Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Святые Усть-Каменогорска

Православным историкам нашей области – Благочинному Павлодарского церковного округа игумену Амфилохию (Бондаренко),
по крупицам собиравшего материал о Святых Александре Дагаеве, Сергии Феноменове, Зиновии Сутормине и лично присутствующем при их канонизации,
Иеромонаху Иустину (Ларионову) и священнику Евгению Яганову - настоятелю Богородице-Рождественского храма,
А так же без вести пропавшему диакону Владимиру Кондратьеву
Посвящается.
Да пребудет Благословение Господа Иисуса Христа со всеми нами.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Аминь…

Нет пророка в своем отечестве?..


Назвать 2009 год началом ренессанса Православия в нашем крае как то язык не поворачивается – слова очень уж большие и громкие. Однако факт остается фактом, милостью Божией – той которую в обществе принято называть «счастливым стечением обстоятельств» либо «талантом и усердием» отдельных людей (хотя и без последнего конечно ничего не обходится) в жизни Православной общины города за последние месяцы произошло несколько знаковых событий к которым применимо понятие «впервые». С момента официального утверждения в должности благочинного Усть-Каменогорского церковного округа игумена Митрофана (Тузова) в Усть-Каменогорске прошли чтения посвященные 200летию «Свято-Троицкого храма» по теме «Духовность и молодежь» - мероприятие вызвавшее повышенный интерес не только в церковной среде но и среди представителей светских институтов, в чью сферу деятельности входит педагогика, воспитание и работа с молодежью. Коллективные паломнические поездки к православным святыням России и Казахстана, некогда воспринимавшиеся как «события года», становятся для верующих нашего края чем то привычным и почти традиционным. В их географию помимо привычных Семипалатинска и Караганды постепенно вписываются Томск, Горно-Алтайск и даже далекий Киев.
В обратном направлении – к нам прибывают святыни, о пребывании которых в нашем крае еще год назад верующие и не дерзали надеяться: в июне – моши Преподобных Старцев Оптинских, на очереди икона Целителя Пантелеймона с приложенной к ней частицей мощей Святого.
Но принимая эти высочайшие дары Господа, не встает ли перед нами вопрос: а достоин ли для их приятия наш собственный дом, правильно ли мы поступаем получая святость со стороны, не радея при этом о прославлении собственных Святых, словно руководствуясь расхожей присказкой о отечестве и пророках. Не относимся ли мы с некоторым пренебрежением к тому что имеем на земле собственной.
Восточный Казахстан – край не прославленный духовными подвигами глубины веков, некогда дикий край, куда если сверяться с часами истории мировые религии Единобожия проникли только вчера. И одновременно Восточный Казахстан – географический центр Евразии, самого большого материка планеты. Место взаимопроникновения и взаимообогащения народов, культур и традиций. Земля которой уже из самого ее географического положения безусловно предопределено необыкновенное будущее. Земля прославленная и обагренная кровью своих первых святых жизнь которых пришлась на самый тяжелый, после гонений времен Римской Империи, период в истории Христианства – времена «диктатуры пролетариата». Кто они святые Усть-Каменогорска? И самое главное что мы обязаны сделать для их прославления и памяти? Изложенный ниже материал, возможно где то спорный и уж само собою далеко не полный, является кратким авторским микстом из официальных житий Усть-Каменогорских святых, дошедших до нас скудных обрывков воспоминаний современников – из тех что заслуживают доверия, а так же неопубликованных ранее результатов изысканий городских историков.

Дагаев Александр Владимирович (1862 - 1920), протоиерей, священномученик.

