Фашистская Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 г., в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. Началась Великая Отечественная война.
Русская Православная Церковь сразу же призвала верующих встать на защиту своей Родины от агрессора.
Надо сказать, что Церковь в СССР после переворота 1917 года и до начала Великой Отечественной войны претерпевала жесточайшие гонения.
Церковь Христова не раз переживала тяжелые времена. На протяжении всей своей двухтысячелетней истории она неоднократно подвергалась тяжким ударам извне, от разного рода иноверцев – сонм святых мучеников служит тому подтверждением.
Не миновала гонений Церковь и в XX веке, но эти гонения принципиальным образом отличаются от всех предыдущих своими масштабами и жестокостью.
Советская система по природе своей была непримирима по отношению к Церкви, потому что марксизм стремиться к построению рая на земле, сам смысл его существования заключается в строительстве «светлого будущего». Христианство же говорит о невозможности построения рая на земле. Столкновение в итоге неизбежно. Об этом писали в своем послании, известном, как «Памятная записка соловецких епископов», 17 заточенных на Соловках архиереев:
«Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь верит в живого Бога, Творца мира… коммунизм не допускает Его существования… Церковь проповедует любовь и милосердие, коммунизм – товарищество и беспощадность борьбы. Церковь внушает верующим возвышающее смирение, коммунизм унижает его гордостью… Церковь видит в религии животворящую силу, основу земного благополучия, счастья и здоровья народов. Коммунизм смотрит на религию как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию, как источник бедствий и нищеты. Церковь хочет процветания религии, коммунизм – ее уничтожения. При таком глубоком расхождении в самих основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения или примирения… потому что душою Церкви, условием ее бытия и смыслом ее существования является то же самое, что категорически отрицает коммунизм…»
В России, имеющей тысячелетние христианские корни, было что «разрушать до основания». Потому победившие в октябре 1917 г. большевики и обрушили на Православную Церковь невиданное доселе по масштабам, продолжительности и последовательности гонение.
Преследование Церкви в нашей стране не прекращалось на протяжении всего периода власти коммунистов. Однако эти гонения не были неизменно одинаковыми, масштаб и направление их часто менялись в угоду государственной политике. Власти то начинали масштабное наступление на Церковь, то «забывали» о ней, то начинали с ней заигрывать, преследуя какие-либо интересы. В тридцатые годы на Православие (как, впрочем, и на остальные религии) было обрушено, пожалуй, самое жестокое гонение за весь советский период.
Спектр методов воздействия на Церковь был необычайно широк: прямое физическое воздействие (расстрел и аресты духовенства, закрытие и уничтожение храмов), атеистическая пропаганда (деятельность Союза воинствующих безбожников), финансовое удушение (введение налога, разоряющего приходы), административное воздействие, клевета (обвинения в контрреволюционщине и шпионаже) и т.д.
Что касается церковного руководства, то перед началом войны на кафедрах оставалось всего четыре архиерея: Патриарший Местоблюститель Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский, впоследствии – Патриарх; †15.05.1944), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский, впоследствии – Патриарх; †17.04.1970), викарий Ленинградской епархии архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич, впоследствии – митрополит; †13.12.1961) и управляющий делами Московского Патриархата викарий Московской епархии архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский, впоследствии – митрополит; убит 28.04.1944). Кроме того, на свободе оставалось еще 10 архиереев – на покое или отстраненных от управления епархиями. По всей стране осталось минимальное количество действующих храмов.
К примеру, по состоянию на 1919 год на территории нынешней Павлодарской области было более тридцати православных храмов. Однако к началу Великой Отечественной войны в Павлодарском Прииртышье не осталось ни одного православного храма. Все они были закрыты и уничтожены.
Непрекращающиеся гонения не смогли уничтожить веру в душах людей. Большая часть населения все же оставалась верной Церкви…
В тот памятный страшный день 22 июня в Богоявленском соборе служил Литургию Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Вернувшись после окончания службы к себе, святитель Божий узнал о начале войны. Сразу же уединившись в своем кабинете, он написал и собственноручно отпечатал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это Послание вскоре было размножено и разослано по всем уголкам страны. В нем говорилось:
«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона…
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может…
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
Господь нам дарует победу».
