Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

"Закон Божий. Руководство для семьи и школы". Протоиерей Серафим Слободской. Часть 4 .

Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей.
А если допустил, то почему Господь просто ("механически") не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни?

Всемогущий Бог, несомненно, мог бы не допустить падения первых людей, но Он не захотел подавлять их свободы, потому что не Ему же было уродовать в людях Свой собственный образ. Образ же и подобие Божие в первую очередь выражается в свободе воли человека.

Хорошо разъясняет этот вопрос проф. Несмелов: "Ввиду того, что невозможность механического спасения Богом людей для многих представляется весьма неясной и даже совсем непонятной, мы считаем не лишним сделать более подробное объяснение этой невозможности. Спасти первых людей путем сохранения для них тех условий жизни, в которых они находились до своего падения, было невозможно потому, что погибель их заключалась не в том, что они оказались смертными, а в том, что они оказались преступными. Значит, пока они сознавали свое преступление, для них безусловно был невозможен рай именно в силу сознания ими своей преступности. А если бы случилось так, что они забыли бы о своем преступлении, то этим самым они бы только подтвердили свою греховность, и стало быть - для них опять таки был бы невозможен рай в силу их нравственной неспособности приблизиться к тому состоянию, которым выражалась их первобытная жизнь в раю. Следовательно, возвратить себе потерянный рай первые люди безусловно не могли - не потому, что этого Бог не хотел, а потому, что этого не допускало и не могло допустить их собственное нравственное состояние.

Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступники. Поэтому несомненно, что, одинаково сильный создать человека и возрастить младенца, Бог мог бы изъять детей Адама из состояния греховности и поставить их в нормальные условия нравственного развития. Но для этого, разумеется, необходимо:
а) согласие Бога на погибель первых людей,
б) согласие первых людей уступить Богу свои права на детей и навсегда отказаться от надежды спасения и
в) согласие детей оставить своих родителей в состоянии погибели.

Если мы допустим, что первые два из этих условий могут как-нибудь считаться хотя бы только возможными, то осуществить третье необходимое условие все таки никаким путем невозможно. Ведь, если бы дети Адама и Евы на самом деле порешили, что пусть, мол, их отец и мать погибают за сделанное ими преступление, то этим самым они, очевидно, показали бы только, что они совершенно недостойны рая, и стало быть - они несомненно потеряли бы его".

Можно было уничтожить согрешивших людей и создать новых, но новосозданные люди, имея свободную волю, разве не стали бы грешить? Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и, хотя бы в отдаленном потомке своем, не победил бы того зла, которому он позволит восторжествовать над собою. Ибо Всеведущий Бог ничего не делает напрасно. Господь Бог Своею превечною мыслью объял весь план миротворения; и в Его превечный план входило и воплощение Его Единородного Сына для спасения падшего человечества.

Именно, необходимо было воссоздать падшее человечество состраданием, любовью, чтобы не нарушить свободную волю человека; но чтобы человек сам по своей воле захотел возвратиться к Богу, а не по принуждению или по необходимости, ибо в этом случае люди не могли бы стать достойными чадами Божиими. А по превечной мысли Бога люди должны соделаться подобными Ему Самому причастниками вечной блаженной жизни с Ним.

Так премудр и благ Всемогущий Господь Бог, не возгнушавшийся сойти на грешную землю, принять на Себя нашу поврежденную грехом плоть, лишь бы спасти нас и возвратить к райскому блаженству вечной жизни.

Об образе и подобии Божием в человеке

Св. Церковь учит, - под образом Божиим, нужно разуметь данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство; а под подобием Божиим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу, - совершенствоваться в стремлении к истине и добру.

Более подробно можно объяснить так:

ОБРА3 БОЖИЙ: находится в свойствах и силах души. Бог есть Дух невидимый, Который все в мире проникает, все оживляет, и в то же время Он есть Существо независимое от мира; душа человека, присутствующая во всем теле и оживляющая тело, хотя и имеет известную зависимость от тела, однако остается существовать и по смерти тела. Бог вечный; душа человека бессмертна. Бог премудрый и всеведущий; душа человека имеет силу познавать настоящее, помнить прошедшее и даже иногда предугадывать будущее. Бог преблагий (т. е. предобрый, премилостивый) - и душа человека способна любить других и жертвовать собою. Бог всемогущий, творец всего сущего; душа человека имеет силу и способность мыслить, творить, создавать, строить и т. п. Но, конечно, существует безмерное различие между Богом и силами души человеческой. Силы Божии безграничны, а силы души человеческой весьма ограничены. Бог есть Существо абсолютно свободное; и душа человека имеет свободу воли. Потому человек может желать, но может и не желать быть подобием Божиим, ибо это зависит от свободного желания самого человека, от его свободной воли.

ПОДОБИЕ БОЖИЕ зависит от направления душевных способностей. Оно требует духовной работы человека над собою. Если человек стремится к истине, к добру, - к правде Божией, то он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя, лжет, враждует, делает зло, заботится только о земных благах и думает только о теле своем, и не заботится о душе своей, то такой человек перестает быть подобием Божиим (т. е. похожим на Бога - Отца своего Небесного), а делается похожим в своей жизни на животных и может окончательно уподобиться злому духу - диаволу.

Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. (Быт. 5, 4).

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

Однажды они приносили жертву Богу: Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада.

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, - как полагают, дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.

После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.

Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: "Где брат твой Авель?"

Каин дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?"

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле". И Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю.

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать ее, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством, а лишение самого себя жизни называется самоубийством и есть самый тяжкий грех.

Вместо убитого Авеля, Бог дал Адаму и Еве третьего сына - благочестивого Сифа, а потом и еще многих других детей. Адам и Ева долго жили на земле. Адам прожил 930 лет. Много они перенесли страданий и горя, сердечно раскаялись в своем грехе и твердо веровали в обещанного Спасителя. Вера эта спасла их, они находятся теперь в числе святых праотцев.

ПРИМЕЧАНИЕ: cм. Библию в кн. "Бытие": гл. 4, 1-16, 25; 5, 3-5.

Потоп

От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более.

От Сифа произошли благочестивые и добрые люди - "сыны Божии", а от Каина нечестивые и злые - "сыны человеческие".

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые обычаи, развращаться и забывать истинного Бога.

Через продолжительное время, нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа - праведный Ной со своим семейством.

Видя великое развращение людей, милосердный Господь дал им на покаяние и исправление сто двадцать лет. Но люди не только не исправились, а стали еще хуже.

Тогда Господь определил омыть (очистить) землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Бог явился Ною и сказал: "конец пришел всякой твари, ибо земля наполнилась от них злодействами; и Я истреблю их с лица земли. Я наведу на землю потоп водный, чтобы погубить все, что есть на земле". Он повелел Ною построить ковчег, то есть большое четыреугольное судно на подобие дома, в котором могли бы поместиться его семья и животные, и дал ему для этого точные размеры и указания. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег.

Когда ковчег был готов, Ной, по повелению Божию, вошел в него со своею женою, тремя сыновьями и их женами и, по указанно Божию, взял с собою всех животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых, (т. е. которых можно приносить в жертву) - по семи пар, а нечистых - по одной паре, чтобы сохранить племя их для всей земли. Взял и запас пищи для всех на целый год.

В тот день, когда Ной вошел в ковчег, воды потопа хлынули на землю - "разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились", то есть произошло великое наводнение с морей и океанов, а с неба лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И поднялась вода на земле выше самых высоких гор, усиливаясь сто пятьдесят дней, и потопила всех людей и животных, так что никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге.

После ста пятидесяти дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). В первый день десятого месяца показались вершины всех гор. К концу года вода вошла в свои вместилища.

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно на кровлю ковчега.

Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.

Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всею своею семьею и выпустил всех животных, бывших с ним.

И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.

Бог милостиво принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие", гл. 4, 17-24; 5; 6, 1-22; 7; 8; 9, 1-17.

Беседа о потопе

Со стороны неверующих существует возражение против потопа, которое заключается в том, будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Библии. Но, как указывает английский исследователь Артур Гук: "ученый специалист д-р Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли была превращена в плоскость, то имеется так много воды в морях, которые в некоторых местах достигают шести миль глубины, что ее хватило бы, - чтобы покрыть землю целиком одновременной повсеместной глубиной в две мили".

Но потоп мог быть и не в полном смысл слова всемирным. Надо вспомнить, для чего Господь совершил потоп: Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их были зло на всякое время... И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. (Быт. 6, 5 и 7). Следовательно, потоп мы можем представить и в виде наводнения, охватившего только лишь пространство земли, населенное людьми, а как велико было это пространство во время потопа, мы совершенно не знаем. При этом нас может не смущать то обстоятельство, что Библия несколько раз говорит о потопе, как о распространившемся "по всей земле". Библия и вся религиозная литература, имеющая объектом своих забот лишь человеческую душу, часто называет землей и даже вселенной лишь область обитания человеков, и даже лишь область определенной человеческой культуры, созревшей для воздействия Священного Писания. Воспитанная на Библии Византия, именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих называла "повелителями вселенной" и Константинопольскому патриарху дала титул вселенского.

Широкая же распространенность предания о потопе свидетельствует о том, что потоп был событием, охватившим все человечество, и оно сохранилось в памяти многих ветвей человеческого рода. Тот же исследователь Артур Гук сообщает, что халдеи, финикияне, вавилоняне, фригийцы, сирияне, персы, греки и даже армяне - все они имели, более или менее, согласные сказания о потопе. Повествование фригийцев, например, упоминает Еноха, как предвозвестившего потоп, и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Найдена была древняя фригийская монета, с грубым изображением ковчега, и букв "N-0" на одной из ее сторон, несомненно, относящихся к Ною. Дальше мы обнаруживаем, что Индия и Китай имеют записи о потопе и, что при потопе, был спасен некто с семью человеками его семьи. Мексиканцы имели предание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись при имевшей наступить катастрофе.

Ко всему следует указать, что на основании научных (геологических) раскопок установлено, что имеется в земле мощный слой глины, илистого наслоения, который не имеет в себе никаких остатков органической животной жизни. Этот слой резко отделяет слои каменного века (палеолита), от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Французский ученый Мортилье, назвал этот слой hiatus, т. е. перерыв. Это илистое наслоение со дна морского произошло, как полагают, под действием мирового катаклизма, т. е. суша опустилась ниже уровня океана, воды которого и затопили всю землю, все горы. Как и говорит о том Моисей: "и разверзлись все источники великой бездны" (Быт. 7, 11), а затем уже упоминает о дожде. Причем эти илистые наслоения покрывают мощным слоем всю Европу, Северную Африку и Западную Азию, до высоких гор. Ученый Кювье так и назвал эти отложения, этот мощный илистый слой, Deluge (Делюж) - потоп.

Конечно, для верующих людей все эти доказательства не нужны, т. к. они знают, что Всемогущий Господь Бог, сотворивши небо и землю, безусловно мог затопить всю сушу водами потопа.

Жизнь Ноя и его детей после потопа

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.

Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.

Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 9, 18-29; гл. 10.

Столпотворение вавилонское и рассеяние людей

Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.

Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

Но, прежде чем разойтись, потомки Хама, увлекая за собою и других, задумали построить город и в нем башню, на подобие столпа, высотою до небес, чтобы прославиться и не быть в подчинении у потомков Сима и Иафета, как о том предсказал Ной. Они наделали кирпичей и принялись за работу.

Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Тогда люди были вынуждены бросить начатую постройку и разойтись по земле в разные стороны. Потомки Иафета ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии, Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.

Недостроенный город прозван Вавилоном, что значит смешение. Вся же страна, где был этот город, стала называться землею Вавилонскою, а также Халдейскою.

Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать свое родство, и стали образовываться отдельные, самостоятельные народы или нации, со своими обычаями и языком.

Господь видел, что люди больше научаются друг от друга злым делам, чем добрым, и потому произвел смешение языков, и разделил людей на отдельные народы и дал каждому народу отдельную задачу и цель в жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 11.

Появление идолопоклонства

Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие). Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища. Такие изображения ложных богов называются идолами, или кумирами, а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками, или язычниками. Так появилось на земле идолопоклонство.

Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Богу.

Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные", то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: "Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству". Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

Авраам сказал Лоту: "Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево".

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив, - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": главы 12, 14, 15, 16, 17.

Явление Бога Аврааму в виде трех странников

Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.

И сказали они ему: "где Сарра; жена твоя?"

Он ответил: "Здесь, в шатре".

И сказал один из них: "через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын".

Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?

Но странник сказал: "зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын".

Сарра же испугалась и сказала: "я не смеялась".

Но он сказал ей: "нет, ты засмеялась".

Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.

Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 18, 1-16.

Гибель Содома и Гоморры

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.

Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников.

Господь сказал: "Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город".

Авраам снова спросил: "может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?"

Господь сказал: "не истреблю, если найду там сорок пять праведников".

Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: "Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?"

Бог сказал: "Не истреблю и ради десяти". Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством - с женой и двумя дочерьми - за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое.

Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп.

Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни - оглянулась, задержалась, - и сразу превратилась в соляной столп. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 18, 16-33; 19, 20.

