Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

24 Июля. Суббота. Седмица 5-я по Пятидесятнице Поста нет. Глас 3-й

Равноапостольная Ольга (в Крещении Елена)

 

Память.Воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной, имже Православие утвердися (451);равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969)обре́тение мощей сщмч. Иларио́на (Троицкого), архиепископа Верейского (1998).

Мч. Кинде́я Сидского (Памфилийского), пресвитера (III–IV).

Икон Божией Матери: Оковецкая (Ржевская) (1539)Борколабовская (Барколабовская).

Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Борьба христианства с язычеством при Игоре и Ольге, княживших после Олега († 912), вступает в новый период. Церковь Христова в последние годы княжения Игоря († 945) становится значительной духовной и государственной силой в Русском государстве. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками 944 года, который включен летописцем в «Повесть временных лет», в статью, описывающую события 6453 (945) года.

 

Мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещеная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии; «Русь некрещеная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Тот факт, что христиане поставлены в документе на первом месте, говорит о их преимущественном духовном значении в жизни Киевской Руси.

Очевидно, в момент, когда договор 944 года составлялся в Царьграде, у власти в Киеве стояли люди, сочувствовавшие христианству, сознававшие историческую необходимость приобщения Руси к животворной христианской культуре. К этому направлению принадлежал, возможно, и сам князь Игорь, официальное положение которого не позволяло ему лично перейти в новую веру, не решив вопроса о Крещении всей страны и установлении в ней православной церковной иерархии. Поэтому договор был составлен в осторожных выражениях, которые не помешали бы князю утвердить его и в форме языческой клятвы, и в форме присяги христианской.

Но пока византийские послы прибыли в Киев, обстановка на Днепре существенно изменилась. Четко определилась языческая оппозиция, во главе которой стояли варяжские воеводы Свенельд и его сын Мстислав (Мстиша), которым Игорь дал в держание Древлянскую землю.

Сильно было в Киеве и влияние хазарских иудеев, которым не могла прийтись по нраву мысль о торжестве православия в Русской земле.

Не сумев преодолеть косности обычая, Игорь остался язычником и скрепил договор по языческому образцу – клятвой на мечах. Он отверг благодать Крещения и был наказан за неверие. Год спустя, в 945 году, восставшие язычники убили его в Древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Но дни язычества и основанного на нем жизненного уклада славянских племен были уже сочтены. Бремя государственного служения возложила на себя при трехлетнем сыне Святославе вдова Игоря – великая княгиня Киевская Ольга.

Имя будущей просветительницы Русского края и родину ее «Повесть временных лет» впервые называет в статье о женитьбе Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в Х–Х1 вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие – пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто – русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику.

Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском «окающем» произношении – Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу – Мудрой.

Позднейшие предания называли ее родовым имением село Выбуты в нескольких километрах от Пскова вверх по реке Великой. Еще недавно показывали на реке Ольгин мост – у древней переправы, где Ольга встретилась с Игорем. Псковская топонимика сохранила немало названий, связанных с памятью великой псковитянки: деревни Ольженец и Ольгино Поле, Ольгины Ворота – один из рукавов реки Великой, Ольгина Гора и Ольгин Крест – близ Псковского озера, Ольгин Камень – у села Выбуты.

Житие святой Ольги повествует, что в Выбутах молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе – сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Борьба за единство Руси, за подчинение Киевскому центру раздираемых взаимной враждой племен и княжеств прокладывала путь к окончательной победе христианства в Русской земле. Ольга Богомудрая вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта подданных. Добившись внутреннего укрепления власти Киевского великого князя, ослабив влияние мешавших собиранию Руси мелких местных князей, Ольга централизовала все государственное управление с помощью системы «погостов». В 946 году с сыном и дружиной прошла она по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села, становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. На другой год ходила в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге, всюду оставляя зримые следы своей деятельности. «Ловища ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, – писал летописец, – и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольжичи существует и поныне».

Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах.

Будучи прежде всего, по самому смыслу слова, центрами торговли и обмена («гость» – купец), собирая и организуя вокруг себя население (вместо прежнего «полюдья» сбор дани и налогов осуществлялся теперь равномерно и упорядоченно по погостам), Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа.

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление «погост» в смысле «кладбище».)

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, вышгороды (или детинцы, кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ользе, на Вышгород» – на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширятся зарубежные связи Киева. Это способствует развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга. Первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги – лишь в нашем веке были разысканы археологами. (Дворец, точнее, его фундамент и остатки стен, были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.)

Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы – древняя Византийская империя, на западе – королевство саксов.

Опыт обеих империй, обязанных своим возвышением духу христианского учения, религиозным основам жизни, показывал ясно, что путь к будущему величию Руси лежит не только через военные, но прежде всего и преимущественно через духовные завоевания и достижения. Поручив Киев подросшему сыну Святославу, великая княгиня Ольга летом 954 года, взыскав благодати и истины, отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное «хождение», сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, напомнило гордым «ромеям» о победоносных походах Аскольда и Олега, прибившего в 907 году свой щит «на вратах Цареграда».

Результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создавало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога. В свою очередь, южная столица поразила суровую дочь Севера разнообразием красок, великолепием архитектуры, смешением языков и народов мира. Но особенное впечатление производило богатство христианских храмов и собранных в них святынь. Царьград, «царствующий град» Греческой империи, еще при самом основании (точнее, возобновлении) в 330 году посвященный святым равноапостольным Константином Великим (память 21 мая) Пресвятой Богородице (это событие праздновалось в Греческой Церкви 11 мая и перешло оттуда в русские месяцесловы), стремился во всем быть достойным своей Небесной Покровительницы. Русская княгиня присутствовала за богослужением в лучших храмах Константинополя – Святой Софии, Влахернской Богоматери и других.

Сердце мудрой Ольги открылось святому православию, она принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной, матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня. В назидательном слове, сказанном по совершении обряда, патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, – говорит преподобный Нестор Летописец, – склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».

Именно так, со слегка наклоненной головой, изображена святая Ольга на одной из фресок Киевского Софийского собора, а также на современной ей византийской миниатюре, в лицевой рукописи Хроники Иоанна Скилицы из Мадридской национальной библиотеки. Греческая надпись, сопровождающая миниатюру, называет Ольгу «архонтессою (то есть владычицей) руссов», «женою, Эльгою по имени, которая пришла к царю Константину и была крещена». Княгиня изображена в особом головном уборе, «как новокрещеная христианка и почетная диаконисса Русской Церкви». Рядом с ней в таком же уборе новокрещеной – Малуша († 1001), впоследствии мать святого равноапостольного Владимира (память 15 июля).

Такого ненавистника русских, каким был император Константин Багрянородный, непросто было заставить сделаться крестным отцом «архонтессы Руси». В русской летописи сохранились рассказы о том, как решительно и на равных разговаривала Ольга с императором, удивляя греков духовной зрелостью и государственной мудростью, показывая, что русскому народу как раз под силу воспринять и умножить высшие свершения греческого религиозного гения, лучшие плоды византийской духовности и культуры. Так святой Ольге удалось мирным путем «взять Царьград», чего до нее не смог сделать ни один полководец. По свидетельству летописи, сам император вынужден был признать, что «переклюкала» (перехитрила) его Ольга, а народная память, соединив предания о вещем Олеге и мудрой Ольге, запечатлела эту духовную победу в былинном сказании «О взятии Царяграда княгиней Ольгой».

Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора», дошедшем до нас в единственном списке, оставил подробное описание церемоний, сопровождавших пребывание святой Ольги в Константинополе. Он описывает торжественный прием в знаменитой палате Магнавре, под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда Ольга явилась с огромной свитой из 108 человек (не считая людей из дружины Святослава), и переговоры в более узком кругу в покоях императрицы, и парадный обед в зале Юстиниана, где по стечению обстоятельств промыслительно встретились за одним столом четыре «государственных дамы»: бабушка и мать святого равноапостольного Владимира (святая Ольга и ее спутница Малуша) с бабушкой и матерью его будущей супруги Анны (императрица Елена и ее невестка Феофано). Пройдет немногим более полувека, и в Десятинном храме Святой Богородицы в Киеве будут рядом стоять мраморные гробницы святой Ольги, святого Владимира и блаженной «царицы Анны».

Во время одного из приемов, рассказывает Константин Багрянородный, русской княгине было поднесено золотое, украшенное камнями блюдо. Святая Ольга пожертвовала его в ризницу Софийского собора, где его видел и описал в начале ХIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград; во блюде же Ольжине камень драгий, на том же камени написан Христос».

