Лушников В.И.,
директор Семипалатинского музея связи
В своей статье мне хотелось бы коснуться роли Православия в становлении и укреплении России как государства. Первые монастыри появившиеся на Русской земле служили не только для проживания и проведения богослужебных обрядов, но они так же являлись центрами спасения местных жителей во время набегов кочевников. Также монастыри служили и очагами культуры, где сохранялось наследие прошлого, писались и изучались исторические летописи. Здесь же зародились первые иконописные мастерские и книгопечатни, а так же велись книги учета родившихся, вступивших в брак и усопших. Высшее православное духовенство благословляло князей, а позднее царей и императоров, на Российский престол. В монастырях и церковных приходах зародилось обучение грамоте прихожан. Позднее это оформилось в церковно-приходские школы, по окончании учебы выдавались специальные документы. После присоединения к России других окраинных территорий, там начали зарождаться православные миссии, где миссионеры несли в массы учение Христа. Там же по желанию инородцев обращались они в православную веру. Для обращения в православную веру алтайских калмыков и киргиз Прииртышья, была в 1830 г. учреждена Алтайская миссия при Тобольском архиепископе Евгении. Семипалатинская киргизская миссия входила в состав Алтайской, но в 1895 г. выделилась как самостоятельная миссия и находилась она на левом берегу Иртыша, в т.н. Заречной слободе, (ныне Жана-Семей). Здание это сохранилось, правда, в несколько измененном виде.
До 1917 г. в Семипалатинске находились четыре церкви:
Кроме того, были домовые церкви:
Помимо самого города в уездах Семипалатинской области (на 1.01.1914 г.) имелись церкви:
Таким образом в Семипалатинской области в границах 1917 г. имелось 64 православных храма.
До революции 1917 г. влияние Церкви было так велико, что большинство высших наград Российской империи были посвящены почитаемым православным святым. Самый первый и высший орден России был учрежден 30 ноября 1698 г. императором Петром I и наречен орденом святого апостола Андрея Первозванного и представлял собой знак в виде Андреевского распятия и к нему восьмиконечная звезда с голубой лентой надеваемой через плечо ( с бриллиантами и без). Сам Петр был награжден этим орденом седьмым в 1703 г. За конкретный военный успех войны со шведами. Всего этим высшим орденом России за 208 лет было награждено 870 человек. Последующие награды России были посвящены:
Все вышеперечисленные ордена предназначались для награждения за военные и гражданские заслуги в основном мужчин знатного происхождения. В своеде законов Российской империи касающихся наград была записана следующая формулировка "мещанам и лицам сельского состояния, хотя бы они были временно зачислены в гильдии, ордена не исправляются".
Для награждения женщин имеющих заслуги перед Россией. Так же были учреждены, так называемые, дамские награды. Первый орден названный орденом Святой Екатерины (большой и малый Крест), со звездой усыпанной бриллиантами, являлся высшим дамским орденом, учрежденным Петром I в 1714 г. С 1797 г. все великие княгини получали этот орден при крещении, а княжны императорского дома при достижении совершеннолетия.
По инициативе православного общества святой Ольги, к 1913 г. был разработан проект новой награды
Надо отметить, что помимо высшего духовенства, награждаемого наградами, основная масса служителей Церкви, как в городах, так и в сельской местности, оставалась без наград. Для полковых священников учавствующих в сражениях было учреждено несколько наград.
В начале XX в. в России стали появляться различные миссионерские общества: Камчатского братства, Северо-Американского братства им. Св. Владимира, а так же различных общин. Все они имели свои отличительные знаки. Большинство этих знаков давалось не столько за миссионерскую деятельность, сколько за пожертвование в казну братств.
Помимо знаков многих десятков братств появились общества хоругвеносцев. Первое из которых появилось в 70-х гг. XIX в. - Военно-Пантелеимоновское общество и состояло из армейских отставников, которые должны были во время крестного хода и иных церковных процессий нести хоругви, и при этом заботится об охране порядка.
Постепенно подобными братствами обзавелись многие епископства, города и монастыри и имели также свои знаки. Все эти знаки в основном схожи - в центре обязательно изображена хоругвь и окружена венком из дубовых листьев или пальмовых веток. Один из подобных знаков имеется в нашей коллекции. В настоящее время, после длительного официального забвения Церковь вновь стала занимать прежнее свое традиционное положение в государстве. Возрождаются прежние и утверждаются новые награды: