Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ.

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ.
"Человек для меня - святыня..."

Тусунбаева Т.У.,
заведующая отделом архивных технологий
и использования документов ЦДНИВКО

За последние десять лет развития нашего государства в независимых условиях мы узнали о нашей богатейшей истории гораздо больше, чем за все предыдущие семь десятилетий. Не случайно именно теперь так необычайно возрос неподдельный интерес казахстанцев к истории отечества в целом и в особенности к тем ее событиям и страницам, которые ранее тщательно замалчивались.

Возросший интерес к своей истории как казахов, так и представителей других народов, населяющих нашу республику, в значительной мере обусловлен потребностью в исторической правде.

В одном из своих выступлений глава государства привел слова известного историка Василия Ключевского о том, что история учит только тех, кто её изучает. По сути, история исследуется не только ради науки. Это делается в первую очередь для того, чтобы будущим поколениям учиться на её уроках, пополнять свои знания. Став независимыми, мы должны научиться защищать эту независимость. А для этого нам, казахстанцам, необходимо знать о важнейших вехах истории своей земли, своего народа, своего родного края. Не случайно, глава правительства, обратился к интеллигенции, с призывом пропагандировать исторические знания, восстанавливать народную память.

Наше выступление называется "Неизвестное об известном", и нам хотелось бы рассказать о неизвестных страницах из истории жизни одного человека, на основе документов затребованных из КНБ по городу Семипалатинску, архивных дел, хранящихся в Центре документации новейшей истории ВКО, чьё имя связано и с нашим городом, и с музеем, и с областной библиотекой, и Семипалатинским подотделом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. С нашим архивом - ЦДНИ в г. Семипалатинске. Имя его - Борис Георгиевич Герасимов. Священник, учитель, историк-краевед Восточно-Казахстанского Прииртышья. Коротко о нём: родился в декабре 1872 года в г. Усть-Каменогорске, сын ссыльного войскового нижнего чина из Петербурга; образование имел: два низших, одно среднее, незаконченное высшее. В Семипалатинск переехал в 1901 году из села Глубоковского Змеиногоренского уезда Томской губернии, где служил священником.

Переезд был связан с назначением Б.Герасимова первым священником новопостроенный Никольский собор.

Во время служения в соборе Б.Герасимов поступил в июне 1905 года на преподавательскую работу в местную учительскую семинарию, где произошло его знакомство с молодым М.Ауэзовым, продолжавшееся в Киргизтехникуме и отделе РГО.

В декабре 1922 года Герасимов занимался краеведением, учил детей, проповедовал в храме. Этот период его жизни характеризуется следующим: за священником Герасимовым имеются очень большие заслуги по изучению местного края. Его имя тесно связано с существованием Семипалатинского подотдела Г.О., с его научной библиотекой, солидным музеем. Им напечатано в разных изданиях свыше 2 тыс.статей о местном крае, прочитано около 70 публичных докладов, лекций. Печатные труды его премированы почетными наградами, серебряной медалью (Петроград) и премией имени выдающегося путешественника и ученого Потанина.

В ученом мире Герасимов справедливо пользуется репутацией большого знатока края, считается своего рода "unicum", которую заменить не кем.

Уход его из географического подотдела явился громадным ударом, если только не гибелью самого подотдела.

Начало декабря 1922 года в Семипалатинске раскрыт так называемый "Первый заговор церковников", направленный против существующего строя. По делу привлечено 13 служителей культа. Одним из них является священник Герасимов, его вина в том, что участвовал на собрании, которое проводилось без разрешения властей. Следствие велось более 3 месяцев, административное наказание - штраф в 500 рублей.

В это же время Губисполком публикует постановление, что лицам лишенным избирательских прав (в частности священникам) запрещено занимать выборные должности и преподавать в учебных заведениях.

Началась борьба за Б.Герасимова. От имени Географического общества во все губернские инстанции полетели ходатайства об оставлении его на занимаемых должностях. Итогом борьбы за священника Герасимова получилось так, что 5 марта было закрыто уголовное дело в отношении Б.Герасимова, а 23 марта Губисполком оставил священника на занимаемых должностях.

Руководство Губоно было недовольно Герасимовым, его неподчинение приводило их в бешенство. Они не могли командовать отделом РГО, так как его прямое подчинение было Главнауке. Были попытки отобрать у отдела музей и библиотеку, замораживание финансирования более чем на полгода и только вмешательство Академического центра позволяло отделу выживать. В одну из таких попыток Б.Герасимов заявил: "Что библиотека будет изъята у отдела только тогда, когда председатель будет посажен в тюрьму".