Принесение Исаака в жертву

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.

Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.

Бог явился Аврааму и сказал: "возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу".

Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.

Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: "Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?"

Авраам ответил: "Господь усмотрит Себе агнца". И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: "Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня".

И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.

Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, пред-изобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения.

Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": гл. 21, 22.

Женитьба Исаака

Сарра, жена Авраама, умерла когда ей было 127 лет. Сам же Авраам почувствовал слабость здоровья и решил женить сына своего Исаака, но только не на хананеянке, а на девушке своего племени. Исааку исполнилось тогда сорок лет.

Авраам призвал старшего раба своего Елеазара и сказал ему: "Клянись мне Господом, Богом неба и земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь на родину мою, к племени моему, и приведешь оттуда невесту Исааку, сыну моему".

Елеазар дал клятву и тотчас отправился в путь. Тогда был обычай, чтобы жених давал родителям дары за невесту; чем богаче была невеста, тем богаче были и дары (вено).

Елеазар взял с собою для подарков разные дорогие вещи и десять верблюдов и отправился в Месопотамию, в город Харран, где жил Нахор, брат Авраама.

Подойдя, к городу, Елеазар остановился у колодца. День склонялся к вечеру, когда женщины обычно приходят черпать воду. Елеазар стал молиться Богу, он говорил: "Господи, Боже, господина моего Авраама, пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость господину моему. Вот, я стою у источника, к которому дочери городских жителей выходят черпать воду. Пусть та девица, которая на мою просьбу наклонит кувшин и даст мне напиться, скажет: - пей, я и верблюдам твоим дам пить, - будет назначена Тобою для Исаака".

Не успел окончить молитву Елеазар, как к колодцу спустилась с кувшином на плече прекрасная видом девица, почерпнула воды и пошла вверх.

Елеазар подбежал к ней и сказал: "Дай мне испить немного воды из кувшина твоего".

Девица сказала: "Пей, господин мой". И тотчас спустила кувшин с плеча на руку свою и напоила его.

Когда Елеазар напился, девица сказала: "Я стану черпать и для верблюдов, пока не напьются все". Она сразу же вылила воду из кувшина своего в поило, и побежала опять к колодцу почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его.

Елеазар смотрел на нее с изумлением и молчанием.

Когда верблюды перестали пить, Елеазар взял золотую серьгу и два запястья на руки и подарил ей, и спросил ее: "Чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место для ночлега?"

Девицу эту звали Ревекка, она ответила: "Я дочь Вафуила, сына Нахора. У нас много соломы и корму и есть место для ночлега".

Елеазар стал на колени и возблагодарил Бога, что Он услышал молитву его.

Ревекка побежала в дом свой и обо всем рассказала матери своей и всем домашним.

У Ревекки был брат Лаван, он тотчас побежал к источнику и сказал Елеазару: "Войди благословенный Господом. Зачем ты стоишь здесь? Я приготовил дом и место для верблюдов".

Елеазар вошел в дом. Лаван расседлал верблюдов, дал им соломы и корму. Сразу же принесли воды умыть ноги Елеазару и людям, которые были с ним, и предложили им пищу.

Но Елеазар сказал: "Я раб Авраамов. Не стану есть, пока не скажу дела своего". И рассказал Елеазар подробно, зачем он пришел и как по его молитве Господь дал знамение о Ревекке. Когда же все рассказал, то спросил: "теперь скажите мне, намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?"

Лаван и Вафуил ответили: "От Господа пришло это дело, и мы не можем прекословить тебе. Вот Ревекка пред тобою: возьми ее и пойди; пусть будет она женою сына господина твоего, как сказал Господь".

Когда Елеазар услышал такие слова их, то с благодарностью поклонился Господу до земли. Затем вынул золотые и серебряные вещи и одежды и одарил ими невесту, брата ее и мать ее.

На другой день Елеазар просил, чтобы их отпустили домой. Но брат и мать Ревекки стали уговаривать его остаться хотя бы на десять дней.

Но Елеазар ответил: "Не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой".

Тогда родители призвали Ревекку и спросили ее: "Пойдешь ли с этим человеком?" Ревекка сказала: "Пойду". Тогда родители благословили ее и отпустили в путь.

Когда же Елеазар с Ревеккою и спутниками подъезжали на верблюдах к шатрам Авраама, Исаак встретил их.

