Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

ИЗ ИСТОРИИ СЕМИПАЛАТИНСКОГО ДУХОВЕНСТВА (жизнь священника Евфимия Владимирова)

Андриенко С.Е.,
старший преподаватель воскресной школы
при Воскресенском соборе г. Семипалатинска.

Православные жители Семипалатинска уже более ста лет хранят память о священнике Евфимии Владимирове, который служил в нашем городе с 1878 по 1897 гг.

О. Евфимий принадлежит к той категории людей, о которых говорят, что на Руси не было города без святого, а села без праведника. Православный народ именует таких людей угодниками Божиими, подразумевая то, что они во время своей земной жизни воплотили собой высокие духовно-нравственные идеалы Евангелия Христова.

До сего дня многие православные семипалатинцы поминают в своих заупокойных молитвах почившего, уже более ста лет назад, иерея Евфимия Владимирова. Чем же примечательна жизнь этого человека и почему по прошествии стольких лет память о нем трепетно сохраняется среди значительного числа жителей Семипалатинска. Земной родиной иерея Евфимия Владимирова была Тамбовская губерния. Эти районы вошли в состав русского государства в XVI в. К XIX в. эти места были известны как районы, где Православие имело мощную базу распространения. Тамбовская земля возрастила многих святых. Из ближайших, ко времени рождения о. Евфимия, тамбовских подвижников благочестия можно назвать преподобную игуменью Серафиму Сезеневскую († 1798 г.), преподобную Марфу Тамбовскую († 1800 г.), блаженного Иоанна, Христа ради юродивого Сезеневского. Недалеко находился знаменитый Саровский монастырь известный своими старцами: преподобным Назарием, игуменом Саровским († 1809 г.), преподобным Марком Молчальником Саровским († 1818 г.). Особое слово нужно сказать о великом старце преподобном Серафиме Саровском, блаженная кончина которого последовала в 1833 г. "Тамбовския страны священное украшение"1, именует его Святая Церковь. Преподобный Серафим был старцем, чья известность вышла далеко за пределы Тамбовщины. Такова была духовная среда, в которой надлежало возрасти будущему семипалатинскому подвижнику благочестия. Происходил о. Евфимий из духовного звания. Родитель будущего святого - о. Владимир, сельский диакон, служивший на одном из приходов Тамбовской епархии, был человеком небольших доходов (как это видно из последующей жизни о. Евфимия). Ко времени рождения о. Евфимия в семье его отца уже было двое сыновей. 15 октября 1827 года, в понедельник, в день памяти преподобного Евфимия Нового Солунского (889 г.) в семье появился еще один младенец, которого, во святом крещении, назвали Евфимием, что с греческого языка переводится как "благодушный". Фамилию свою Владимиров, отец Евфимий получил уже, вероятно, по традиции того времени, от училищного начальства в годы обучения в Липецком духовном училище.

Детство отрока Евфимия не было счастливым и безоблачным. Отца своего он лишился рано, родная мать же, как не странно, более любила старших братьев, а Евфимию доставались едва ли не крохи родительской любви. Когда же старший брат вступил в брак, положение Евфимия стало еще более тяжелым, так как его сноха люто невзлюбила его, и часто укоряла и досаждала мальчику. Известно, как много значит для человека первые впечатления детства и отрочества, как необходима ребенку родительская любовь и ласка. Но этого Евфимий был лишен, и на всю жизнь нерадостными вспоминались ему детские годы. Вот как рассказывал он об этом в конце своей жизни, уже в Семипалатинске: "Мать меня не любила, - говорил он, - а любила старшего брата. Плохо жилось мне в семье: жена старшего брата - сноха - была женщина больная и сварливая. И лучше собаке у худого хозяина жить, чем мне жилось от снохи. Меня сильно гнали дома, а я старался всем угождать и все терпеливо переносил"2. С ранних лет познал о. Евфимий тяжесть креста пренебрежения и обид, и всю последующую жизнь довелось ему, всего более, нести именно этот, нелегкий, крест. Промысел Божий незримо готовил его к тому, что надлежало ему пройти, и с самого детства Господь предлагал ему случаи к приобретению качеств смирения, долготерпения и незлобия.

По своему происхождению о. Евфимий был человеком духовного сословия. В те времена, обычно, детей духовенства начинали учить дома, где изучались азбука, и ребенок начинал читать Псалтырь и Часослов. Так, вероятно, началось и обучение отрока Евфимия. Следующей образовательной ступенью для детей духовенства были духовные училища, которых могло быть несколько в епархии. Таким учебным заведением было и Липецкое духовное училище, в которое поступил в 1843 г. 16-тилетний ученик Евфимий Владимиров. Для истории Церкви это училище примечательно, пожалуй, лишь тем, что в 1838-1839 гг. учителем греческого языка там был А.М.Гренков, будущий всероссийский старец иеросхимонах Амвросий Оптинский3. Духовное образование той эпохи страдало многими недугами, доставшимися ему в наследство от неспокойного XVIII века. Не случайно для названия духовных училищ и семинарий в ходу было слово "бурса" ставшее нарицательным для обозначения грубых нравов и разгульной жизни. Денег выделяемых правительством для духовных училищ не хватало, так как, из-за бедности духовенства, училищное начальство было вынуждено принимать многих учеников в обучение на казенный счет сверх штата. Уровень преподавания наук: богословских и общих, был, то же, не на высоте. Обучение Евфимия Владимирова в Липецком училище было недолгим, в 1847 г. он, за неуспеваемость, был исключен из высшего отделения 4-го класса этого учебного заведения4. Общая система, действующая в то время в духовных школах, была такова, что лучшие ученики продолжали дальнейшее образование в семинариях и академиях, а отчисленные, по каким-либо причинам, назначались церковнослужителями (пономарями и дьячками) на приходы. Так произошло и с о. Евфимием: 28 июля 1848 г. тамбовским епископом Николаем (Доброхотовым; 1847-1859 гг.) он был посвящен в стихарь и определен дьячком в село Демшинка Усманского округа Тамбовской епархии к церкви во имя Святителя Николая.5 Так началось служение о. Евфимия Владимирова Святой Церкви, которое продолжалось 49 лет 2 месяца и 16 дней.

До своего назначения дьячком о. Евфимий вступает в брак. По словам первого автора жизнеописания о. Евфимия: "сам сирота, он и женился на сироте"6, но Господь послал ему в утешение супругу, настоящую спутницу его многотрудной жизни. Матушку о. Евфимия звали Марфа Григорьевна, к сожалению, девичья фамилия её неизвестна. Годом рождения матушки Марфы Григорьевны был 1831 г., она, как видно, была незавидной невестой, но как часто бывает, под внешней непримечательностью обнаружились драгоценные качества души. Брак этот был счастливым, Господь благословил супругов четырьмя детьми. Всех их отцу Евфимию удалось выкормить и воспитать. В 1849 г. родилась старшая дочь о. Евфимия, которую назвали Мария. Она дольше других жила с батюшкой, сколько возможно покоила его старость, и Господь сподобил её в 1897 г. погребать о. Евфимия. В 1851 г. рождается первый сын - Петр, который впоследствии стал священником и служил на приходе в Барнаульском округе, в 1855 г. рождается младшая дочь - Татьяна, а через два года еще один сын - Павел.7 Служба дьячком в маленьком приходе едва ли могла прокормить большое семейство Евфимия Владимирова. Тамбовская епархия в середине XIX в. была одной из самых обширных и многолюдных в Российской Церкви. Одного белого духовенства в ней насчитывалось более двух тысяч человек, кроме того, было несколько сот монашествующих в мужских и женских монастырях.8 Все это способствовало тому, что, после десятилетнего служения дьячком, о. Евфимий решился переселиться в далекую Сибирь, вместе со всей семьей. В середине XIX в. Сибирь для русского человека перестает быть только местом ссылки опасных преступников. Реформы 60-х годов XIX в., привели к тому, что в Сибирь устремляются многие жители Центральной России. Но дорога туда оставалась очень тяжелой и продолжительной. Не смотря на это, численность православного населения Сибири, быстро росла, только за 40 лет с 1858 по 1897 число русских тут возросло более чем в два раза с 2300 т. до 4900 т. человек. В основном поселенцы заселяли южную полосу Сибири - южные части Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний.9 При всем этом, в Сибири создаются новые епархии, возникают новые православные приходы для переселенцев и новокрещенных местных жителей. Долгое время, вся территория Сибири была в духовном управлении тобольского архиерея. К началу XVIII в. в Сибирской митрополии насчитывалось всего 160 церквей, большинство приходов были огромными по размерам. В 1799 г. количество храмов одной Тобольской епархии достигло 626, хотя к тому времени (с 1727 г.) из нее уже выделилась обширнейшая Иркутская епархия. В XIX в. учреждение новых сибирских епархий активно продолжалось. В 1834 г. была открыта Томская епархия, в состав которой входили и православные приходы современного Восточного Казахстана.10

В 1859 г., Евфимий Владимиров совершает путь из Тамбовской губернии в Томск, через г. Оренбург. Можно ли назвать это путешествие легким и удобным? Видимо, нет - с женой и четверыми детьми, в одной повозке, с деньгами 50 рублей, сам, чуть не всю дорогу пешком, по проселочным и степным дорогам, ночуя, за редким исключением, под открытым небом. Осенью 1859 г. он достиг г. Томска, и был принят Преосвященным Парфением (Поповым; 1854-1864 гг.), епископом Томским и Енисейским на службу в Томскую епархию.11

Обстановка в Сибири второй половины XIX в. требовала открытия новых приходов и назначения на них новых священнослужителей. Поэтому дьячок Евфимий Владимиров, будучи принят в Томскую епархию, по его собственному прошению, билетом Томской Духовной Консистории от 30 сентября за № 6465, был определен на службу к храму во имя свв. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в станице Антоньевской Бийского уезда (ныне с .Антоньевка, Петропавловского р-на, Алтайского края). Для пропитания дьячка и его семейства было решено использовать часть полученных доходов от прихожан храма. Одновременно с этим в Тамбовскую духовную консисторию был направлен запрос о том, действительно ли Евфимий Владимиров является дьячком, и какие характеристики могут там на него иметься.12 К этому времени тамбовским епископом являлся знаменитый богослов Русской Церкви святитель Феофан затворник (Говоров). На его имя в Тамбов пришел запрос о дьячке Евфимии из Томской епархии, и, по-видимому, ответ был самый благоприятный. Чуть более года прослужил Евфимий Владимиров дьячком в Антоние-Феодосиевской церкви. Ровно столько времени понадобилось, чтобы получить ответ на запрос в Тамбовскую духовную консисторию о нем. За это время он показал себя с самых лучших сторон, Настоятель храма отзывался о нем как о человеке с хорошим поведением. Согласно клировой ведомости за 1859 г. Евфимий Владимиров имел "чтение, пение - на ноты и на слух хорошо; катехизис хорошо; устав очень порядочно".13

В 1852 г. к Томской епархии были присоединены православные приходы в Прииртышье, где была острая нехватка священнослужителей 16 октября 1860 г. в воскресный день, на память святого мученика Лонгина сотника. Преосвященным Парфением, епископом Томским и Енисейским дьячок Евфимий Владимиров был рукоположен во диакона к Троицкой церкви г. Усть-Каменогорска.14

В г. Усть-Каменогорске о. Евфимий прослужил ровно десять лет, там он зарекомендовал себя как добросовестный служитель алтаря. В 1866 г. настоятель храма давал ему такую характеристику: "Читает сбивчиво, поет хорошо, Катехизис знает довольно хорошо, устав не очень твердо, старинных напевов не знает".15 1870 г., по слабости голоса, против своего желания, т.к. не считал себя достойным великого иерейского сана, он был рукоположен во священники и назначен в село Тарханское. В том же 1870 г. о. Евфимий лишился своей жены. Во время служения в с. Тарханском стали отчетливо проявляться черты характера о. Евфимия - он был поистине отцом для своих прихожан его, как доброго пастыря, очень любили. Приход села Тарханское был беден, и когда жители соседнего, более богатого единоверческого села Секисовки, упросили о. Евфимия перейти в их приход, то тарханские прихожане, узнав об этом, буквально, умолили его остаться.16