Память в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Протоиерей Александр Дагаев родился 10 апреля 1862 года в городе Бийске,в семье священника Владимира Дагаева.Учился в Томской Духовной Семинарии,которую окончил по первому разряду в 1884 году.Был рукоположен в сан диакона Преосвященнейшим Макарием,Епископом Бийским.Служил на приходах гг.Бийска и Барнаула,в 1892 году указом Преосвященнейшего Макария был назанчен настоятелем Градо-Устькаменогорского Покровского собора и благочинным церквей Змеиногорского уезда.В устькаменогорске проживал в собственном доме в Мечетском переулке,почти рядом с собором.В 1906 году за труды по строительству Трех-Святительской церкви,по благословению правящего архиерея,от прихожан был преподнесен золотой наперсный крест с камнями,в качестве награды.Был награжден Императорскими орденами - орденом св.Владимира IV ст.,орденом св.Анны III и II степ., медалью в "Память Царя 1881-1894", медалью 25 лет Церковно-Приходских школ,медалью в память 300-летия Дома Романовых, и крестом на Владимирской ленте в память 300-летия Дома Романовых.
Александр Дагаев был наверное самой яркой фигурой в дореволюционном Усть-Каменогорске. Очень активный, несколько нервического склада – которым он возможно был обязан имеющимся у него по одной из версий кавказским корням.
По воспоминаниям старожилов г.Усть-Каменогорска, о.Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и свою Родину. Он неукоснительно соблюдал церковный устав и, как благочинный, был в меру строг. А в свободное время увлекался изучением истории Церкви и Российского государства, и игрой на музыкальных инструментах, что было любимым занятием его многочисленной семьи. В период, последовавший после 1917 г., о.Александр твердо отстаивал Православную веру и монархию. Он открыто обличал с церковного амвона богоборческую, антихристианскую направленность большевизма, призывал народ стоять за Истину, быть со Христом, отстаивать православную веру. Отец Александр имел огромный авторитет среди жителей г.Усть-Каменогорска и прилегающих к нему областей, его проповеди оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ. Имеющиеся факты позволяют судить о отце Александре, как о человеке с активной жизненной позицией, не замыкающимся в своей деятельности в одних религиозных рамках. Нам известно и о его политических симпатиях – в публичных дискуссиях отец Александр неоднократно подчеркивал свою приверженность некоторым постулалам партий Конституционных Демократов и Социал-Революционеров.
После убиения большевиками летом 1918 г. настоятеля Троицкой Крепостной церкви г.Усть-Каменогорска протоиерея Сергия Феноменова, о.Александр занял его место настоятеля этой церкви.
В крепости, при которой была церковь, имелись казематы, где содержался арестованный в этом же году солдатами армии Колчака революционер Яков Ушанов, боровшийся в 1917-1918 гг. за установление большевистской власти в г.Усть-Каменогорске. Протоиерей Александр неоднократно посещал Якова Ушанова в его заточении, беседовал с ним, увещевал отказаться от революционных убеждений. не проливать братской крови и покаяться. Но обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера. В 1920 г. при отступлении армии Колчака Яков Ушанов был сожжен солдатами в топке теплохода.
Вскоре после падения колчаковской власти в г.Усть-Каменогорске последовала расправа над протоиереем Александром Дагаевым. Большевики не могли больше допустить, чтобы его обличительные проповеди достигали ума и души народа. Он был для них опасен. Они мстили ему за его верность истине и за смерть своего товарища, к которой он был не причастен.
11 января 1920 г. к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.
Смерть произошла в Сакенькеном логу (следующий за Шмелевым лог, где ныне расположено городское кладбище) – святого, а с ним еще 50 человек генерал-майора Петра Никандровича Веденина. с офицерами, городского голову Сидорова, хозяина типографии Горлова (которому мы обязаны сохранившемися до сих пор открытками с видами Усть-Каменогорска 100-летний давности) и других, порубили шашками, а затем по зимнему Усть-Каменогорску, по чистому снежку протащили окровавленное тело Протоиерея привязав его к лошади.
Через два месяца матушку Степаниду Алексеевну Дагаеву, вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука. Пальцы усеченной десницы о.Александра были сложены для иерейского благословения. Останки священномученика отдали Степаниде Алексеевне для погребения, и она похоронила его.
После расправы над о.Александром из страха подвергнуться той же участи, многие отвернулись от его семьи. Степанида Алексеевна вынуждена была уехать в г.Павлодар, где скончалась в 1932 г.
По одной из версий, о.Александр был похоронен матушкой возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где он долгие годы был настоятелем. В 1930-е годы церковь была разрушена, в настоящее время на ее месте городской парк. Возможно что в этом случае, на самом деле, речь идет о более раннем захоронении другого Священнослужителя. Поскольку существует и другая версия, полностью подтвержденная в настоящее время православными историками нашего города, согласно которой о.Александр был похоронен на городском кладбище. А следовательно искать могилу отца Александра нужно именно там.
Отец Александр оставил глубокий след в сердцах православных Усть-Каменогорцев, память о нем сохранилась и до сегодняшнего дня.

