Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

26 Июня ПЯТНИЦА Седмица 3-я по Пятидесятнице Апостольский пост Постный календарь. Глас 1-й

26 Июня 2020 года память.Мц. Акили́ны Старшей (293);свт. Трифи́ллия, епископа Левкусии Кипрской (ок. 370);прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789).

Прпп. Андрони́ка, игумена (1395), и Са́ввы (XV), Московскихмц. Антони́ны Никейской (284–305)прпп. А́нны (Евфимиа́на) (826) и сына ее, Иоа́нна Вифинского (IX).

Сщмч. Алекси́я Архангельского, пресвитера (1918)мц. Пелаги́и Жидко (1944).

Пре­по­доб­ная Алек­сандра в ми­ре зва­лась Ага­фия Се­ме­нов­на. Про­ис­хо­ди­ла она из ста­рин­но­го ря­зан­ско­го ро­да дво­рян Сте­па­но­вых, из­вест­но­го с се­ре­ди­ны XVI ве­ка. Ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой се­мье Си­мео­на и Па­рас­ке­вы в кон­це 1720-х – на­ча­ле 1730-х го­дов. Отец ра­но умер, и мать са­ма вос­пи­ты­ва­ла ее в ду­хе бла­го­че­стия. Прас­ко­вья Ан­дре­ев­на в юных го­дах вы­да­ла Ага­фию за сы­на со­се­дей-по­ме­щи­ков Мель­гу­но­вых. Яков Мель­гу­нов слу­жил пра­пор­щи­ком в Му­ром­ском пе­хот­ном пол­ку. Ага­фия Се­ме­нов­на недол­го бы­ла за­му­жем. Ее су­пруг ра­но скон­чал­ся (око­ло 1755–56 г.), оста­вив ее с ма­лень­кой до­че­рью на ру­ках. Имея об­шир­ные по­ме­стья и 700 душ кре­стьян, об­ла­дая боль­шим ка­пи­та­лом и бу­дучи в мо­ло­до­сти при­ят­ной на­руж­но­сти и яс­но­го ума, Ага­фия Се­ме­нов­на вы­бра­ла путь слу­же­ния Бо­гу.

 

По при­ме­ру же­ны род­но­го дя­ди её му­жа, ко­то­рая ов­до­вев, при­ня­ла мо­на­ше­ство в Ря­зан­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре, Ага­фия Се­ме­нов­на со сво­ей до­че­рью от­пра­ви­лась в Ки­ев и по бла­го­сло­ве­нию стар­цев по­сту­пи­ла в Ки­е­во-Фло­ров­ский мо­на­стырь.

Од­на­жды ма­туш­ка Алек­сандра спо­до­би­лась ви­деть Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и слы­шать от Нее та­кие сло­ва: «Это Я, Гос­по­жа и Вла­ды­чи­ца твоя, Ко­то­рой ты все­гда мо­лишь­ся. Я при­шла воз­ве­стить те­бе во­лю Мою: так те­бе ныне гла­го­лю: иди в зем­лю, ко­то­рую Я по­ка­жу те­бе. Иди на се­вер Рос­сии и об­хо­ди все ве­ли­ко­рус­ские ме­ста свя­тых оби­те­лей Мо­их, и бу­дет ме­сто, где Я ука­жу те­бе окон­чить бо­го­угод­ную жизнь, и про­слав­лю Имя Мое там, ибо в ме­сте жи­тель­ства тво­е­го Я ос­ную оби­тель ве­ли­кую Мою, на ко­то­рую низ­ве­ду все бла­го­сло­ве­ния Бо­жии и Мои, со всех трех жре­би­ев Мо­их на зем­ле: Иве­рии, Афо­на и Ки­е­ва. Иди же в путь твой, и бла­го­дать Бо­жия непре­стан­но да бу­дут с то­бою!» Оч­нув­шись, мать Алек­сандра со­об­щи­ла о ви­де­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу, за­тем дру­гим от­цам Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Мать Алек­сандра про­си­ла их разо­брать, что за ви­де­ния удо­сто­и­лась она. Но свя­тые стар­цы еди­но­глас­но ре­ши­ли, что ви­де­ние Ца­ри­цы Небес­ной бы­ло ис­тин­ное и что мать Алек­сандра удо­сто­и­лась быть из­бран­ни­цей Бо­жи­ей Ма­те­ри во все­лен­ной. Стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ма­те­ри Алек­сан­дре скрыть свое по­стри­же­ние и под преж­ним име­нем вдо­вы-под­по­ру­чи­цы Ага­фии Се­ме­нов­ны Мель­гу­но­вой пу­стить­ся в путь, ука­зан­ный ей Бо­го­ма­те­рью. Све­де­ния о том, где и сколь­ко вре­ме­ни стран­ство­ва­ла мать Алек­сандра, утра­ти­лись с го­да­ми.

В 1760 г. шла она из г. Му­ро­ма в Са­ров­скую пу­стынь. Не до­хо­дя 12 верст, мать Алек­сандра оста­но­ви­лась на от­дых в се­ле Ди­ве­е­во. Она вы­бра­ла се­бе ме­стом от­ды­ха лу­жай­ку у за­пад­ной сте­ны неболь­шой де­ре­вян­ной церк­ви. Уста­лая, она усну­ла си­дя и в лег­кой дре­мо­те удо­сто­и­лась уви­деть Бо­жию Ма­терь и услы­ша­ла от Нее сле­ду­ю­щее: «Вот то са­мое ме­сто, ко­то­рое Я по­ве­ле­ла те­бе ис­кать на се­ве­ре Рос­сии, и вот здесь жи­ви и уго­ждай Гос­по­ду Бо­гу до кон­ца дней тво­их, и Я все­гда бу­ду с то­бою и все­гда бу­ду по­се­щать ме­сто это. И, как звез­ды небес­ные и как пе­сок мор­ской, умно­жу Я тут слу­жа­щих Гос­по­ду Бо­гу и ве­ли­ча­ю­щих Ме­ня, Ма­терь Све­та, и Сы­на Мо­е­го Иису­са Хри­ста!» Ко­гда ви­де­ние окон­чи­лось, мать Алек­сандра просну­лась и по­шла до Са­ров­ской пу­сты­ни в ве­ли­кой ра­до­сти.

