Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

Лушников В.И.,
директор Семипалатинского музея связи

В своей статье мне хотелось бы коснуться роли Православия в становлении и укреплении России как государства. Первые монастыри появившиеся на Русской земле служили не только для проживания и проведения богослужебных обрядов, но они так же являлись центрами спасения местных жителей во время набегов кочевников. Также монастыри служили и очагами культуры, где сохранялось наследие прошлого, писались и изучались исторические летописи. Здесь же зародились первые иконописные мастерские и книгопечатни, а так же велись книги учета родившихся, вступивших в брак и усопших. Высшее православное духовенство благословляло князей, а позднее царей и императоров, на Российский престол. В монастырях и церковных приходах зародилось обучение грамоте прихожан. Позднее это оформилось в церковно-приходские школы, по окончании учебы выдавались специальные документы. После присоединения к России других окраинных территорий, там начали зарождаться православные миссии, где миссионеры несли в массы учение Христа. Там же по желанию инородцев обращались они в православную веру. Для обращения в православную веру алтайских калмыков и киргиз Прииртышья, была в 1830 г. учреждена Алтайская миссия при Тобольском архиепископе Евгении. Семипалатинская киргизская миссия входила в состав Алтайской, но в 1895 г. выделилась как самостоятельная миссия и находилась она на левом берегу Иртыша, в т.н. Заречной слободе, (ныне Жана-Семей). Здание это сохранилось, правда, в несколько измененном виде.

До 1917 г. в Семипалатинске находились четыре церкви:

  • Знаменский собор (с 1777 г.)
  • Воскресенская церковь (с 1860 г.)
  • Александро-Невская церковь (с 1890 г.)
  • Никольская церковь (с 1901 г.)

Кроме того, были домовые церкви:

  • При тюремном остроге - "Всех скорбящих Радость" (с 1871 г.)
  • При мужской гимназии в честь преподобного Сергия Радонежского (с 1900 г.)
  • В здании учительской семинарии в честь святителя Иннокентия Иркутского (с 1909 г.)

Помимо самого города в уездах Семипалатинской области (на 1.01.1914 г.) имелись церкви:

  • Семипалатинский уезд - 11
  • Павлодарский уезд (с городом Павлодаром) - 16
  • Устькаменогорский уезд (с г.Устькаменогорском) - 20
  • Зайсанский уезд ( с городами Зайсан и Кокпекты) - 4
  • Каркаралинский уезд (с городом Каркаралы) - 4

Таким образом в Семипалатинской области в границах 1917 г. имелось 64 православных храма.

До революции 1917 г. влияние Церкви было так велико, что большинство высших наград Российской империи были посвящены почитаемым православным святым. Самый первый и высший орден России был учрежден 30 ноября 1698 г. императором Петром I и наречен орденом святого апостола Андрея Первозванного и представлял собой знак в виде Андреевского распятия и к нему восьмиконечная звезда с голубой лентой надеваемой через плечо ( с бриллиантами и без). Сам Петр был награжден этим орденом седьмым в 1703 г. За конкретный военный успех войны со шведами. Всего этим высшим орденом России за 208 лет было награждено 870 человек. Последующие награды России были посвящены:

  • Святому Александру Невскому с 1724 г. (с бриллиантами и без). Им также были награждены все получившие орден Андрея Первозванного.

  • Святому Станиславу. Этот орден впервые был учрежден в Польше в 1765 г., а с 1831 г. был причислен к орденам Российской империи, и помимо, самого знака (Креста), имел восьмиконечную серебреную звезду на ленте надеваемую через правое плечо.

  • Святому Георгию Победоносцу с 1769 г. (в четырех степенях со звездой). Первой степенью были награждены всего 25 человек, а с четвертой по первую степень включительно всего 4 человека.

  • Святому равноапостольному князю Владимиру с 1782 г. в четырех степенях со звездой.

