18 августа 2011 года, в здании АО «ВК РЭК» руководители и работники данного предприятия встретились с представителями религиозных объединений г. Усть-Каменогорска. От Русской Православной Церкви по благословению Преосвященнейшего Варнавы, епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского, на встрече присутствовал настоятель Свято-Зиновьевского храма поселка Новая Согра священник Иоанн Карабидович.
Темой встречи стало обсуждение причин безответственного и халатного отношения людей к своей работе, в результате которого - трагический исход событий и гибель человека на своем рабочем месте.
В своей беседе с руководителями и работниками предприятия АО «ВК РЭК» отец Иоанн затронул многие духовно-нравственные проблемы, существующие в обществе, но все они лишь следствие нашей безответственности и нашей неправильной философии жизни.
К примеру, почему человек халатно относится к своим профессиональным обязанностям? Почему может позволить себе прийти на работу в нетрезвом виде или сквернословить? Почему не соблюдает трудовую дисциплину и элементарные правила техники безопасности, наплевательски относясь не только к собственной жизни, но и к жизни других людей, полагаясь во всем на русский «Авось»? Почему?
В чем кроется причина всех этих бед? Только ли в низкой заработной плате или недостаточном финансировании? Ведь и у богатого человека, казалось бы, имеющего все, нет радости в жизни? Или корень зла все-таки в другом?
Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении в 2010 году в Екатеринбурге о преемстве, труде и трудовой этике, речь которого неустанно цитировал отец Иоанн: «Любой человек — и богатый, и бедный — должен понимать: все то, чем мы владеем, — это дар Божий. Это не мы произвели — все в этом мире принадлежит Богу. А Бог избирает людей и в каком-то смысле проверяет их на подлинность, на честность. Он дает человеку деньги: «используй их». И человек начинает использовать — себе, себе, себе, да еще и другому подножки подставлять: «я во главе буду, я всех скручу, цены подниму, буду монополистом». Люди стонут, экономика страдает, а человек голову потерял — но все равно радости-то нет».
Безусловно, мы не правильно строим свою жизнь, не правильно расставляем в ней жизненные акценты!
К примеру, слово Литургия в переводе с греческого означает «общее дело». И «есть такое понятие — «литургия после литургии».
«Когда мы свою трудовую деятельность воспринимаем как служение Богу и ближним, - продолжает цитировать Святейшего Патриарха отец Иоанн, - то мы общее дело в храме продолжаем каждый на своем рабочем месте. Все человеческое общество должно совершать литургию, в молитве обращаясь к Богу и через свой труд, служа друг другу, взаимным потребностям, строительству Божиего храма величиной во всю человеческую цивилизацию. При таком подходе к труду у нас были бы совершенно иные трудовые отношения.
Люди в трудовом коллективе работают бок о бок, каждый несет ответственность, и наше взаимное участие в одном и том же деле может либо помогать людям осуществлять эту работу, либо очень осложнять. Когда мы сквернословим и грубим на рабочем месте, когда приходим пьяными, когда гадко относимся к людям другого пола, мы оскверняем человеческие отношения, мы создаем условия, которые разрушают и производственный процесс, и нашу жизнь. Колоссальная ответственность лежит на руководителях, но ведь огромная ответственность — и на простом человеке. Давайте научимся не сквернословить на рабочем месте, а разговаривать нормальным русским языком. Давайте скажем, что прийти на работу в нетрезвом виде — значит пойти против принципов человеческого общежития. Вот если мы так будем строить наши рабочие отношения, если руководители всегда будут видеть в тех, кто трудится, людей, предмет своей любящей заботы, а не формального использования человека в экономическом плане, когда он у станка, и в политическом плане, когда он идет на выборы, — жизнь наша изменится. А если каждый руководитель будет видеть в человеке, с которым работает, предмет любящей заботы, и если каждый, кто трудится, будет видеть эту заботу и отвечать на нее честным трудом, благоговейным отношением к труду, созиданием общего дела, служением этой общественной литургии, тогда другим станет не только наше Отечество — тогда другим станет наш мир».
И каждый должен начать, прежде всего, с самого себя. Недаром говорят, изменись сам, и мир изменится вокруг тебя!
И тогда труд твой и твоя жизнь станут не халтурой, не несчастьем для всех и, прежде всего, для тебя самого, а проявлением Божественной Любви, любви к Богу, к самому себе и к своим ближним!
Текст и фото:
Марина Колосова,
пресс-секретарь Усть-Каменогорского благочиния