Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Новости

12 Апреля. Понедельник.Седмица 5-я Великого поста Постный календарь. Глас 3-й

Прп. Иоа́нна Лествичника, игумена Синайского (649)

 

Память.свт. Софро́ния, епископа Иркутского (1771).

Прор. Иоа́да, человека Божия (X в. до Р. Х.)апп. от 70-ти Сосфе́на, Аполло́са (Апе́ллия), Ки́фы, Ке́саря и Епафроди́та (I)св. Евву́лы Никомидийской, матери вмч. Пантелеи́мона (ок. 303)прп. Иоа́нна Безмолвника (Молчальника), епископа Колонийского (VI)прп. Зоси́мы, епископа Сиракузского (ок. 662).

 

Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник по­чи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как ве­ли­кий по­движ­ник и ав­тор за­ме­ча­тель­но­го ду­хов­но­го тво­ре­ния, на­зы­ва­е­мо­го "Ле­стви­цей", по­это­му пре­по­доб­ный и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на по­чти не со­хра­ни­лось све­де­ний. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он ро­дил­ся око­ло 570 го­да и был сы­ном свя­тых Ксе­но­фон­та и Ма­рии, па­мять ко­то­рых празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 26 ян­ва­ря. Шест­на­дца­ти лет от­рок Иоанн при­шел в Си­най­ский мо­на­стырь. На­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем пре­по­доб­но­го стал ав­ва Мар­ти­рий. По­сле че­ты­рех лет пре­бы­ва­ния на Си­нае свя­той Иоанн Ле­ствич­ник был по­стри­жен в ино­че­ство. Один из при­сут­ство­вав­ших при по­стри­ге, ав­ва Стра­ти­гий, пред­ска­зал, что он станет ве­ли­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви Хри­сто­вой. В те­че­ние 19-ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в по­слу­ша­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле смер­ти ав­вы Мар­ти­рия пре­по­доб­ный Иоанн из­брал от­шель­ни­че­скую жизнь, уда­лив­шись в пу­стын­ное ме­сто, на­зы­ва­е­мое Фо­ла, где про­вел 40 лет в по­дви­ге без­мол­вия, по­ста, мо­лит­вы и по­ка­ян­ных сле­зах. Не слу­чай­но в "Ле­стви­це" пре­по­доб­ный Иоанн так го­во­рит о сле­зах по­ка­я­ния: "Как огонь со­жи­га­ет и уни­что­жа­ет хво­рост, так чи­стая сле­за омы­ва­ет все нечи­сто­ты, на­руж­ные и внут­рен­ние". Силь­на и дей­ствен­на бы­ла его свя­тая мо­лит­ва, об этом сви­де­тель­ству­ет при­мер из жи­тия угод­ни­ка Бо­жия.

Подробнее...

11 Апреля. Воскресенье. Неделя 4-я Великого поста Постный календарь. Глас 3-й

Преподобный Иоа́нн Лествичник, Синайский, игумен

 

Воскресное Богослужение Божественная Литургия 

 

Память. Прп. Иоа́нна Лествичника, игумена Синайского (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста);сщмчч. Ма́рка, епископа Арефусийского, Кирилла, диакона, и иных многих (ок. 364).

Прп. Иоа́нна Египетского, пустынника (IV)свт. Евста́фия исп., епископа Кийского (Вифинского) (IX)прпп. Ма́рка (XV) и Ио́ны (1480) Псково-Печерских.

Исп. Михаи́ла Викторова, пресвитера (1933).

 

Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник по­чи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как ве­ли­кий по­движ­ник и ав­тор за­ме­ча­тель­но­го ду­хов­но­го тво­ре­ния, на­зы­ва­е­мо­го "Ле­стви­цей", по­это­му пре­по­доб­ный и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на по­чти не со­хра­ни­лось све­де­ний. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он ро­дил­ся око­ло 570 го­да и был сы­ном свя­тых Ксе­но­фон­та и Ма­рии, па­мять ко­то­рых празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 26 ян­ва­ря. Шест­на­дца­ти лет от­рок Иоанн при­шел в Си­най­ский мо­на­стырь. На­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем пре­по­доб­но­го стал ав­ва Мар­ти­рий. По­сле че­ты­рех лет пре­бы­ва­ния на Си­нае свя­той Иоанн Ле­ствич­ник был по­стри­жен в ино­че­ство. Один из при­сут­ство­вав­ших при по­стри­ге, ав­ва Стра­ти­гий, пред­ска­зал, что он станет ве­ли­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви Хри­сто­вой. В те­че­ние 19-ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в по­слу­ша­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле смер­ти ав­вы Мар­ти­рия пре­по­доб­ный Иоанн из­брал от­шель­ни­че­скую жизнь, уда­лив­шись в пу­стын­ное ме­сто, на­зы­ва­е­мое Фо­ла, где про­вел 40 лет в по­дви­ге без­мол­вия, по­ста, мо­лит­вы и по­ка­ян­ных сле­зах. Не слу­чай­но в "Ле­стви­це" пре­по­доб­ный Иоанн так го­во­рит о сле­зах по­ка­я­ния: "Как огонь со­жи­га­ет и уни­что­жа­ет хво­рост, так чи­стая сле­за омы­ва­ет все нечи­сто­ты, на­руж­ные и внут­рен­ние". Силь­на и дей­ствен­на бы­ла его свя­тая мо­лит­ва, об этом сви­де­тель­ству­ет при­мер из жи­тия угод­ни­ка Бо­жия.

Подробнее...

10 Апреля. Суббота. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Поминовение усопших Постный календарь. Глас 2-й

Утреннее Богослужение Панихида 

Преподобный Стефа́н Триглийский, игумен

 

Память. Прп. Иларио́на Нового, игумена Пеликитского (ок. 754);прп. Стефа́на чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).

Прмч. Евстра́тия Печерского, в Ближних пещерах (1097)прп. Иларио́на Псковоезерского, Гдовского (1476)мчч. Ио́ны и Варахи́сия и других с ними (ок. 330)мч. Боя́на (Енраво́та), кн. Болгарского (ок. 830).

Исп. Никола́я Постникова, пресвитера (1931)сщмч. Васи́лия Малинина, пресвитера (1938)мч. Иоа́нна Чернова (1939).

 

Пре­по­доб­ный Сте­фан Ис­по­вед­ник, игу­мен Триг­лий­ский, по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре-ико­но­бор­це Льве Ар­мя­нине (813–820). С са­мой юно­сти свя­той по­движ­ник по­свя­тил свою жизнь Бо­гу и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг, а по­том стал на­сто­я­те­лем Триг­лий­ско­го мо­на­сты­ря, близ Кон­стан­ти­но­по­ля. Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на свя­тые ико­ны, свя­той игу­мен был вы­зван на до­прос, где его при­нуж­да­ли под­пи­сать от­ре­че­ние от ико­но­по­чи­та­ния. Пре­по­доб­ный Сте­фан ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся из­ме­нить Пра­во­сла­вию и сме­ло об­ви­нил им­пе­ра­то­ра в нече­стии. Свя­то­го под­верг­ли страш­ным му­кам, по­сле ко­то­рых в 815 го­ду со­сла­ли в за­то­че­ние. Ис­то­щен­ный, боль­ной и ис­стра­дав­ший­ся свя­той ис­по­вед­ник Сте­фан вско­ре скон­чал­ся в тем­ни­це.

См. так­же:

9 Апреля. Пятница. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная Постный календарь. Глас 2-й

Мученица Матро́на Солунская (Фессалоникийская)

Утреннее Богослужение Божественная литургия прежде Освященных Даров

 

Свя­тая Мат­ро­на бы­ла слу­жан­кой знат­ной ев­рей­ки по име­ни Пан­тил­ла, же­ны ко­ман­ду­ю­ще­го им­пе­ра­тор­ски­ми вой­ска­ми в го­ро­де Фес­са­ло­ни­ке. Мат­ро­на по­чи­та­ла Иису­са Хри­ста как ис­тин­но­го Бо­га и мо­ли­лась ему втайне, не при­вле­кая вни­ма­ния гос­по­жи. Каж­дый день та хо­ди­ла в си­на­го­гу. Мат­ро­на со­про­вож­да­ла ее до две­рей, а за­тем сра­зу тай­ком ухо­ди­ла в цер­ковь, где воз­но­си­ла мо­лит­вы Гос­по­ду. Ко­гда Пан­тил­ла вы­хо­ди­ла из си­на­го­ги, слу­жан­ка уже жда­ла ее там.

