному баннеру сигарет «Вест».

Но утром в 5 часов разбуженный церковным колоколом легко подымаюсь, не только вполне дееспособным но и полным энергии, не прибегая при этом к неизменному крепкому чаю или большой чашке чёрного кофе с сахаром. Вообще по расписанию подъём в 5.30 но сегодня день особый, в монастыре гости и гости спешат. А гости здесь столь редки что меня вышедшего во двор в предрассветных сумерках, одетого в чёрную Аляску с надвинутым на глаза капюшоном местный служитель, не знавший о паломниках принял скорее всего за злобного бандита, а затем узрев мою невозмутимость, судя по его ошарашенному виду, за новое монастырское приведение.

Батюшка служит заутреню, неожиданно для себя исповедуюсь, хотя собирался сделать это только в Караганде. Со стороны наверное немного нелепо, ехать за тысячу километров для того, чтобы исповедоваться священнику из своего прихода. Но здесь всё по другому, а значит и мы становимся иными. Использую последние минуты что бы еще раз побеседовать с «Невестами Христовыми». Сейчас меня интересует вопрос кто и как пришел к вере, а затем оказался в монастыре. Ответы самые разные от домашнего воспитания, до забытых как то заезжими родственниками сомнительных брошюр религиозного содержания. Есть и оригинальные ответы, например Мария, до этого коммуникабельная и общительная в разговорах на житейские темы, чуть ли не со слезами на глазах, извиняясь произносит, что не может мне так просто дать ответ о самом сокровенном. Затем через несколько минут, сама скромность, подходит смущаясь и говорит что раз вопрос был задан она чувствует что обязана на него ответить: «Кто то здесь спасается, кто то еще где-то. Господь хочет что бы все спаслись, а меня для спасения привёл именно в это место».

Благословение Божие тебе Петропавловский Павлодарский монастырь! Похоже что здесь я навсегда оставил кусочек своего сердца, осознав в замен ещё один кусочек своей бессмертной души.

И снова перед нами шоссе, которое из вполне приличного, становится почему то нетрадиционно красным и как говаривал мой дед «дыроватым». Вокруг раскинулись поля без конца и без края. Ничего удивительного, приближаемся к новой столице Казахстана, а когда то центру целинных земель - Астане. Дальше по трассе поселения и придорожные кафе встречаются всё реже, а затем и вовсе пропадают, практически до самого въезда в столицу.

А вот и сама Астана. Впечатление если честно ужасающее - грязная разбитая дорога, а затем без всякого перехода сверхсовременный центр. Первая приходящая на ум аналогия – Библейский Вавилон. Господи зачем я не остался в Павлодаре! Господи зачем я вообще появился на этот свет! Пахнет здесь– бизнесом, нефтедолларами, политикой, безграничными возможностями и властью, нечеловеческой гордыней, чем угодно только не домашним теплом живых людей. Современное язычество, помноженное на торжество мирского тщеславия. Дай Бог что бы это оказалось лишь «болезнью роста». Среди нависающих над нами всеподавляющих псевдо американских небоскрёбов, как маленькую душу в непомерно разросшимся мускулистом и пузатом теле, с трудом разыскиваем Кафедральный собор Софии и Елены. Слава Господу и здесь есть где передохнуть. Короткая молитва, и мы спешим побыстрее покинуть этот показавшийся нам таким негостеприимным город.

На улице окончательно темнеет, на спидометре 120. Понимаю что наш автомобиль вовсе не птица тройка, а маленькая но быстрая паломническая лодочка в которой мы скользим по безбрежному океану мирских зол от островка к островку благочестия.

Наконец то въезжаем на освящённые гирляндами широкие проспекты Караганды. Короткие переговоры в Свято-Введенском соборе. Михайловка. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Мы у цели своего путешествия.

Общая трапезная - две комнаты побольше и поменьше. Ко второй примыкает келья матушки Севастианы. На одном конце стола рассаживаются постоянно проживающий в монастыре иеромонах, матушка и время от времени присутствующие гости из чинов духовных. Далее монахини, послушники и паломники. Матушка Севастиана хлебосольна и доброжелательна – каждому находит ласковое слово, к каждому относится как к собственному духовному чаду.

На лицо огромная разница с Павлодаром – совершенно иная форма Святости. Если Петропавловский это прежде всего кроткая молитвенная созерцательность, то Михайловка – многолюдье, душевная радость от соприкосновения с настоящей, почти современной Святыней, и даже в посты - настоящий праздник. Но если честно то в первые часы перестроится трудно, не сориентируешься просто среди такого количества занятых непонятными пока делами людей. После ужина молимся в храме, исполняем «вечерние правила», часов приблизительно до 12ти. Отправляемся на ночлег. Моих попутчиц - паломниц поселяют в Воскресной школе – в эти дни в монастыре, как это часто бывает во время поста мало место. Матушка Севастиана тратит очень много сил и времени чтобы достойно расселить всех приезжающих – летом конечно попроще.

Меня же отводят в «гостиницу» - одноэтажное здание с разделенными длинным коридором двумя рядами глядящих друг на друга дверей. По коридору явно чувствуя себя полноправными хозяйками степенно прогуливаются две молодые, чёрные как уголь кошки – «блажен муж всякую тварь милующий». Распорядитель находит свободное место и вселяет меня в келью.

В соседях у меня двое молодых людей - Василий и Андрей. Если Василий тих и покладист с первых минут, то высокий покрытый непокорной шевелюрой Андрей крайне обеспокоен.

Андрей (мимо меня): - Саня просил сюда никого не вселять!

Распорядитель: - Батюшка благословил!

Андрей (косит на меня глазом): - Саня утром приедет!

( В коридор) – Ты там Саню не видел?

- Саня будет только в Воскресенье,

Андрей (горестно) - Почему! - садится вязать.

Я (пытаясь завести светскую беседу): - Это не ваши тапочки под кроватью?

Андрей (обречённо) – Санины!- вопрос исчерпан.

Откровенно побаиваюсь, появится легендарный Саня что то со мной будет…

Засыпаю с молитвой – ну если Батюшка благословил, то и Бог значит не выдаст.

День третий

16 декабря 2006 года от Р.Х. по новому стилю, 3 декабря 2006 года от Р.Х. по старому стилю, 3 декабря 7515 года от С.М.

Суббота 27-ой седмицы по Пятидесятнице. Прор. Софонии (635-605 г. до Р.Х.). Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406). Прп. Феодула Цареградского (ок. 440). Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского (558). Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского (606).

Рождественский пост.

Караганда недаром носит неофициальный титул столицы казахстанской духовности. Здесь на политых мученической кровью просторах Карлага в 20м столетии, как бы повторились первые века становления Христианства. Ссылали сюда и уголовников и «врагов народа», но более всего новой власти были ненавистны люди исповедовавшие веру в Господа. Люди здесь жили настрадавшиеся и через своё страдание духовные.

«Народ в Караганде верный — не выдадут» - говаривал во времена своего подпольного служения Преподобный Старец Севастиан Карагандинский, наиболее почитаемый Святой, не только этих мест, но и Казахстана вообще.

Именно он Севастиан Карагандинский и выстроил этот храм, в монастыре при котором нам посчастливилось прожить эти несколько дней.

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, после своего ареста в 1933 году на допросах отец Севастьян отвечал: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера». Затем перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Матушка Севастьяна входит в число немногих ныне живущих которые лично знали Святого Старца и всё вокруг пропитано памятью о нём.

Первый день в монастыре.

Просыпаемся в четыре утра и в храм – вычитывать утренние правила. Вообще Богослужений здесь по счёту всего четыре и вместе по времени они занимают не менее восьми часов. Впрочем не все посещают их полностью – у каждого своё послушание. Одни вдохновенно молятся другие трудятся во славу Божью.

Порядок на взгляд мирянина довольно суров, но поживёшь здесь немножко присмотришься и проникаешься глубочайшим смыслом каждого обычая и обряда.

Ни разу за время своего пребывания в монастыре я не заметил на чьём либо лице уныния либо усталости. Недаром сюда приезжает такое количество людей со всего Казахстана, как по одиночке, так и целыми семьями.

Материальное положение паломников тоже разное. Не знаешь чему подвигу восхищаться более – финансово благополучной женщине отвергнувшей привычные радости и удобства ради недели в монастырских трудах и непрерывной молитве, или крайне стеснённого в средствах молодого человека, который тем не менее изыскивает возможность два-три раза в год преодолеть половину страны ради нескольких дней в этом благословенном Богом месте.

Чудеса здесь происходят постоянно, надо только уметь их замечать. Конечно, значительные знамения, способные удивить и привлечь внимание мира светского явление редкое, а вот на первый взгляд незначительные, но тем не менее с научной точки зрения не объяснимые и укрепляющие Веру непосредственно столкнувшегося с ними отдельного человека, почти обыденны. Обычно редкие благоприятные стечения обстоятельств здесь постоянны. Их непрекращающаяся периодичность, не поддаётся ни каким постулатам теории вероятности.