Святой священномученик Зиновий Согринский.


О жизни святого свщмч. Зиновия известно немного. До принятия священного сана, Зиновий Евстафьевич Сутормин служил полковым фельдшером в Сибирском Казачьем Войске. Как записано в свидетельстве о Крещении Надежды Суторминой, одной из дочерей, «старший медицинский фельдшер 3-его военного отдела Сибирского Казачьего Войска, кандидат на классную должность». Крестным при совершении этого Таинства выступал Начальник Сибирской Миссии архимандрит Сергий – дядя крещаемой по матери.
Предположительно, он же, став епископом, (еп. Сергий Петров управлял Омской и Семипалатинской епархией с 1901 по1903 годы), рукоположил Зиновия Сутормина во диакона. Диаконом отец Зиновий служил в Воскресенском храме г. Семипалатинска.
11 июля 1911 года «диакон-псаломщик Градо-Семипалатинской Воскресенской церкви Зиновий Сутормин рукоположен во священника к церкви села Верх – Ульбинского (Согра) Змеиногородского уезда», где и прошло основное время священнического служения отца Зиновия.
В этом селе он, как настоятель, руководил окончанием строительства каменного храма во имя свт. Николая Чудотворца. Освящение храма состоялось 30 июня 1913г. При чем богомольцев собралось около полутора тысяч человек. Примечательно что освящение храма проводилось при участии отца Александра Догаева и о. Бориса Георгиевича Герасимова последнего настоятеля Семипалатинской Воскресенской церкви, автора многочисленных научных трудов по истории и этнографии нашего края. Так же принявшего мученическую кончину –расстрелянного в Новогоднюю ночь с 37го на 38й год в тюрьме города Семипалатинска, но в отличии от отцов Зиновия и Александра к на текущий момент к лику святых не причисленного.
После Революции 1917-го года храм недолго использовался по назначению, а летом 2000-го года стены храма были разрушены.
Бывшие прихожане храма, (которые в то время были еще детьми), вспоминали, что к батюшке часто обращались люди за медицинской помощью, в которой он, как человек, имевший соответствующее образование, никому и никогда не отказывал. В 1912г. умерла супруга о.Зиновия, старшая дочь в то время была уже взрослой, а четверых младших детей ему пришлось воспитывать одному.
В 1919г. на имя правящего архиерея поступило прошение священника, служившего в с.Георгиевка (ныне Восточно-Казахстанской области), в котором он, ввиду многочисленности его семейства, просил у преосвященного перевода на более богатый приход. Епископ предложил священнику самому найти желающего поменяться с ним местами и принять бедный приход. Согласился о.Зиновий, в то время старшие дети батюшки уже жили самостоятельно, а у него на руках было двое несовершеннолетних – дочь Александра и сын Степан.
В январе 1920г. о.Зиновий гостил со своими малолетними детьми у старшего сына Ивана, который был женат и жил в с.Шемонаиха под Усть-Каменогорском.
Шла гражданская война. По воспоминаниям младшей дочери батюшки, Александры Зиновьевны Ереминой, 10-го января (ст.ст.) село было занято отрядом красноармейцев. В селе начался террор. Все те, кто, по мнению красноармейцев, являлись врагами Революции, были схвачены и приговорены к расстрелу, этой участи не избежал и о.Зиновий, причем священника арестовали просто за то, что он – священник.
В середине 20-х годов одна из дочерей о.Зиновия – Надежда Зиновьевна Кускова проезжала через Шемонаиху на конной повозке. Вдруг возница заплакал и стал изливать душу незнакомой пассажирке.
Он поведал ей страшную историю о том, как на этом месте, он «хорошего человека топором зарубил». Оказалось, что в тот день, в двадцатом году, когда разыгралась трагедия в Шемонаихе, он вез приговоренных к месту казни. Он знал о.Зиновия и даже, по его словам, хорошо к нему относился. Большевики решили начать свое кровавое дело со священника. Ему приказали сесть на пень и снять сапоги. Далее – предполагались издевательства и лишь затем – смерть. По словам возницы, для того, чтобы «избавить хорошего человека от издевательств», он, опередив красноармейцев, выхватил топор, лежавший у него в повозке и отрубил о.Зиновию голову, когда тот снимал по приказу красноармейцев сапоги.
Похоронен был священномученик в братской могиле в бору под Шемонаихой. Местонахождение этой могилы неизвестно.

