26 Июня 2020 года память.Мц. Акили́ны Старшей (293);свт. Трифи́ллия, епископа Левкусии Кипрской (ок. 370);прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789).
Прпп. Андрони́ка, игумена (1395), и Са́ввы (XV), Московских; мц. Антони́ны Никейской (284–305); прпп. А́нны (Евфимиа́на) (826) и сына ее, Иоа́нна Вифинского (IX).
Сщмч. Алекси́я Архангельского, пресвитера (1918); мц. Пелаги́и Жидко (1944).
Преподобная Александра в мире звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х годов. Отец рано умер, и мать сама воспитывала ее в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку. Агафия Семеновна недолго была замужем. Ее супруг рано скончался (около 1755–56 г.), оставив ее с маленькой дочерью на руках. Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу.
По примеру жены родного дяди её мужа, которая овдовев, приняла монашество в Рязанском Богоявленском монастыре, Агафия Семеновна со своей дочерью отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь.
Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же в путь твой, и благодать Божия непрестанно да будут с тобою!» Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Мать Александра просила их разобрать, что за видения удостоилась она. Но святые старцы единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра удостоилась быть избранницей Божией Матери во вселенной. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами.
В 1760 г. шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и величающих Меня, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа!» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и пошла до Саровской пустыни в великой радости.
Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на мать Александру. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, простота, убогость и суровость монашествующих, старинное столповое пение по чину Афонской Горы, скудость пищи и вся обстановка восхитили душу матери Александры.
Познакомившись со старцами, Агафия Семеновна открыла им душу свою и попросила от них совета и вразумления.
Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все указанное Царицей Небесной. Матушка Александра, послушная воле и указанию Царицы Небесной, собиралась переехать на жительство в Дивеево. Но село Дивеево было тогда весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Постоянный шум от большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки, разбои – все это придавало местности особый характер, неприязненный для всего мирного, святого и божественного. Кроме того, с ней была малолетняя дочь, для которой были необходимы некоторые жизненные условия. Поэтому саровские старцы посоветовали матери Александре, чтобы исполнить волю Богоматери, поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.
Агафия Семеновна поселилась в деревне Осиновка. Здесь вскоре заболела и скончалась ее 9- или 10-летняя дочь. Это произошло около 1764 г. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще одно указание Божие и подтверждение достоверности всего возвещенного ей Царицей Небесной. Порвалось последнее звено, связывающее ее с миром.
Тогда Агафия Семеновна решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями. Для этого она отправилась в свои поместья.
Немало времени потребовалось ей для устройства дел. В 1766–1767 гг. она продала все свои рязанские имения. Она освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем она часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить храмы Божии.
Агафия Семеновна вернулась в Дивеево в конце 1767 г. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника Василия Дертева, жившего вдвоем с женой. Ему было около 40 лет (1727 года рождения), но он был уже известен в округе своей духовной жизнью. На его дворе Агафия Семеновна выстроила себе келлию и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание.
В духовных вопросах мать Александра во всем советовалась с Саровскими старцами. Она очень почитала старца Назария, игумена Валаамского. Его живописный портрет висел в келлии матушки Александры, и она каждодневно при всяком деле ему кланялась. Впоследствии она стала обращаться к саровским подвижникам иеромонахам Пахомию и Исаии.
В то время в Дивееве был приходской деревянный храм во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. Он был холодный, предназначенный для служения только в теплое время года. Матушка Александра с благословения саровских старцев занялась благоустройством дивеевской церкви. Сначала она приступила к ремонту главной части Стефановской церкви, а затем пристроила придел во имя святителя и чудотворца Николая, который был освящен в 1772 г., а также теплый придел во имя Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1775 г.
Во время неустанной молитвы Богородица открыла матушке Александре, что следует озаботиться о построении каменной приходской церкви в честь Казанской Ее иконы. Саровские старцы с отцом Пахомием, помолившись, благословили праведницу на построение церкви. Когда было получено разрешение, матушка Александра приступила к постройке храма на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная.
