Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

СВЯТОЙ КЛЮЧ

Колбин В.В.,
руководитель историко-археологической
экспедиции "Старая крепость"

Прежде чем взять перо в руки и говорить об истории "Святого Ключа", а затем об истории
Святоключевского Знаменского женского монастыря, видимо следует вспомнить, что же привело нас, как участников историко-археологической экспедиции, к данной цели исследования. Наш путь к Святому Ключу был непрост. И, не год, и не два ушел на то, чтобы осознать и почувствовать важность этой темы для изучения истории нашего края. 1718 г. было выбрано место первой крепости города - "Семипалатной". И, видимо, неслучайно в ее названии название, полученное от монастыря буддистов-ламаистов, с остатками которого встретились первые поселенцы, пришедшие в этот край.

Видимо неслучайно поставили они первый сруб церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. И в следующем году, вместе с экспедицией гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева была привезена икона Абалацкой Божией Матери. Вот как рассказывает священник о. Димитрий Алексинский об истории Святого Ключа в своем труде "Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою" в своем труде изданном в 1899 году в Семипалатинске.

"Существует устное предание, что Святую Икону "на Ключе" нашел татарин. Случилось это так: один бедный татарин, проживающий близ Семипалатинской крепости, поехал в бор за дровами. Употребив немало времени на рубку дров и укладку их на воз, татарин в лесу запоздал и поехал домой, когда стало уже совсем темно... Дорогою он заблудился... Стоял сильный мороз. Сознавая, что едет не туда, куда нужно и что найти дорогу в дремучем лесу, в темную, глухую ночь весьма трудно, татарин в отчаянии упал на колени и стал призывать на помощь Аллаха (Бога)... Вдруг видит он в стороне, в ущелье, между холмами, мелькает огонек. Подойдя ближе, татарин рассмотрел тополь, а на тополе Святую Икону и перед Нею горящую восковую свечу. Признав местность, татарин разыскал дорогу, и направился по ней домой. Доехавши до Семипалатинской крепости, он нашел здесь квартиру "русского муллы" (священника), разбудил его и рассказал ему все виденное им. Священник, пригласив некоторых из своих прихожан, тотчас же направился к указанному татарином месту, имея проводником того же татарина. Икона по-прежнему стояла на дереве по-прежнему же перед Нею горела свеча. Священник, помолившись, стал снимать Икону, но, к всеобщему удивлению, Святая Икона, несмотря на все усилия священника, не отделялась от дерева. Священник заставил поднять Святую Икону одного из пришедших с ним казаков, затем другого, третьего, но никто не смог отделить Святой Иконы от дерева... Священник, помолился еще, и с просьбой, обратился уже к татарину. Татарин омочил руки в ключе, который бил из-под дерева, снял свой аракчин и поднял Святую Икону. После этого Святая Икона с песнопением перенесена была в крепостную церковь. Ключ, бивший из-под корня дерева, с этого времени получил, в народной молве, название Святого. Он находится в ущелье между довольно значительными холмами, покрытыми сосновым лесом, саженях в 50 от р. Иртыша, и стремительно бъет из отверстия, очень похожего на чело русской печи. Вода в ключе замечательно чистая, прозрачная, летом весьма холодная, а зимой теплая. В весеннее и летнее время, начиная с мая месяца, и в течении всего июня, сюда заходят и заезжают многие ... из идущих и заезжающих в Семипалатинск или из Семипалатинска; в особенности же те из них, кои посещают означенный город с целью поклониться Святой многочтимой Семипалатинско-Абалацкой иконе Божией Матери...

В 40-х годах текущего1 столетия над Святым Ключом, в воспоминание чудесного явления здесь Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери, и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из Святого Ключа, один военный чиновник устроил навес в роде часовни. Под этим навесом были поставлены Святые Иконы и между ними, разумеется, прежде всего, копия Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери.