Однако, Господь судил о. Евфимию продолжить свое служение в другом месте. С 1 февраля 1878 г.17 он был переведен, согласно собственному прошению, помощником настоятеля Воскресенской казачьей церкви г. Семипалатинска. По этому поводу в "Журнале Томской духовной консистории" имелась следующая запись: "Рапорт благочинного №29 Протоиерея Михаила Богослвского, от 3 января за № 1 , с ходатайством о переводе Священника с. Тарханского Евфимия Владимирова к Семипалатинской Воскресенской церкви, на место помощника, согласно желанию его, Владимирова, так как при означенной церкви помощник очень нужен.... Приказали: так как по Высочайше утвержденному расписанию 30 апреля 1877 приходов и причтов Томской епархии, при Семипалатинской Воскресенской церкви причта положено: настоятель, помощник и два псаломщика; в настоящее время место псаломщика праздно, и кандидатов, более достойных просителя Священника Евфимия Владимирова, нет, то во внимание его продолжительной службы Св[ятой] Церкви, при очень хорошем поведении, определить его помощником настоятеля к Семипалатинской Воскресенской церкви".18

Воскресенский собор г. Семипалатинска (Казачья церковь) построенный в 1860 г. имел по штату, утвержденному 13 марта 1861 г., должности священника, диакона и 2 псаломщиков, но 30 апреля 1877 г. штат был изменен, он теперь выглядел следующим образом: настоятель, второй священник (помощник) и два псаломщика. Подобная перемена штата объяснялась тем, что приход церкви увеличился и один священник был не в силах удовлетворить все духовные нужды прихожан. Однако войсковое правление Сибирского Казачьего войска, которое содержало данный храм, не считало должность второго священника необходимой и, фактически, из-за бюрократической волокиты, младший священник получал содержание диакона - 70 рублей в год (тогда как настоятель храма имел жалование 200 р. в год). Отец Евфимий по собственному желанию был переведен к храму младшим священником, предание добавляет, что эта должность была долгое время вакантной из-за неуживчивого характера настоятеля храма, старший священник был взыскательным, придирчивым к сослуживцам, ни с кем не уживался. "Но я с ним уживусь!", сказал о Евфимий. Действительно он смог сработаться с этим сложным человеком благодаря собственной кротости и терпению.19 В г. Семипалатинске о. Евфимий прослужил до самой своей кончины, которая последовала в 1897 г. Приход Воскресенской церкви охватывал казачьи станицы Семипалатинскую (расположенную фактически в черте города), Долонскую, а так же выселки Озерки, Талица, Старая Крепость, Стеклянка, Глуховка, Белокаменка. Сама церковь располагалась в северо-западной части города, недалеко от кладбища, и представляла собой небольшой храм, где даже службы совершались не каждый день. Священники служившие до о. Евфимия то же не отличались, к сожалению, высокими нравственными качествами. Первый настоятель храма о. Иаков Дерябин был охарактеризован следующим образом: "[поведения] Довольно хорошего. Богослужения отправлял в одном из пределов Семипалатинского собора тогда только, когда служил по чьей-то просьбе сорокоуст, в прочее же время служил редко. Часто упивается до слабости, в нетрезвом виде бывает многоговорлив и вздорен".20 Прибыв на новое место службы о. Евфимий стал стараться изменить положение вещей. "Первым делом о. Евфимия по приезде сюда было введение ежедневного Богослужения. "Где Вы на богослужение ежедневное найдете средства?", - спрашивал его настоятель. " А я буду все нужное покупать на свой счет, - ответил о. Евфимий, - да это все скоро окупится". И действительно, стали ходить в церковь богомольцы и в будние дни, и за 20 лет службы здесь о. Евфимия, значительно благоустроилась Воскресенская церковь, - нет здесь прежней бедности и скудости".21 Всю жизнь, именно молитва и помощь ближнему составляли основное занятие о. Евфимия: он был безотказный молитвенник и по первой просьбе прихожан пускался в дорогу, чтобы крестить ребенка или причастить больного, отслужить молебен или отпеть умершего, причем приходилось ехать за многое версты, т.к. приход Воскресенской церкви состоял из нескольких станиц и поселков. Часто о. Евфимий служи для прихожан совершенно безвозмездно. Протоиерей А.