Б.Герасимову было предложено уйти в отставку с поста председателя и члена совета добровольно и остаться простым деятелем, членом РГО. А иначе сработает вышеназванное постановление. Выбирать было не из чего. Он согласился.

3 мая 1925 года состоялось общее собрание по перевыборам председателя Совета, согласно поданного заявления об отставке Герасимова, которое высказало "сожаление об уходе этого полезного, честного работника, которому отдел обязан своей известностью далеко за пределами нашей губернии".

16 мая 1925 года принесли Б.Герасимову новые неприятности. Приказ Губоно гласил: "...Числящийся временно преподавателем краеведения в промэконтехникуме и кирпедтехникуме Герасимов Б. с 20 мая освобождается от работы в этих учебных заведениях, как служитель культа..."

Герасимов работает только в РГО - председателем историко-археологической секции, которую организовал в 1924 году.

В это же время Президиум Центрального ГО оценил деятельность Герасимова по другому:

"Многоуважаемый Б.Герасимов!

Русским географическим обществом присуждена Вам золотая медаль за труды по краеведению Семипалатинской области, о чем и объявлено в годовом общем собрании общества 5 июня с.г..."

В 1927 году отдел РГО готовиться к своему 25-летию деятельности. Герасимов избирается в редколлегию по изданию юбилейного выпуска "Записок отдела", принимает активное участие в подготовке этого мероприятия. Но в Президиум торжественного юбилейного заседания он не избирается, хоть и является почетным членом этого общества. Нет места непокорному священнику в Президиуме среди представителей Губкома, Губисполкома, Губоно и др. представителей властей.

1929 год был в судьбе Бориса Георгиевича тяжелым. 13 апреля Семипалатинский отдел РГ общества реорганизован в отдел Общества изучения Казахстана. А уже 28 мая Б.Герасимов был письменно уведомлен: "Отдел сообщает Вам для сведения, что на основании постановления общего распорядительного собрания от 25 мая 1925 года, Вы, как служитель культа, считаетесь выбывшим из членов Отдела".

Свое несогласие с преобразованием отдела и исключением Герасимова из членов выразили многие его товарищи, давно работавшие с ним - П.Соломин, врач М.Павлов и др.

Так закончилась деятельность этого замечательного краеведа в Семипалатинском отделе Русского географического общества, с первого и до последнего дня безвозмездно отдавшего ему все свои силы, знания, здоровье... Но не остался без дела священник Герасимов.

1929 - начало 30-х гг. как и во всей стране, в Семипалатинске началась очередная антирелигиозная кампания. Власти начали массово закрывать и уничтожать православные храмы.

В апреле 1930 года закрывается Александро-Невская, в ноябре - Благовещенская, в 1931 г. - Знаменский собор, в 1936 г. - Никольский. С 1933 года начинается их разрушение и уничтожение.

Герасимов как священник и историк-краевед, начинает со своими сторонниками борьбу за них.

Терпению властей пришел конец. Стали искать повод и способ, как избавиться от неугодного, неугомонного и несговорчивого человека.

Наступил 1937 год. Во всей стране началась очередная кампания борьбы с "церковниками", теперь под лозунгом "изменники Родины".

Вот и нашелся повод, чтобы наказать непокорного и непослушного Б.Герасимова. В газетах подробно описывают раскрытые заговоры "религиозных антисоветских организаций", якобы имевших связи со шпионами иностранных государств.

В газете "Прииртышская Правда" за 22 августа 1937 года была напечатана статья Б.Кандидова "Шпионы в рясах", из газеты "Известия" -"Союз попов и разведчиков возник давно", - пишет автор. "Ещё при царизме иностранные разведчики имели своих агентов среди церковников и сектантов в России. Их совместная деятельность продлилась после революции".

Ровно через 6 дней, после появления этой статьи, 28 августа, Б.Герасимов был арестован органами НКВД Восточно-Казахстанской области по обвинению в контрреволюционной деятельности. На следующий день после ареста, появилась в газете очередная перепечатка из "Комсомольской Правды" - "Предвыборные манёвры церковников".

По всей области были произведены аресты. Началось следствие, которое велось "в направлении выявления практической деятельности Герасимова по созданию шпионской организации церковников и вовлечению новых членов на территории области". Указанной работой якобы руководил так называемый "Московский комитет", основной задачей которого являлось создание шпионской организации священнослужителей по всему Советскому Союзу для борьбы с Советской властью.

