Когда устои семьи рушатся в современном мире и всё больше и больше процветает так называемая «свободная любовь», культивируемая и насаждаемая в души молодых людей «Диким Западом», мне всегда было интересно узнать, а как в этом океане бездуховности и разврата сохранились и выживают островки, где семья зиждется на основах Русской Православной Церкви.
Однажды, в середине марта, во время Великого Поста, Господь предоставил мне такую возможность, и я познакомилась с одной удивительной, на мой взгляд, интересной молодой женщиной. В то время, с благословения Благочинного Усть-Каменогорского округа, игумена, отца Митрофана, создавалась наша пресс-служба при Усть-Каменогорском Благочинии, и мы должны были познакомиться и по возможности взять интервью у батюшек, приехавших по важному делу с разных приходов в Свято-Троицкий мужской монастырь, что расположен в одном из живописнейших районов города – на Стрелке. С некоторыми батюшками, из дальних приходов, приехали и матушки (так ласково называются жёны настоятелей приходов – прим. автора). По приезду батюшки сразу же ушли в алтарь Троицкого Храма и там были заняты своими делами, а матушки терпеливо ожидали их (и мы вместе с ними) в притворе Храма.Одну из них я сразу как-то выделила для себя, наверное, потому что она была с годовалым «мужичком». Мне захотелось подойти к ней, познакомиться, поговорить.
Когда я подошла к ней и спросила: «Матушка, можно ли мне с Вами познакомиться и поговорить о приходе, в котором служит Ваш батюшка?»
Первая её фраза была такой: «Надо бы у батюшки спросить благословение». Но я её постаралась заверить и успокоить, что ничего предосудительного я у неё спрашивать не буду, тем более что сбор информации о приходах ведётся нашим пресс-центром с благословения о. Митрофана.
Понемногу мы с ней разговорились. Оказалось, что зовут её матушка Светлана. Вместе с батюшкой Николаем они недавно, буквально в сентябре 2008 года, всем семейством были переведены из Зайсанского прихода, где батюшка Николай сразу после Алматинского Епархиального Духовного Училища служил в Храме Александра Невского, в Зыряновский приход, где находится Храм Даниила Московского. К слову сказать, что с батюшкой Николаем матушка Светлана познакомилась, будучи ещё студенткой этого же училища, где тоже изучала Богословские науки. После его окончания они поженились и отправились вместе из тёплой и такой родной солнечной Алматы по направлению Епархии служить в далёкий Зайсанский приход.
Не знаю, может быть, какой-то внутренний голос во мне прозвучал или моя интуиция мне подсказала, но я словно угадала, что у этой женщины должно быть обязательно имя – Светлана, и не ошиблась, когда она себя этим именем назвала. Уж очень удачно имя Светлана, что означает «светлая», подходило к ней и гармонично сочеталось с её внешним обликом. От неё, словно исходил какой-то тёплый свет, свет радости, умиротворенности и душевного покоя. Так тепло и хорошо мне было рядом с ней стоять и разговаривать. А её сыночек – это ещё одно чудо, с которым довелось мне пообщаться, немного понянчить и поиграть. Илья, Илюшенька - белокурый ангел, спустившийся к нам с небес на нашу грешную землю, и деловитый хозяйственный «мужичок» в одном лице. Ему всего год и два месяца отроду, но любознателен и подвижен не по годам. Пострелёнок уже уверенно топал ножками, и ему до всего было дело в Храме. То норовил прошмыгнуть в лавку, где продаются красивые книжки и иконки, пока я матушку отвлекала своими расспросами. Возьмет книжку или иконку с изображением Иисуса Христа или Божией Матери и давай целовать. То из одной вазочки в другую, которые стояли на полу в Храме, давай перекладывать свечные огарочки, которые уборщицы удаляют с подсвечников и туда складывают. И как только матушка с ним, да ещё с двумя детками, старшенькому из которых всего 5 лет, как она с ними управляется. Да ещё ведёт домашнее хозяйство, живут они не в благоустроенной квартире, а в частном доме. Кроме того, во всем помогает батюшке: и в Воскресной школе вести занятия для прихожан, и во время службы в Храме стоять на клиросе петь и читать молитвы, и разрешать какие-то финансовые вопросы. Когда я задала ей вопрос, как она со всем этим справляется. Она кротко ответила: «С Божьей помощью». Нам мирским такое трудно бывает понять. Но, глядя на неё, мне сразу вспомнились из Российской истории жены декабристов, которые со своими возлюбленными мужьями разделили все тяготы их нелегкой жизни на каторге в Сибири. Труд священнослужителя, настоятеля прихода, пожалуй, можно сравнить с каторжным трудом революционеров-декабристов. Нелегко в наше бездуховное время окормлять паству на своём приходе, очищать души людей от всякой скверны и сеять в них семена любви, добра, терпения, кротости, смирения, каковыми обладал наш Господь Иисус Христос, и к обретению которых призывает всех нас Русская Православная Церковь.
Чем-то таким далёким, но родным, почти забытым в наше беспокойное кризисное время, но ностальгически памятным и удивительно прекрасным навеяло на меня от благостного общения с матушкой Светланой и «светлым ангелочком» - Илюшей. Сколько любви, терпения, кротости, душевной стойкости и мужества излучали её глаза. Недаром ведь говорят, что глаза – это зеркало души. Такие лучистые тёплые глаза, к сожалению, в наши дни большая редкость, ими не обладают гламурные, но холодные и горделивые дивы с модных обложек журналов, которым так стремятся подражать многие наши юные барышни. Такие глаза бывают у простых и милых женщин, когда их жизнь озарена Светом Божественной Любви, Светом Православия. Когда женщина становится своему мужу не только любящей женой, подругой, спутницей, но и верной соратницей и помощницей во всех его делах и начинаниях, когда Свет Православной Веры оберегает и сохраняет свет и огонь домашнего очага, помогает в воспитании подрастающих детей и облегчает все тяготы и заботы жизни…
Ожидать батюшек, пока они закончат свои дела, пришлось довольно долго, но за это время ни тени нетерпения или раздражения не промелькнуло в лицах матушек, ни тяжкого вздоха, упреков или сетований на судьбу – ничего такого я от них не услышала м не увидела. Все они с великой любовью, великим терпением, смирением и кротостью не только ожидали каждая своего батюшку, но и несли по жизни свой нелегкий, как мне показалось, крест, - быть матушкой.
Спаси и сохрани, Господи этих милых и добрых тружениц и смиренниц, терпеливо переносящих все выпавшие на их долю жизненные тяготы во имя Любви!
Текст:
Марина Колосова (Информационный отдел РПЦ при Усть-Каменогорском Благочинном Церковном округе)