Время построения храма было тревожным для России. В 1773 г. в Поволжье началось кровавое и жестокое пугачевское восстание. В августе 1774 г. был взят город Темников, и опасность вплотную приблизилась к Сарову и Дивееву. Когда Агафия Семеновна умоляла Господа и Царицу Небесную об избавлении их края от этого злодея, равно как и от последовавшего затем голода, ей было открыто, что гнев Божий минует их. Действительно, пугачевские отряды не дошли до Дивеева.
Мать Александра по сооружении храма ездила в город Казань, где получила вернейший список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, и в город Киев испросить для церкви частицы святых мощей. Мощи ей вложили в серебряный и позолоченный крест.
Сохранилось предание, что матушка Александра долго думала, кому посвятить придел с правой стороны, и всю ночь молилась, прося Господа, да вразумит Он ее. Господь услышал молитву.
Во время ночной молитвы слышит она стук в окно и голос: «Ты недоумеваешь, в чье имя устроить придел? Создай его во имя мое». – «Кто ты?» – в страхе вопросила матушка Александра. «Я – апостол первомученик архидиакон Стефан!» – отвечал голос и замолк, а утром, на рассвете, на том самом окне, в которое был стук ночью, матушка нашла образ святого апостола и первомученика архидиакона Стефана. Он был написан на длинном и узком бруске (обрубке), очень старинного письма. Сначала он хранился в церкви, а затем в келлии матушки Александры.
Казанский храм был освящен отцом Пахомием в начале 1780 г.
Большую часть своего капитала Агафия Семеновна пожертвовала в Саровскую пустынь. Ее вклад в строительство Успенского собора в Сарове, начатого в 1770 г. и отложенного в голодные годы, позволил завершить постройку. Преподобный Серафим свидетельствовал, что «собор сооружен усердием матушки Александры».
Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла.
Она помогала многим девицам-сиротам в миру: чтобы соблюсти их чистыми от греха, наделяла их приданым, и они могли выйти замуж. Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы – сороки и красивые полотенца.
В течение 12 лет со времени окончания благоустройства деревянной церкви в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней.
Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы Евдокии: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий, луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки – полные».
За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить монашескую общину, чтобы исполнить все приказанное Божией Матерью. К этому представился особый случай. В 1788 г. одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, наслышавшись об Агафии Семеновне, желая поусердствовать осуществлению благого дела, пожертвовала ей 1300 квадратных сажен своей земли рядом с церковью. По совету Саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келлии с надворным строением и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, идущим через Дивеево в Саров, и третью предназначила для приглашенных жить трех послушниц.
Мать Александра до конца своих дней вела жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве, управляя сестрами в духе кротости. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всем руководствовалась советами отца Пахомия.
Саровский устав в основе своей имел правило, которое дал Ангел Господень преподобному Пахомию Великому, учредителю иноческого общежития, состоящее из предначинательных молитв, 50-го псалма, ста Иисусовых молитв и отпуста. Таких молений надлежало совершить по числу суточных часов: двенадцать днем и двенадцать ночью.
Также в Сарове полагалась общая вечерняя молитва: вечерня с каноном Божией Матери из Октоиха и каноном дня недели. После повечерия братия слушала вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю. Через час после общей трапезы братия собиралась для совместного исполнения пятисотенного келейного правила со многими земными поклонами и безмолвными молитвами, затем читалось поучение из книги преподобного Ефрема Сирина, помянник и молитвы на сон грядущий. В конце – взаимное прощение братии. Молитвы с поклонами полагалось произносить неспешно и чинно, прежде произнося молитву, а потом делая поклон.
Великая старица, мать Александра с особенным уважением обращалась к еще юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божия дела.
В июне 1789 г., предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий Ангельский образ. Отец Исаия, прибыв в Дивеево, постриг ее в схиму и нарек ей имя Александры.
Через несколько дней после пострига отец Пахомий с казначеем отцом Исаией и иеродиаконом Серафимом отправились по приглашению в село Леметь, находящееся в шести верстах от нынешнего города Ардатова Нижегородской области, на похороны благодетеля помещика Александра Соловцева и заехали по дороге в Дивеево навестить матушку Александру.
Она была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников особоровать ее. Великие старцы с любовью совершили над нею Таинство Елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела, и умоляла поминать ее в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц ее, а также попечись в свое время об обители, обетованной ей Царицей Небесной.
Старцы простились, уехали, а дивная старица, схимонахиня Александра, скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины, в возрасте не более 60 лет.
Отец Серафим в духовно-назидательных беседах своих с приходящими часто говорил: «Матушка Агафия Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного, имея слез источник непрестанный такой, что в бытность ее здесь, в Сарове, во время служб церковных, когда она становилась в теплом соборе, против чудотворной иконы Живоносного Источника, из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась тогда благодатным источником этих слез! Великая и святая жена была она, матушка Агафия Симеоновна, вельми великая и святая!»
Отец Серафим предрекал, что со временем, по Божиему изволению, должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить и кланяться ее могиле, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 г. келлия матушки Александры, как и могила ее, были уничтожены, и на их месте устроена площадь, залитая асфальтом.
Жители села Дивеева хранили благодарную память о первоначальнице обители и в течение почти 200 лет отмечали ее дни памяти поминальными обедами.
В 1991 г. после произведенных археологических раскопок могила матушки Александры была восстановлена по уцелевшему под асфальтом фундаменту часовни, а также могилы похороненных рядом с ней схимонахини Марфы и монахини Елены. На могилах были установлены деревянные кресты.
Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены в праздник Воздвижения Креста Господня 26–27 сентября 2000 г., перенесены в церковь Рождества Богородицы, где и почивают, как предсказал великий старец преподобный Серафим.
В 2000 г. преподобная Александра Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а определением Архиерейского Собора 2004 г. она была причислена к лику общецерковных святых.
Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.
Перевод: Раба Христова и избранница Пречистой Его Матери, Киевского удела Ее жительница и молитвенница, земли Ее обетованной искательница, Дивеевского монастыря первая руководительница и создательница, молись о нас, Александра преподобная, да спасет нас Пресвятая Богородица и помилует Святая Троица, да избавимся мы от адских мук и наследуем райское блаженство.
Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.
Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.
Преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, любо́вь двуеди́ную к Бо́гу и бли́жним твои́м стяжа́ла еси́ и избра́нницею Бо́жией Ма́тери яви́лася. Ея́же после́дний уде́л в земли́ Росси́стей обрела́ еси́, и Диве́евскою первонача́льницею ста́ти сподо́бившися, вели́кому Серафи́му печа́ловатися о нем завеща́ла еси́. Зде́ же и поко́ишися с ним. Ны́не моле́ния на́ша приими́ и ко Го́споду вознеси́, да поми́лует ны.
Перевод: Преподобная мать Александра, любовь к Богу и одновременно к ближним твоим стяжала ты и явилась избранницей Божией Матери. Ее же последний удел в Российской земле ты обрела и, удостоившись стать Дивеевской первой руководительницей, великому Серафиму завещала заботиться о нем. Здесь же и покоишься с ним. Сейчас моления наши прими и ко Господу вознеси, да помилует нас.
Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.
Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.
Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.
О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Алекса́ндро, Диве́евская первона́чальнице и похвало́, ве́ру несумне́нную дела́ми богоуго́дными яви́вшая, во исполне́ние обетова́ния Богоро́дицы в труде́х и по́двизех непреста́нных неле́стно потруди́вшаяся, и в благоустрое́нии земли́ святы́я Ея́ все име́ние и житие́ твое́ ижди́вшая, проро́чество Цари́цы Небе́сныя в насле́дие избра́ннику Ея́ саро́вскому пред кончи́ною твое́ю пра́ведною вве́рившая, и ду́шу твою́, сами́м Го́сподом предочи́щенную, в ру́це Бо́жии преда́вшая, моли́ся за ны, малове́рныя и неради́выя, да и мы присту́пим к до́брому де́ланию с пра́вою ве́рою, в терпе́нии содева́я свое́ спасе́ние, за Златоу́стом взыва́юще в печа́ли и ра́дости, ско́рби и утеше́нии: сла́ва Бо́гу за вся́. Ами́нь.
Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).
Избра́нная уго́днице Бо́жия, преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро! Велича́юще просла́вльшаго тя Го́спода, воспева́ем ти похва́льная. Ты же име́ющи ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и Пречи́стей Его́ Ма́тери, от вся́ких искуше́ний и бед свободи́ тебе́ вопию́щих: Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
А́нгелов вы́шшая Всеми́лостивая Влады́чица на́ша Пресвята́я Богоро́дица избра́ тя, Алекса́ндро чу́дная, я́ко рабу́ Свою́ и́стинную и воздви́же тя просла́вити И́мя Сы́на Своего́ в земли́, четве́ртым уде́лом Ея́ нарече́нней. Мы же, ви́дяще Бо́жие о тебе́ благоволе́ние, со умиле́нием глаго́лем ти такова́я:
Ра́дуйся, доброде́лание от ю́ности возлюби́вшая;
ра́дуйся, блаже́нство ева́нгельское стяжа́вшая.
Ра́дуйся, в ско́рбех к тебе́ прибега́ющим поможе́ние;
ра́дуйся, в печа́лех ско́рое утеше́ние.
Ра́дуйся, дев диве́евских благоти́шное приста́нище;
Ра́дуйся, жена́м ти́хое прибе́жище.
Ра́дуйся, вмести́лище благода́ти Бо́жия;
Ра́дуйся, земли́ Ру́сския пресла́вное украше́ние.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Ви́дяще избра́нничество твое́ в ди́вном о тебе́ Бо́жии промышле́нии, земна́го бо обру́чника лиши́вшися, и всю печа́ль на Го́спода возложи́вши, путь свой в Ки́ев упра́вила еси́ и та́мо во оби́тели Фло́ровской под покро́вом Пресвяты́я Богоро́дицы Небе́сному Жениху́ обручи́лася еси́, благода́рно взыва́ем Богу: Аллилу́иа.
Ра́зум свы́ше прии́мши сло́ва Бо́жия: «И́го бо Мое́ бла́го и бре́мя Мое́ легко́ есть», преподо́бная ма́ти, благо́е и́го Христо́во на себе́ подъя́ла еси́, бога́тство и сла́ву вре́менную презре́вши, вои́стину Бо́гу после́довала еси́; те́мже и мы, прославля́юще Ди́внаго во святы́х Свои́х, воспева́ем тебе́ си́це:
Ра́дуйся, свеще́, любо́вию Христо́вою горя́щая;
ра́дуйся, нищету́ Христо́ву возлюби́вшая.
Ра́дуйся, путе́м преподо́бных жен ше́ствовавшая;
ра́дуйся, свя́тости и му́дрости духо́вныя испо́лненная.
Ра́дуйся, иере́ев ти́хая ра́досте;
ра́дуйся, мона́шествующих пра́вило.
Ра́дуйся, призыва́ющих тя в моли́твах защи́тнице;
ра́дуйся, о нас пред Бо́гом хода́таице.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Си́ла Вы́шняго вои́стину осени́ тя, егда́ Небесе́ и земли́ Цари́ца яви́ся ти и повеле́ изы́ти из оби́тели Фло́ровския в зе́млю избра́нную Свою́, ю́же обеща́ указа́ти тебе́. И мы, слы́шаще о чу́дном повеле́нии сем, пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Име́ющи тща́ние о по́двизе и́ноческаго равноа́нгельнаго жития́, преподо́бная Алекса́ндро, я́ко и́стинный во́ин Христо́в на стра́жи се́рдца своего́ стоя́щи, не ве́ровала еси́ а́бие виде́нию сему́, а́ки преле́стну могу́щу бы́ти, прише́дши же ко отце́м Пече́рским, вся сия́ пове́дала еси́ им. Усмотре́вше у́бо ти́и ди́вную на тебе́ Бо́жию ми́лость, и Цари́цу Небе́сную я́ко я́зву бесово́м пропове́давше, благослови́ша испо́лнити вся повеле́нная ти, нас же научи́ша пе́ти тебе́ такова́я:
Ра́дуйся, я́ко яви́ся тебе́ Воево́да Взбра́нная;
ра́дуйся, я́ко сподо́билася еси́ слы́шати повеле́ния Честне́йшия Херуви́м.
