Прп. Максим Исповедник говорит, что никто из благочестиво объясняющих "неизреченные тайны божественных догматов" не должен определять что-либо так, словно Священное Писание по-иному не может быть понято (схолия Эругены).
Это прилагаю к тому, что некоторые понимания у нас уже есть:
"...Высоко думающие о бороде - те, кто стремится в проповедники, новоявляющиеся своим неглубоким учением Христа".
"...Свт. Афанасий имел в виду людей, отягощенных плотским мудрованием, предпочитающих суемудрие церковному учению, по сути язычников".
И т.д.
В работе нашего ума, таким образом, и обнаруживается духовная работа.
К тому своим умом могу еще добавить, что святитель Афанасий, видимо, раскрывает нам, что Господь Бог в Промысле являет непрестанное действие Своего всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Он сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует (Пространный Христианский Катехизис мтрпл. Филарета).
Под вторым Промыслом Божиим думается, что святитель говорит о пресечении, исправлении и обращении Богом возникающего через удаление от добра зла, о нашем спасении.
Риза Бога света - свет неприступный. Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло. Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава. Апостол Иоанн Богослов в 1 Ин. 1, 5 говорит, что "Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы". Именно потому, что Бог есть Свет и не причастен тьме, Он требует святости от тех, кто желает общения с ним: "...святы будьте, ибо свят Я" (Лев. 19, 2). (Догматическое Богословие иер. Олега Давыденкова).
Небо - Писание святое, повествует о небесных тайнах на папирусах и кожах. (Толковая Псалтирь на Пс. 103). Тот, кто понуждает себя к духовному деланию через чтение Священных Писаний, удостаивается лицезреть (умом) Божии тайны – откровения Божии.
Далее речь, видимо, о том, что небо для зрителя на земле является полукругом. Говорит святитель, что и мы после грехопадения как бы разделены. И можем возноситься к божественным откровениям, но можем в страстях и падать на землю. А менее старательные в деле спасения низводят себя и ниже (долу) земли - в преисподнюю. В таком безнравственном состоянии невозможно воспарить (умом, потому и делами телесными) к Богу - познать Истину, Любовь, Справедливость, Святость, Мудрость, Ведение, Блаженство и т. п. А потому и небо (чистый смысл) в нынешнем веке не везде распространяется.
А "высоко думать" о бороде, вещах обыденных и понятных, непристойно и даже неблагочестиво (правда, в наше время борода стала явлением необычным в обществе). Но во времена святителя Афанасия, борода была явлением, думаю, обычным. О вещах же простых и думать нужно просто, не усложняя их, и не наделяя их свойствами им не приличествующими и не соответствующими и не сообразными.
Родные мои, думаю, важно осознавать, что понимание существа вещей зависит не только от формальных знаний или начитки, но главное от нашего нравственного внутреннего состояния и готовности довериться Богу и воспринять от Него то, что Он хочет сказать каждому из нас.
С молитвами, священник Евгений.