Священник Иван Самсонович Баранов

Родился в 1874 году на территории современной Белоруссии, в селе Рудня-Прибытковская Гомельской губернии. С 1895 по 1911 год служил учителем. В 1911 году рукоположен в сан иерея. Служил на приходе с.Головичи недалеко от места рождения с 1914 по 1933 год, после чего был арестован и осужден на пять лет ссылки в Казахстан, на территорию нашей области. Проживал в селе Тарханка. Находясь в ссылке, священник о.Иоанн Баранов анонимно писал в газету "Спутник агитатора" письма апологетического характера в ответ на публиковавшиеся в ней антирелигиозные статьи, за что и был повторно арестован в 5 ноября 1937г. Обвинение: систематическая антиколхозная пропаганда". 20 ноября приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Из обвинительного заключения: "Вел систематическую к/р пропаганду, направленную на разложение колхозов, распространял через печать за подписью вымышленных фамилий к/р письма против строительства колхозов и машинизации сельского хозяйства". На допросе о.Иоанн Баранов показал: "Я подтверждаю, что открытка написана действительно мной, но против коллективизации я не выступал. В советские газеты писал письма, по содержанию защищающие всякую поповщину, отвергая материализм. В к/р деятельности участия не принимал". В приложенном к делу письме в газету "Спутник агитатора" о.Иоанн писал: "Развитие в мире совершается так, что все высшее вмещает в себя и свойства низшего. Человек завершает эволюцию, но он имеет дух, противоположный организму, со способностями для вечной жизни в царстве Духа, как то: мысль о Творце, религиозное и нравственное чувство, усовершение, ответственность за дела, свободу для самоопределения, способность мысль обратить в дело и дело – в мысль и т.п. В самом духе два закона - 1-й - истины- добра для всех, и 2-й - лжи - добра личного в ущерб другим. У кого главенствует второй закон - тот остается при одном плотском уме. Христианство начиналось с коммунальной жизни и социализм ближе ко Христианству, чем [неразб.]. Но ошибка социализма в том, что он не различает истинных религиозников от лицемеров, истинных пастырей от требоисполнителей, но стесняет чистую религию и этим ослабляет прежде всего себя и заставляет очень многих ни в чем не повинных сторонников религии страдать, заслуга которых прежде всего в том, что они проводники культуры. Религия требует подчиняться властям предержащим, никто из истинных религиозников противиться им не будет"
Приговор преведен в исполнение 4 декабря 1937 года.

Феноменов Сергей Васильевич
протоиерей


Если о жизни святого Зиновия Сутормина известно немногое, то о жизни Сергия Феноменова (Фено*менова) известно и менее того. Для нас потомков, жизнь протоиерея до революции, как и судьба его останков после мученической кончины ныне сокрыта.
Год рождения пока не известен,известно лишь что отец Сергий числится в списке 50-го ПЕХОТНОГО БЕЛОСТОКСКОГО ПОЛКА в городе Севастополе за 1905 год. Можно предположить, то о.Сергий постоянно служил военным священником или при дисциплинарных батальонах.Последнее место его служения - священник Церкови Усть-Каменогорской дисциплинарной роты в память Преображения Господня. Находилась церковь в упраздненной Усть-Каменогорской крепости и занимала помещение (на 300 человек) во втором этаже каменной казармы(ныне братский корпус Усть-Каменогорского Свято-Троицкого монастыря).
В мельчайших деталях нам известен лишь подвиг отца Сергия, мученическая кончина за которую он и был причислен к лику святых. В 1918 году, когда в г. Усть-Каменогорске власть в первый раз была на некоторое время захвачена большевиками, протоиерей о.Сергий Феноменов стал одной из первых жертв террора и был расстрелян ими на глазах у своей семьи (жены и троих сыновей). Это происходило на расположенном напротив крепости Комендантском острове, где о.Сергий проживал со своей семьей. К телу мученика приставили охрану, которая не разрешала к нему подходить. Через трое суток тайно от семьи тело увезли в неизвестном направлении.
Престольный праздник 6 августа.