Ра́дуйся, я́ко сла́вила еси́ Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м;
ра́дуйся, святы́ни чи́стое и честно́е жили́ще.
Ра́дуйся, по́двига стра́нничества не убоя́вшаяся;
ра́дуйся, Небе́снаго Оте́чества пла́менне возжеле́вшая.
Ра́дуйся, доброде́телей вели́ких вмести́лище;
ра́дуйся, отцы́ Пече́рскими нарече́нная преблаже́нною.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Бу́рю помышле́ний сумни́тельных утиша́ющи, тве́рдую ве́ру и упова́ние на Бо́га возложи́вши, преподо́бная ма́ти, вся глаго́лы Цари́цы Небе́сныя в се́рдце твое́м сохрани́ла еси́. И оста́вивши оби́тель, иде́же помышля́ла еси́ до конца́ дни́й свои́х подвиза́тися, во ино́е ме́сто востекла́ еси́. Мы же, ше́ствию твоему́ ра́дующеся, пое́м Всеблаго́му Бо́гу: Аллилу́иа.
Слы́шащи о свя́тости жития́ и́ноков Саро́вских, ма́ти Алекса́ндро, востече́ ко оби́тели той. На пути́ же, близ хра́ма ве́си Диве́евския па́ки удосто́илася еси́ слы́шати пресла́дкий глас Преблагослове́нныя Богоро́дицы, указу́ющия на ме́сто сие́, Е́ю возлю́бленное. И обеща́ ти Пречи́стая умно́жити зде Го́споду Бо́гу служа́щих, тебе́ же ве́рою воспева́ющих такова́я:
Ра́дуйся, возлю́бленная Цари́цею Небе́сною;
ра́дуйся, избра́нная в Христо́вы неве́сты.
Ра́дуйся, прише́дшая в зе́млю обетова́нную;
ра́дуйся, послу́шная во́ли Пречи́стыя.
Ра́дуйся, ру́це свои́ о нас к Бо́гу простира́ющая;
ра́дуйся, ве́ру правосла́вную утвержда́ющая.
Ра́дуйся, свя́тости ревни́тельнице;
ра́дуйся, преподо́бных ра́досте.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Боготе́чную звезду́ ви́дим тя, на Небеси́ сия́ющу в со́нме святы́х, зе́млю Ру́сскую освеща́ющу и на путь пра́вый нас, во тьме грехо́вней заблу́ждших, направля́ющу, приводя́щу пе́ти Творцу́ в Тро́ице: Аллилу́иа.
Ви́дяще тя, ма́ти преподо́бная, к наста́вником оби́тели Саро́вския послуша́ния ра́ди прише́дшую и во́ли своея́ совле́кшуюся, путе́м многотру́дным и ско́рбным ше́ствующую, Ду́ха Свята́го дара́ми обогати́вшуюся, о́браз смиренному́дрия зрим и пое́м тебе́ си́це:
Ра́дуйся, все свое́ име́ние Обнища́вшему нас ра́ди Бо́гу преда́вшая;
ра́дуйся, в ве́лиих труде́х житие́ провожда́вшая.
Ра́дуйся, в посте́ и моли́тве Бо́гу угожда́ющая;
ра́дуйся, в ми́лости твое́й не оскудева́ющая.
Ра́дуйся, хра́мы мно́гия устроя́ющая;
ра́дуйся, су́щим в ну́ждах помога́ющая.
Ра́дуйся, о и́ноцех Саро́вских попече́ние и промышле́ние;
ра́дуйся, ни́щих и убо́гих наде́ждо и утеше́ние.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Пропове́дует житие́ твое́, ка́ко невозвра́тным жела́нием Христу́ после́довала еси́, блаже́нная ма́ти Алекса́ндро: егда́ дщи твоя́ в ра́нних ле́тех преста́вися, в сем Бо́жие изволе́ние усмотре́вши, пе́ти научи́ла еси́ нас и в ско́рби Творцу́ всех: Аллилу́иа.