Об­ще­жи­тель­ная Са­ров­ская пу­стынь про­из­ве­ла силь­ное впе­чат­ле­ние на мать Алек­сан­дру. Стро­гое бла­го­чи­ние, про­дол­жи­тель­ная цер­ков­ная служ­ба, про­сто­та, убо­гость и су­ро­вость мо­на­ше­ству­ю­щих, ста­рин­ное стол­по­вое пе­ние по чи­ну Афон­ской Го­ры, ску­дость пи­щи и вся об­ста­нов­ка вос­хи­ти­ли ду­шу ма­те­ри Алек­сан­дры.

По­зна­ко­мив­шись со стар­ца­ми, Ага­фия Се­ме­нов­на от­кры­ла им ду­шу свою и по­про­си­ла от них со­ве­та и вра­зум­ле­ния.

Са­ров­ские стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ей все­це­ло пре­дать­ся во­ле Бо­жи­ей и ис­пол­нять все ука­зан­ное Ца­ри­цей Небес­ной. Ма­туш­ка Алек­сандра, по­слуш­ная во­ле и ука­за­нию Ца­ри­цы Небес­ной, со­би­ра­лась пе­ре­ехать на жи­тель­ство в Ди­ве­е­во. Но се­ло Ди­ве­е­во бы­ло то­гда весь­ма неудоб­но для жиз­ни мо­на­хи­ни, ищу­щей мо­лит­вен­но­го по­коя. По­сто­ян­ный шум от боль­шо­го чис­ла ра­бо­чих на от­кры­тых здесь за­во­дах, до­бы­вав­ших же­лез­ную ру­ду, ссо­ры, дра­ки, раз­бои – все это при­да­ва­ло мест­но­сти осо­бый ха­рак­тер, непри­яз­нен­ный для все­го мир­но­го, свя­то­го и бо­же­ствен­но­го. Кро­ме то­го, с ней бы­ла ма­ло­лет­няя дочь, для ко­то­рой бы­ли необ­хо­ди­мы неко­то­рые жиз­нен­ные усло­вия. По­это­му са­ров­ские стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ма­те­ри Алек­сан­дре, чтобы ис­пол­нить во­лю Бо­го­ма­те­ри, по­се­лить­ся в двух вер­стах от Ди­ве­е­ва, в де­ревне Оси­нов­ка.

Ага­фия Се­ме­нов­на по­се­ли­лась в де­ревне Оси­нов­ка. Здесь вско­ре за­бо­ле­ла и скон­ча­лась ее 9- или 10-лет­няя дочь. Это про­изо­шло око­ло 1764 г. Мать Алек­сандра уви­де­ла в смер­ти сво­ей един­ствен­ной до­че­ри еще од­но ука­за­ние Бо­жие и под­твер­жде­ние до­сто­вер­но­сти все­го воз­ве­щен­но­го ей Ца­ри­цей Небес­ной. По­рва­лось по­след­нее зве­но, свя­зы­ва­ю­щее ее с ми­ром.

То­гда Ага­фия Се­ме­нов­на ре­ши­ла от­ре­шить­ся от все­го сво­е­го иму­ще­ства и окон­ча­тель­но рас­по­ря­дить­ся сво­и­ми име­ни­я­ми. Для это­го она от­пра­ви­лась в свои по­ме­стья.

Нема­ло вре­ме­ни по­тре­бо­ва­лось ей для устрой­ства дел. В 1766–1767 гг. она про­да­ла все свои ря­зан­ские име­ния. Она осво­бо­ди­лась от вся­ких зем­ных за­бот и зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ла свой и без то­го боль­шой ка­пи­тал. За­тем она часть ка­пи­та­ла по­ло­жи­ла вкла­да­ми в мо­на­сты­ри и церк­ви для по­ми­но­ве­ния ро­ди­те­лей, до­че­ри и род­ных, а глав­ное, по­спе­ши­ла на по­мощь ту­да, где на­до бы­ло по­стро­ить хра­мы Бо­жии.

Ага­фия Се­ме­нов­на вер­ну­лась в Ди­ве­е­во в кон­це 1767 г. Са­ров­ские стар­цы бла­го­сло­ви­ли ей по­се­лить­ся у при­ход­ско­го ди­ве­ев­ско­го свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Дер­те­ва, жив­ше­го вдво­ем с же­ной. Ему бы­ло око­ло 40 лет (1727 го­да рож­де­ния), но он был уже из­ве­стен в окру­ге сво­ей ду­хов­ной жиз­нью. На его дво­ре Ага­фия Се­ме­нов­на вы­стро­и­ла се­бе кел­лию и про­жи­ла в ней 20 лет, со­вер­шен­но за­быв свое про­ис­хож­де­ние и неж­ное вос­пи­та­ние.

В ду­хов­ных во­про­сах мать Алек­сандра во всем со­ве­то­ва­лась с Са­ров­ски­ми стар­ца­ми. Она очень по­чи­та­ла стар­ца На­за­рия, игу­ме­на Ва­ла­ам­ско­го. Его жи­во­пис­ный порт­рет ви­сел в кел­лии ма­туш­ки Алек­сан­дры, и она каж­до­днев­но при вся­ком де­ле ему кла­ня­лась. Впо­след­ствии она ста­ла об­ра­щать­ся к са­ров­ским по­движ­ни­кам иеро­мо­на­хам Па­хо­мию и Ис­а­ии.

В то вре­мя в Ди­ве­е­ве был при­ход­ской де­ре­вян­ный храм во имя свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка и ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. Он был хо­лод­ный, пред­на­зна­чен­ный для слу­же­ния толь­ко в теп­лое вре­мя го­да. Ма­туш­ка Алек­сандра с бла­го­сло­ве­ния са­ров­ских стар­цев за­ня­лась бла­го­устрой­ством ди­ве­ев­ской церк­ви. Сна­ча­ла она при­сту­пи­ла к ре­мон­ту глав­ной ча­сти Сте­фа­нов­ской церк­ви, а за­тем при­стро­и­ла при­дел во имя свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, ко­то­рый был освя­щен в 1772 г., а так­же теп­лый при­дел во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, освя­щен­ный в 1775 г.

Во вре­мя неустан­ной мо­лит­вы Бо­го­ро­ди­ца от­кры­ла ма­туш­ке Алек­сан­дре, что сле­ду­ет оза­бо­тить­ся о по­стро­е­нии ка­мен­ной при­ход­ской церк­ви в честь Ка­зан­ской Ее ико­ны. Са­ров­ские стар­цы с от­цом Па­хо­ми­ем, по­мо­лив­шись, бла­го­сло­ви­ли пра­вед­ни­цу на по­стро­е­ние церк­ви. Ко­гда бы­ло по­лу­че­но раз­ре­ше­ние, ма­туш­ка Алек­сандра при­сту­пи­ла к по­строй­ке хра­ма на том са­мом ме­сте, где яви­лась ей Ца­ри­ца Небес­ная.