Впрочем, лукавый император, сообщив столько подробностей, как бы в отместку за то, что «переклюкала его Ольга», задал нелегкую загадку историкам Русской Церкви. Дело в том, что преподобный Нестор Летописец рассказывает в «Повести временных лет» о Крещении Ольги под 6463 (955 или 954) годом, и это соответствует свидетельству византийской хроники Кедрина. Другой русский церковный писатель ХI века, Иаков Мних, в слове «Память и похвала Владимиру... и как крестилась бабка Владимира Ольга», говоря о кончине святой княгини († 969), отмечает, что она прожила христианкой пятнадцать лет, и относит тем самым время Крещения к 954 году, что тоже совпадает с точностью до несколько месяцев с указанием Нестора. Между тем Константин Багрянородный, описывая пребывание Ольги в Константинополе и называя точные даты устроенных им в ее честь приемов, с несомненностью дает понять, что все это происходило в 957 году. Для примирения данных летописи, с одной стороны, и показаний Константина, с другой, русским церковным историкам пришлось предполагать одно из двух: либо святая Ольга для продолжения переговоров с императором в 957 году приехала в Константинополь уже во второй раз, либо она крестилась вообще не в Царьграде, а в Киеве в 954 году и единственное свое паломничество в Византию совершила, уже будучи христианкой. Первое предположение более вероятно.

Что касается непосредственно дипломатического исхода переговоров, у святой Ольги были основания остаться недовольной ими. Добившись успеха в вопросах о русской торговле в пределах империи и подтверждении мирного договора с Византией, заключенного Игорем в 944 году, она не смогла, однако, склонить императора к двум важным для Руси соглашениям: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде православной митрополии в Киеве. Ее недовольство исходом миссии явственно звучит в ответе, который она дала уже по возвращении на родину присланным от императора послам. На запрос императора относительно обещанной военной помощи святая Ольга через послов резко ответила: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе воев в помощь».

Вместе с тем, несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства: «Требища бесовская сокруши и нача жити о Христе Иисусе». Она воздвигает храмы: святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы – в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – во Пскове. Псков с того времени называется в летописях Домом Святой Троицы. Храм, построенный Ольгой над рекой Великой, на месте, указанном ей, по свидетельству летописца, свыше «Лучом Трисиятельного Божества», простоял более полутора веков. В 1137 году святой князь Всеволод-Гавриил († 1138, память 11 февраля) заменил деревянный храм каменным, который был перестроен, в свою очередь, в 1З63 году и сменен, наконец, доныне существующим Троицким собором.

И другой важнейший памятник русского «монументального богословия», как называют нередко церковное зодчество, связан с именем святой равноапостольной Ольги – храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении ее из Царьграда и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.

В месяцеслове пергаменного Апостола 1307 года под 11 мая записано: «В тот же день освящение Святой Софии в Киеве в лето 6460». Дата памяти, по мнению церковных историков, указана по так называемому «антиохийскому», а не по общепринятому константинопольскому летоисчислению и соответствует 960 году от Рождества Христова.

Поскольку святая Ольга получила в Крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме, главной святыней новосозданного Софийского храма стал Святой Крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Святая Ольга много сделала для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова: над могилой Аскольда воздвигла Никольский храм, где, по некоторым сведениям, сама была впоследствии похоронена, над могилой Дира – вышеназванный Софийский собор, который, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Ярослав Мудрый на этом месте построил позже, в 1050 году, церковь святой Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в каменный храм того же имени – доныне стоящую Софию Киевскую, заложенную в 1017 году и освященную около 1030 года. В Прологе ХIII века об Ольгином кресте сказано: «иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». Разграбление киевских святынь, продолженное после монголов литовцами, которым город достался в 1341 году, не пощадило и его. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по слову Соломона, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Нужно было спешить с задуманным делом Крещения Руси. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Никакого противоречия здесь нет. Святая Ольга († 969) принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей – созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

Под 959 годом немецкий хронист, именуемый «продолжатель Регинона», записывает: «пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Германской империи, охотно откликнулся на просьбу Ольги, но повел дело не спеша, с чисто немецкой основательностью. Лишь на Рождество следующего, 960 года, епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце. Но он вскоре умер (15 марта 961 года). На его место был посвящен Адальберт Трирский, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Трудно сказать, что случилось бы, не промедли король так долго, но когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». Хуже того, на обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности».

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.

Провал миссии Адальберта имел промыслительное значение для будущего Русской Православной Церкви, избежавшей папского пленения. Святой Ольге оставалось смириться с происшедшим и полностью уйти в дела личного благочестия, предоставив бразды правления язычнику Святославу. С ней по-прежнему считались, к ее государственной мудрости неизменно обращались во всех трудных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, а он большую часть времени проводил в походах и войнах, управление государством вновь вручалось княгине-матери. Но вопрос о Крещении Руси был временно снят с повестки дня, и это, конечно, огорчало святую Ольгу, считавшую Христово благовестие главным делом своей жизни.

