Как иногда мы обращаем свои взоры на звездное небо и наслаждаемся его красотой, так иногда мы обращаем свои взоры на духовный небосвод и, созерцая красоту целого сонма святых Божиих, умиляемся, и возникают некоторые мысли, благодатные чувства.
Сегодня Церковь понуждает нас обратить свой взор на Церковный небосклон, где, как драгоценное сокровище, сияют все святые, память которых сегодня мы празднуем. Не случайно память всех святых Церковь положила праздновать в первое же воскресенье после Духова дня, после дня Святого Духа. Сегодня память святых и Ветхого Завета, и Нового. И Церковь, вспоминая их, понуждая нас думать о них, свидетельствует о том, что они были носителями этого Божественного Духа. Они были Им просвещаемы.
Если мы посмотрим в Ветхий Завет, то, конечно, в первую очередь, видим богоизбранный народ, которому через своих святых пророков, патриархов и судей Бог являл Свою волю. Но даже и в языческом мире, среди лучших представителей языческой философии мы видим, может быть не в такой полноте и не так ярко, людей, через которых действовал Святой Божественный Дух.
И, конечно же, видим в Новозаветной Церкви, когда свершилось дело нашего искупления, когда Сам Бог, принявший на Себя природу человеческую, умер за нас, чтобы преодолеть в каждом человеке и вообще в человеческой природе греховное начало. Тогда во всей полноте, мощно, державно проявился Всесвятой Божественный Дух, особенно через апостолов, особенно через тех, кто последовал апостолам, через тех, кто в первые три века тысячами и тысячами мученически погибали за свою веру.
Далее все-таки греховное начало в человеке так или иначе проявляло себя, и чем дальше мы от первых времен христианства, тем больше нам, людям, приходится прилагать усилий, чтобы преодолеть греховное начало. Тем более нам надо усилий волевых, чтобы сделать выбор в пользу добра, а не зла. Во все времена были, и даже до сегодняшнего дня, есть те великие герои духа, которые преодолели в себе греховное начало, которые достигли спасения, которые достигли цели человеческой жизни – быть избранными сосудами Божественной благодати, Всесвятого Божественного Духа. Они стали такими каждый в свою меру. И все они ныне вспоминаются – все, которых мы знаем, кого Церковь прославила поименно, и в честь кого в течение всего года ежедневно Церковь творит память.
Вспоминает Церковь сегодня и тех, чьи имена и подвиги остались нам, людям, неизвестны, но они известны Богу. Вот какое богатство выбора для подражания есть у нас. Но тут же есть и трудность. Имея такое богатство выбора, трудно выбрать. Кому же из святых нам последовать? Может быть, мученикам первых веков, и пролить кровь свою? Так ее негде проливать, никто этого не требует. Или последовать святителям Божиим или богословам великим? Но у нас не хватает на это знаний вообще и церковных – в частности. Или уйти в пустыню и там, спрятавшись где-нибудь в лесу или в пещере, совершать дело своего спасения? Но на это у нас не хватает решимости. Что же выбрать нам, какой путь выбрать каждому из нас, чтобы достичь цели своей человеческой жизни?
И, оказывается, что если мы посмотрим на всех святых, на все их жизни, а ведь они были разного социального положения – патриархи и государи, священники и пустынники, монахи и праведные, жившие в миру, среди них было много и святых жен, – то мы найдем там одно: эти люди каждый в своей жизни, каждый в свое время, каждый в своем социальном положении в обществе имел веру и жил согласно этой вере. Поэтому и нам не надо искать чего-то, а надо становиться святыми на своем месте. Если ты во власти, то живи по совести и по закону Божиему, то есть согласно своей вере. Если ты торгуешь, то торгуй согласно своей вере, православной вере, по совести, по закону Божиему. Если ты за рулем, поступай так же, и во всех своих делах надо иметь веру и жить по этой вере. И если совесть у тебя не совсем еще умерла, если она тебя обличает, значит, ты делаешь неправильно.
Особенно вновь приходящие в церковь часто задают вопрос: «А как там, чего там?» Не надо мудрить, не надо мудрствовать лукаво. Вы прислушайтесь к своей совести. Если она у вас не совсем прожженная, то вы услышите, что она вам говорит, а если она у вас спит и ничего не говорит, тогда будите ее. А уж как – это другой разговор.
Всех вас поздравляю, всех нас поздравляю с днем Ангела, потому что сегодня память всех святых и, конечно же, тех, чьи имена мы носим. Знайте, изучайте, вникайте в житие своего святого и постарайтесь найти то, что применимо именно к вам, к вашей жизни, на вашем месте, в вашем социальном положении, на вашей работе и постарайтесь так делать. А если вы ничего совершенно не найдете, то дай Бог вам увидеть вот то, о чем я сегодня говорил. Во всяком случае, каждый святой стал святым только потому, что он верил всей своей крепостью, всей своей душой, всем своим существом и жил по этой вере.
Завтра начинается Петров пост и продлится он до 12 июля.
Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к всемирной проповеди Евангелия.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после Воскресения Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников. Это совершение Нового вечного Завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступило время благодати Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: «…Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк.5, 34).
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, Воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на Небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до Сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от Небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостью и постом.
Вы знаете, что Петров пост, или Апостольский пост, имеет в году разную продолжительность. Все зависит от дня празднования Пасхи, от дня Святой Пятидесятницы. Петров пост начинается в понедельник, через неделю после Троицы. И поэтому продолжительность его может быть от восьми дней до шести недель. В этом году Петров пост начинается в понедельник, 20 июня, и продлится до 12 июля. В среду и пятницу этим постом Устав запрещает вкушение рыбы, во все остальные дни можно. Если разговенье, то есть день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, приходится на среду или пятницу, то разговляемся на следующий день, поскольку в среду и пяток рыбу вкушать нельзя.
Архимандрит ИОСИФ (Еременко),
благочинный Усть-Каменогорского церковного округа.