Роль Русской Православной Церкви в единении народа Казахстана

Докладчик: священник Евгений Яганов.

За последние годы значительно активизировалась просветительская, благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Казахстане. Имеются свои периодические издания, функционируют Церковно-приходские школы. В Восточном Казахстане на данный момент создается епархиальная административная структура. Все это результат работы и самой Церкви и, несомненно, созданных условий для этого проводимой политикой государства во главе Нурсулта?на Аби?шевича Назарба?ева. Неслучайно в государственной символике флага заложена идея единства народа и неделимости государства, а в символике герба – идея мира и спокойствия. Являясь гарантом прав и свобод своих граждан, именно власть в силах создать ту атмосферу уважения, возможности самовыражения, проявления человеческой индивидуальности. Только при этом возможно устроение жизни на основе взаимоуважения. Процветание государства возможно только при условии сохранения самобытности каждого народа с его религией и традициями.

Религиозные общины, традиционные для Казахстана – православная и мусульманская. Мирное сосуществование этих религий по словам Н. А. Назарбаева является надежным гарантом стабильности в социальной и духовной жизни Казахстана. История нашей страны свидетельствует – две мировые религии, две великие культуры – Христианство и Ислам могут сосуществовать и развиваться параллельно, обогащая и освящая родную землю. Они обе монотеистичны. Обе исходят из откровения Священного Писания. В основе каждой лежат нравственные заповеди, направленные на духовное возрождение отпавшей от Творца и поврежденной грехом человеческой природы. Обе утверждают миротворческое начало в человеческом обществе и уважительное отношение к каждой отдельной личности, носящей в себе образ Творца. Они трезвенны в своих суждениях, прогнозируемы в делах, обладают чувством исторической ответственности за судьбу своей страны и ее народа.

Мы имеем исторический опыт народа Казахстана, опыт совместного мирного проживания на протяжении многих столетий. Этот, богатый примерами положительного общежития, опыт во многом стал возможным благодаря прекрасной черте национального характера казахского народа – не подверженности ксенофобии, а наоборот - уважительному отношению к людям иных национальностей, вероисповеданий и культур. История прошедшего века показала эту прекрасную духовную и высоконравственную черту казахов. Они перед лицом собственной смертельной опасности, с высоким человеческим достоинством приняли на земле своих предков многие сотни тысяч гонимых суровой рукой истории из своих родных мест людей и предоставили им возможность сохранить свою национальную самобытность, язык, традиции, культуру и религию. Народы же, обретшие на земле казахов свою вторую родину, с любовью принимали ее как основополагающий закон общежития в своем новом земном отечестве.

К сожалению, понятия «вера» и «национальные традиции» все меньше и меньше совпадают. Точнее, определенные силы хотят, чтобы было так. Значит, нам действительно нужно «больше веровать». Пусть наша Православная вера и далее обогащает и освящает нас и все сферы нашей жизни. В том числе, и наши национальные традиции.

Для православного и мусульманского духовенства самое важное – это укоренение веры в сердцах паствы, укоренение в обществе такой религиозной культуры, которая бы способствовала процветанию родной земли. Поддерживая сложившиеся исторические традиции, духовенство продолжает плодотворно и неустанно трудиться на ниве духовного возрождения народа. При этом немалые усилия прилагаются для оздоровления духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, в среде которого, к сожалению, процветает наркомания, культивируется насилие, нравственная распущенность, всепоглощающее стремление к роскоши и комфорту, конфликтность, раздирающая современный мир. В ее основе лежит явление, которое можно определить как внутреннее духовное несогласие. Т. е.  состояние души, когда несогласие, конфликт с окружающей действительностью становятся главным способом отношения к окружающему миру.

Можно сказать, что мы создаем свободную религиозную зону, т. е. территорию, на которой действуют принципы свободного избирательства религии для всякой личности. Но в то же время мы оставляем за собой право свободно излагать и показывать неприемлемый для нас и наших сограждан отрицательный опыт варианта общения с Богом, который зачастую в конечном счете оказывается общением с демонами. Должно быть понятно, что здесь превалируют не личные амбиции и не притязания на исключительность той религии, к торой принадлежит мое «Я», а чистая братская любовь. И уж тем более оставляем за собой право обращаться к дозволенным методам властных структур, предотвращающих и препятствующих людским заблуждениям некоторых граждан, чьи действия ведут к демонизазии личности и, тем более, нашего общества.

