Иерей Константин Акентьев,
Настоятель Трехсвятительского храма пос. Глубокое.
Один из двенадцати великих праздников Церкви посвящён Кресту Господню. И это событие, как мало какое другое уместно для беседы о так называемом Промысле Божием. Под этой фразой христианское учение понимает постоянное действие Бога в мире ради его блага, ради просто удержания его от распада. Иногда это действие проявляется явно: Бог буквально врывается в наш мир, в привычный для нас ход вещей. Такой вид промысла Божия мы называем чудом, необъяснимым, выходящим из обыденности событием. Но чаще Бог действует незаметно, так, что мы не видим Его за ежедневными обстоятельствами. Вот простой пример: мы куда-то торопимся, опаздываем. И вдруг – о, чудо! – автобус подходит вовремя и не переполненный, светофоры на всём пути дают "зеленый коридор"… или наоборот, всё не складывается здесь и сейчас, но после оказывается, что такая спешка была бы не просто ни к чему, но и прямо губительна.
Что это? Случаи? Стечения обстоятельств? Или осмысленное Богом руководство нашей жизнью?
Древнее толкование духовного смысла Креста Господня говорит о кресте, как о пересечении двух устремлений, двух воль – Божественной и нашей, человеческой. Крест – это боль, скорбь, страдание и смерть, – именно потому, что наша воля почти всегда идёт вразрез, рассекает, разрывает волю Божию. Отсюда и скорби: нам не переломить волю Бога, но и Он не ломает нас. Бог хочет нас видеть одними, мы себя мним другими, потому и скрипит наша жизнь, как ржавое железо по точильному камню…
Но Бог ничего не делает просто так, бесцельно. Он знает (и мы тоже знаем!), что в таких столкновениях воли нами приобретается бесценный душевный опыт. Страдавший сам гораздо более сострадателен и милосерден к другому человеку, а милосердие, как никакая другая добродетель способна оживить наши души. Вот и ещё параллель Промысла Божия с Крестом, теперь уже историческая: Крестные страдания и смерть Христа, видимое торжество злобы, привели в итоге к победе над смертью, к Воскресению, к конечному торжеству жизни.
Все наши проблемы и беды Богу известны лучше нас самих. А потому, вместо поиска виноватых, может, будет продуктивнее глянуть внутрь самих себя: не моя ли воля вот здесь и сейчас пошла наперекор воле Божией? И если да, если наше упрямство стало причиной нынешней беды, то почему бы не отбросить его и не примириться с Богом через признание вины (или просто недомыслия) и раскаяние? Если же беда вызвана "неодолимым независимым стечением обстоятельств" (Промыслом Божиим), то что нужно сделать для того, чтобы вынести из неё и урок, и опыт?
Закончить мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Кирилла: "Человек состоится как личность, только когда он познает и радости, и горе. Вот это и называется полнотой бытия".