Вре­мя по­стро­е­ния хра­ма бы­ло тре­вож­ным для Рос­сии. В 1773 г. в По­вол­жье на­ча­лось кро­ва­вое и же­сто­кое пу­га­чев­ское вос­ста­ние. В ав­гу­сте 1774 г. был взят го­род Тем­ни­ков, и опас­ность вплот­ную при­бли­зи­лась к Са­ро­ву и Ди­ве­е­ву. Ко­гда Ага­фия Се­ме­нов­на умо­ля­ла Гос­по­да и Ца­ри­цу Небес­ную об из­бав­ле­нии их края от это­го зло­дея, рав­но как и от по­сле­до­вав­ше­го за­тем го­ло­да, ей бы­ло от­кры­то, что гнев Бо­жий ми­ну­ет их. Дей­стви­тель­но, пу­га­чев­ские от­ря­ды не до­шли до Ди­ве­е­ва.

Мать Алек­сандра по со­ору­же­нии хра­ма ез­ди­ла в го­род Ка­зань, где по­лу­чи­ла вер­ней­ший спи­сок с чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, и в го­род Ки­ев ис­про­сить для церк­ви ча­сти­цы свя­тых мо­щей. Мо­щи ей вло­жи­ли в се­реб­ря­ный и по­зо­ло­чен­ный крест.

Со­хра­ни­лось пре­да­ние, что ма­туш­ка Алек­сандра дол­го ду­ма­ла, ко­му по­свя­тить при­дел с пра­вой сто­ро­ны, и всю ночь мо­ли­лась, про­ся Гос­по­да, да вра­зу­мит Он ее. Гос­подь услы­шал мо­лит­ву.

Во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы слы­шит она стук в ок­но и го­лос: «Ты недо­уме­ва­ешь, в чье имя устро­ить при­дел? Со­здай его во имя мое». – «Кто ты?» – в стра­хе во­про­си­ла ма­туш­ка Алек­сандра. «Я – апо­стол пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан!» – от­ве­чал го­лос и за­молк, а утром, на рас­све­те, на том са­мом окне, в ко­то­рое был стук но­чью, ма­туш­ка на­шла об­раз свя­то­го апо­сто­ла и пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. Он был на­пи­сан на длин­ном и уз­ком брус­ке (об­руб­ке), очень ста­рин­но­го пись­ма. Сна­ча­ла он хра­нил­ся в церк­ви, а за­тем в кел­лии ма­туш­ки Алек­сан­дры.

Ка­зан­ский храм был освя­щен от­цом Па­хо­ми­ем в на­ча­ле 1780 г.

Боль­шую часть сво­е­го ка­пи­та­ла Ага­фия Се­ме­нов­на по­жерт­во­ва­ла в Са­ров­скую пу­стынь. Ее вклад в стро­и­тель­ство Успен­ско­го со­бо­ра в Са­ро­ве, на­ча­то­го в 1770 г. и от­ло­жен­но­го в го­лод­ные го­ды, поз­во­лил за­вер­шить по­строй­ку. Пре­по­доб­ный Се­ра­фим сви­де­тель­ство­вал, что «со­бор со­ору­жен усер­ди­ем ма­туш­ки Алек­сан­дры».

Ми­ло­сты­ня ма­те­ри Алек­сан­дры бы­ла все­гда тай­ная; она слу­жи­ла всем, чем толь­ко уме­ла и на­сколь­ко мог­ла.

Она по­мо­га­ла мно­гим де­ви­цам-си­ро­там в ми­ру: чтобы со­блю­сти их чи­сты­ми от гре­ха, на­де­ля­ла их при­да­ным, и они мог­ли вый­ти за­муж. Бед­ным неве­стам Ага­фия Се­ме­нов­на вы­ши­ва­ла го­лов­ные убо­ры – со­ро­ки и кра­си­вые по­ло­тен­ца.

В те­че­ние 12 лет со вре­ме­ни окон­ча­ния бла­го­устрой­ства де­ре­вян­ной церк­ви в празд­ни­ки и вос­крес­ные дни Ага­фия Се­ме­нов­на ни­ко­гда не ухо­ди­ла из церк­ви пря­мо до­мой, но по окон­ча­нии ли­тур­гии все­гда оста­нав­ли­ва­лась на цер­ков­ной пло­ща­ди и по­уча­ла кре­стьян, го­во­ря им о хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стях и о до­стой­ном по­чи­та­нии празд­нич­ных и вос­крес­ных дней.

Внеш­ность ма­туш­ки Алек­сан­дры из­вест­на со слов ее по­слуш­ни­цы Ев­до­кии: «Одеж­да Ага­фии Се­ме­нов­ны бы­ла не толь­ко про­стая и бед­ная, но и мно­го­швей­ная, и при­том зи­мою и ле­том од­на и та же; на го­ло­ве она но­си­ла хо­лод­ную чер­ную круг­лень­кую шер­стя­ную ша­поч­ку, опу­шен­ную за­ячьим ме­хом, по­то­му что она ча­сто стра­да­ла го­лов­ною бо­лью. На поле­вые ра­бо­ты хо­ди­ла в лап­тях, а под ко­нец сво­ей жиз­ни ха­жи­ва­ла уже в хо­лод­ных са­пож­ках. Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на бы­ла сред­не­го ро­ста, ви­да ве­се­ло­го; ли­цо у нее бы­ло круг­лое, бе­лое, гла­за се­рые, нос ко­рот­кий, лу­ко­вич­кою, ро­тик неболь­шой, во­ло­сы в мо­ло­до­сти бы­ли свет­ло-ру­сые, ли­цо и руч­ки – пол­ные».