Соловьев рассказывает: "Служит о. Евфимий, с иконой Божией Матери по домам прихожан молебны; вот он видит знакомую женщину и обращается к ней, называя её по имени и отчеству: "что Матерь Божию заносят к тебе?" "Да, батюшка, - отвечает та, - у меня нет денег, заплатить нечем" "Ну, так Матерь Божия заплатит за тебя" - говорит батюшка и служит у ней на дому молебен. Видывали как после трудового дня, ночью, когда все засыпали, о. Евфимий вставал на молитву." Во время эпидемии холеры в городе в 1892 г. о. Евфимий с молитвой на устах, безбоязненно, без всяких колебаний и предосторожностей он шел напутствовать больных, утешал их, помогал даже одевать умерших ". Мать Божия сохранит меня" - говорил он с верою. Когда один врач сделал упрек, что он может разносить заразную болезнь, то верующий священник глубоко оскорбился. "Неужели, - говорит о. Евфимий, - я священнослужитель Божий могу быть причиной заразы. Когда я являюсь к больным с утешением, с Пречистыми Животворящими Тайнами, разве болезнь не зависит от воли Божией?! Где ваша вера во Христа Промыслителя?". Первый составитель жития о. Евфимия так характеризовал его служение" Его можно было часто видеть на улице: то он едет, кого исповедовать или крестить, то он выслушивает наболевшее горе у встретившей и остановившей его старушке, то служит молебен и т.п. "Я, ведь, походный священник", - говорил он о себе. Он нам и теперь представляется в своей поношенной и полинялой рясе, со своими старческими и тусклыми глазами и охрипшим голосом, при отправлении христианских треб, неутомимый, благодушный, бескорыстный. Полная трудов и всякого рода лишений внешняя жизнь о. Евфимия - ничем не отличалась от жизни его прихожан: помимо пастырских обязанностей он нес, если оставалось время, физический труд, вел свое хозяйство, и был лично крайне нетребовательным, ограничивался самым малым и необходимым. Какой труд, и какие скорби приходилось переносить почившему - об этом один Бог знает! Много о. Евфимию приходилось переносить скорбей от своих сослуживцев, много от своих пасомых - казаков, им любимых. Сослуживцы высказывали неудовольствие на то, что о. Евфимий в чужом приходе отправлял требы, за что имеющие власть штрафовали его. Близкие, подчиненные люди, пользуясь добротой и доверием, обманывали, обирали его. Посторонние люди, возмущались даже будто подобными поступками с ним и жаловались батюшке; но о. Евфимий говорил только: "Бог с ними, Бог и ними, пускай поправляются - бедным нужно чем-нибудь жить". Настроение его всегда было ровное, веселое; самососредоточенный, он избегал общества; безответный, он не умел и не смел, отказывать, - займет, да подаст нуждающемуся; страннолюбивый, он обращал свой дом в квартиру для богомольцев. О ближних он был самого хорошего мнения".22 Верующие люди уже при жизни о. Евфимия замечали, как действенна его молитва. "В 1883 г. летом сильно захворала горячкой сестра Пелагея Ивановна. Зять, Степан Митрич, приехал за священником. Поехал о. Евфимий, поехала туда и мать моя. Едут дорогой мимо поселка Стеклянки. "Я сегодня свадьбу повенчал, надо заехать поздравить", - говорит о. Евфимий. А мать и зять говорят: "Как же батюшка, у нас Пелагея ведь умирает, умрет без нас, - надо ехать скорее". "Ну что же, ты, Оксюша, беспокоишься: без нас Царица Небесная исцелит её. Заезжай, Стефан Митрич, - говорит он зятю, - погуляем на свадьбе-то". А мать говорит: "поезжай мимо, понужай лошадь..." Проехали мимо. Едут, а сестра, почувствовав облегчение, думает: "зачем мы священника-то звали, только лошадь замаяли". Заходят в избу. "Ну что, Пелагея Ивановна, поправилась?" "Не совсем, батюшка, больно все ещё". "Ну, давайте, Богу помолимся", - сказал о. Евфимий, исповедал ее, и она скоро оправилась".23 "В 1896 г. захворала мать, Ксения В., готовилась к смерти, хотела послать за доктором, но я, зная силу молитвы о. Евфимия упорно отказывался идти за доктором и уговорил пригласить о. Евфимия. Пошел за ним, а он уже идет ко мне навстречу со Святыми Дарами. Пришел, зажег свечку, молился долго и горячо, исповедал и причастил больную. Потом снял свою нагрудку теплую, меховую надел её на больную и ведет её за руку к печке. "Погрейся-ка, лучше будет". На другой же день ей стало лучше и она и теперь здравствует".24