Она кротко переносила скорби и огорчения, старалась помогать сыну в государственных и военных заботах, руководить им в героических замыслах. Победы русского войска были для нее утешением, особенно разгром давнего врага Русского государства – Хазарского каганата. Дважды, в 965 и в 969 году, прошли войска Святослава по землям «неразумных хазаров», навсегда сокрушив могущество иудейских властителей Приазовья и Нижнего Поволжья. Следующий мощный удар был нанесен по мусульманской Волжской Болгарии, потом пришла очередь Болгарии Дунайской. Восемьдесят городов по Дунаю было взято киевскими дружинами. Одно беспокоило Ольгу: как бы, увлекшись войной на Балканах, Святослав не забыл о Киеве.

Весной 969 года Киев осадили печенеги: «И нельзя было вывести коня напоить, стояли печенеги на Лыбеди». Русское войско было далеко, на Дунае. Послав к сыну гонцов, святая Ольга сама возглавила оборону столицы. Святослав, получив известие, вскоре прискакал в Киев, «приветствовал мать свою и детей и сокрушался, что случилось с ними от печенегов». Но, разгромив кочевников, воинствующий князь вновь стал говорить матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей». Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь, Болгарию, Сербию, Причерноморье и Приазовье и простерла свои пределы до самого Царьграда. Мудрая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, Святослава ждала неудача. Но сын не слушал предостережений матери. Тогда святая Ольга сказала: «Видишь, я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь».

Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от патриарха в столице православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание. Святослава же, как сообщает летописец, ждала злая кончина: он был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Святая Ольга была погребена была как христианка. «И тако поживши и добре славящи Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, почи в блазии вере, сконча житие свое с миром о Христе Иисусе, Господе нашем». Как свой пророческий завет последующим поколениям, она с глубоким христианским смирением исповедала свою веру о своем народе: «Воля Божия да будет! Аще восхощет Бог помиловати роду моего Земли Руския, да возложит на сердце им обратитися к Богу, якоже и мене Бог сие дарова».

Бог прославил святую труженицу православия, «начальницу веры» в Русской земле, чудесами и нетлением мощей. Иаков Мних († 1072) через сто лет после ее смерти писал в своей «Памяти и похвале Владимиру»: «Бог прослави тело рабы Своей Олены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней. Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее». При святом князе Владимире, по некоторым данным, в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено – да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей равноапостольной княгини: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому – толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предтекущая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Святой равноапостольный великий князь Владимир, вознося свое благодарение Богу в день Крещения Руси, свидетельствовал от лица своих современников о святой равноапостольной Ольге знаменательными словами: «Благословити тя хотят сынове рустии, и в последний род внук твоих».

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху. Христианское имя святой Ольги – Елена (в переводе с древнегреческого «факел») – стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории христианской России.

См. так­же: "Пре­став­ле­ние бла­жен­ной кня­ги­ни Оль­ги, во Свя­том Кре­ще­нии Еле­ны" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене, глас 1

Кpила́ми богоpазу́мия впеpи́вши твой ум,/ возлете́ла еси́ пpевы́ше ви́димая тва́pи,/ взыска́вши Бо́га и Твоpца́ вся́ческих,/ и, Того́ обpе́тши, па́ки pожде́ние Кpеще́нием пpия́ла еси́,/ дpе́ва живо́тнаго наслажда́ющися, нетле́нна во ве́ки пpебыва́еши,// О́льго пpисносла́вная.

Перевод: Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной во веки пребываешь, Ольга всегда прославляемая.

Ин тропарь равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене , глас 4

Оста́вивши лесть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́, О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися,/ непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Оставив обман идолопоклонства, ты последовала Христу, Бессмертному Жениху, Ольга Богомудрая, в Его же чертоге радуясь, не переставая молись о почитающих с верой и любовью святую память твою.

Ин тропарь равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене , глас 8

В тебе́, Богому́драя Еле́но, изве́стен спасе́ния о́браз бысть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния, после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со А́нгелы ра́дуется, равноапо́стольная, дух твой.