Подробнее...

8 Апреля.Четверг. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная Постный календарь. Глас 2-й

 

Гаврии́л, Архангел

 

Память  Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.Собор Архангела Гаврии́ла.

Сщмч. Ирине́я, епископа Сирмийского (Сремского) (304)мчч. Вафу́сия и Ве́рка, пресвитеров, Арпи́лы монаха, мирян: Ави́ва, А́гна, Реа́са, Игафра́кса, Иско́я, Си́лы, Сиги́ца, Сонири́ла, Суи́мвла, Фе́рма, Фи́лла и мцц. А́нны, А́ллы, Лари́сы, Мои́ко, Мами́ки, Уи́рко, Анимаи́сы (Анимаи́ды), Гаа́фы, царицы Готфской, и Дукли́ды (ок. 375)прп. Ма́лха Сирийского (IV)прп. Васи́лия Нового, Константинопольского (ок. 944).

Мц. Параске́вы Кочневой (1939).

 

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Подробнее...

7 Апреля. Среда. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная Постный календарь. Глас 2-й

Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Утренние Богослужение Божественная Литургия 

 

Память. Преставление свт. Ти́хона (Белавина), патриарха Московского и всея России (1925)прп. Са́ввы Нового, иеромонаха (1948).

Икон Божией Матери: «Благовещение» Киевская«Благовещение» Московская.

 

Празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­ну­ет­ся 7 ап­ре­ля (нов ст.), от­сто­ит ров­но на 9 ме­ся­цев от да­ты празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, име­ет один день пред­праздн­ства и один день по­праздн­ства, в ко­то­рый празд­ну­ет­ся Со­бор ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла. Пред­праздн­ство и по­праздн­ство от­ла­га­ют­ся, ес­ли Бла­го­ве­ще­ние слу­ча­ет­ся на Страст­ной или Свет­лой сед­ми­це.

БЛА­ГО­ВЕ­ЩЕ­НИЕ ПРЕ­СВЯ­ТОЙ БО­ГО­РО­ДИ­ЦЫ

На­зва­ние празд­ни­ка ука­зы­ва­ет на ка­кое-то осо­бое, неслы­хан­ное ра­нее «ра­дост­ное из­ве­стие», про­зву­чав­шее еди­но­жды в ми­ро­вой ис­то­рии. Этим и объ­яс­ня­ет­ся от­сут­ствие у празд­ни­ка уточ­ня­ю­ще­го смысл под­за­го­лов­ка (осо­бен­но в оби­ход­ной ре­чи): про­из­но­ся од­но лишь сло­во «Бла­го­ве­ще­ние», мы не бо­им­ся быть невер­но по­ня­ты­ми, ибо «ра­дост­ных из­ве­стий» бы­ло мно­го, но Бла­го­ве­ще­ние слу­чи­лось лишь од­на­жды. Та­ким об­ра­зом, на­зва­ние празд­ни­ка «Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це» бук­валь­но озна­ча­ет: «Ра­дост­ная весть [со­об­щен­ная] Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це». Ка­кая же ра­дост­ная весть со­став­ля­ет су­ще­ство празд­ни­ка? Кто был вест­ни­ком?

Из Еван­ге­лия от Лу­ки (ибо толь­ко он опи­сы­ва­ет дан­ное со­бы­тие) мы узна­ём, что немно­гим бо­лее двух ты­сяч лет то­му на­зад в ма­лень­ком па­ле­стин­ском го­род­ке На­за­ре­те со­вер­ши­лось пре­вос­хо­дя­щее на­ше ра­зу­ме­ние со­бы­тие — при­ро­да Бо­га со­еди­ни­лась с при­ро­дой че­ло­ве­ка. Здесь жи­ла скром­ная под­дан­ная рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, юная Ма­рия, к то­му вре­ме­ни си­ро­та. Она про­ис­хо­ди­ла из ди­на­стии ца­ря Да­ви­да, к ко­то­рой при­над­ле­жал и Иосиф, хра­ни­тель дев­ства Ма­рии, по­жи­лой вдо­вец, ко­то­ро­му Она бы­ла об­ру­че­на во ис­пол­не­ние тра­ди­ции, вос­пре­щав­шей доб­ро­де­тель­ной жен­щине оста­вать­ся оди­но­кой. Иосиф был бе­ден, ра­зу­ме­ет­ся, не афи­ши­ро­вал свое про­ис­хож­де­ние (это бы­ло смер­тель­но опас­но!) и вел жизнь про­сто­го ре­мес­лен­ни­ка.