Советское правительство было ошеломлено фактом начала войны. Лишь в полдень, 22 июня, Молотов в выступлении по московскому радио объявил о начале войны. Сталину же, чтобы собраться и выступить перед народом, «вождем» которого его провозглашали, потребовалось 10 дней…
Патриарший Местоблюститель не ограничивался одними призывами на борьбу с врагом. Им была развернута широкая патриотическая деятельность. Послание от 22 июня 1941 г. было только ее первым шагом. 26 июня, через четыре дня после начала войны, в Богоявленском соборе Митрополит Сергий (Страгородский) отслужил молебен «о даровании победы». По окончании молебна он призвал соотечественников на подвиг защиты родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от иностранного порабощения. Он произнес тогда знаменательные слова:
«Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной, да унесет она с собой всякие тлетворные миазмы: равнодушие к благу отечества, двурушничество, служение личной наживе и пр. У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве нерадостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освящаем церковным богослужением?»
С этого времени во всех храмах Московской Патриархии на советской территории стали совершаться подобные молебны по специально составленным для них текстам. 26 июня в истории Церкви важен не менее, чем 22 июня. Отслужив в Богоявленском соборе молебен о победе русского оружия, Русская Православная Церковь официально включилась в борьбу против Германии.
Особую известность получила среди верующего народа проповедь, произнесенная в Елоховском соборе 10 августа 1941 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским), его слова о патриотизме и религиозности русского народа:
«Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу. …Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом».
Религиозное пробуждение коснулось всей армии – от рядовых бойцов до генералитета. О вере последних мы знаем гораздо больше, в основном из воспоминаний очевидцев. Так, начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников носил на теле образ святителя Николая. Маршал Г.К. Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери. В 1945 году он возжег лампаду в Лейпцигском православном храме, построенном в честь «Битвы народов». Имеются сведения о принадлежности к Православной Церкви маршала Василевского. 16 февраля 1944 г. при взятии г. Луки генерал Лобанов вызвал священника М. Образцова и предложил ему отслужить благодарственный молебен об одержании победы. Молебен был отслужен в присутствии всего штаба, рядовых красноармейцев и населения окрестных деревень. В Вене в 1945 году по приказу маршала Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии».
О религиозности среди военнослужащих говорит следующий факт. Г. Карпов, докладывая в ЦК ВКП(б) о праздновании Пасхи в московских и подмосковных храмах в ночь с 15 на 16 апреля 1944 г., особенно подчеркивал: «Почти во всех церквях города, в том или ином количестве, были военные офицерско-рядового состава, общим числом более 500 человек… В области были также посещения церквей офицерским и рядовым составом. Так, например, в Казанской церкви (с. Коломенское Ленинского района) военных было 50 человек, в церкви Александра Невского (пос. Бирюлево Ленинского района) – 275, в Троицкой церкви г. Подольска – 100 человек».
Были случаи, когда с фронтов посылались в Москву телеграммы с просьбами прислать материалы, содержащие церковные проповеди. Таким образом, командование реагировало на настроения солдат. К примеру, 2 ноября 1944 г. в Главное политуправление РККА 4-го Украинского фронта поступила телеграмма от полковника Лесновского. В ней содержалась просьба «по встретившейся надобности в самом срочном порядке выслать материалы Синода для произнесения проповедей в день празднования годовщины Октября, а также ряд других руководящих материалов Православной Церкви».
Духовенство не оставалось безучастно в деле поднятия религиозного духа армии. Хотя, по понятным причинам, этим никто систематически не занимался, тем не менее, встречались отдельные случаи, когда священники и даже архиереи выступали с проповедями в действующей армии.
Советское руководство уже не могло игнорировать Церковь.
4 сентября 1943 г. состоялась встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Сталина со Священноначалием Русской Православной Церкви. Эта встреча не просто изменила отношения между Кремлем и Московской Патриархией на ближайшее десятилетие, она полностью изменила положение Церкви в советском государстве: началось возвращение архиереев из тюрем, лагерей и ссылок, открытие храмов и возобновление церковноприходской жизни, возрождение духовного образования, возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии».
