Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

24 августа. Христианство и наука. Часть вторая: Кому молиться о пятерках?

hn4

Пройдет неделя и первое сентября будет отмечено, школьники и студенты с остальной учащейся братией снова начнут грызть вкусный, полезный, но не всегда податливый даже для юных и крепких зубов гранит науки. В этом деле без помощи никак не обойтись, в первую очередь, Божией. Но, кроме сего, дивный во святых Своих Господь дал пребывающим во учении святых покровителей, молитвенное общение с которыми может помочь приобретать новые знания. Самое главное — с пользой для души. 

 

Церковь все века дарила миру замечательно образованных людей. Можно сказать, что именно Церковь, отказавшись от языческого, магического отношения к окружающему миру, выпестовала современную науку. Многие университеты на Западе начинались с теологических факультетов — например, знаменитая французская Сорбонна "родилась" в XIII веке именно как богословский колледж. Само название ее произошло от имени богослова Робера де Сорбона, духовника короля Людовика IX Святого.

Множество ученых вышли из церковной "шинели". Достаточно вспомнить такие имена, как Галилео Галилей (которого вовсе не сожгли, как о том любят говорить малоообразованные антицерковники), начавший образование в монастыре и мечтавший стать священиком. Роджер Бэкон, философ, естествоиспытатель, математик и… францисканский монах. Астроном, математитик и экономист Николай Коперник (тоже не сожженый Католической Церковью, как бы ни утверждали богоборцы обратное), бывший каноником. Список можно продолжать до бесконечности.

В чем смысл учебы для молодого христианина, если для него любое человеческое знание — величина относительная, динамически и порой кардинально изменяющаяся по сравнению с Откровением Бога? В том же, в чем и содержание всей земной жизни — подготовке души к вечному существованию. Знания для человека, а не человек для знаний, — примерно так можно сказать о цели обучения в глазах последователя Христа, если перефразировать слова Господни о субботе.

Поэтому молитва к Богу о постижении какой-либо человеческой премудрости или просьба о молитвенной поддержке и помощи в учебе, обращенная ко святому угоднику, равноценна прошению о правильном саморазвитии. Не о "лучших в классе отметках" и прочих атрибутах родительской гордости, а как раз о возрастании в уме для лучшего постижения Божественной Истины. Если мы обратимся к житиям святых, которым теперь молятся о преуспеянии в науках, то убедимся в глубокой вторичности для них отличных показателей. А некоторые из мудрейших угодников Господних, покровителей учащихся, даже подвергались испытанию изгоев-двоечников…

Конечно, в первую очередь это преподобный Сергий Радонежский, бывший отрок Варфоломей. Молебны святому ко Дню знаний служатся каждый год. Будучи незаурядной личностью, с детства являвшей необычайные подвиги веры, он никак не мог обучиться элементарной грамоте. Его ругали мать и отец, бранили педагоги, над ним смеялись товарищи. Не правда ли, типичная ситуация и для многих современных школьников? И тем не менее, его жизнь в Боге полностью развеяла миф о том, что "система всегда права".

Взмолившись о книжном разумении, будущий святой игумен получил значительно большее, чем просто способность учиться — ангел, явившийся в образе старца-монаха, пророчески предрек ему: "… ты превзойдешь своих братьев и сверстников". И первое, что стал понимать Варфоломей, — Священное Писание. А уже через этот источник вечного познания пришел и к другой премудрости, войдя в историю не только как великий православный подвижник, но и как один из умнейших людей своего времен.

Подобный путь к знаниям выпал и другому святому молитвеннику о школьниках и студентах — праведному Иоанну Кронштадтскому. Его житие повествует о таком же чуде

На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, "точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове", "легко и радостно так стало на душе": ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги — и о, счастие! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное. С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Поразительное доверие к Богу, а кроме этого — целеустремленность и настойчивость в достижении своей цели. Ни Варфоломей-Сергий, ни Иоанн не стремились к лаврам первых учеников и не были маленькими карьеристами, нуждающимися в знаниях для тщеславного самоутверждения. Они просто хотели научиться чему-то для Бога и ближнего, поэтому получили и лучший результат, и ту самую пальму первенства, за которую так часто и так безуспешно борятся их антиподы.

Ко святым бессребреникам Косьме и Дамиану Ассийским, безмездным Божиим целителям, Церковь советует прибегать в самом начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию. Это также ответ на вопрос, чем должна быть учеба для юного христианина. Лечением его недостатков и проявлением достоинств, глубоко индивидуальных у каждого малыша. Огромная польза христианского подхода к обучению состоит в том, что он не делит детей на преуспевающих и отсталых, а построен на стремлении найти для каждого свое место и собственное счастье. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: "…члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем заботы" (1 Кор. 12:22-23). "Не такой" ребенок, по какой-то причине не могущий учиться, не всегда глупый и бездарный. И молиться в таком случае стоит не о его срочном превращении в звезду класса, отличника и коммуникабельного активиста, а о том, чтобы в этом маленьком человеке полностью раскрылось все, заложенное в него Богом. А большего просто не бывает.

Святая мученица, римская диакониса Татиана, покровительница студентов, происходила из знатной семьи, но, скорее всего, не была так блестяще образована, как великомученица Екатерина, дочь правителя, посрамляющая в дискуссиях известных философов. По крайней мере, о незаурядном интеллекте и эрудиции Екатерины ее агиография говорит, житие же Татьяны повествует только о молитвенном и социальном служении. Возможно, святая мученица Татиана намеренно скрыла свой гениальный ум, предпочитая ему смирение. Но ее жизненный пример практической и самоотверженной любви Христу наглядно показал, что не теория учения — главное. Важнее связывать то, чему учишься, с реальной жизнью — и тогда проблема, именуемая багажом мертвых знаний, просто не возникнет.

Есть среди святых покровителей учащихся и "активисты-отличники". Например, святой мученик Неофит, сын очень знатной и богатой семьи, о котором упоминает в своих "Четьях-Минеях" святитель Димитрий Ростовский: "По мере того, как отрок возрастал годами и разумом и, приближаясь к десятилетнему возрасту, начал учиться в школе, в него вселилась благодать Божья, из уст младенцев хвалу Христу совершающая". Неофит стал настоящим покровителем бедных детей из своего класса: он разделял между ними всю пищу, предназначенную для себя, получив за это милосердие дар чудотворения от Господа. Именно к нему стоит обращаться с молитвой родителям, желающим видеть своих детей не только примерными учениками, но и просто хорошими людьми и сострадательными товарищами для других.

Молитвенно поддерживают учеников и студентов и три святых ветхозаветных отрока — Анания, Мисаил и Азария, близкие друзья святого пророка Даниила. Воспитываясь в роскоши и довольстве, они отказались от "перспективной" халдейской премудрости, избрав гонимое, но родное и верное учение, несмотря на то, что рисковали собственной жизнью.

Чего стоит пожелать верующим учащимся, у которых есть все эти святые заступники и покровители? Наверное, только хороших педагогов. О них сказано в "Четьях-Минеях" митрополита Макария: "Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения".

Дай Бог побольше таких и нашим детям.