И стала Ревекка женою Исаака. Любовь к Ревекке утешила Исаака в печали о смерти матери его, Сарры.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": гл. 23 и 24.

* * *

Женитьба Исаака есть великий пример для всех поколений. Как часто заблуждаются молодые люди при важнейшем вопросе своей жизни - при вступлении в брак. Одни ищут богатства, другие - красоту телесную, третьи - благородство и т. п., и только редкие ищут разума и кроткого доброго сердца, т. е. красоту внутреннюю, духовную. Первые качества временны и преходящи, а второе - внутренняя красота, постоянна и не зависит от перемены внешних обстоятельств.

Неверное отношение к браку происходит оттого, что люди хотят сами устроить свое счастье, без Бога, по своим эгоистическим прихотям.

Христианские юноши и девицы, желающие вступить в брак, должны усердно молить Господа-Сердцеведца, чтобы Он Сам, по Своей воле, устроил их супружество и благословил их Своею благодатью, ибо без благословения Божия никому не устроить своего счастья, доброго порядка в супружеской жизни и истинно-христианской семьи.

Добрая же христианская семья есть ограждение чистых нравов, почва для насаждения добра в человечества, орудие и средство для распространения и утверждения на земле святой Христовой Церкви.

Семья является также и основою государства, как хорошо говорит об этом Филарет, митрополит Московский: "в семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великом семействе, которое называется государством".

Исав и Иаков

У Исаака было два сына: Исав и Иаков.

Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.

Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова.

Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы.

И сказал ему Исав: "Дай мне поесть".

Иаков же сказал: "Продай мне свое первородство", так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу.

Исав ответил: "вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?" Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию.

Иаков сказал: "Поклянись".

Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи.

По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": гл. 23; 24; 25; 27, 1-9.

Видение Иаковом таинственной лестницы

На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху лестницы стоит Сам Господь.

И говорит Господь Иакову: "Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю".

Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь, через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею.

Проснувшись, Иаков сказал: "Страшно сие место: это - дом Божий, это - врата небесные". Камень, на котором он спал, поставил он памятником и возлил на него елей (масло) в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль, что значит: дом Божий. После этого, с надеждою на помощь Божию, он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию.

Иаков пришел в Харран к Лавану, к брату матери своей (т. е. к шурину, или иначе, к швагеру). Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у Лавана.

Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, т. к. он ее полюбил.

Но Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей.

Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль.

Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большою семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути.

Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит "бого-борец". И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": гл. 28, 10-22; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35.

Иосиф

У Иакова было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. От них потом произошли двенадцать колен, или племен, народа еврейского.

Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его.

Однажды Иосиф видел сон, что он с братьями был в поле и вязал снопы. И вот его сноп встал посредине прямо, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. В другой раз Иосиф видел во сне, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Когда он рассказывал свои сны, отец заметил ему: "Что это за сны? Неужели я и твоя мать и братья будем кланяться тебе?" Братья же еще больше стали ненавидеть Иосифа.

Вскоре после этого братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. Когда он подходил к ним, братья еще издали увидели Иосифа и стали говорить: "Вот идет сновидец, давайте убьем его и тогда посмотрим, как исполнятся сны его". Но Рувим, старший из братьев, сказал: "Не проливайте крови; бросьте его лучше в ров". А сам думал потом спасти Иосифа и возвратить отцу. Братья послушались; они сняли с Иосифа разноцветную одежду и бросили его в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали мимо них купцы с товарами в Египетскую землю. Один из братьев - Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двадцать сребреников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: "мы нашли эту одежду, не Иосифа ли она?" Иаков узнал одежду. "Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!" с горестью воскликнул он, Потом он долго оплакивал своего любимого сына и не мог утешиться.

Иосиф, проданный братьями (по совету брата Иуды) за 20 сребрен., был прообразом Христа, проданного иудой за 30 сребренников.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. "Бытие" гл. 37; и кн. "Исход": гл. 1, 1-4.

Иосиф в Египте

Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифару (или Пентефрию). Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить пред Ним; своему господину служил честно. Потифар полюбил его и сделал управляющим в своем доме. Но злая и коварная жена Потифарова оклеветала Иосифа перед своим мужем. Потифар поверил жене и посадил Иосифа в тюрьму.

Но Бог видел невинность Иосифа и помог ему. В той же тюрьме сидели виночерпий и хлебодар фараона, царя египетского. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф.

Через два года после этого увидел фараон в одну ночь два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки, и вот, вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон - будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после семь колосьев сухих и тощих и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов.

Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. "Оба сна, - сказал он, - означают одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода". При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода.

Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле Египетской, первым после себя, и ему поручил заготовлять хлеб,

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. "Бытие" гл. 39; 40; 41, 1-46.

Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет

В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать и в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за хлебом, потому что голод был по всей земле.

Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Они пришли к Иосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев и невольно вспомнил сны своего детства; но чтобы видеть, сделались ли братья лучшими, обошелся с ними сурово и сказал им: "Вы, верно, соглядатаи (чужие разведчики), пришли высмотреть все в нашей земле, чтобы потом завоевать ее".

- "Нет", ответили братья, "мы - люди честные и все сыновья одного человека в земле Ханаанской. Нас было двенадцать, но одного не стало, а младший остался с отцом".

- "Если вы говорите правду", сказал Иосиф, "то пусть один из вас останется здесь, а остальные пусть отвезут хлеб и привезут младшего брата".

Братья стали тогда говорить между собою, думая, что Иосиф не понимает их, так как он говорил с ними через переводчика: "Вот, мы терпим наказание за грех против нашего брата. Мы не пощадили его, зато и постигло нас такое горе".

Иосиф же, когда услышал, что они говорят, отошел от них и заплакал. Потом, он оставил у себя Симеона, а прочих братьев отпустил.

Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собою младшего брата Вениамина. Иосиф, увидев между ними Вениамина, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обед. И когда смотрел на Вениамина, то от радости прослезился. Чтобы братья не заметили его слез, он ушел в другую комнату и умыл свое лицо. После обеда Иосиф велел насыпать им хлеба в мешки, а в мешок Вениамина приказал положить серебряную чашу, из которой пил сам. На следующее утро он отпустил их домой.

Но едва братья выехали, как Иосиф велел своему управителю догнать их и обыскать, не они ли украли чашу. Чаша нашлась в мешке Вениамина. Братья все вернулись к Иосифу, пали пред ним на землю и сказали: "Бог открыл неправду нашу; теперь мы все рабы твои".

"Нет, - отвечал Иосиф, - пусть останется рабом тот, у кого нашлась чаша, а вы можете возвратиться к отцу".

Тогда выступил Иуда и сказал Иосифу: "Господин мой! Отец наш стар и этого сына любит больше всех; я поручился привезти его в целости назад; пусть лучше я останусь рабом у тебя вместо него, а его отпусти с братьями к отцу; потому что, если он не вернется, то отец наш умрет с горя".

Теперь Иосиф увидел, что братья исправились, и больше не стал скрываться от них. Он выслал всех слуг, заплакал и сказал им: "я - брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет!"

Братья так смутились, что не могли говорить.

Но Иосиф продолжал: "Не бойтесь! Сам Бог привел меня сюда, для сохранения вашей жизни. Отправляйтесь скорее к отцу и скажите ему, чтобы он ехал в Египет ко мне, потому что еще остается пять лет голода". Потом стал он обнимать и целовать Вениамина и всех братьев и плакал, обнимая их.

Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет.

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей - Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая - на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего.

Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и того времени, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам и заслугам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, он каждому из них дал благословение и предсказал Иуде, что из потомства его будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель, то есть Христос Спаситель.

После всего он заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там, где похоронены его отцы. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там.

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет еврейский народ из Египта и возвратить в землю Ханаанскую. Он заповедал также, чтобы кости его были перенесены в родную землю.

В Египте семья Иакова-Израиля скоро умножилась и составила народ, который стал называться израильским или еврейским. Он делился на двенадцать колен по числу двенадцати сыновей Иакова.

История Иосифа, пострадавшего от своих братьев, потом прославившегося и спасшего им жизнь, была прообразом Христа Спасителя. Спаситель также пострадал от своего народа, умер на кресте, потом воскрес и прославился, и спас людей от греха и вечной смерти.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. "Бытие": гл. 41, 47-57; гл. 42 по 50 гл.

Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев

Рационалисты (люди, признающее источником познания только один разум, отвергающие всякий опыт и Божеств. Откровение), не верящие в историчность библейских повествований, относятся к истории Иосифа, как к легенде. Однако, этот рассказ не легенда, а действительное событие, имевшее место в истории древнего Египта. Автор этих строк со всей смелостью утверждает историчность данного события, так как оно оказалось записанным самою природою и записано совершенно неожиданным способом. В двадцатых годах текущего столетия автор занимался исследованием зависимости прироста древесины деревьев от различных природных деятелей: от орошения, от осадков, климата, пожаров, вредителей, в связи с работами в этом направлена многих исследователей в России, в Америке и в Швеции. Тогда же было проведено обследование древесных остатков, сохранившихся в различных палеонтологических и археологических коллекциях. Особенно остановили наше внимание коллекции деревянных предметов, сохранившихся от времен древнего Египта. Таких предметов, в египетском отделе Петербургского Эрмитажа оказалось значительное число. Все они были в прекрасной сохранности, позволявшей точно установить, какое дерево было употреблено для той или другой вещи.

Таким образом, было выяснено, что часть вещей была сделана из деревьев, произрастающих до наших дней в Абиссинии и в областях верхних озер, откуда берет начало Голубой и Белый Нил. Эти породы были, конечно, в Египте привозными. Но не малое количество, находившихся в коллекции вещей было сделано из видов деревьев, до сих пор растущих в долине Нила. Среди этих видов столярами древнего Египта наиболее часто были использованы два вида: нильская акация и сикомора. Путем изучения строения древесины этих видов нам удалось установить, что имеется прямая зависимость ширины древесных колец от разливов Нила.

Как известно, от величины этих разливов зависит вся экономика Египта: когда разлив обильный, все население благоденствует, так как растительность Нильской долины в такие годы развивается бурно, поля дают обильный урожай; оказалось, что в такие годы и деревья, растущие по берегам Нила, образуют широкие кольца. В годы же слабых разливов - в стране недород и голод, а кольца деревьев становятся узкими, так как вся растительность страдает от недостатка влаги. Когда связь между урожаями и шириной древесных колец была установлена, я пришел к следующему заключению: если библейский рассказ передает действительно имевшее место в истории Египта событие, то 7 лет необычайных урожаев и семь лет сильных неурожаев должны были запечатлеться в кольцах, произраставших в то время на берегах Нила, деревьев.

Тогда я попросил помощницу хранителя Египетского Отдела Эрмитажа (им в те годы был акад. В. В. Струве), г-жу Н. Д. Флитнер, указать мне, какие деревянные предметы коллекций могут быть отнесены ко времени ХIII-ХVIII династий? К этой эпохе исследователи библейской археологии, как известно, относят историю пребывания евреев в Египте. Г-жа Флитнер указала мне ряд таких вещей. В числе их оказались: ящичек для хранения благовоний, сделанный из нильской акации, саркофаг одной из царевен, выдолбленный из сикоморы и некоторые другие предметы. Я произвел тщательное обследование этих предметов, начавши с ящичка для благовоний. Это небольшая вещичка, приблизительно 12 см. длины, 7 см. ширины и 8 см. глубины. (В свое время у меня были сделаны точные измерения и снимки, но они погибли во время бегства из СССР). Сделан был этот ящичек из одного и того же обрубка нильской акации. Обрубок был мастером расколоть на тонкие дощечки, из которых при помощи растительной смолы и был склеен ящичек. Тождественность рисунка древесных слоев была видна на всех стенках ящичка, причем рисунок этот оказался исключительным: на всех дощечках бросалось в глаза наличие очень широких и очень узких слоев. Это чередование шло таким образом: сначала шла группа из шести необычайно широких слоев; а за ней непосредственно следовала группа, состоявшая из семи слоев очень узких. (Последовательность слоев во времени может быть установлена без особого затруднения каждым, кто знаком со строением так называемой весенней и осенней древесины). Выше мы сказали, что ширина древесных слоев на берегах Нила соответствует его разливам и связанными с этим урожаями или неурожаями. Таким образом, природа сама записала, что во время, соответствующее эпохе жизни Иосифа в Египте, в этой стране в несколько лет подряд имели место обильные урожаи. В эти годы и деревья образовывали необычайно широкие кольца. Таких годичных колец на ящичке, нами обследованном, оказалось - шесть. Но и перед этими кольца не были узкими, так что заметного расхождения с библейским рассказом о семи годах изобилия здесь нет. Относительно же следовавших за годами урожаев семи годов неурожая, строение древесины, нами обследованной, свидетельствует с неопровержимой точностью.

Кроме названного ящичка, мною был обследован также вышеназванный саркофаг. Его сохранность была несколько хуже сохранности ящичка для благовоний, но все-таки и на древесине сикоморы, из ствола которой был сделан саркофаг, удалось обнаружить подобную же группу слоев, подтверждающих с неопровержимой ясностью, что в основе библейского рассказа лежит несомненный факт, записанный на страницах великой книги Природы.