Мож­но пред­ста­вить чув­ства юной Де­вы, Ко­то­рой, во вре­мя от­сут­ствия Иоси­фа, вдруг зри­мо пред­стал небес­ный вест­ник, ан­гел Гав­ри­ил.

Подробнее...

6 Апреля. Вторник. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная Постный календарь. Глас 2-й

Икона Богородицы «Тучная Гора»

Память. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.Прп. Заха́рии Отверстого, монаха;свт. Арте́мия (Артемо́на), епископа Солунского (Селевкийского) (I–II).

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV)мчч. Стефа́на и Петра́ Казанских (1552)прп. Иа́кова исп., епископа Катанского (Сицилийского) (VIII–IX).

Сщмч. Алекса́ндра Флегинского, пресвитера (1918)сщмч. Влади́мира Панькина, пресвитера (1920).

Икона Божией Матери: «Тучная Гора».

 

Око­ло 250–300 лет то­му на­зад эта ико­на на­хо­ди­лась в од­ном из муж­ских мо­на­сты­рей Тве­ри и по­да­ре­на бы­ла на­сто­я­те­лем Кос­ме Вол­ча­ни­но­ву в бла­го­дар­ность за хо­ро­шо ис­пол­нен­ные ра­бо­ты в мо­на­стыр­ском хра­ме. Эта ико­на как свя­ты­ня пе­ре­да­ва­лась из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, но один небла­го­го­вей­ный внук Кос­мы вы­нес об­вет­шав­шую ико­ну на чер­дак. Его невест­ка тер­пе­ла мно­го оскорб­ле­ний от му­жа и его род­ных. В от­ча­я­нии жен­щи­на ре­ши­ла по­кон­чить са­мо­убий­ством в пу­стой бане. На пу­ти ей явил­ся ка­кой-то мо­нах и ска­зал: "Ку­да ты, несчаст­ная, идешь? Во­ро­тись на­зад; иди, по­мо­лись Бо­жи­ей Ма­те­ри Туч­ной Го­ре – и бу­дешь жить хо­ро­шо и по­кой­но". Взвол­но­ван­ная мо­ло­дая жен­щи­на, воз­вра­тив­шись до­мой, рас­ска­за­ла все, не скры­вая и сво­е­го пре­ступ­но­го на­ме­ре­ния. Ста­ли разыс­ки­вать мо­на­ха, но не на­шли его, ни­кто кро­ме нее его не ви­дел. Слу­чи­лось это на­ка­нуне празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ико­ну немед­лен­но отыс­ка­ли на чер­да­ке, от­чи­сти­ли от гря­зи и по­ста­ви­ли в до­ме на по­чет­ном ме­сте. Ве­че­ром был при­гла­шен при­ход­ской свя­щен­ник, ко­то­рый со­вер­шил пред ико­ной все­нощ­ное бде­ние, ко­то­рое с тех пор со­вер­ша­лось в до­ме еже­год­но в этот день. Бо­лее по­лу­то­ра­ста лет ико­на на­хо­ди­лась в се­мье Вол­ча­ни­но­вых. Ека­те­ри­на, дочь Ва­си­лия, по­след­не­го из ро­да Вол­ча­ни­но­вых, вый­дя за­муж за Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Ко­ня­е­ва, взя­ла к се­бе ико­ну Ма­те­ри Бо­жи­ей как са­мое до­ро­гое на­сле­дие. И в до­ме Ко­ня­е­ва пе­ред этой ико­ной со­вер­ша­лись мо­леб­ствия и все­нощ­ные бде­ния 24 мар­та и 7 но­яб­ря (ве­ро­ят­но, это был день пе­ре­не­се­ния ико­ны из мо­на­сты­ря в дом Кос­мы Вол­ча­ни­но­ва).

Подробнее...

