Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV); прп. Никандра Городноезерского (XVI); блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).
Сщисп. Николая Виноградова, пресвитера (1931); прмц. Евгении (Лысовой), монахини (1935); сщмч. Александра Петропавловского, пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского, пресвитера (1941).
Измаи́л (Исмаил) Никола́евич Базиле́вский родился 7 июля 1881 года в с. Ново-Макаровка Полянского (возможно Ново-Хоперского) уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Николая Васильевича Базилевского. Всего в семье было семь детей: Измаил, Павел (служил дьяконом, скончался в 1919 г.), Григорий (1885–1937, служил священником, расстрелян), Николай, Любовь, Мария и Ольга.
Измаил Николаевич Базилевский окончил Воронежскую Духовную Семинарию примерно в 1901 г. С 1901 по 1909 год служил учителем сельской школы. В течение некоторого времени работал управляющим у помещика Резникова. Священный сан иерея принял в 1915 году. Служил: в селе Отскочное (Липецкая обл., Добринский р-н) 1915–1923 гг. и в селе Скорняково Воронежской (ныне Тамбовской) области, 1923–1930. В 1930 церковь была закрыта, после чего Измаил Николаевич поселился в Воронеже, на ул. Первомайская, дом 10, кв. 6. Начиная с 1930 г. работал счетоводом на заводе СКГ. С 1936 г. работал на разных работах — маляром, печником и т. д. Последнее место работы перед арестом — бухгалтер-калькулятор конторы Коопстройлес Облпотребсоюза.
Жена о. Измаила — Анна Николаевна. Дети — сын Александр (1907 г. рождения) и дочь Александра (1910 г. рождения).
Измаил Николаевич Базилевский был арестован в Воронеже 5 августа 1940 года.
17 сентября 1940 года Судебная Коллегия по уголовным делам Воронежского Облсуда в г. Воронеже, рассмотрела в закрытом заседании дело по обвинению Базилевского Измаила Николаевича, обвиняемого в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
Обвинение при осуждении — «антисемитизм, враждебно настроен к советской власти, среди своего окружения распространял контрреволюционную агитацию». Статья обвинения 58-10 ч.1 УК РСФСР.
«ПРИГОВОР: Базилевского И. Н. подвергнуть наказанию — лишению свободы с отбыванием в ИТЛ сроком на 10 лет и 5 последующих дет лишения гражданских прав.»
Приговор был подтвержден Верховным Судом РСФСР 7 октября 1940 г. И. Н. Базилевский виновным себя категорически не признал.
В марте 1941 священник Измаил Базилевский был этапирован в Карлаг.
Вторично арестован в Карлаге 31 августа 1941 года по обвинению в том, что «систематически в июле-августе 1941 г. среди заключенных высказывал контрреволюционные измышления клеветнического и пораженческого характера, восхвалял капиталистический строй». Подсудимый Базилевский вину в предъявленном обвинении не признал.
5 ноября 1941 года священник Измаил Базилевский подал в Верховный Суд Каз. ССР Кассационную жалобу, в которой, в частности, говорил, что «…мне никогда не приходило на мысль проводить к-р агитацию, никогда я не был настроен против советской власти. Показания свидетеля з/к Захарова, что будто бы я говорил, что в нашей стране нет порядка, но я этого ему не говорил, а говорил, что многие рабочие недобросовестно относятся к порученному им делу, портят и воруют материалы и что это сказывается на производстве. Высшую администрацию в этом я нисколько не обвинял, а только высказывал желание, чтобы изменить это ненормальное явление. Показания свидетеля з/к Барбинова о том, что я будто бы говорил, что армия немецкая вооружена не хуже нашей, я категорически отрицаю, так как всегда говорил, что если Гитлер пошел по дороге Наполеона, то ему предстоит такой же конец. Эти мои слова он извратил, хотя по своему образованию он имеет смутное представление о войне 1812 года. Со свидетелем Барбиновым у меня были столкновения на почве его недобросовестного отношения к порученному ему делу, где он продал 105 мешков [неразборчиво] осуждал его за это и сказал, что кому-то придется отвечать и страдать за эти мешки. [Но он на] мое замечание только рассмеялся и ничуть [неразборчиво] не раскаялся. … Прошу Верховный Суд обратить внимание на мою жалобу и назначить пересмотр дела, так как я себя виновным не считаю. На советской работе я за 10 лет никогда не имел ни одного взыскания, самым честным и добросовестным образом относился к порученной мне работе, поэтому прошу покорнейше удовлетворить мою просьбу. 5. ХІ. 41 г. Базилевский».