Возсия́ в тебе́ просвеще́ние и́стины, егда́ ра́зумом свои́м удивля́ла еси́ всех к тебе́ приходя́щих, кро́тостию их на путь пра́вый наставля́ющи и и́стины ве́ры правосла́вныя разъясня́ющи, да вси у́зрят свет уче́ния Христо́ва; мы же с любо́вию взыва́ем ти:
Ра́дуйся, ма́ти Алекса́ндро, Бо́гом науче́нная;
ра́дуйся, да́ром рассужде́ния от Него́ почте́нная.
Ра́дуйся, в милосе́рдии святи́телю Никола́ю подо́бная;
ра́дуйся, в де́лех благи́х стезя́ми его́ ше́ствующая.
Ра́дуйся, немощны́м земледе́льцем в по́ли хле́бы пожина́ющая;
Ра́дуйся, во вре́мя жа́твы младе́нцы посеща́ющая.
Ра́дуйся, в де́лех жите́йских прему́драя управи́тельнице;
ра́дуйся, тепло́м и любо́вию ду́ши согрева́ющая.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Хотя́щи положи́ти нача́ло устрое́нию оби́тели, преподо́бная ма́ти, три ке́ллии по́ставила еси́: еди́ную моли́твы ра́ди и уедине́ния, ину́ю се́страм, прише́дшим Бо́гу угожда́ти, и тре́тию странноприи́мну, да вси пою́т Еди́ному Бо́гу в Тро́ице: Аллилу́иа.
Но́ваго хра́ма во сла́ву Преблагослове́нныя Богоро́дицы строи́тельница яви́лася еси́, ма́ти Алекса́ндро, и от Каза́ни спи́сок явле́нныя чудотво́рныя ико́ны Ея́ Каза́нския принесла́ еси́, да просла́вится И́мя Присноде́вы Мари́и на ме́сте сем, Е́ю возлю́бленнем, мы же благода́рственно зове́м ти:
Ра́дуйся, оби́тели Диве́евския тве́рдое основа́ние;
ра́дуйся, я́ко тобо́ю на милосе́рдие Бо́жие все на́ше упова́ние.
Ра́дуйся, в Ки́еве мо́щи преподо́бных Пече́рских испроси́вшая;
ра́дуйся, во оби́тели Диве́евской я́ко благослове́ние сия́ поста́вльшая.
Ра́дуйся, в годи́ну гла́да лю́таго о́крест живу́щих пита́вшая;
ра́дуйся, моли́твою твое́ю нас от бед сохраня́ющая.
Ра́дуйся, кро́ткая и му́драя в хра́ме Бо́жием распоряди́тельнице;
ра́дуйся, уста́ва церко́внаго усе́рдная храни́тельнице.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Стра́нное явле́ние ви́димо бысть, егда́ в нощи́ коленопреклоне́нно Го́споду моли́лася еси́, да ука́жет во́лю Свою́ на освяще́ние приде́ла хра́ма Каза́нския ико́ны Бо́жия Ма́тере. Сего́ ра́ди явле́н ти бысть незри́мою руко́ю о́браз первому́ченика и архидиа́кона Стефа́на. И мы, почита́юще его́, воспева́ем Всеблаго́му Бо́гу: Аллилу́иа.
Всем се́рдцем свои́м, всею душе́ю и мы́слию Бо́га возлюби́вшая, ма́ти Алекса́ндро, первонача́льница непреста́нно моли́твы в Диве́еве яви́лася еси́ и, дар благода́тных слез стяжа́вши, при́сно в трезве́нии пребыва́ла еси́. Мы же, ве́дуще духо́вныя по́двиги твоя́, глаго́лем такова́я:
Ра́дуйся, у ико́ны Бо́жия Ма́тере Живоно́сный Исто́чник сле́зы умиле́ния пролива́ющая;
ра́дуйся, о заблу́ждших и скорбя́щих Бо́га умоля́ющая.
Ра́дуйся, преподо́бным Серафи́мом вели́кою и свято́ю нарече́нная;
ра́дуйся, в по́двизех до́брых благослове́нная.