А Герасимов якобы как руководитель местного звена по заданию 1934-1936 гг. занимался созданием шпионского гнезда разведывательной деятельностью в пользу одного из иностранных государств. Всего было привлечено 17 человек, следствие велось закрыто. В печать не просочилось ни слова. Допрос каждого проводился только один раз, протоколы очных ставок отсутствуют. Как оно велось и какими методами добивались признаний нам неизвестно, но часть арестованных вместе с Герасимовым, признали себя виновными.

Постановлением тройки УНКВД все 17 обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. 16 были казнены.

22 ноября в два часа ночи Б.Герасимову как руководителю организации привидение приговора в исполнение было отклонено.

В материалах уголовного дела отсутствуют сведения о научной деятельности Герасимова Б.Г. Единственное упоминание о его занятиях научной деятельностью встречается в ответе Герасимова на допросе совершенно по другому поводу, в связи с выяснением личности связного, прибывшего к нему от "московского комитета" и заявившего: "Я привез Вам привет от Вашего знакомого академика Обручева Владимира Афанасьевича". По этому случаю Б.Герасимов сказал, что Обручева В.А. действительно знает, имел с ним личную связь на почве научной работы. После революции его не встречал, но будучи членом Географического общества переписывался с ним. Последнее письмо послал после 1930 г., к его 45-летнему юбилею. Зная Обручева В.А., - заявил священник, - Я не могу допустить мысль о каком-то отношении его к контрреволюционной работе.

Разыскивая "московский след" и только после ответов от соответствующих органов, что представитель центра не обнаружен, его расстреляли.

Это случилось 1 января 1938 года в новогоднюю ночь. В краеведческом музее сохранилась копия письма от 4 сентября 1940 года в местную тюрьму, в котором они просят встречи с Герасимовым. Ответа на письмо не было. Для всех он исчез бесследно. Честное имя Б.Герасимова было возвращено 7 февраля 1978 года.

В течение длительного времени архивисты ВК пытались разыскать архив уроженца г. Усть-Каменогорска Б.Г.Герасимова, священника, ученого, неутомимого исследователя и летописца нашего края, репрессированного органами НКВД в 1938 году. Его имя и труды долгое время были преданы забвению. В 1973 г. С.Е.Черных удалось установить адрес дочерей Бориса Георгиевича Марии Борисовны Любимовой и Ольги Борисовны Никулиной, которые передали сохранившиеся документы отца в госархив области.

Большую ценность представляет сборник научных трудов Герасимова, предположительно скомпонованный автором из работ, опубликованных в "Записках Семипалатинского подотдела ЗСО РГО" в 1903-1918 гг. В него вошли его важнейшие труды: "Ссыльные поляки в Семипалатинской области", "В долине Бухтармы", "Сказки, собранные в предгорьях Западного Алтая", "Заметка о пчеловодстве в восточной части Семипалатинской области", "Поездка на Рахмановские минеральные источники", "Поездка на Барлыкские минеральные источники", "Брачные документы Ф.М.Достоевского", "Дневник Генезера", "К вопросу о рациональном пчеловодстве на Алтае", "Первые оседлые заселыцики Кокпектинского округа", "Старинные церкви Семипалатинской области", "Летопись Семипалатинского подотдела РГО за 1902-1910 г.г.", очерки о Г.Н.Потанине, В.В.Сапожникове, Е.П.Михаэлисе, М.С.Сухотерине, Д.Л.Лаврове, В.Н.Белослюдове и др.

В фонде имеются составленные Герасимовым перечни его научных статей и заметок с указанием наименований журналов, их номеров и времени опубликования, список докладов и лекций, прочитанных в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Зайсане и Риддере.

О поэтическом даровании Герасимова позволяют судить рукописи стихотворения "осень в Семипалатинске" и "Ода", написанная на открытие Семипалатинского подотдела РГО в 1902 г.

Герасимов изучал историю казахов. Им даже была написана "История казахского народа", которая, к сожалению не была опубликована, а рукописные листы её сохранились лишь частично. Судьба основной рукописи неизвестна. По свидетельству Ольги Борисовны её приобрел у неё один из ученых Казахстана.

Свидетельством большой собирательной работы по истории края являются вырезки из сибирских и казахстанских газет со статьями и корреспонденциями за 1902-1905, 1910-1927 гг.