«Постоянная сессия Карагандинского Облсуда при Карлаге НКВД, в закрытом судебном заседании, в с. Долинка 4 ноября 1941 года, рассмотрев дело по обвинению Базилевского И. Н. ПРИГОВОРИЛА: БАЗИЛЕВСКОГО И. Н. по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР признать виновным и подвергнуть высшей мере наказания — РАССТРЕЛУ».
После закрытого судебного заседания суда священник Базилевский И. Н., не согласившись с вынесенным приговором, подал кассационную жалобу в Верховный суд Казахской ССР, в которой полностью опровергал выдвинутые против него обвинения, и просил назначить пересмотр дела, но кассационная жалоба не повлияла на вынесенный приговор.
Приговор приведен в исполнение 17 ноября 1941 года. Место погребения неизвестно.
И. Н. Базилевский реабилитирован 19.05.1998 первым заместителем прокурора Карагандинской области (реабилитация по 1941 году).
Священномученик священник Измаил Базилевский (Измаил Карагандинский) канонизирован 20.08.2000 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Алматинской епархии.
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоанни́кие о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Звезда́ яви́лся еси́ всесве́тлая, в ми́ре просвеща́яй,/ и су́щия во мра́це страсте́й облистава́яй:/ врач же крепча́йший яви́лся еси́,/ но я́ко прия́л еси́ благода́ть исцеле́ний,/ прося́щим тя пода́ждь исцеле́ние, да зове́м:\ ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.
Присносу́щныя, блаже́нне, жела́я сподо́битися жи́зни,/ пра́ведне и непоро́чне/ жизнь свою́ препроводи́л еси́ в ны́нешнем ве́це,/ те́мже, Мерку́рие, жела́емаго ты дости́г,// моли́ и нам ве́чныя сподо́битися жи́зни.
Преподо́бному во всех де́лех Го́сподеви преи́скренне рабо́тая,/ и О́наго всегда́ в це́ркви преподо́бных Свои́х/ преподо́бным воспева́я гла́сом,/ насле́дил еси́, преподо́бне Мерку́рие, часть преподо́бных,// с ни́миже моли́ся о всех нас.
Я́ко вои́стинну гла́са апо́стольскаго/ послу́шатель был еси́, блаже́нне Си́моне,/ Христа́ бо ра́ди изво́лив име́ти бу́йство,/ в не́мже соблю́л еси́ твоя́ к Бо́гу доброде́тели, посреде́ молв некра́домы,/ терпе́нием у́бо пачеесте́ственным Христа́ подража́в,/ посрами́л еси́ льсти́ваго всю горды́ню,/ тем и в лю́тых ра́нах, я́коже дре́вний Ла́зарь,/ в не́дра Авраа́мля пресели́лся еси́,/ иде́же и ны́не утеша́яся, посеща́й град твой,// почита́ющий любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Возгоре́вся раче́нием Го́рним,/ же́стость во́льнаго юро́дства па́че всех сла́дких ми́ра предпоче́л еси́,/ отону́дуже повину́ся ти огнь,/ от его́же запале́ния град твой Юрьевец изба́вил еси́,/ и во́ды немо́кренно, я́ко по су́ху, преше́л еси́,/ и хотя́щия бы́ти предре́кл еси́,/ просла́вльшу тя та́ко Бо́гу,/ к Нему́же моля́ся и о нас,// пою́щих тя, блаже́нне Си́моне, помина́й.
О, Всесвяты́я, Живонача́льныя и Неразде́льныя Тро́ицы и́стинный уго́дниче и ве́рный ра́бе, блаже́нне и приснопа́мятне Си́моне! О, избра́нниче Бо́жий, а́ще и ми́ру я́ко юро́д бы́вый, но прему́дрыя житие́м твои́м удивля́яй! О, преукраше́нный