Дмитрий Александрович Смирнов


Святой отбывавший заключение и принявший кончину на территории нашей области, и тем не менее незаслуженно обойденный вниманием историков нашего края.
Димитрий Александрович Смирнов родился 26 сентября 1870 года в семье священника. Образование получил в Ярославской духовной семинарии.
В 1891 году, окончив семинарию по второму разряду, Димитрий вернулся к родителям и был принят на должность преподавателя в училище при Норской мануфактуре где организует народный хор и встречает свою будущую супругу Елизавету Яковлевну Чиркову. Родители Димитрия были против его брака с Елизаветой Яковлевной, из сословных соображений, полагая, что они «не пара». Однако, Димитрию удалось убедить родителей не препятствовать их супружескому счастью, и время показало его правоту, поскольку любовь друг к другу они сохранили до конца своих дней.
В 1894 году Димитрий принял священный сан и покинул Норское, получив место священника села Пестова Ярославского уезда. Наряду со своими прямыми пастырскими обязанностями, отец Димитрий отдал много сил устроению Пестовской школы, состоя в ней заведующим, законоучителем и учителем. При нём эта школа стала одной из образцовых в Ярославской епархии. За «безвозмездные труды по устройству здания для Пестовской второклассной школы» в 1898 году отцу Димитрию Смирнову было преподано Архипастырское благословение. В 1902 году, согласно прошению, отец Димитрий был перемещен на место отца, вернувшись в Норское с женой и двухлетним сыном Димитрием. В годы служения в Норском, — с 1902 по 1915, — священник соединял священнические труды с учительскими, а также выполнял различные поручения священноначалия состоя в должности духовного следователя и являясь депутатом съездов духовенства.
В 1907 году он был награжден бархатной фиолетовой камилавкой. В 1911 году за особые труды по должности Духовного следователя награжден золотым наперсным крестом.
После смерти старика-отца он продолжил и завершил начатое последним благое дело — строительство церкви в деревне Курилово в нескольких верстах от Норского. Церковь была построена и освящена в честь святителя Николая Мирликийского в 1913 году, став приписной к Троицкой.
В 1915 году отца Димитрия переводят в Ярославль на место настоятеля городской Крестовоздвиженской церкви, куда он переезжает с семьей, и где вскоре становится одним из видных представителей ярославского духовенства
. В Ярославле семья Смирновых встречает революционные события 1917 года. Не позднее, чем с 1918 года, протоиерей Димитрий Смирнов является личным секретарём митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) и остаётся им до смерти Владыки в 1928 году.
Вскоре в послужном списке отца Димитрия был открыт новый перечень — арестов советского времени. Священник подвергался аресту при всех крупных антицерковных кампаниях ярославских карательных органов: в период изъятия церковных ценностей в 1922 году; в год ареста епископа Евгения (Кобранова), епископа Варлаама (Ряшенцева) и лучших ярославских священников — в 1930 году; и четвертый раз — в 1938 году.
В апреле 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей, пришедшая в Крестовоздвиженский храм, обнаружила золотую ризу чтимой иконы великомученика Димитрия, спрятанную старостой. Вместе с золотым окладом были конфискованы личные вещи священника, среди которых находился его наградной золотой наперсный крест. Отца Димитрия и еще нескольких человек арестовали. 24 мая 1922 года он был осуждён губернской ЧК на три года лишения свободы «путём содержания под стражей, с применением общественных принудительных работ». В том же году по амнистии к 5-й годовщине революции срок заключения был сокращён наполовину.
«Распространение в частных беседах, на собраниях и с церковного амвона провокационных слухов в связи с китайской революцией и разрывом дипломатических отношений с Англией», — так обозначена в следственном заключении причина ареста отца Димитрия 13 июня 1927 года. На допросе пятидесятисемилетний протоиерей держался с достоинством, утверждая, что поступал в рамках обязанностей чиновника канцелярии архиерея, не совершая антисоветских действий. На этот раз дело было закрыто «за недостаточностью компрометирующего материала».
Третий арест произошёл 31 января 1930 года. Во время единственного допроса, на котором ему было предъявлено обвинение в помощи ссыльным священнослужителям.
Отца Димитрия Смирнова, каким он стал в последний период своей жизни, сформировал лагерь. Получив в 1930 году срок — пять лет концлагеря, он отбывал его сначала на лесоповале в 100—200 км от Вятки, затем был переведен в Каргополь, где условия заключения были для него полегче.
Освободили его в 1934 году, без права жительства в больших городах.
10 мая 1938 года в селение Хопылево где проживал отец Дмитрий прибыл сотрудник губернского отдела УГБ НКВД с ордером на произведение обыска и ареста гражданина Смирнова Д. А. Отец Димитрий был заключён в ярославскую тюрьму. Его обвинили в антисоветской деятельности как участника группы священнослужителей кафедрального Федоровского собора Ярославля и некоторых других арестованных священнослужителей и мирян.
Шестидесятивосьмилетний отец Димитрий Смирнов, подвергнутый жесточайшим пыткам на допросах проявил удивительную духовную крепость. Он единственный из арестованных имел мужество утверждать истину перед потоком лжи, несмотря на все истязания, настаивать на том, что не знает никакой антисоветской организации и предъявленное ему обвинение отрицает.
26 сентября 1938 года Димитрий Александрович Смирнов был приговорён Особым совещанием при НКВД к пяти годам ссылки в Казахстан за контрреволюционную деятельность. Ссылку он отбывал в поселкее Шемонаиха.
. В Шемонаиху к отцу Димитрию приезжали жена и сын с супругой. Сын приезжал в августе 1939 года. Через месяц после его приезда отца Димитрия неожиданно снова арестовали и заключили в Усть-Каменогорскую тюрьму.
Отец Димитрий был вновь осужден 26 февраля 1940 года на десять лет лишения свободы. Семье сообщили, что он умер в тюрьме 26 июня 1940 года.
Где было захоронено тело отца Димитрия остаётся неизвестным.