В фонде имеются подлинные письма Б.Г.Герасимову виднейшего геолога и географа нашей страны, заслуженного деятеля науки СССР, почетного президента географического общества В.А.Обручева, знаменитого исследователя Алтая, профессора Томского университета В.В.Сапожникова, виднейших ученых, профессоров М.Янишевского и Н.Кощенко, редактора журнала "Сибирский архив" А.И.Линькова, сибирского ботаника В.Ф.Семенова (уроженца Усть-Каменогорска), географа и исследователя озер Русского Алтая А.Н.Седельникова, родоначальника алтайского рамочного пчеловодства на Алтае А.Н.Федорова и других.

Борис Геогриевич был образованнейший человек. Он владел в совершенстве латинским, греческим, французским, казахским языками. Увлекался классиками русской и иностранной литературы. Был большим ценителем живописи. Любил музыку, прекрасно пел и играл на гитаре. Любил поэзию, сам писал стихи. Некоторые из них были опубликованы, но большинство так и не увидели свет, ибо этого не хотел их автор. И стихи его отличались теплотой и задушевностью, гармонично сливались с окружающей природой, отражали настроения автора.

Он очень любил людей, был добр и бескорыстен. Своей старшей дочери он писал: "У меня нет и не было ни капиталов, ни домов, ни имущества - я был интеллигентный нищий, но у меня сохранилось доброе имя. Им я дорожу, его никому не отдам... Людям я не делал зла, потому что их люблю. Человек для меня - святыня". Он пронес это доброе чувство к людям через всю жизнь.

Б.Г.Герасимов изъездил и исходил Восточный Казахстан вдоль и поперек, с большим усердием и кропотливостью изучал губернский и волостные архивы. Собранные им материалы легли в основу его научных статей и очерков. С годами значимость трудов Б.Г.Герасимова возросла, ибо в некоторых случаях они являются единственными источниками.

Сейчас, когда в обществе возрос интерес к своему прошлому, к истории своей Родины архивистами госархива в 1999 году было решено подготовить факсимильное издание трудов Герасимова. Для публикации были отобраны 4 работы Бориса Георгиевича: "Поездка на Рахмановские минеральные ключи", "Первые оседлые заселыцики Кокпектинского округа", "Старинные церкви Семипалатинской области", "Ссыльные, поляки в Семипалатинской области", впервые опубликованные 6 "Записках Семипалатинского подотдела ЗСО РГО" за 1907, 1914, 1915, 918 гг., ставшие ныне библиографической редкостью.

Тематика выбранных к публикации трудов обусловлена прежде всего растущим интересом исследователей, общественности к истории заселения края, роли политических ссыльных и их влиянию на общественную жизнь в Восточном Казахстане. Кроме того, в связи с возрождением разрушенных после революции храмов, резко возрос интерес к истории церквей: год возведения, на чьи средства построены, местонахождение, кто был священнослужителем и т.д.

Свое путешествие по юго-западному Алтаю (нынешняя Восточно-Казахстанская область) Б.Г.Герасимов описал в путевом очерке "Поездка на Рахмановские минеральные ключи", опубликованном в III выпуске "Записок Семипалатинского подотдела ЗСО РГО" в 1907 г.

В очерке впервые освещается краткая история Рахмановских ключей и их использование в лечебных целях, дается описание ванн и построек, возведенных крестьянином Фроловым, арендующим источники с 1895 г. Борис Георгиевич вел метеорологические наблюдения, замерял температуру радоновых источников. Кроме того, в очерке содержится много историко-этнографического материала о селениях Юго-Западного Алтая, через которые пролегал его многокилометровый путь от Семипалатинска до Рахмановских ключей почтовым трактом, занятиях и промыслах населения. Так, им даны описания поселков Озерского, Талицы, Шульбинского, Пьяноярского, села Убинского, поселка Барашевского, деревни Березовки, сел Красный Яр и Глубокого, поселка Уваровского, села Прапорщиково, города Усть-Каменогорска, села Согринского и многих других населенных пунктов. Герасимов обратил внимание на значительное обеднение жителей села Прапорщиково, основным источником существования которых являлась рыбная ловля. В Усть-Каменогорске собрал сведения по истории своего родного города. Борис Георгиевич дает описание упраздненной 30 лет назад Бухтарминского крепости и современного состояния посещенной им станицы. Он обращает внимание на особенности быта и обычаев населения, проживающего в долине реки Бухтармы, которое в отличие от населения других районов Томской губернии и Семипалатинской области в малой степени было подвергнуто влиянию внешнего мира и продолжало жить патриархальной жизнью.

В селе Берель Герасимов познакомился с известным исследователем Алтая В.В.Сапожниковым, возвращавшимся из путешествия по Монголии. В Берели Герасимов собрал сведения о занятиях мараловодством местными жителями. Кроме этого, им собраны сведения о количестве маралов в деревне Березовке и селе Черновом, которые он посетил.