Первое подобное маленькое чудо произошло со мной во время утренней службы. Готовясь к завтрешнему причастию я исповедовался, а затем в продолжении службы мучительно захотел пить, а попутно и «поразмять» ноги. Покинув Храм забежал в трапезную, где натолкнулся на Матушку Севастиану. На мою просьбу попить она поручила мне моё первое послушание: «До конца службы не пей, затем обязательно пообедай, а затем до завтра постись – готовься к причастию. Сейчас ступай в Храм и встань там перед Богом прямо, как свечечка. Пусть и терпение войдёт в число прочих твоих достоинств».

Верите или нет но до самого вечера я не испытывал чувства жажды. А что до еды то помимо вышеупомянутого обеда я больше ни съел в стенах монастыря ни крошки. Терпение здесь ни при чём, мне просто не думалось о еде, как о чём то совсем не обязательном. Да и бывая по ходу паломничества, в иных местах я вовсе не набрасывался на пищу «аки волк голодный», причем не прилагая усилий, а просто не испытывая потребности.

Длинные торжественные службы, несмотря на усталость в ногах пролетают как одно мгновение. Кругом множество людей, как проживающих в монастыре, так и приходящих из города, все хотят получить благословение у матушки. Читаются акафисты Преподобному отче Севастиане. Его икона на почётном месте в главном пределе. И всё здесь устроено по его вкусу и разумению. Смотришь вокруг, а в голове как комментарий к происходящему: «Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов — он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать».

Вечер, все службы закончены. Возвращаюсь усталый в келью с намерением поскорее лечь спать. Слышу оживлённый разговор за дверью. Усталость как рукой сняло. Выхожу в коридор. Смотрю на людей. Беседую.

Братья и Сёстры

Больше всего здешняя жизнь напоминает мне не представляемое нами классическое затворничество, а обычную жизнь в миру, но такую какой она и должна быть по благословению церкви. Благочестие тут не красивенькое показушно-наржное, а более скромное но настоящее находящиеся не снаружи, а внутри и между людьми. Все с радостью несут свой крест как будто бы и не замечая его тяжести.

Молодые люди, девушки, женщины, старики - все ночуют в одном здании и при этом прекрасно между собой уживаются. Одни оживлённо ведут религиозные диспуты, причём не пытаясь, как это в миру водится, любыми способам «дожать» оппонента. Самые горячие споры заканчиваются как правило обоюдным весёлым смехом.

Иные наоборот молчат, погружаясь в себя и творят внутреннюю неусыпаемую молитву, полагая что их личный путь к спасению лежит именно через это.

В повседневном общении здесь тоже свои правила. Желая войти стучат в дверь произнося «господи помилуй?» ответ «аминь!» - т.е. заходите.

На вопрос «откуда вы» отвечают обычно - сначала, как и положено названием города, а затем вместо наименования района присовокупляют название храма прихожанами которого являются.

Все голоса по чему то кажутся до боли знакомыми. Сначала недоумеваешь – затем догадываешься что дело в интонации – как будто общаются старые друзья и ты тоже принадлежишь к их числу.

Разговор настолько светел что чувствуешь себя в первые часы чужеродным окружающему предметом, грязным комком страстей и ложных стереотипов, настоящим сосудом греха. И это при том что считал себя за стенами монастыря, вполне справедливым и добрым верующим человеком. Это хорошо – первая ступенька к покаянию и смирению.

А еще здешние обитатели очень напоминают своим поведением детей – недаром говорится что только уподобившись невинному младенцу человек может сподобится Царствия небесного. Вот и сносит в «святом месте» всю наносную шелуху «серьёзной взрослой жизни» которой мы успешно маскируемся, на самом деле оставаясь в душе маленькими мальчиками и девочками, частенько вдали от посторонних глаз взывающими в уныние прямо по тексту любимой сказки: «Алёнушка сестритца моя выплынь выплынь на бережок!» - надеясь что в жизни как и в ней всё когда-нибудь хорошо закончится.

Наличие журналиста присутствующих не радует, а скорее настораживает. Засветится на страницах какого-нибудь издания вовсе не почитается за благо лишёнными тщеславия послушниками, скорее воспринимается искушением и совершенно лишней встречей с докучливой суетностью. Но каждый вежливо отвечает: «Люди сюда приезжают отдохнуть, подлечится духовно, поработать во славу Божью, помолится и очистится».

- Как Вы сюда попали

- Наверное так же как и вы (полагая ответ очевидным)

День четвёртый

17 декабря 2006 года от Р.Х. по новому стилю, 4 декабря 2006 года от Р.Х. по старому стилю, 4 декабря 7515 года от С.М.