Вот пожалуй и все факты о житиях святых прославивших нашу область. Храним ли мы память о них? В поселке Сора расположен храм освященный в честь Зиновия Сутормина, в иконостасе Богородице-Рождественского храма поселка Аблакетка (настоятель священник Евгений Яганов) имеются иконы Усть-Каменогорских святых созданные местным иконописцем Надеждой Куленич. Проявляем ли мы усердие, или напротив оставляем в пренебрежении свои святыни – те которые именно нам даровал Господь в своей безграничной мудрости своею милостью. Даже законченный атеист, поправимся человек таковым себя считающий, ибо как говорится - не бывает атеистов в окопах под огнем, мало верит в уже упомянутое словосочетание «случайное стечение обстоятельств». А уж любому мало- мальски верующему, либо просто умудренному жизнью человеку не надо доказывать что просто так ни с того ни с сего ни чего не случается – он и сам об этом прекрасно осведомлен. История писана не только в века минувшие, история пишется ежедневно и ежечасно. До сих пор могилы наших святых не найдены, до сих пор многие прихожане Православных храмов города не знают имен местных великомучеников. До сих пор не смотря на усилия настоятеля Свято-Зиновьевского храма отца Иоанна Карабидовича земельный участок на котором ранее располагался храм в котором служил отец Зиновий Сутормин превращен в мусорную свалку. Документы свидетельствующие о жизни Усть-Каменогорских святых частично утеряны, частично преданы забвению. В настоящее время на городском кладбище находится могила «некоего священника» увенчанная на десять раз перекрашенным крестом с купола разрушенного большевиками Покровского храма – на месте которого ныне раскинулся парк «Жастар». За могилой кто то заботливо ухаживает. Кто этот Священник? Идут годы и все меньше и меньше остается в живых свидетелей той кровавой эпохи.
Давайте хорошенько подумаем – а можем ли мы, своими скромными силами что то изменить?

Дмитрий Забиров.
Выражаем глубочайшую признательность за предоставленные материалы Благочинному Павлодарского церковного округа игумену Амфилохию (Бондаренко)и сотруднику областного этнографического музея Иеромонаху Иустину (Ларионову).