Перевод: В тебе, Богомудрая Елена, точный образ спасения был для Русской страны, так как ты, приняв купель святого Крещения, последовала Христу, делом научая оставить идольское обольщение и взять попечение о душе, творении бессмертном, потому и с Ангелами радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин тропарь равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене, еллинский, глас 3

Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва, княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостивому Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Святая равноапостольная избранница Христова, княгиня Ольга, народ твой словесным и чистым Христовым молоком напоившая (1Пет.2:2), молись Милостивому Богу, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене, глас 4

Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю:/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим// грехо́в оставле́ние.

Перевод: Воспоем сегодня Благодетеля всех Бога, прославившего в России Ольгу Богомудрую, да по молитвам ее подаст душам нашим прощение грехов.

Ин кондак равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене, глас 4

Яви́ся днесь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,/ лю́дем пода́ждь// грехо́в оставле́ние.

Перевод: Явилась сегодня благодать Бога всех, прославив на Руси Ольгу Богомудрую, по молитвам ее, Господи, подай людям прощение грехов.

Величание равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя// наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

Молитва первая равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене

О, свята́я равноапо́стольная вели́кая княги́не О́льго, первоуго́днице Росси́йская, те́плая о нас пред Бо́гом хода́таице и моли́твеннице! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и мо́лимся с любо́вию: бу́ди нам во всем ко бла́гу помо́щница и споспе́шница и, я́коже во вре́менней жи́зни тща́лася еси́ просвети́ти пра́отцы на́ша све́том святы́я ве́ры и наста́вити я́ твори́ти во́лю Госпо́дню, та́ко и ны́не, в Небе́сней пребыва́еши све́тлости, благоприя́тными твои́ми к Бо́гу моли́твами вспомоществу́й нам в просвеще́нии ума́ и се́рдца на́шего све́том Ева́нгелия Христо́ва, да преспева́ем в ве́ре, благоче́стии и любви́ Христо́ве. В нищете́ и ско́рби су́щия уте́ши, бе́дствующим пода́ждь ру́ку по́мощи, оби́димыя и напа́ствуемыя заступи́, заблу́дшия от пра́выя ве́ры и ересьми́ ослепле́нныя вразуми́ и испроси́ нам у Всеще́драго Бо́га вся блага́я и поле́зная жи́зни вре́менней и ве́чней, да та́ко благоуго́дне зде пожи́вше, сподо́бимся насле́дия благ ве́чных в безконе́чном Ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая равноапостольной княгине Ольге, во Святом Крещении Елене

О, вели́кая уго́дница Бо́жия, богоизбра́нная и богопросла́вленная, равноапо́стольная вели́кая княги́не О́льго! Ты отри́нула еси́ злове́рие и нече́стие язы́ческое, уве́ровала еси́ во Еди́ного И́стиннаго Триипоста́сного Бо́га, и восприя́ла еси́ свято́е Креще́ние, и положи́ла еси́ нача́ло просвеще́нию земли́ Росси́йския све́том ве́ры и благоче́стия. Ты еси́ духо́вная родонача́льница на́ша, ты по Христе́ Спаси́теле на́шем пе́рвая вино́вница просвеще́ния и спасе́ния ро́да на́шего. Ты еси́ те́плая моли́твенница и хода́таица о оте́честве Всеросси́йстем, во́инстве и всех лю́дех. Сего́ ра́ди смире́нно мо́лим тя: при́зри на не́мощи на́ша и умоли́ Премилосе́рдаго Царя́ Небе́снаго, да не прогне­́вается на ны зело́, я́ко по не́мощем на́шим по вся дни согреша́ем, да не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да поми́лует и спасе́т нас по ми́лости Свое́й, да всади́т в сердца́ на́ша спаси́тельный страх Свой, да просвети́т Свое́ю благода́тию ум наш, во е́же разуме́ти нам пути́ Госпо́дни, оста́вити стези́ нече́стия и заблужде́ний, тща́тися же во стезя́х спасе́ния и и́стины, неукло́ннаго исполне́ния за́поведей Бо́жиих и уста́вов Святы́я Це́ркве. Моли́, блаже́нная О́льго, Челове­колю́бца Бо́га, да проба́вит нам вели́кую ми́лость Свою́, да изба́вит нас от наше́ствия иноплеме́нных, от вну́тренних нестрое́ний, мятеже́й и раздо́ров, от гла́да, смертоно́сных боле́зней и от вся́каго зла, да пода́ст нам благорастворе́ние возду́ха и плодоно́сие земли́, да сохрани́т страну́ на́шу от всех ко́зней и наве́т вра́жиих, да соблюде́т в судия́х и прави́телех пра́вду и ми́лость, да даст па́стырем ре́вность о спасе́нии пасо́мых, всем же лю́дем споспеше́ние, о е́же усе́рдно слу́жбы своя́ исправля́ти, любо́вь ме́жду собо́ю и единомы́слие име́ти, да на бла́го оте́чества и Святы́я Це́ркве ве́рне подвиза́тися, да воссия́ет свет спаси́тельныя ве́ры в стране́ на́шей во всех конце́х ея́, да обратя́тся к ве́ре неве́рующии, да упраздня́тся вся е́реси и раско́лы. Да, та́ко пожи́вши в ми́ре на земли́, сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства на Небеси́, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