9 октября 1944 г. СНК СССР принял постановление, разрешающее регистрацию Христо-Рождественской православной общины в городе Павлодаре. 13 февраля 1945 г. Павлодарское городское домоуправление № 1 передало на баланс общины жилой дом по улице Карла Маркса, № 81 (ныне – № 175), который был приспособлен к совершению Богослужений.
Не только на фронте, но и в тылу верующие делали все возможное для скорейшей победы. Православные активно жертвовали свои сбережения на нужды фронта. 7 февраля 1944 г. армии была передана танковая колонна «Дмитрий Донской», построенная на деньги, собранные Церковью еще с начала 1943 года, и состоявшая из 40 танков. На пожертвованные деньги была построена и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского. Известны случаи шефства отдельных приходов над госпиталями, детскими домами, помощи семьям военнослужащих.
Не остались в стороне от такой патриотической деятельности и православные г. Павлодара. По информации Павлодарского облисполкома, за период с 3 января по 15 июля 1944 г. духовенством и верующими на постройку танков, самолетов и вообще в Фонд обороны страны было собрано наличными деньгами 41450 рублей, сдана золотая монета достоинством 10 рублей, сдано облигаций на сумму 4200 рублей, реализовано облигаций 3-го Государственного военного займа на сумму 10000 рублей. Клирики Христо-Рождественского храма г. Павлодара были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: 2-й священник Георгий Степанович Кузьменко – в 1945 году, настоятель храма священник Федор Георгиевич Иванов – в 1946 году.
Но не техника и человеческие силы решили исход войны. У России были крепкие молитвенники на земле и заступники на Небе.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось тогда у нашей страны. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но, как и в 1612 году, Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения страны и народа России был избран друг и богомолец за нее из братской Антиохийской Церкви – митрополит Гор Ливанских Илия Карама. Он знал, что значит Россия для мира, знал, поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После обращения Патриарха Александра III митрополит Илия Карама стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, затворился там и начал горячо молиться, вопрошая Божию Матерь: в чем спасение России? Через трое суток бдения ему в огненном столпе явилась Сама Божия Матерь, чтобы он передал определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, Духовные Академии и Семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Ливанский Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия Карама, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда. Город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И, тем не менее, город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе, и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему петербуржцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время, от основания города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери.
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!
В 1947 году митрополит Гор Ливанских Илия Карама прибыл с визитом в Советский Союз. Сталин подарил святителю Казанскую икону Божией Матери, крест и панагию, украшенную драгоценными камнями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. Правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь стране в годы войны, но от денег митрополит отказался в пользу страны.
Действительно, во все времена и во время Великой Отечественной войны «не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу»…
В ночь с 8 на 9 мая 1945 г. в Карлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
День Победы – 9 мая 1945 г. – совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах Русской Православной Церкви были отслужены благодарственные молебны и панихиды о воинах, на поле брани жизнь свою положивших.
В «Послании архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Русской Церкви» от 9 мая 1945 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) писал:
«…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.
…Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый – герой войны; наших дорогих и священных памятников, – всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.
С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире…»
16 ноября 1947 г. в Богоявленском Патриаршем соборе было совершено особо торжественное Богослужение, по окончании которого митрополит Гор Ливанских Илия Карама, обращаясь к Святейшему Патриарху Алексию I, сказал:
«Народ ваш – народ Богоносец! Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжелые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы Земли Российской. Не раз гордые и дерзкие враги в лице Чингизхана, Тамерлана, Карла ХII, Наполеона и других пытались завладеть Русской землей и поработить ее народ, не раз орошалась православная земля кровью своих верных сынов, но все это не сломило народной силы, не уничтожило веры в правоту защищаемых народом принципов. Все эти попытки поработить русский народ, навязать ему другие государственные идеи, другую веру ни к чему не привели.
Велик Бог христианский! И в эту ужасную кровавую войну Он сохранил любимый Свой народ и Дом Пресвятой Богородицы».
Архимандрит ИОСИФ (Еременко),
благочинный Усть-Каменогорского церковного округа