За шесть ме­ся­цев до кон­чи­ны ма­туш­ки Алек­сан­дры на­ста­ло вре­мя устро­ить мо­на­ше­скую об­щи­ну, чтобы ис­пол­нить все при­ка­зан­ное Бо­жи­ей Ма­те­рью. К это­му пред­ста­вил­ся осо­бый слу­чай. В 1788 г. од­на из по­ме­щиц се­ла Ди­ве­е­ва, гос­по­жа Жда­но­ва, на­слы­шав­шись об Ага­фии Се­ме­новне, же­лая по­усерд­ство­вать осу­ществ­ле­нию бла­го­го де­ла, по­жерт­во­ва­ла ей 1300 квад­рат­ных са­жен сво­ей зем­ли ря­дом с цер­ко­вью. По со­ве­ту Са­ров­ских стар­цев и с раз­ре­ше­ния епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства мать Алек­сандра по­стро­и­ла на этой зем­ле три кел­лии с на­двор­ным стро­е­ни­ем и огра­ди­ла про­стран­ство де­ре­вян­ной огра­дой; од­ну кел­лию за­ня­ла са­ма, дру­гую предо­ста­ви­ла для от­ды­ха стран­ни­кам, иду­щим через Ди­ве­е­во в Са­ров, и тре­тью пред­на­зна­чи­ла для при­гла­шен­ных жить трех по­слуш­ниц.

Мать Алек­сандра до кон­ца сво­их дней ве­ла жизнь бо­го­угод­ную, по­движ­ни­че­скую, крайне су­ро­вую, в по­сто­ян­ном тру­де и мо­лит­ве, управ­ляя сест­ра­ми в ду­хе кро­то­сти. Стро­го ис­пол­няя все труд­но­сти Са­ров­ско­го уста­ва, она во всем ру­ко­вод­ство­ва­лась со­ве­та­ми от­ца Па­хо­мия.

Са­ров­ский устав в ос­но­ве сво­ей имел пра­ви­ло, ко­то­рое дал Ан­гел Гос­по­день пре­по­доб­но­му Па­хо­мию Ве­ли­ко­му, учре­ди­те­лю ино­че­ско­го об­ще­жи­тия, со­сто­я­щее из пред­на­чи­на­тель­ных мо­литв, 50-го псал­ма, ста Иису­со­вых мо­литв и от­пу­ста. Та­ких мо­ле­ний над­ле­жа­ло со­вер­шить по чис­лу су­точ­ных ча­сов: две­на­дцать днем и две­на­дцать но­чью.

Так­же в Са­ро­ве по­ла­га­лась об­щая ве­чер­няя мо­лит­ва: ве­чер­ня с ка­но­ном Бо­жи­ей Ма­те­ри из Ок­то­и­ха и ка­но­ном дня неде­ли. По­сле по­ве­че­рия бра­тия слу­ша­ла ве­чер­нее пра­ви­ло с тре­мя ка­но­на­ми: Иису­су Слад­чай­ше­му, Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це с ака­фи­стом и Ан­ге­лу Хра­ни­те­лю. Через час по­сле об­щей тра­пезы бра­тия со­би­ра­лась для сов­мест­но­го ис­пол­не­ния пя­ти­со­тен­но­го ке­лей­но­го пра­ви­ла со мно­ги­ми зем­ны­ми по­кло­на­ми и без­молв­ны­ми мо­лит­ва­ми, за­тем чи­та­лось по­уче­ние из кни­ги пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, по­мян­ник и мо­лит­вы на сон гря­ду­щий. В кон­це – вза­им­ное про­ще­ние бра­тии. Мо­лит­вы с по­кло­на­ми по­ла­га­лось про­из­но­сить неспеш­но и чин­но, преж­де про­из­но­ся мо­лит­ву, а по­том де­лая по­клон.

Ве­ли­кая ста­ри­ца, мать Алек­сандра с осо­бен­ным ува­же­ни­ем об­ра­ща­лась к еще юно­му в то вре­мя по­слуш­ни­ку, мо­на­ху и за­тем иеро­ди­а­ко­ну Се­ра­фи­му, про­ви­дя в нем ис­пол­ни­те­ля на­ча­то­го ею Бо­жия де­ла.

В июне 1789 г., пред­чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, мать Алек­сандра по­же­ла­ла вос­при­ять на се­бя ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз. Отец Ис­а­ия, при­быв в Ди­ве­е­во, по­стриг ее в схи­му и на­рек ей имя Алек­сан­дры.

Через несколь­ко дней по­сле по­стри­га отец Па­хо­мий с каз­на­че­ем от­цом Ис­а­и­ей и иеро­ди­а­ко­ном Се­ра­фи­мом от­пра­ви­лись по при­гла­ше­нию в се­ло Ле­меть, на­хо­дя­ще­е­ся в ше­сти вер­стах от ны­неш­не­го го­ро­да Ар­да­то­ва Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, на по­хо­ро­ны бла­го­де­те­ля по­ме­щи­ка Алек­сандра Со­лов­це­ва и за­еха­ли по до­ро­ге в Ди­ве­е­во на­ве­стить ма­туш­ку Алек­сан­дру.

Она бы­ла боль­на и, по­лу­чив от Гос­по­да из­ве­ще­ние о ско­рой кон­чине сво­ей, про­си­ла от­цов-по­движ­ни­ков осо­бо­ро­вать ее. Ве­ли­кие стар­цы с лю­бо­вью со­вер­ши­ли над нею Та­ин­ство Еле­освя­ще­ния. За­тем, про­ща­ясь с ни­ми, мать Алек­сандра от­да­ла от­цу Па­хо­мию по­след­нее, что име­ла, и умо­ля­ла по­ми­нать ее в Са­ро­ве за упо­кой, не остав­лять и не по­ки­дать неопыт­ных по­слуш­ниц ее, а так­же по­пе­чись в свое вре­мя об оби­те­ли, обе­то­ван­ной ей Ца­ри­цей Небес­ной.

Стар­цы про­сти­лись, уеха­ли, а див­ная ста­ри­ца, схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра, скон­ча­лась 13 июня, в день свя­той му­че­ни­цы Аки­ли­ны, в воз­расте не бо­лее 60 лет.

Отец Се­ра­фим в ду­хов­но-на­зи­да­тель­ных бе­се­дах сво­их с при­хо­дя­щи­ми ча­сто го­во­рил: «Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на ве­ли­кая же­на и всем нам бла­го­тво­ри­тель­ни­ца бы­ла и столь изоби­ло­ва­ла бла­го­да­тию Бо­жи­ею, ска­жу вам, что удо­сто­и­лась да­ра ду­хов­но­го, имея слез ис­точ­ник непре­стан­ный та­кой, что в быт­ность ее здесь, в Са­ро­ве, во вре­мя служб цер­ков­ных, ко­гда она ста­но­ви­лась в теп­лом со­бо­ре, про­тив чу­до­твор­ной ико­ны Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка, из глаз ее тек­ли не сле­зы, а ис­точ­ни­ки слез, точ­но она са­ма со­де­лы­ва­лась то­гда бла­го­дат­ным ис­точ­ни­ком этих слез! Ве­ли­кая и свя­тая же­на бы­ла она, ма­туш­ка Ага­фия Си­мео­нов­на, вель­ми ве­ли­кая и свя­тая!»