Своей жизнью о. Евфимий воплотил образ пастыря-праведника. Общий уровень духовной жизни России в конце XIX в. был невелик, тем более выделялись те священнослужители, которые, подобно о. Иоанну Кронштадтскому, всего себя отдавали на служение людям. Митрополит Вениамин (Федченков) характеризуя эпоху конца XIX - начала XX вв. писал о приходском духовенстве следующее: "На моей памяти мы не могли хвалиться чем-либо особым. "Служили", так можно сказать. Бывали, правда, поразительные примеры святых людей. Почти в каждой губернии были свои маленькие "кронштадтские": о. Василий Светлов в Тамбовской губернии, о. Николай - в Пензенской, о. Константин - в Симферополе и так далее".25 Этот список можно было бы продолжить именем о. Евфимия Владимирова в Семипалатинске.

Протоиерей Борис Герасимов, вспоминая свою встречу с о. Евфимием писал: "Помню, в 1896 году я в первый раз встретил о. Евфимия на "Святом Ключе", где он проходил обычную чреду служения. Удовлетворяя духовные нужды богомольцев. Увидев на мне священническое одеяние, он вперил на меня свой уже тусклый, старческий взор, и точно собираясь куда-то взлететь, крикнул мне: "Христос среди нас!" - " И есть, и будет", ответил я ему. Надобно было после этого видеть лицо его: оно все засветилось и озарилось радостной улыбкой, и столько было любви в его глазах, что, глядя на него, я начал понимать, какой духовный магнит таится в сердце этого старичка и почему он дорог для всех".26

Помимо молитвы и любви к ближнему, духовный облик о. Евфимия Владимирова был наполнен настоящим христианским смирением и кротким несением жизненных скорбей. Протоиерей Александр Соловьев вспоминал: "Заезжает он ко мне в дом с приглашением побывать у него в его доме. Во время разговора с ним я зачем-то поднялся со своего стула (мы оба сидели), смотрю и о. Евфимий сложил руки, и встал со своего стула. Я был просто поражен его поступком: как и зачем почтенный старец, мой духовник, встает передо мной? Ведь я не начальник его, он может и должен ждать оказания внимания со стороны других, младших. Простите, читатель, у меня и теперь при воспоминании этого поступка навертываются слезы".27

Часто случалось так, что о. Евфимий за свои добрые дела получал лишь взыскания Сослуживцы высказывали неудовольствие на то, что о. Евфимий в чужом приходе отправлял требы, за что имеющие власть штрафовали его. В архивах г. Алматы сохранился полицейский донос на о. Евфимия. Он приказал вырубить сорный тальник вокруг Святого Ключа и часовни при нем. Благое дело было рассмотрено как самоуправство.