Вместо ... навеса, в конце восьмидесятых годов, известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров, построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде под навесом, кроме разных икон, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалацкой и Семипалатинской Икон Божией Матери. В то время, как усердие к "Святому Ключу" возрастало все более и более, в некоторых усердствующих возникло желание ... для вящей славы Царицы Небесной, построить на Ключе церковь ... Пресвятой Владычице было угодно, чтобы желание этого было исполнено великим ревнителем Святого Ключа и весьма известным благотворителем здешнего края, семипалатинским купцом ... Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем"2

На заре ранней истории Православной веры в нашем родном крае, поистине Благодатное чудо Небесного Царствия утвердилось в умах людей. Вся последующая история наших предков, самым тесным образом, была связанна с историей Святого Ключа. Об этом красноречиво свидетельствуют сами факты исторической действительности. Первый собор новой крепости - будущего города Семипалатинска был назван в честь Знамения Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы. В "Городском саду" был выстроен собор "дивной архитектуры - Никольский", в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца. А какие прекрасные душой и делами люди жили в нашем крае и творили его историю. Священники Евфимий Владимиров и Борис Герасимов, краеведы братья Белослюдовы, беззаветно трудившиеся на ниве народного просвещения. И многие другие, чьи славные имена осветили историю нашего края.

"Семь Палат" положили начало названию нашего города. И не только названию. Что такое "Семь Палат" для истории нашего края об этом хорошо сказано строкой стиха Виктора Белослюдова.


Семь палат

А там была ночь
В ней поэзии тьма
Для науки дорога туда уж темна
Зажгите же светильники
Осветите прошлое.
Откуда-то лютни восточной
Неслись лебединые звуки
На Западе солнце скрываясь
Прощалось лучами своими
Со степью широкой привольной
С могучей степною рекою
По гладкой зеркальной лазури
По листьям прибрежных деревьев
От низа до самой вершины
За ними в утес ударяло.
И камни его золотило
На самой вершине утеса
У края могучей стремнины
Разбросаны были палаты
Развалины жалкие храма
Жилище могучего Джорджи
Залитые светом палаты
Восходу лишь тень посылали
Туда где далёко за бором
Кочевники еще кочевали
Откуда-то лютни восточной
Неслись лебединые звуки.

Январь, 1910 г.

Буддизм, мусульманство, Православие - все эти религии оставили след в истории нашего края. Святоключенский Знаменский женский монастырь - это истоки православной веры в нашем крае. Это могучий культурный пласт духовности наших предков. Это источник доброты, справедливости и красоты человеческой души. Этот источник - Святой Ключ. Он объединяет в себе все то, что зовется культурным наследием нашего края. Бурной и стремительной была эпоха двадцатого века. Эпоха, которой мы сами свидетели и участники ее событий. Нелегкие испытания выпали на долю Православной веры в тов ремя.В начале двадцатого века Святоключинская обитель освящавшим путь душам людей. Она была источником их силы и самосознания. И сегодня пристально вглядываясь в то время, понимаешь почему стали возможны и последовали известные исторические события...

Святоключинская обитель заняла первое место в социалистическом соревновании трудовых коллективов. И была, вскоре, решением новой революционной власти закрыта. После закрытия обители представители новой власти, по рассказу Корнеева Николая Ананьевича, потомственного сторожила Старой Крепости, решили покрыть иконами крышу коровника, где он протекала в селе Старая Крепость.

И вспоминая сегодня то, что послужило нашему озарению и подвигло нас к организации археологической экспедиции по изучению Святоключинского Знаменсого женского монастыря. Это был рассказ жительницы нашего города Легуш Т.Н. об истории школы при женском монастыре.

"Монахини обители подбирали брошенных беспризорных детей волею судьбы оставшихся без родителей. Это были девочки, потому, что монастырь был женским. И по достижению ими совершеннолетия эти, уже молодые девушки по своей воле могли остаться в обители, или же могли уйти из обители, могли выйти замуж создав свою семью".

Конечно же нас всегда интересовал вопрос об исключительных свойствах воды Святого ключа. И по этому поводу видимо следует сказать следующее. Химико-биологический анализ воды Святого ключа свидетельствует о том, что в ней нет никаких привнесенных извне примесей благородных металлов, которые по широко распространенному мнению делали ее необычайной.

В предисловии к своему труду "Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о Чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске и о Святом ключе". Священник Димитрий Алексинский приводит слова Священного Писания: "Тайну цареву хранить хорошо, а дела Божии открывать славно". Как нет смысла говорить в миру о том, что главное в соборе (храме), представляющем своеобразный "Ковчег православного христианина в бурных водах материального мира", так нет смысла говорить о составляющих небесную славу Царицы Небесной, Святого Ключа Абалацкой Божией Матери


Примечания:

1Т.е XIX - прим. автора.