Отец Се­ра­фим пред­ре­кал, что со вре­ме­нем, по Бо­жи­е­му из­во­ле­нию, долж­ны в оби­те­ли по­чи­вать от­кры­ты­ми свя­тые мо­щи ма­те­ри Алек­сан­дры, и при­ка­зы­вал всем каж­дый день утром и ве­че­ром хо­дить и кла­нять­ся ее мо­ги­ле, про­из­но­ся при этом: «Гос­по­жа на­ша и мать, про­сти ме­ня и бла­го­сло­ви! По­мо­лись, чтобы и мне бы­ло про­ще­но, как ты про­ще­на, и по­мя­ни ме­ня у Пре­сто­ла Бо­жия!»

По­сле за­кры­тия Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря в 1927 г. кел­лия ма­туш­ки Алек­сан­дры, как и мо­ги­ла ее, бы­ли уни­что­же­ны, и на их ме­сте устро­е­на пло­щадь, за­ли­тая ас­фаль­том.

Жи­те­ли се­ла Ди­ве­е­ва хра­ни­ли бла­го­дар­ную па­мять о пер­во­на­чаль­ни­це оби­те­ли и в те­че­ние по­чти 200 лет от­ме­ча­ли ее дни па­мя­ти по­ми­наль­ны­ми обе­да­ми.

В 1991 г. по­сле про­из­ве­ден­ных ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок мо­ги­ла ма­туш­ки Алек­сан­дры бы­ла вос­ста­нов­ле­на по уцелев­ше­му под ас­фаль­том фун­да­мен­ту ча­сов­ни, а так­же мо­ги­лы по­хо­ро­нен­ных ря­дом с ней схи­мо­на­хи­ни Мар­фы и мо­на­хи­ни Еле­ны. На мо­ги­лах бы­ли уста­нов­ле­ны де­ре­вян­ные кре­сты.

Чест­ные мо­щи пер­во­на­чаль­ни­цы ма­туш­ки Алек­сан­дры бы­ли об­ре­те­ны в празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня 26–27 сен­тяб­ря 2000 г., пе­ре­не­се­ны в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, где и по­чи­ва­ют, как пред­ска­зал ве­ли­кий ста­рец пре­по­доб­ный Се­ра­фим.

В 2000 г. пре­по­доб­ная Алек­сандра Ди­ве­ев­ская бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых Ни­же­го­род­ской епар­хии, а опре­де­ле­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра 2004 г. она бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку об­ще­цер­ков­ных свя­тых.

Тропарь преподобной Александре Дивеевской, глас 3

 

Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.

Перевод: Раба Христова и избранница Пречистой Его Матери, Киевского удела Ее жительница и молитвенница, земли Ее обетованной искательница, Дивеевского монастыря первая руководительница и создательница, молись о нас, Александра преподобная, да спасет нас Пресвятая Богородица и помилует Святая Троица, да избавимся мы от адских мук и наследуем райское блаженство.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

 

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Кондак преподобной Александре Дивеевской, глас 3

 

Преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, любо́вь двуеди́ную к Бо́гу и бли́жним твои́м стяжа́ла еси́ и избра́нницею Бо́жией Ма́тери яви́лася. Ея́же после́дний уде́л в земли́ Росси́стей обрела́ еси́, и Диве́евскою первонача́льницею ста́ти сподо́бившися, вели́кому Серафи́му печа́ловатися о нем завеща́ла еси́. Зде́ же и поко́ишися с ним. Ны́не моле́ния на́ша приими́ и ко Го́споду вознеси́, да поми́лует ны.

Перевод: Преподобная мать Александра, любовь к Богу и одновременно к ближним твоим стяжала ты и явилась избранницей Божией Матери. Ее же последний удел в Российской земле ты обрела и, удостоившись стать Дивеевской первой руководительницей, великому Серафиму завещала заботиться о нем. Здесь же и покоишься с ним. Сейчас моления наши прими и ко Господу вознеси, да помилует нас.

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

 

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

 

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва преподобной Александре Дивеевской

 

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Алекса́ндро, Диве́евская первона́чальнице и похвало́, ве́ру несумне́нную дела́ми богоуго́дными яви́вшая, во исполне́ние обетова́ния Богоро́дицы в труде́х и по́двизех непреста́нных неле́стно потруди́вшаяся, и в благоустрое́нии земли́ святы́я Ея́ все име́ние и житие́ твое́ ижди́вшая, проро́чество Цари́цы Небе́сныя в насле́дие избра́ннику Ея́ саро́вскому пред кончи́ною твое́ю пра́ведною вве́рившая, и ду́шу твою́, сами́м Го́сподом предочи́щенную, в ру́це Бо́жии преда́вшая, моли́ся за ны, малове́рныя и неради́выя, да и мы присту́пим к до́брому де́ланию с пра́вою ве́рою, в терпе́нии содева́я свое́ спасе́ние, за Златоу́стом взыва́юще в печа́ли и ра́дости, ско́рби и утеше́нии: сла́ва Бо́гу за вся́. Ами́нь.

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОЙ АЛЕКСАНДРЕ ДИВЕЕВСКОЙ

 

Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).

Кондак 1

Избра́нная уго́днице Бо́жия, преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро! Велича́юще просла́вльшаго тя Го́спода, воспева́ем ти похва́льная. Ты же име́ющи ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и Пречи́стей Его́ Ма́тери, от вся́ких искуше́ний и бед свободи́ тебе́ вопию́щих: Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Икос 1

А́нгелов вы́шшая Всеми́лостивая Влады́чица на́ша Пресвята́я Богоро́дица избра́ тя, Алекса́ндро чу́дная, я́ко рабу́ Свою́ и́стинную и воздви́же тя просла́вити И́мя Сы́на Своего́ в земли́, четве́ртым уде́лом Ея́ нарече́нней. Мы же, ви́дяще Бо́жие о тебе́ благоволе́ние, со умиле́нием глаго́лем ти такова́я:

Ра́дуйся, доброде́лание от ю́ности возлюби́вшая;

ра́дуйся, блаже́нство ева́нгельское стяжа́вшая.