О сделанном открытии, в общих чертах, я сообщил в публичном докладе на вечере в память Д. Н. Кайгородова в феврале 1928 года и пытался напечатать с приложением всех материалов, полученных исследованием. Сделать этого не удалось, так как цензурные условия, существующие в СССР, не позволяют напечатать ничего, могущего способствовать увеличению авторитета книг Священного Писания.

К сказанному считаю полезным присоединить справку, относящуюся к истории древнего Египта.

Согласно библейской хронологии, продажа Иосифа братьями в Египет и следовавшее затем переселение туда патриарха Иакова имело место за 18 веков до Рождества Христова. Некоторые историки устанавливают точно дату переселения Иакова, а именно 1825 год. Замечательно, что при фараонах XII династии, в частности при Аменемхете III, царствовавшем в эти годы, сеть искусственного орошения была значительно расширена и усовершенствована. Уровень воды в Ниле при фараонах XII династии отмечался на скалах около Семнэ, у 2-го порога. В надписи, обнаруженной здесь и относящейся к 14 году царствования Аменемхета (т. е. к 1835 году до Р. X.) отмечен максимальный уровень, который превышал на 7 метров уровень воды, наблюдающийся теперь.

Очевидно, специальные чиновники следили за высотой подъема воды в Ниле, так как государственная власть отдавала себе ясный отчет в том, какое огромное значение для хозяйственной жизни страны имела система искусственного орошения, действие которой целиком зависело от количества воды в Ниле.

Особенно крупные работы в этот период имели место в Фаюмском оазисе. Здесь находилось большое водохранилище названное греками Меридово озеро. Озеро соединялось каналом со шлюзами, и эта система давала возможность регулировать орошение очень большой площади Фаюмского оазиса. (См. об этом у Масперо и Авдиева).

Остается добавить к вышеизложенному следующее: если бы можно было обследовать богатейшие египетские коллекции Британского и Каирского музеев, мы, несомненно, нашли бы еще ряд вещей, запечатлевших на себе события, описанные в последних главах книги Бытия.

Протоиерей Н. Смирнов.
Из газеты "Наша Страна", Буэнос Айрес. 1960 г.

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: "Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?" Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: "Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне".

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: "3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?" Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью - проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в "Книге Иова".

Египетское рабство

В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они стали опасаться умножения еврейского народа, они боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Но чем больше изнуряли их, тем более они умножались. Тогда один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.

В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвою о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. "Исход": гл. 1.

Моисей

Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам, стала издали наблюдать, что дальше будет.

Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: "это из еврейских детей".

Мариам подошла к ней и спросила: "не поискать ли для него среди евреек кормилицу?"

Царевна сказала: "Да, пойди и поищи".

Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: "возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату". Та с великою радостью согласилась.

Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды.

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: "не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!" Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.

Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел.

Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: "Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова".

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.

Господь сказал ему: "Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта". При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: "Неопалимая Купина". Он изображал собою состоите избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. "Исход": гл. 2; 3; 4, 1-28.

Пасха и исход евреев из Египта

Моисей пришел в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон. Поговорив со старейшинами еврейского народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребовали от него, чтобы он отпустил евреев из Египта.

Фараон ответил: "Я вашего Бога не знаю и народа еврейского не отпущу", и приказал еще больше угнетать евреев.

Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на Египет, последовательно, десять казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и т. п. Но, несмотря на такие бедствия, фараон все же не отпускал евреев. Он, начиная со второй казни, каждый раз призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступила последняя, десятая, самая страшная казнь.

Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. (Первенцем назывался первый, то есть старший сын). По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.

С Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей. Моисей взял с собою и кости Иосифа, как о том заповедал сам Иосиф перед своею смертью. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь.

День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который Он назвал Пасхою. Слово "Пасха" означает: прохождение мимо, или избавление от беды (губитель прошел мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней.

Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.

Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово, смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. "Исход" 4, 29-31; с гл. 5 по 13 гл.

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: "возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его". Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный втер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю.

Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: "Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море".

Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова, отнимающего горечь жизни - грех.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба - манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: "это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Евреи и прозвали этот хлеб манною. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

Манна в пустыне и вода, истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие, то есть Тело и Кровь Христовы, который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

В Рефидиме же посетил Моисея тесть его Иофор и привел к нему жену и сыновей его.

ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию: кн. "Исход" гл. 14-18.