Принцип – мы единая семья, единый народ, у нас единая родина с уже единой историей, единой культурой, но с самоутверждающей самобытностью, утверждающей нас, как личности, семьи, национальности, этот принцип должен стать нашим ориентиром. Не все могут жить по принципам тео-центричности, где для личности основополагающие законы являются Божии, но по законам нравственно-центричности мы жить обязаны, так же и призывать к этому других. У нас разные корни, которые определяют наши этнические, религиозные самобытности. С разным «вчера», мы святой волею Божией стали единым народом, который и должен общими усилиями увидеть и последовать Его святой воле. Не горделивое разделение, а святое единение в едином Боге – вот, что должно стать нашим принципом. С точки зрения высоконравственности: любовь; долготерпение; милосердие; не завидование; не превозношение; не горжение, т. е. смирение; не бесчинствование, законопослушание; не искание своего; не раздражение; не помышление зла; не радование неправде, а сорадование истине. Со своим индивидуальным, личным общением с Богом.

Пора объяснить своему разуму, что от отношений наших с Богом зависит не просто процветание, но, что важнее, существование. Истину не поколебать, но можно самому поколебаться и отпасть от Нее.

Наше время является показателем катастрофического нравственного разложения. Возможно, кто-то скажет, что эта проблема вечная. Да, к сожалению, тенденция к падению нравственности общества была заметна во все времена. Но в наше время это происходит с увеличенным порядковым числом. Утешает, что общественное сознание подошло к осознанию необходимости церковного института, как учреждения нравственности. Но нравственность и порядочность не является полным выражением духовности, святости человека. Они, скорее, вытекают из категории духовности, потому что истинно духовный человек не может быть безнравственным или непорядочным. Так как он живет согласно Христовым Заповедям. Именно из них вытекают наши представления о нравственности, морали, порядочности. Они - основа нашей жизни. Часто мы слышим, что "в Бога можно верить и дома", что "вера - это сокровенная часть жизни". И здесь хотелось бы сразу заметить, что Вера - это не часть жизни, а сама Жизнь. И церковь - это не просто место, где совершаются богослужения, церковь - это Храм Божий. Во время Литургии, Таинств прихожане приобщаются к вере. И священник - это тот человек, который соединяет с Богом. Церковь - не "дореволюционное наследие", как нам пытались внушить. Она всегда жила и в наши дни живет своей сокровенной жизнью. Сам Бог призывает нас для достижения духовного совершенства: "Будьте совершенны якоже и Отец Мой совершен есть." А для этого надо над собой непрерывно и много работать, чтобы научиться прощать и любить всех чистой любовью. Человек, живущий таким образом, создает вокруг себя, - будь то в семье, на работе или с друзьями - атмосферу духовности. Той подлинной духовности, которая становится живым дыханием его жизни. Что естественно должно быть для всех.

 

К тому же, храм в наше время является единственной связующей нитью нашей жизни с прежде жившими поколениями наших благочестивых праотцев, с их живой верою, традициями, Преданием. У кого нет прошлого, нет и настоящего, и, тем более, нет будущего. Historia magistra vitae. История — учительница жизни (Цицерон). Наш край имеет большое православное прошлое, имеет историю, воздвигнутую на ней культуру. Эту культуру беспощадно пытались разрушить и выкорчевать определенные силы в годы безбожной советской власти. Эта культура вне национальна. Она и казахская православная, и еврейская, и русская... Бог национальности не имеет. Необходима любовь со смирением и милосердием к народам, которые используют славянскую языковую культуру. Чтобы с ней была принята духовность и благочестие с желанием их воспринять, а не фобия к проявлениям гордости национализма, всегда желающую размыть и уничтожить культурную самобытность других народов. Давайте же сохраним эту культуру сейчас. А усилия свои приложим для выкорчевывания своих злых и дурных привычек. И разрушения своих грехов и заблуждений.