5 Апреля. Понедельник. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная Постный календарь. Глас 2-й

Священноисповедник Се́ргий (Сребрянский), архимандрит

Память.Прмч. Ни́кона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его (251).

Прп. Ни́кона, игумена Киево-Печерского (1088)мчч. Фили́та, Ли́дии, жены его, Македо́на, Феопре́пия (Боголе́па), Крони́да и Амфило́хия (117–138)мч. Васи́лия Мангазейского (1600).

Сщмч. Константина Снятиновского, пресвитера (1918)сщмч. Мака́рия Квиткина, пресвитера (1931)сщмч. Стефа́на Преображенского, пресвитера (после 1937)сщмч. Васи́лия Коклина, пресвитера, прмч. Илии́ (Вятлина), иеромонаха, прмцц. Анастаси́и Бобковой и Варва́ры Конкиной, послушниц, мч. Алекси́я Скоробогатова (1938)сщисп. Се́ргия (Сребрянского), архимандрита (1948).

 

Ис­по­вед­ник Сер­гий ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Трех­свят­ском Во­ро­неж­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Среб­рян­ско­го и в кре­ще­нии был на­ре­чен Мит­ро­фа­ном. Через год по­сле рож­де­ния сы­на от­ца Ва­си­лия пе­ре­ве­ли в се­ло Ма­ка­рий в трех ки­ло­мет­рах от Трех­свят­ско­го. Как и боль­шин­ство де­тей свя­щен­ни­ков, Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич по­лу­чил ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние – в 1892 го­ду он окон­чил Во­ро­неж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, од­на­ко свя­щен­ни­ком стал не сра­зу.
Часть об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства то­го вре­ме­ни, не ис­клю­чая де­тей ду­хо­вен­ства, бы­ла на­стро­е­на весь­ма кри­тич­но по от­но­ше­нию к Пра­во­слав­ной Церк­ви, и тот, кто все же го­рел же­ла­ни­ем по­слу­жить на­ро­ду, для ко­го небез­раз­лич­ны бы­ли ин­те­ре­сы нрав­ствен­ные, ста­но­вил­ся об­ще­ствен­ным де­я­те­лем или на­хо­дил се­бе при­ме­не­ние в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти.

Свя­щен­ник Мит­ро­фан Среб­рян­ский. 1894 год

Свя­щен­ник Мит­ро­фан Среб­рян­ский. 1894 год

Под вли­я­ни­ем на­род­ни­че­ских идей Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич по­сту­пил в Вар­шав­ский ве­те­ри­нар­ный ин­сти­тут. Ока­зав­шись здесь сре­ди рав­но­душ­ных к во­про­сам ве­ры сту­ден­тов, во враж­деб­ной пра­во­сла­вию ка­то­ли­че­ской Поль­ше, он на­чал усерд­но по­се­щать пра­во­слав­ный храм. В Вар­ша­ве он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной, Оль­гой Вла­ди­ми­ров­ной Ис­по­ла­тов­ской, до­че­рью свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в По­кров­ском хра­ме в се­ле Вла­дыч­ня Твер­ской гу­бер­нии; она окон­чи­ла курс твер­ской гим­на­зии, со­би­ра­лась ра­бо­тать учи­тель­ни­цей и при­е­ха­ла в Вар­ша­ву на­ве­стить род­ствен­ни­ков. 29 ян­ва­ря 1893 го­да они об­вен­ча­лись.
Жи­вя в Вар­ша­ве, Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич стал со­мне­вать­ся в пра­виль­но­сти вы­бо­ра сво­е­го пу­ти. В ду­ше бы­ло пла­мен­ное же­ла­ние слу­жить на­ро­ду, – но до­ста­точ­но ли бы­ло огра­ни­чить­ся внеш­ним слу­же­ни­ем, стать спе­ци­а­ли­стом в нуж­ном для кре­стьян де­ле ве­де­ния хо­зяй­ства? Ду­ша мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, со­хра­нив­ше­го от дет­ства ре­ли­ги­оз­ные впе­чат­ле­ния и по­лу­чив­ше­го пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние, ощу­ща­ла непол­но­ту та­ко­го ро­да слу­же­ния, и он ре­шил всту­пить на по­при­ще слу­же­ния свя­щен­ни­че­ско­го.

Подробнее...

Подкатегории