Ра́дуйся, в ско́рбех к тебе́ прибега́ющим поможе́ние;

ра́дуйся, в печа́лех ско́рое утеше́ние.

Ра́дуйся, дев диве́евских благоти́шное приста́нище;

Ра́дуйся, жена́м ти́хое прибе́жище.

Ра́дуйся, вмести́лище благода́ти Бо́жия;

Ра́дуйся, земли́ Ру́сския пресла́вное украше́ние.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 2

Ви́дяще избра́нничество твое́ в ди́вном о тебе́ Бо́жии промышле́нии, земна́го бо обру́чника лиши́вшися, и всю печа́ль на Го́спода возложи́вши, путь свой в Ки́ев упра́вила еси́ и та́мо во оби́тели Фло́ровской под покро́вом Пресвяты́я Богоро́дицы Небе́сному Жениху́ обручи́лася еси́, благода́рно взыва́ем Богу: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум свы́ше прии́мши сло́ва Бо́жия: «И́го бо Мое́ бла́го и бре́мя Мое́ легко́ есть», преподо́бная ма́ти, благо́е и́го Христо́во на себе́ подъя́ла еси́, бога́тство и сла́ву вре́менную презре́вши, вои́стину Бо́гу после́довала еси́; те́мже и мы, прославля́юще Ди́внаго во святы́х Свои́х, воспева́ем тебе́ си́це:

Ра́дуйся, свеще́, любо́вию Христо́вою горя́щая;

ра́дуйся, нищету́ Христо́ву возлюби́вшая.

Ра́дуйся, путе́м преподо́бных жен ше́ствовавшая;

ра́дуйся, свя́тости и му́дрости духо́вныя испо́лненная.

Ра́дуйся, иере́ев ти́хая ра́досте;

ра́дуйся, мона́шествующих пра́вило.

Ра́дуйся, призыва́ющих тя в моли́твах защи́тнице;

ра́дуйся, о нас пред Бо́гом хода́таице.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 3

Си́ла Вы́шняго вои́стину осени́ тя, егда́ Небесе́ и земли́ Цари́ца яви́ся ти и повеле́ изы́ти из оби́тели Фло́ровския в зе́млю избра́нную Свою́, ю́же обеща́ указа́ти тебе́. И мы, слы́шаще о чу́дном повеле́нии сем, пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́ющи тща́ние о по́двизе и́ноческаго равноа́нгельнаго жития́, преподо́бная Алекса́ндро, я́ко и́стинный во́ин Христо́в на стра́жи се́рдца своего́ стоя́щи, не ве́ровала еси́ а́бие виде́нию сему́, а́ки преле́стну могу́щу бы́ти, прише́дши же ко отце́м Пече́рским, вся сия́ пове́дала еси́ им. Усмотре́вше у́бо ти́и ди́вную на тебе́ Бо́жию ми́лость, и Цари́цу Небе́сную я́ко я́зву бесово́м пропове́давше, благослови́ша испо́лнити вся повеле́нная ти, нас же научи́ша пе́ти тебе́ такова́я:

Ра́дуйся, я́ко яви́ся тебе́ Воево́да Взбра́нная;

ра́дуйся, я́ко сподо́билася еси́ слы́шати повеле́ния Честне́йшия Херуви́м.

Ра́дуйся, я́ко сла́вила еси́ Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м;

ра́дуйся, святы́ни чи́стое и честно́е жили́ще.

Ра́дуйся, по́двига стра́нничества не убоя́вшаяся;

ра́дуйся, Небе́снаго Оте́чества пла́менне возжеле́вшая.

Ра́дуйся, доброде́телей вели́ких вмести́лище;

ра́дуйся, отцы́ Пече́рскими нарече́нная преблаже́нною.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 4

Бу́рю помышле́ний сумни́тельных утиша́ющи, тве́рдую ве́ру и упова́ние на Бо́га возложи́вши, преподо́бная ма́ти, вся глаго́лы Цари́цы Небе́сныя в се́рдце твое́м сохрани́ла еси́. И оста́вивши оби́тель, иде́же помышля́ла еси́ до конца́ дни́й свои́х подвиза́тися, во ино́е ме́сто востекла́ еси́. Мы же, ше́ствию твоему́ ра́дующеся, пое́м Всеблаго́му Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шащи о свя́тости жития́ и́ноков Саро́вских, ма́ти Алекса́ндро, востече́ ко оби́тели той. На пути́ же, близ хра́ма ве́си Диве́евския па́ки удосто́илася еси́ слы́шати пресла́дкий глас Преблагослове́нныя Богоро́дицы, указу́ющия на ме́сто сие́, Е́ю возлю́бленное. И обеща́ ти Пречи́стая умно́жити зде Го́споду Бо́гу служа́щих, тебе́ же ве́рою воспева́ющих такова́я:

Ра́дуйся, возлю́бленная Цари́цею Небе́сною;

ра́дуйся, избра́нная в Христо́вы неве́сты.

Ра́дуйся, прише́дшая в зе́млю обетова́нную;

ра́дуйся, послу́шная во́ли Пречи́стыя.

Ра́дуйся, ру́це свои́ о нас к Бо́гу простира́ющая;

ра́дуйся, ве́ру правосла́вную утвержда́ющая.

Ра́дуйся, свя́тости ревни́тельнице;

ра́дуйся, преподо́бных ра́досте.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 5

Боготе́чную звезду́ ви́дим тя, на Небеси́ сия́ющу в со́нме святы́х, зе́млю Ру́сскую освеща́ющу и на путь пра́вый нас, во тьме грехо́вней заблу́ждших, направля́ющу, приводя́щу пе́ти Творцу́ в Тро́ице: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дяще тя, ма́ти преподо́бная, к наста́вником оби́тели Саро́вския послуша́ния ра́ди прише́дшую и во́ли своея́ совле́кшуюся, путе́м многотру́дным и ско́рбным ше́ствующую, Ду́ха Свята́го дара́ми обогати́вшуюся, о́браз смиренному́дрия зрим и пое́м тебе́ си́це:

Ра́дуйся, все свое́ име́ние Обнища́вшему нас ра́ди Бо́гу преда́вшая;

ра́дуйся, в ве́лиих труде́х житие́ провожда́вшая.

Ра́дуйся, в посте́ и моли́тве Бо́гу угожда́ющая;

ра́дуйся, в ми́лости твое́й не оскудева́ющая.