В статье "Первые оседлые заселыцики Кокпектинского округа" Б.Г.Герасимов показал условия жизни казаков, разночинцев, казахов (киргиз), являвшихся первыми оседлыми заселыциками Кокпектинского, округа. Источниками для этого исследования явились архивные дел4 Семипалатинского областного правления, перечисленные в конце статьи. Сам автор считал эту работу материалом по истории заселения Степного края. Хронологические рамки событий 1830-1851 гг. Борис Георгиевич показал бедность, недостатки продовольственного обеспечения, тяжелый труд, а также суровые порядки дореформенного режима, принудительный характер самой колонизации степного края. Статья опубликована в XIII выпуске "Записок Семипалатинского подотдела ЗСО РГО" в 1914 г.

В очерке "Старинные церкви Семипалатинской области Б.Г.Герасимовым дается краткое описание старинных церквей Семипалатинской области, давность постройки которых не менее 100 лет. Таких церквей на 1915 г. насчитывалось шесть: Семипалатинский Знаменский Собор, Ямышевская, Троицкая (в Усть-Каменогорске), Железинская, Бухтарминская, Убинская церкви.

Герасимовым были изучены архивы этих церквей, это дало возможность проследить историю их построения. При написании очерка автор пользовался различными церковными актами: грамотами, церковными летописями, клировыми ведомостями, метрическими книгами и т.д. Герасимов отмечает, что церковные архивы находились "не в блестящем состоянии, много документов погибло во время пожаров, а также по причине недостаточно бережного хранения". Поэтому история не всех церквей описана достаточно полно. Наиболее подробно исследована история Троицкой церкви в Усть-Каменогорской крепости. Здесь имеются сведения о ее священниках, дьячках, пономарях, начиная с основания церкви в 1720 г.

Немалый интерес представляют отрывки из церковной летописи. На сегодняшний день это один из наиболее ценных источников по истории нашего края: здесь говорится о посещении г.  Усть-Каменогорска в 1868 году Великим князем Владимиром Александровичем, о землятресениях в Усть-Каменогорске в 1846, 1857, 1892, 1894, 1897, 1901, 1902, 1904 гг., о сильных пожарах и наводнениях в нашем городе и т.д. В заключении очерка дается список всех церквей Семипалатинской области (по уездам) с указанием года постройки, на какие средства и из какого материала построена (деревянная или каменная). Этот очерк был опубликован в Х выпуске "Записок Семипалатинского подотдела ЗСО РГО" за 1915  г.

На протяжении ряда лет Б.Г.Герасимов проводил большую исследовательскую работу о поляках, отбывавших ссылку в Семипалатинской области. С этой целью он тщательно изучил все архивные документы, хранящиеся в архивах Семипалатинского областного правления и Усть-Каменогорского городского управления. Но в связи с тем, что в архивных источниках содержались отрывочные сведения о судьбах политических ссыльных поляков, Герасимов проводил сборы опросным путем во время своих поездок по области.

Им были собраны материалы о поляках, сосланных в Семипалатинскую область до 1863 г. Среди них участники восстаний 1831 и 1863 гг., а также сосланные в 1826, 1848, 1849, 1850, 1851, 1857 гг. за, принадлежность к различным тайным обществам, раскрытым царскимправительством в разное время. Герасимов установил, что часть поляков была сослана сюда сразу, часть прибыла после отбытия каторжных работ, часть переведена из других мест отбытия наказания, а часть переехала на постоянное местожительство из других районов Сибири, после отбытия срока ссылки. Собранный материал был просистематизирован и положен в основу исторического очерка "Ссыльные поляки в Семипалатинской области", опубликованного в 1918 году в XII выпуске "Записок Семипалатинского подотдела ЗСО РГО". За этот очерк Герасимову присуждена премия имени Г.Н.Потанина.

В очерке даются краткие сведения о 133 политических ссыльных поляках, отбывших наказание в Семипалатинской области в разные годы: место рождения, социальное происхождение, семейное положения, участие в тайных обществах или восстании, срок и место отбытия ссылки, участие в общественных делах, служба в армии и т.д. По возможности прослеживалась дальнейшая судьба ссыльных (возвращение на родину или выезд в другие губернии России, дальнейшее проживание в Семипалатинской области, обзаведение семьями и т.д.).

Сегодня мы стоим только на первых ступенях своей национальной истории. К нам вернулись имена, факты, события, казалось, ушедшие бесследно.

Все это - истории связующая нить!