Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

"Надежда Кулинич – со мною произошло что то большое и светлое"

Этой статьей хотелось бы открыть небольшой цикл, а правильнее галерею портретов наших земляков, по воле Божией подвязавшихся на духовном поприще, как правило предпочтя его возможной, успешной мирской карьере. И тем не менее получивших признание и в миру. Что руководит ими, и какими тропами они пришли к своему истинному предназначению. Иногда этот путь ежедневный осознанный труд в кропотливых поисках истины, иногда предначертание судьбы – событие, случай или знамение свыше. Знамение кое человек принимает раз и навсегда, душой и сердцем. Итак Надежда Кулинич – единственный на сегодня художник в нашем городе пишущий Православные иконы.

Девушка которой далеко еще до 30 ( точный свой возраст Надежда не сообщает принципиально, и дело здесь отнюдь не в женском кокетстве)

- Почему то у всех такое мнение что церковной живописью должны заниматься люди зрелые, некии старцы с бородой до пояса, те что на Афоне по пол года проживают. «Ты иконы пишешь»! Не всерьез или с большим сомнением это принимают.

На интервью с Надеждой пришлось напрашиваться очень долго – чуть ли не угрозами о том что «Батюшка благословил» выпытывать из нее мысли и факты. Духовность есть духовность, и скромность как следствие ее. Что бы добиться от Надежды ответов на свои вопросы пришлось призвав на помощь всю журналистскую премудрость, начав разговор «с Адама и Евы».

В результате «допроса» в котором я чувствую себя чуть ли не виноватым, удалось достичь того, что в результате сплелось если не в целую историю то, пусть и в незаконченный но внятный портрет неординарного человека.

- Может быть на английском, немецком, или болгарском?

- Я могу на польском. Второй год уже учу.

-?

-У нас корни польские – это по линии моей мамы и дедушки моего отца. Когда то они жили на западной Украине – у самой границы. Тогда это была еще Польша, а ранее великая Речь Посполитая. У нас вообще семья такая странная – каких только кровей не намешано. И поляки были и украинцы и московская интеллигенция. Рассказывала бабушка про вещи, роскошные платья, из тех которые теперь можно увидеть только в музеях и исторических фильмах. Куда это все исчезло?! Я тогда мало что понимала, для того что бы хоть что то сохранить. Это же история, это наше прошлое!

- Так как Вы вообще сюда попали, в нашу «казахстанскую Сибирь»?

- Когда нашу семью «раскулачили» мы приехали в Шемонаиху, затем мама училась в Усть-Каменогорске – так сюда и попали.

- Как вы пришли к вере? С детства через семью?

- Представьте себе что наша семья была вообще не верующая! Даже понятия о вере не было. Однажды когда мне было лет 8 или 9 я вдруг неожиданно для себя икону скопировала. Сама не представляю почему мне так захотелось. Мама у меня рисует, она профессионал – член союза художников, причем никогда не касалась духовной тематики, у нее всегда наготове холсты, краски и другие художественные принадлежности. И вот на одном таком холсте, больше метра высотой я и скопировала свою первую икону – Богородицу.

- Так вот самой захотелось?

- Да, почувствовала в ней какую то особенную красоту.

- Получается что вот так вас Господь сподобил – в церковь, через красоту и искусство?

- Да наверное так.

- А как потом?

- Потом не знаю... У нас вообще-то интересно в семье получается: у меня бабушка мечтала стать архитектором – но не стала, зато мама выучилась на архитектора. У мамы всегда был интерес к церковной живописи и архитектуре – чисто с художественной стороны. А я вот теперь пишу иконы.

- А вы то своей стезей довольны, не мечтаете например стать каким нибудь астрономом?

- Нет вот я то как раз на своем месте. Вот знаете когда начинаешь писать иконы, светская живопись больше не трогает. Вообще по сравнению с этим все таким ничтожным и неинтересным кажется. После того как хоть раз напишешь икону, натюрморт или пейзаж вообще никакой ценности не представляют. Конечно талантливо написанная картина может восхитить или тронуть – но мне уже не хочется сделать что то подобное. Даже на заказ не могла бы что то подобное написать. Вот как мне Бог дал иконы писать сны начали снится необычные, интересные. О них рассказывать простите не буду – но были они связаны с тем что произойдет со мною что то большое и светлое.

- Как и когда вы начали профессионально работать для храма?

- Это было пять лет назад, в Согре в «Свято-Зиновьевском храме», когда там был настоятелем отец Игорь. Собственно он и был первым священником с которым я встретилась по этому поводу – собралась и показала ему свою икону, интересно стало что по этому поводу служитель церкви скажет. Конечно какие то замечания были, но они послужили мне хорошим уроком. Вообще тогда на мой взгляд это воспринималось недостаточно серьезно – не ожидала что продолжу писать иконы в последствии. Отец Игорь много замечаний мне сделал, но сказал что «дано», надо только совершенствоваться и учится, приобретать навык и опыт. Я сначала по неопытности возмутилась даже – как мне замечания делать, критиковать! Бурно поговорили. А отец Игорь посмотрел и сказал мне: «Ты еще вернешься». Так оно и получилось.

-Вы получили какое-нибудь специальное образование?

- Закончила техникум – специальность «Мастер росписи по дереву – хохломская роспись». Она конечно помогает, есть навыки, техника чтобы линию например тонкую вывести – это и для икон нужно чтоб красота особенная была.

- Когда вы крестились?

- Покрестилась я уже взрослой, осознано - после того как начала писать и с отцом Игорем встретилась, года четыре назад.

- Расскажите пожалуйста о судьбе своих работ.

-Первая моя икона, «Богородица», просто дома лежит, никому ее никогда не отдам и никуда не дену. Следующая моя икона была «Спас» - она сейчас находится у отца Игоря. Параллельно с ее написанием работала над иконостасом в «Богородице-Рождественском храме» поселка Аблакетка у отца Евгения Яганова, который очень помог мне своими советами. На это у меня ушло около двух лет. Кстати там была большая проблема с материалом. Знаете доски для икон должны изготовляться по специальным технологиям, у нас же к сожалению этого нет. Из за некачественного дерева у меня столько икон повело и потрескалось! Ну что еще – сделала поклонный крест для «Покровки» («Храм Покрова Пресвятой Богородицы» пос. Мирный). Сейчас престольные иконы «Свято-Андреевского собора» что в «Свято-Троицком монастыре» - «Андрей Первозванный», «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», «Целитель Пантелеймон», над последним еще предстоит основная работа.

- Вы как то по особенному готовитесь перед тем как начать писать новую икону?

- Конечно. Для этого нужно быть в особенном состоянии – для чего пост и молитва. Просто так что бы походила, погуляла, посетила ночной клуб или дискотеку и села иконы писать – такого не может быть! Вообще иконопись – это образ жизни. Желательно забыть абсолютно все мирское и посвятить всю свою жизнь до последней минуты иконописи. О себе могу сказать, что до высот еще далеко, нахожусь где то в промежуточном состоянии.

- Дальнейшие планы?

- Работать дальше и учится. Пока ездила в Алматы к Александру Черепанову – это художник который пишет иконы, он кстати лично знает Архимандрита Зенона, известнейшего иконописца современности который ныне проживает в Австрии. Сейчас очень хочу получить образование в соответствующем духовном учебном учреждении, мне это и отец Митрофан (игумен Свято-Троицкого монастыря) советует. Хотелось бы до конца пройти по пути на который наставил меня Господь.

Дмитрий Забиров. Информационный отдел Усть-Каменогорского благочиния