Ра́дуйся, стезю́ пра́вую нам указу́ющая;
ра́дуйся, во обстоя́ниих тя зову́щих помога́ющая.
Ра́дуйся, о жи́тельствующих во оби́тели твое́й, я́ко о ча́дех попечи́тельнице;
ра́дуйся, оби́дящим их стро́гая наказа́тельнице.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
А́нгелов ликостоя́ния дивя́тся твоему́ милосе́рдию, ка́ко ле́гкими стопа́ми селе́ние обходи́ла еси́ и, во смире́нии и́стиннем лю́дем по́мощь подава́ющи, о них усе́рдно Бо́гу моли́лася еси́; та́ко и нас научи́ ми́лости твори́ти, воздви́гни от ле́ности и нераде́ния, да вси ра́достно пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Вети́и многосло́внии не возмо́гут изрещи́ си́лу Бо́жию, в не́мощи телесе́ твоего́ я́вльшуюся, егда́ в час отдохнове́ния от трудо́в и бде́ния, главу́ свою́ на ка́мень преклоня́ла еси́ и оде́ждею ве́тхою в зной и сту́жу те́ло покрыва́ла еси́; мы же, дивя́щеся сему́, вопие́м ти такова́я:
Ра́дуйся, всем призыва́ющим тебе́ ско́рая помо́щнице;
ра́дуйся, о лю́дех к тебе́ приходя́щих моли́твеннице.
Ра́дуйся, в беда́х и го́рестех николи́же оставля́ющая;
ра́дуйся, к ра́йским селе́нием призыва́ющая.
Ра́дуйся, кла́дязь целе́бныя воды́ ископа́вшая;
ра́дуйся, еще́ жива́ су́щи, дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая.
Ра́дуйся, неизчерпа́емая глубино́ любве́ и милосе́рдия;
ра́дуйся, о́бразе вели́каго к Бо́гу усе́рдия.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Спасти́ хотя́ всех притека́ющих во оби́тель Диве́евскую, о отше́ствии в ве́чныя оби́тели извести́ тя Госпо́дь, да попече́ние о се́стрех диве́евских преподо́бному Серафи́му запове́дуеши. И мы, недосто́йнии, покрови́телей таковы́х на Небеси́ улучи́вше, благода́рственно воспева́ем Бо́гу: Аллилу́иа.
Стена́ всем святы́м, Пресвята́я Де́ва, ди́вно упра́ви отше́ствие твое́ от жития́ сего́ вре́меннаго: в схи́му бо вели́кую облече́нная, ты в час кончи́ны Святы́х Христо́вых Та́ин приобщи́лася еси́ и ду́шу святу́ю в ру́це Бо́жии преда́вши, ны́не с ли́ки жен преподо́бных зри́ши Пресвяту́ю Тро́ицу. Мы же, восхваля́юще житие́ твое́, глаго́лем ти си́це:
Ра́дуйся, се́страм Диве́евским преподо́бнаго Серафи́ма во отца́ испроси́вшая;
ра́дуйся, свети́ло земли́ Ру́сския в нем прозре́вшая.
Ра́дуйся, чуде́сную по́мощь и по успе́нии твое́м прося́щим подаю́щая;
ра́дуйся, у Престо́ла Бо́жия нас помина́ющая.
Ра́дуйся, о во́инех, на по́ли бра́ни живо́т свой полага́ющих, Бо́га умоля́ющая;
ра́дуйся, рыда́ния ма́терей о ча́дех утоля́ющая.
Ра́дуйся, пла́чущих и скорбя́щих уте́шительнице;
ра́дуйся, о ро́де христиа́нстем пред Бо́гом предста́тельнице.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Пение вознося́ всем святы́м, в земли́ Русстей просия́вшим, страстоте́рпец царь Никола́й ревнова́ше о прославле́нии твое́м, ма́ти Алекса́ндро, но пре́жде сам венце́м му́ченическим увенча́ся. Мы же, зря́ще ди́вное исполне́ние ча́яния его́, уми́льно вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Светопода́тельная луча́, ко Христу́ устремле́нная, яви́ся житие́ твое́, и мно́жество и́нок ко Оби́телем Го́рним ты привела́ еси́, и вси ча́ющии благода́тныя по́мощи твоея́ с любо́вию глаго́лют та́ко:
Ра́дуйся, от земли́ челове́ки возвыша́ющая;
ра́дуйся, кро́тости и незло́бию науча́ющая.