Имея такую высокую духовную жизнь о. Евфимий старался скрывать ее, наружно даже немного юродствуя. По церковному преданию, сообщенному автору старейшей певчей Воскресенского собора Е. Степановой, о. Евфимий, скрывая свои подвиги, носил в кармане бутылку из-под вина. Из воспоминаний современника о. Евфимия, когда "он исправлял должность церковного сторожа при Воскресенской церкви. Какой-то проезжий крестьянин дал ему пятачок на свечку, а он пятачок этот истратил, купил табаку. "Утром, - говорит он, - курю рано, часа в 4, около ограды. о. Евфимий идет, схватил камень, бросил и прямо мне в плечо, отшиб плечо. "Это мне за пятачок", - спохватился я. Я раскаялся перед о. Евфимием. Плечо поболело, но потом прошла боль.28 Из воспоминаний современников: "Месяца за два до смерти о. Евфимия, приблизительно в августе, мать моя видит, что о. Евфимий как-то, после обедни, идет по улице и собирает камни направо и налево. Мать подумала, что это он чудит: зачем ему камни? Вдруг он подошел к нашему дому и начал обкладывать камнями низ под нижними бревнами. Ребята прибежали и говорят: "бабушка, посмотри-ка, что делает о. Евфимий". "Что Вы, батюшка, делаете?", - спросила она его из окна. "Я, Аксинья Васильевна, желаю вам дом здесь поставить, обкладку делаю". Потом ушел. Года через два у нас, действительно, построен новый дом".29

Почти за 50 лет службы о. Евфимий Владимиров был удостоен всего двух наград: 19 ноября 1894 г. Преосвященным Макарием (Невским ), знаменитым в последствии московским митрополитом, он был награжден набедренником30, а незадолго до смерти ему была пожалована скуфья. Но народная память сохранила в своем сердце образ о. Евфимия, как доброго пастыря и молитвенника.

Свою кончину о. Евфимий, по всей видимости, предвидел. Современник вспоминает: "О своей смерти о. Евфимий говорил еще лет за пять, но как-то загадочно. Когда ему кто-то грозил, что его хотят перевести куда-то на другое место, он сказал: "я не уйду, пока мне отставки не дадут". "А когда отставка будет?", - спросил я. "Лет через пять". А недели за две до смерти, когда он пришел покупать телегу, он сказал мне: "Ну, Сереженька, мне пришла отставка, слава Богу; благодарю Бога, мне вышло 3000 десятин земли от казачков. Я заслужил её". А куда Вы батюшка после отставки? Молчит. Когда я собрался идти на святину (освящение церкви в Заречной слободе) 5 октября, он мне сказал: "ну, братец, ты идешь на святину, а я скоро пойду к Отцу. Я за вас буду Богу молиться".31 По преданиям сохранившемся в Воскресенском соборе32 ко дню своей смерти о. Евфимий купил много продуктов и столовых ложек для будущего поминального обеда. Умер о. Евфимий Владимиров 13 октября 1897 г. в день памяти Иверской иконы Божией Матери за три дня до своего дня Ангела. По сохранившемуся преданию33 он в этот день отслужил службу и, уходя, домой, сказал звонарю: "В час дня начни звонить в колокола - принесут к церкви покойника, для отпевания". Звонарь, в назначенный час, ударил в колокола, но похоронной процессии не было видно, не шел и о. Евфимий. Тогда, подождав еще не много, пошли к о. Евфимию домой, но застали уже его мертвое тело - он мирно почил сном праведника.

О. Евфимий Владимиров, прослуживший в Семипалатинске около 20 лет, является в истории местной Церкви личностью весьма заметной. Не обладая качествами церковного политика и администратора, он, тем не менее, заслужил любовь прихожан и память о себе, благодаря чуткому, христианскому, евангельскому отношению к людям, своей пастве. Именно с о. Евфимия возникает в Воскресенском соборе традиция духовничества, которая имеет место и сегодня. Прошли годы, но память о семипалатинском праведнике - батюшке Евфимии - продолжает жить в сердцах православных семипалатинцев.


Литература

1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу.

2. Священник Б. Герасимов. Старинные церкви на территории Семипалатинской области // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Императорского Географического Общества. - Выпуск №X. - Семипалатинск, 1915.