  • Святой Анне, учрежденной в 1735 г. герцогом Карлом-Фридрихом Голштейн-Готторпским в память десятилетия своей женитьбы на Анне Петровне, дочери Петра I, скончавшейся за семь лет до этого. В 1797 г. этот орден был провозглашен российским императорским орденом в трех степенях. В 1815 г. была добавлена четвертая степень ордена для прикрепления к наградному холодному оружию. К ордену придавалась восьмиконечная звезда на ленте носимуая через левое плечо или на шее.

  • Святому Иоанну Иерусалимскому в 1797 г. В 1817 г. было прекращено награждение этим орденом

Все вышеперечисленные ордена предназначались для награждения за военные и гражданские заслуги в основном мужчин знатного происхождения. В своеде законов Российской империи касающихся наград была записана следующая формулировка "мещанам и лицам сельского состояния, хотя бы они были временно зачислены в гильдии, ордена не исправляются".

Для награждения женщин имеющих заслуги перед Россией. Так же были учреждены, так называемые, дамские награды. Первый орден названный орденом Святой Екатерины (большой и малый Крест), со звездой усыпанной бриллиантами, являлся высшим дамским орденом, учрежденным Петром I в 1714 г. С 1797 г. все великие княгини получали этот орден при крещении, а княжны императорского дома при достижении совершеннолетия.

По инициативе православного общества святой Ольги, к 1913 г. был разработан проект новой награды

  • Ордена Святой Ольги - предназначенной женщинам в связи с военными событиями, в том числе матерям героев и воспитателей юношества. Знак имел три степени в виде Креста покрытого голубой эмалью. В центральном медальоне помещалось изображение святой Ольги. Единственной женщиной получившей этот знак была Вера Николаевна Павлова потерявшая в годы первой мировой войны трех сыновей, офицеров 12 Ахтырского гусарского полка. Все они были георгиевскими кавалерами. К сожалению, многие родители, к тому времени, потеряли трех и более детей, но остались без внимания.

Надо отметить, что помимо высшего духовенства, награждаемого наградами, основная масса служителей Церкви, как в городах, так и в сельской местности, оставалась без наград. Для полковых священников учавствующих в сражениях было учреждено несколько наград.

  • Наперсный крест за участие в боевых действиях против Наполеона в 1812 г. такая награда имеется в фондах нашего музея.

  • Второй наградой священнослужителей явился так же наградной крест участвующих в Крымской войне 1854-1856 гг. и обороне Севастополя.

  • Следующей наградой - крест святой Нины - был учрежден в 1859 г. в память восстановления Православного Христианства на Кавказе.

  • В 1913 г. исполнилось триста лет царствованию дома Романовых, в связи с чем был выпущен юбилейный крест серебряный с цветной эмалью для массового вручения духовенству России. Подобная награда т.ж. представлена в нашем музее.

В начале XX в. в России стали появляться различные миссионерские общества: Камчатского братства, Северо-Американского братства им. Св. Владимира, а так же различных общин. Все они имели свои отличительные знаки. Большинство этих знаков давалось не столько за миссионерскую деятельность, сколько за пожертвование в казну братств.

Помимо знаков многих десятков братств появились общества хоругвеносцев. Первое из которых появилось в 70-х гг. XIX в. - Военно-Пантелеимоновское общество и состояло из армейских отставников, которые должны были во время крестного хода и иных церковных процессий нести хоругви, и при этом заботится об охране порядка.

Постепенно подобными братствами обзавелись многие епископства, города и монастыри и имели также свои знаки. Все эти знаки в основном схожи - в центре обязательно изображена хоругвь и окружена венком из дубовых листьев или пальмовых веток. Один из подобных знаков имеется в нашей коллекции. В настоящее время, после длительного официального забвения Церковь вновь стала занимать прежнее свое традиционное положение в государстве. Возрождаются прежние и утверждаются новые награды:

  • С 1958 г. орден Святого Владимира в трех степенях

  • С 1978 г. орден преподобного Сергия Радонежского

  • С 1988 г. орден Святого Андрея Первозванного с алмазной звездой орден Святого благоверного князя Даниила Московского в трех степенях орден Святой Ольги в трех степенях

  • С 1995 г. орден Святого Трифона

  • С 1998 г. крест преподобной Евфросинии Полоцкой

  • С 1999 г. орден Святого Иннокентия.