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (776). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504).

Рождественский пост.

Очередная новость, утром звонит Батюшка и сообщает что причастится нам предстоит в другом храме «Свято – Благовещенском» в районе станции «Сортировка» на другой окраине Караганды. На улице страшная пурга. Женщинам немного не по себе, ведь готовились причастится в Михайловке. Подходим к матушке за благословением. Севастиана успокаивает – всё мы делаем правильно и если прибыли сюда с Отцом Евгением значит должны поступать по слову своего духовного наставника.

По дороге происходит ещё одно «маленькое чудо». Несмотря на дефицит времени, на ожидание двух автобусов мы тратим не более 3х минут и успеваем к началу службы.

Храм расположен в бывшем помещении детского сада или чего то подобного. Это не раздражает, а наоборот окрашивает происходящие в краски какого то почти домашнего уюта. Батюшка служит и мы предоставлены сами себе. В исповедальню огромная очередь, боюсь что не успею исповедоваться до причастия. Думаю что ничего в этом нет страшного итак дважды исповедовался за последние дни. Однако очередь подходит вовремя, а я в самый последний момент вспоминаю нераскаянный грех напрямую связанный с собственной профессией – действительно здесь ни чего не случается зря. Во время исповеди узнаю кое что новое о казалось бы хорошо известных иконах.

Например о том что популярный сюжет «Усекновение главы Иоанна Крестителя» – имеет еще и подсмысл о том что не всегда надо сдерживать свои обещания даже торжественные, пусть данные очень близким людям – частенько случается что мы грешим просто «за компанию», либо из греховного гордого желания прослыть держащим своё слово человеком. Обязательно повешу в своём доме такую. Хотя мне как журналисту логичней было бы иметь у себя «Кающуюся Марию Магдалину». Очень уж близка в сегодняшних реалиях моя профессия к ремеслу наёмной блудницы.

Причащаюсь – за спиной словно бы крылья выросли. Сначала молчу – переживаю. Затем уже в машине смеюсь, ёрничаю и подшучиваю, но всё безобидно и по доброму.

Далее едим в Предшахтинск в один из старейших Храмов Караганды – Михаило – Архангельский. Рассказывают, что на этом месте, где стоит сейчас собор, в 1931 году прямо из вагонов в метель высадили первых ссыльных, большинство из них замерзло. Братские могилы заключенных, видимо, и положили начало кладбищу, окружающему собор. Михаило Архангельский И сейчас прихожане собора – это дети, внуки и правнуки тех, кто был сослан сюда в начале тридцатых.

Рассматриваем местную Святыню – Икону Христа Вседержителя с отпечатавшимся на стекле нерукотворным Образом.

Теперь в центральный впечатляющий своей архитектурой огромный Свято – Введенский Собор поклонится святым мощам Старца Севастиана. Не смотря на то что внутри установлены леса – идёт роспись купола, Храм открыт для посещений. Стою над Святыней – выхожу, но вспоминаю о данном обещании как раз из разряда тех, исполнять которые обязательно. Возвращаюсь к мощам и молюсь «передовая привет» от лучшего друга.

Уже поздно вечером едем назад, в монастырь. Чувствую себя «дома» не входя в келью, а оказавшись на Богослужении.

День пятый

18 декабря 2006 года от Р.Х. по новому стилю, 5 декабря 2006 года от Р.Х. по новому стилю, 5 декабря 7515 года от С.М.

Понедельник 28-ой седмицы по Пятидесятнице. Прп. Саввы Освященного (532). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV).

Рождественский пост.

Как хорошо чувствуешь себя после причастия, и как грустно, что на днях мне придётся на длительный срок покинуть эти места. Духовная притягательность монастыря такова, что выйдешь минут на 10 побродить по окрестностям – размять ноги либо потолковать с прихожанами «на нейтральной территории» – и плачет душа просится назад «поближе к дому».

Конечно, ближе к концу пребывания заскучавши уже было по своей семье, родному городу и привычному окружению, считаешь дни до встречи с близкими.

Вдруг волосы встают дыбом от того что понимаешь - волшебная сказка героем которой ты стал скоро закончится. И может быть, уже никогда не будешь на столько близко приближен к Святости. Задумаешься и утешишься тем, что на самом деле эта сказка теперь навсегда останется с тобою. Человек поживший хотя бы несколько дней в монастыре навсегда становится другим.

Дмитрий Забиров, 2006год.

Специальная редакция для сайта «Православие в Восточном Казахстане» 2009год.

По мимо фотографий автора, использованы материалы предоставленные членами молодежного клуба при «Свято-Троицком» мужском монастыре.