Ра́дуйся, из волн жите́йских утопа́ющих изыма́ющая;
ра́дуйся, све́ще, нощь грехо́в разгоня́ющая.
Ра́дуйся, мона́шествующих укрепле́ние;
ра́дуйся, слез го́рьких осуше́ние.
Ра́дуйся, исто́чник целе́бныя воды́ подаю́щая;
ра́дуйся, больны́я и неду́жныя исцеля́ющая.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
Благода́ть и ми́лость излива́еши, преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро, на всех к тебе́ приходя́щих и к моще́м твои́м припа́дающих, и проще́ние нам у Го́спода прося́щи, науча́еши нас пе́ти Ему́: Аллилу́иа.
Пою́ще тебе́, ма́ти преподо́бная, восхваля́ем чудеса́ и ми́лости Бо́жия, явле́нныя ро́ду челове́ческому святы́ми Его́ уго́дники, и притека́юще во святу́ю оби́тель твою́, благода́рно взыва́ем ти такова́я:
Ра́дуйся, ка́меню драги́й, Христо́ву Це́рковь украша́яй;
ра́дуйся, оби́тель Диве́евскую от бед огражда́ющая.
Ра́дуйся, святу́ю во́лю Пречи́стыя Богоро́дицы испо́лнившая;
ра́дуйся, дар слез благода́тных стяжа́вшая.
Ра́дуйся, я́ко смире́ние твое́ бысть неисповеди́мо;
ра́дуйся, я́ко любы́ твоя́ бысть ко всем нелицеме́рна.
Ра́дуйся, ко христиа́нскому житию́ наставля́ющая;
ра́дуйся, с ве́рою к тебе́ притека́ющим помога́ющая.
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.
О́, преди́вная уго́днице Бо́жия, преблаже́нная ма́ти на́ша Алекса́ндро! Приими́ сие́ ма́лое тебе́ возноси́мое моле́ние на́ше и не отступи́ от нас моли́твами твои́ми, но, я́ко иму́щи дерзнове́ние у Христа́ Бо́га на́шего, испроси́ нам ми́лости и проще́ния в день су́дный, да, проше́дше путь земна́го стра́нствия, невозбра́нно дости́гнем поко́я Ца́рствия Небе́снаго и со все́ми святы́ми воспое́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.
О́, святая уго́днице Бо́жия, преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро! Приими́ усе́рдныя моли́твы на́ша, с ве́рою и любо́вию к тебе́ возноси́мыя, и помози́ нам христиа́нския доброде́тели стяжа́ти, ве́ру кре́пкую и любо́вь к Бо́гу и к бли́жним име́ти, крест скорбе́й и боле́зней в терпе́нии носи́ти. О, госпоже́ на́ша и ма́ти! Прости́, благослови́, помоли́ся за нас, да и мы проще́ни бу́дем, и помяни́ нас у Престо́ла Бо́жия, да, твои́ми моли́твами спаса́еми в ны́нешнем ве́це и в бу́дущем, сподо́бимся хвали́ти и воспева́ти Всесвято́е И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Комментарии
ПОБЕЖДАЕМ ЗАЧЕТЫ, СЕССИЮ И ТРУДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Помощь в выполнении курсовых, дипломных контрольных и многих других работ
Оставь заявку — остальное сделаем мы
- Строго соблюдаем требования методички, знаем все ГОСТы и нормы АНТИПЛАГИАТА
- Все работы проходят проверку качества перед отправкой клиенту, вы гарантировано получите отличный материал
- Ваши деньги в безопасности. В случае несоответствующ его выполнения работы мы вернем вам деньги
заказать контрольную работу
@a!kpp=
RSS лента комментариев этой записи