Ра́дуйся, хра́мы мно́гия устроя́ющая;

ра́дуйся, су́щим в ну́ждах помога́ющая.

Ра́дуйся, о и́ноцех Саро́вских попече́ние и промышле́ние;

ра́дуйся, ни́щих и убо́гих наде́ждо и утеше́ние.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 6

Пропове́дует житие́ твое́, ка́ко невозвра́тным жела́нием Христу́ после́довала еси́, блаже́нная ма́ти Алекса́ндро: егда́ дщи твоя́ в ра́нних ле́тех преста́вися, в сем Бо́жие изволе́ние усмотре́вши, пе́ти научи́ла еси́ нас и в ско́рби Творцу́ всех: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́ в тебе́ просвеще́ние и́стины, егда́ ра́зумом свои́м удивля́ла еси́ всех к тебе́ приходя́щих, кро́тостию их на путь пра́вый наставля́ющи и и́стины ве́ры правосла́вныя разъясня́ющи, да вси у́зрят свет уче́ния Христо́ва; мы же с любо́вию взыва́ем ти:

Ра́дуйся, ма́ти Алекса́ндро, Бо́гом науче́нная;

ра́дуйся, да́ром рассужде́ния от Него́ почте́нная.

Ра́дуйся, в милосе́рдии святи́телю Никола́ю подо́бная;

ра́дуйся, в де́лех благи́х стезя́ми его́ ше́ствующая.

Ра́дуйся, немощны́м земледе́льцем в по́ли хле́бы пожина́ющая;

Ра́дуйся, во вре́мя жа́твы младе́нцы посеща́ющая.

Ра́дуйся, в де́лех жите́йских прему́драя управи́тельнице;

ра́дуйся, тепло́м и любо́вию ду́ши согрева́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 7

Хотя́щи положи́ти нача́ло устрое́нию оби́тели, преподо́бная ма́ти, три ке́ллии по́ставила еси́: еди́ную моли́твы ра́ди и уедине́ния, ину́ю се́страм, прише́дшим Бо́гу угожда́ти, и тре́тию странноприи́мну, да вси пою́т Еди́ному Бо́гу в Тро́ице: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́ваго хра́ма во сла́ву Преблагослове́нныя Богоро́дицы строи́тельница яви́лася еси́, ма́ти Алекса́ндро, и от Каза́ни спи́сок явле́нныя чудотво́рныя ико́ны Ея́ Каза́нския принесла́ еси́, да просла́вится И́мя Присноде́вы Мари́и на ме́сте сем, Е́ю возлю́бленнем, мы же благода́рственно зове́м ти:

Ра́дуйся, оби́тели Диве́евския тве́рдое основа́ние;

ра́дуйся, я́ко тобо́ю на милосе́рдие Бо́жие все на́ше упова́ние.

Ра́дуйся, в Ки́еве мо́щи преподо́бных Пече́рских испроси́вшая;

ра́дуйся, во оби́тели Диве́евской я́ко благослове́ние сия́ поста́вльшая.

Ра́дуйся, в годи́ну гла́да лю́таго о́крест живу́щих пита́вшая;

ра́дуйся, моли́твою твое́ю нас от бед сохраня́ющая.

Ра́дуйся, кро́ткая и му́драя в хра́ме Бо́жием распоряди́тельнице;

ра́дуйся, уста́ва церко́внаго усе́рдная храни́тельнице.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 8

Стра́нное явле́ние ви́димо бысть, егда́ в нощи́ коленопреклоне́нно Го́споду моли́лася еси́, да ука́жет во́лю Свою́ на освяще́ние приде́ла хра́ма Каза́нския ико́ны Бо́жия Ма́тере. Сего́ ра́ди явле́н ти бысть незри́мою руко́ю о́браз первому́ченика и архидиа́кона Стефа́на. И мы, почита́юще его́, воспева́ем Всеблаго́му Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 8

Всем се́рдцем свои́м, всею душе́ю и мы́слию Бо́га возлюби́вшая, ма́ти Алекса́ндро, первонача́льница непреста́нно моли́твы в Диве́еве яви́лася еси́ и, дар благода́тных слез стяжа́вши, при́сно в трезве́нии пребыва́ла еси́. Мы же, ве́дуще духо́вныя по́двиги твоя́, глаго́лем такова́я:

Ра́дуйся, у ико́ны Бо́жия Ма́тере Живоно́сный Исто́чник сле́зы умиле́ния пролива́ющая;

ра́дуйся, о заблу́ждших и скорбя́щих Бо́га умоля́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бным Серафи́мом вели́кою и свято́ю нарече́нная;

ра́дуйся, в по́двизех до́брых благослове́нная.

Ра́дуйся, стезю́ пра́вую нам указу́ющая;

ра́дуйся, во обстоя́ниих тя зову́щих помога́ющая.

Ра́дуйся, о жи́тельствующих во оби́тели твое́й, я́ко о ча́дех попечи́тельнице;

ра́дуйся, оби́дящим их стро́гая наказа́тельнице.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 9

А́нгелов ликостоя́ния дивя́тся твоему́ милосе́рдию, ка́ко ле́гкими стопа́ми селе́ние обходи́ла еси́ и, во смире́нии и́стиннем лю́дем по́мощь подава́ющи, о них усе́рдно Бо́гу моли́лася еси́; та́ко и нас научи́ ми́лости твори́ти, воздви́гни от ле́ности и нераде́ния, да вси ра́достно пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́и многосло́внии не возмо́гут изрещи́ си́лу Бо́жию, в не́мощи телесе́ твоего́ я́вльшуюся, егда́ в час отдохнове́ния от трудо́в и бде́ния, главу́ свою́ на ка́мень преклоня́ла еси́ и оде́ждею ве́тхою в зной и сту́жу те́ло покрыва́ла еси́; мы же, дивя́щеся сему́, вопие́м ти такова́я:

Ра́дуйся, всем призыва́ющим тебе́ ско́рая помо́щнице;

ра́дуйся, о лю́дех к тебе́ приходя́щих моли́твеннице.

Ра́дуйся, в беда́х и го́рестех николи́же оставля́ющая;

ра́дуйся, к ра́йским селе́нием призыва́ющая.

Ра́дуйся, кла́дязь целе́бныя воды́ ископа́вшая;

ра́дуйся, еще́ жива́ су́щи, дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая.

