В воскресенье, 10 июля, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, благочинный Усть-Каменогорского церковного округа, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Иосиф (Еременко) совершил Божественную Литургию в Свято-Андреевском соборе Свято-Троицкого мужского монастыря. Ему сослужили иерей Алексий Клепиков и иеромонах Никодим (Авдеев).
По окончании Литургии архимандрит Иосиф обратился к молящимся с проповедью:
«Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали историю о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос исцелил слугу копернаумского сотника (см.: Мф.8, 5-13). Этот сотник был римлянином, а значит, язычником. Сотник много слышал о пророке из Назарета, который совершал чудеса. Он всегда очень внимательно относился к нуждам местной синагоги. Его горожане уважали. И вот, у него заболел слуга. Когда средства медицины оказались бездейственными, и смерть уже готова была заключить несчастного в свои ледяные объятия, сотник просит Иисуса из Назарета, чтобы Тот исцелил его слугу. Господь ему обещает прийти и исцелить болящего. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8, 8-10).
В тот момент исцелился слуга сотника.
Вновь и вновь этим Евангельским отрывком Церковь возвращает нас к вопросу о вере.
Что такое вера?
С одной стороны, это отношение человека к Богу, то есть, как человек для себя решает вопрос бытия Божия: признает ли он бытие Бога или не признает – и как строит свою жизнь в связи с этим.
С другой стороны, вера – это некая догматическая система, вероучение, которое содержит Церковь и которое мы должны постигать в течение всей своей жизни, чтобы знать, как правильно, по-христиански жить.
О какой же вере идет речь в этом Евангельском повествовании?
Сегодня мы говорим не о догматической системе, не о вероучении, а говорим об отношении человека к Богу. Церковь нас призывает задуматься, как мы относится к Богу, на каких принципах мы строим свою жизнь.
Мы видим, что сотник не просто признает бытие Бога, не просто согласен с тем, что Бог есть, но он верит Богу. Здесь – очень важный момент, который каждый для себя должен усвоить.
Очень часто можно слышать: «Ну, да, Бог есть; верю в Него в душе, вера у меня в душе…» На этом все это пустословие и заканчивается.
В том, что Бог есть, и человек это признает, никакой его заслуги и его достоинства нет. Бог есть и без человека. И не важно, признает ли он это или нет. Но опыт показывает, что когда наступает экстремальная ситуация, такая вера не работает. Она мертвая и не дает человеку сил держать удар, не дает сил встретить проблему и разрешить ее. О какой вере тогда говорит такой неосновательный человек? Это все пустые разговоры, это – попытка оправдать свое нежелание быть в Церкви, ходить в храм, принимать правила и установления церковные, пользоваться благодатными дарами, которые обильно преподаются в церковных Таинствах и дают человеку силы жить. Такая вера в Священном Писании называется верой бесовской: «И бесы веруют, и трепещут» (Иак.2, 19).
Признавать существование Бога, дорогие мои, мало! Надо доверять Богу!
Если уж ты признаешь бытие Бога, то надо знать, что Бог говорит тебе, и принимать эти слова Его, доверять Ему.
Сотник просит за раба, за слугу, за того, кого вообще за человека в те времена не считали. Этот римлянин-язычник, воин, человек грубый и практичный, жестокий, умеющий, быть может, орудовать лишь копьем или топором, просит за своего слугу…
Вот где настоящая вера Богу, настоящая любовь к ближнему. Вот где для всех нас пример.
Сам Господь удивляется: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8, 10-12).
В этих словах Спасителя – предупреждение всем нам, христианам: если мы не поднимемся на высоту своего христианского достоинства, то первыми войдут в Царство Божие другие, а мы, считающие себя христианами, «наследниками Божиими, сонаследниками Христу» (Рим.8, 17), не попадем туда… Несчастны мы, если эти грозные слова Спасителя будут обращены к нам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23, 13).
Как это мы затворяем, не допускаем? Не допускаем своей жизнью никчемной, совершенно нехристианской, ибо люди, видя наши недобрые дела, не прославляют Отца нашего Небесного (см.: Мф.5, 16).
Но, дорогие мои, если мы сейчас все вместе находимся в этом храме и молимся, значит, мы не такие уж и плохие. Правда?
Значит, хоть чуть-чуть, хоть самую малость, но свет Божественной искры в нас все-таки есть. С нашей стороны нужно лишь одно: желание и решимость не затоптать и не задуть эту искру в себе. И Господь, видя наше желание и нашу решимость, разожжет в нас эту искру Своей благодати. И мы станем настоящими христианами, понесем в себе Божественный мир, покой, радость, а, значит, будут мир, покой и радость в наших семьях, в нашем городе, в нашем государстве. И это – правда!
Всем нам желаю, чтобы Господь дал нам разумение, силы и мужество быть христианами, чтобы Он дал нам такую горячую, живую и несокрушимую веру, которая не только открывала бы для нас Небеса и низводила Божие благословение на нас, но и на всех, кто рядом с нами, кто не умеет, не знает, но ждет от нас этой помощи, этой Божественной благодати.
Милость и благословение Божие да пребывает со всеми вами!»
По окончании воскресного Богослужения также состоялся водосвятный молебен, который совершил иеромонах Никодим (Авдеев), и панихида по усопшим, которую провел иерей Алексий Клепиков.
Текст записала и фото:
Марина Колосова,
пресс-секретарь Усть-Каменогорского благочиния