3. Священник Борис Герасимов. Дорогая могила // Омские епархиальные ведомости. - Октябрь 1903 г.

4. Государственный Архив Томской Области. (ГАТО) Фонд №170, опись 11, д. №186

5. ГАТО. Фонд №170, опись 1, дело №1091.

6. ГАТО. Фонд №170, опись 1, дело №1147.

7. ГАТО. Фонд №170, опись 1, дело №216.

8. Иоанн (Маслов) архимандрит. Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие // Богословские труды. Сб. 30.- М., 1990.

9. Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров // Омские епархиальные ведомости №21, 1902 г.- стр. 9.

10. Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (По случаю 10-летия кончины) // Омские епархиальные ведомости №24 1907 г.

11. Россия в XIX в. // Под ред. М.В.Нечкиной. - М., 1955 г. - стр. 731.

12. Георгий (Тертышников), архимандрит. Светильник земли Русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника // Богословские труды. - Сб. №30. - М., 1990. - стр. 162.

13. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох.- М., 1994.- стр. 12.

14. Центральный Государственный архив Республики Казахстан. Фонд 500 опись 1 дело 50.

Примечания:

1 Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. Икос 1.

2 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. По случаю 5-летия со дня его смерти // Омские епархиальные ведомости №21, 1902 г.- стр.9.

3 Архимандрит Иоанн (Маслов). Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие // Богословские труды. Сб. 30.- М.,1990. - стр. 119.

4 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. По случаю 5-летия со дня его смерти. - стр. 8

5 Клировая ведомость Воскресенской Казачьей Семипалатинской церкви? 1897 г. // Центральный Государственный архив Республики Казахстан. Фонд №500, опись 1, дело №50.

6 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. По случаю 5-летия со дня его смерти. - стр. 8

7 Клировая ведомость Свято-Троицкой Устькаменогорской церкви 1866 г. (Государственный архив Томской области. [далее ГАТО] Фонд №170, опись 11, дело №186.), Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. По случаю 5-летия со дня его смерти. - стр.8.

8 Архимандрит Георгий (Тертышников) Светильник земли Русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника // Богословские труды. - Сб. №30. - М., 1990. - стр. 162.

9 Россия в XIX в. // под ред. М. В. Нечкиной. - М., 1955 г. - стр. 731.

10 Священник Б. Герасимов. Старинные церкви на территории Семипалатинской области // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Императорского Географического Общества. - Выпуск №X. - Семипалатинск, 1915. - стр. 1-2.

11 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. - стр. 9.

12 ГАТО. Фонд №170, опись 1, дело №216.

13 ГАТО. Фонд №170, опись 1, дело №216.

14 ГАТО. Фонд №170, опись 11, дело №186.

15 Государственный архив Томской области. Фонд №170, опись 11, дело №186

16 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. - стр. 10.

17 Государственный архив Томской области. Фонд №170, опись 1, дело №1147.

18 Государственный архив Томской области. Фонд №170, опись 1, дело №1091.

19 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. - стр. 11.

20 Государственный архив Томской области. Фонд №170, опись 11, дело №186.

21 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. - стр. 11.

22 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. - стр. 11-12.

23 Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (По случаю 10-летия кончины) // Омские епархиальные ведомости №24 1907 г. - стр. 38-39.

24 Там же. - стр. 42.

25 Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. - М., 1994. - стр. 112.

26 Священник Борис Герасимов. Дорогая могила // Омские епархиальные ведомости. - Октябрь 1903 г. - стр. 13.

27 Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. - стр. 14.

28 Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (По случаю 10-летия кончины) // Омские епархиальные ведомости №24 1907 г. - стр. 41.

29 Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (По случаю 10-летия кончины) // Омские епархиальные ведомости №24 1907 г. - стр. 42.

30 Центральный Государственный архив Республики Казахстан. Фонд 500 опись 1 дело 50.

31 Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (По случаю 10-летия кончины) // Омские епархиальные ведомости №24 1907 г. - стр. 42.

32 Записано со слов Крюковой В.А

33 Записано со слов протоиерея о. Феодора Проскурина.