Ра́дуйся, неизчерпа́емая глубино́ любве́ и милосе́рдия;

ра́дуйся, о́бразе вели́каго к Бо́гу усе́рдия.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 10

Спасти́ хотя́ всех притека́ющих во оби́тель Диве́евскую, о отше́ствии в ве́чныя оби́тели извести́ тя Госпо́дь, да попече́ние о се́стрех диве́евских преподо́бному Серафи́му запове́дуеши. И мы, недосто́йнии, покрови́телей таковы́х на Небеси́ улучи́вше, благода́рственно воспева́ем Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ всем святы́м, Пресвята́я Де́ва, ди́вно упра́ви отше́ствие твое́ от жития́ сего́ вре́меннаго: в схи́му бо вели́кую облече́нная, ты в час кончи́ны Святы́х Христо́вых Та́ин приобщи́лася еси́ и ду́шу святу́ю в ру́це Бо́жии преда́вши, ны́не с ли́ки жен преподо́бных зри́ши Пресвяту́ю Тро́ицу. Мы же, восхваля́юще житие́ твое́, глаго́лем ти си́це:

Ра́дуйся, се́страм Диве́евским преподо́бнаго Серафи́ма во отца́ испроси́вшая;

ра́дуйся, свети́ло земли́ Ру́сския в нем прозре́вшая.

Ра́дуйся, чуде́сную по́мощь и по успе́нии твое́м прося́щим подаю́щая;

ра́дуйся, у Престо́ла Бо́жия нас помина́ющая.

Ра́дуйся, о во́инех, на по́ли бра́ни живо́т свой полага́ющих, Бо́га умоля́ющая;

ра́дуйся, рыда́ния ма́терей о ча́дех утоля́ющая.

Ра́дуйся, пла́чущих и скорбя́щих уте́шительнице;

ра́дуйся, о ро́де христиа́нстем пред Бо́гом предста́тельнице.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 11

Пение вознося́ всем святы́м, в земли́ Русстей просия́вшим, страстоте́рпец царь Никола́й ревнова́ше о прославле́нии твое́м, ма́ти Алекса́ндро, но пре́жде сам венце́м му́ченическим увенча́ся. Мы же, зря́ще ди́вное исполне́ние ча́яния его́, уми́льно вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 11

Светопода́тельная луча́, ко Христу́ устремле́нная, яви́ся житие́ твое́, и мно́жество и́нок ко Оби́телем Го́рним ты привела́ еси́, и вси ча́ющии благода́тныя по́мощи твоея́ с любо́вию глаго́лют та́ко:

Ра́дуйся, от земли́ челове́ки возвыша́ющая;

ра́дуйся, кро́тости и незло́бию науча́ющая.

Ра́дуйся, из волн жите́йских утопа́ющих изыма́ющая;

ра́дуйся, све́ще, нощь грехо́в разгоня́ющая.

Ра́дуйся, мона́шествующих укрепле́ние;

ра́дуйся, слез го́рьких осуше́ние.

Ра́дуйся, исто́чник целе́бныя воды́ подаю́щая;

ра́дуйся, больны́я и неду́жныя исцеля́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 12

Благода́ть и ми́лость излива́еши, преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро, на всех к тебе́ приходя́щих и к моще́м твои́м припа́дающих, и проще́ние нам у Го́спода прося́щи, науча́еши нас пе́ти Ему́: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще тебе́, ма́ти преподо́бная, восхваля́ем чудеса́ и ми́лости Бо́жия, явле́нныя ро́ду челове́ческому святы́ми Его́ уго́дники, и притека́юще во святу́ю оби́тель твою́, благода́рно взыва́ем ти такова́я:

Ра́дуйся, ка́меню драги́й, Христо́ву Це́рковь украша́яй;

ра́дуйся, оби́тель Диве́евскую от бед огражда́ющая.

Ра́дуйся, святу́ю во́лю Пречи́стыя Богоро́дицы испо́лнившая;

ра́дуйся, дар слез благода́тных стяжа́вшая.

Ра́дуйся, я́ко смире́ние твое́ бысть неисповеди́мо;

ра́дуйся, я́ко любы́ твоя́ бысть ко всем нелицеме́рна.

Ра́дуйся, ко христиа́нскому житию́ наставля́ющая;

ра́дуйся, с ве́рою к тебе́ притека́ющим помога́ющая.

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, первонача́льнице оби́тели Диве́евския.

Кондак 13

О́, преди́вная уго́днице Бо́жия, преблаже́нная ма́ти на́ша Алекса́ндро! Приими́ сие́ ма́лое тебе́ возноси́мое моле́ние на́ше и не отступи́ от нас моли́твами твои́ми, но, я́ко иму́щи дерзнове́ние у Христа́ Бо́га на́шего, испроси́ нам ми́лости и проще́ния в день су́дный, да, проше́дше путь земна́го стра́нствия, невозбра́нно дости́гнем поко́я Ца́рствия Небе́снаго и со все́ми святы́ми воспое́м Бо́гу: Аллилу́иа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Молитва

О́, святая уго́днице Бо́жия, преподо́бная ма́ти на́ша Алекса́ндро! Приими́ усе́рдныя моли́твы на́ша, с ве́рою и любо́вию к тебе́ возноси́мыя, и помози́ нам христиа́нския доброде́тели стяжа́ти, ве́ру кре́пкую и любо́вь к Бо́гу и к бли́жним име́ти, крест скорбе́й и боле́зней в терпе́нии носи́ти. О, госпоже́ на́ша и ма́ти! Прости́, благослови́, помоли́ся за нас, да и мы проще́ни бу́дем, и помяни́ нас у Престо́ла Бо́жия, да, твои́ми моли́твами спаса́еми в ны́нешнем ве́це и в бу́дущем, сподо́бимся хвали́ти и воспева́ти Всесвято́е И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Комментарии   

 
#1 MilesSuispXV 27.06.2020 02:04
написание курсовых работ на заказ

ПОБЕЖДАЕМ ЗАЧЕТЫ, СЕССИЮ И ТРУДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Помощь в выполнении курсовых, дипломных контрольных и многих других работ

Оставь заявку — остальное сделаем мы

- Строго соблюдаем требования методички, знаем все ГОСТы и нормы АНТИПЛАГИАТА
- Все работы проходят проверку качества перед отправкой клиенту, вы гарантировано получите отличный материал
- Ваши деньги в безопасности. В случае несоответствующ его выполнения работы мы вернем вам деньги

заказать контрольную работу




@a!kpp=