КАНОН СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ

Песнь 1Глас 5

Ирмос: Величаваго фараона в мори потопивша со оружием и всадники, Израиля же преславно спасша и по суху проведша, поем Христа, яко прославися.

Величие наше и похвала ты еси, Ольго Богомудрая: тобою бо от идольския лести свободихомся. Ныне молися за род и роды, ихже Богу привела еси, поющи Христа, яко прославися.

Величаваго диавола из России прогнала еси, нечестивыя кумиры отнюд сокрушивши, вся люди от беззакония свободила еси, мудростию научающи пети Христа, яко прославися.

Черность греховную банею Крещения отнюд отмыла еси, Христа возлюбила еси, Емуже предстоящи, молися за рабы твоя, верно славящия тя.

Богородичен: Исаия Тя жезл нарицает, Пречистая, Давид же Тя — престол Господень, Аввакум — приосененную гору, купину же Тя — Моисей, мы же Тя Матерь Божию нарицаем.

Песнь 3

Ирмос: Державною рукою и сильным словом Небо и землю сотворил еси, юже Твоею Кровию искупил еси, Церковь Твою, яже о Тебе утверждается, зовущи: яко несть свят, разве Тебе, Господи.

Державною рукою, и мудрыми словесы, и сильным словом учила еси твоего сына закону Христову и людем возбранила еси жрети идолом, Ольго преславная, в память твою ныне сошедшеся, тебе прославляем.

Ты, яко пчела, добру разуму далече цветущия Христовы веры взыскала еси и, яко породный мед, Крещение в Царствующем граде обретши, твоему граду и людем даровала еси, егоже вси насыщени горести греха отбегают.

Весь похвальный глас и мольбу ти, Ольго, приносим, тобою бо Бога познахом, Емуже ныне предстоиши, проси мира отечеству, и на поганыя победы, и душам нашим оставления грехов, поющим тя, присноблаженная.

Богородичен: Приятелище явилася еси, Дево, Неприступнаго Бога, тем Тя поют непрестанно ангельстии чини, повинующеся Владыце, Ты бо родила еси Слово Отчее, Собезначальное, без отца: о, чудо! Святый бо Дух осени Тя.

Седален, глас 3

Подвиг твой чтим, блаженная, дивна бо крепость духа твоего, в немощи телесе явльшаяся; языческую лесть презревши, дерзновенно веру проповедала еси Христову, образ нам подающи ревности о Господе.

Песнь 4

Ирмос: Духом Божиим очищся пророк, дыхающим в нем, Аввакум Божественный, бояся, глаголаше: внегда приближатся лета, познан будеши, Боже, на спасение человеков.

Дух Божий почи на тебе, яко на Девворе пророчице древле, Имже просветившися, укрепляющи Владимира разумнаго, Сисару диавола низложила еси в сети его Крещением, яко и Вараком в потоце Киссове прежде.

Быстрине подобящися, Ольго Богомудрая, сокрушенным сердцем ста, молящися к Богу, избавила еси род твоих людей от оскорбления кумирскаго и от пленения вражия свободила еси, Христа призывающи на помощь нашу.

В нарочитый день святаго твоего преставления радостно празднуем, песнь молебную Христу возсылающе, нетленным венцем венчавшему тя, Ольго Богомудрая: проси нам оставление грехов, славящим тя верно.

Богородичен: Тя, от корене Иессеева процветшую, Исаия якоже прорече, Христа — Цвет прозябшую, и Первоначальнаго плотию носившую, и Жезл Божия Духа, хвалим Тя, яко Божию Матерь и Чистую Деву.

Песнь 5

Ирмос: Слово Божие Всесильное, мир всему миру посли и светом истинным освещая и просвещая вся, из нощи Тя славящия.

Яко голубица целомудренная, на финике добродетелей возшла еси, криле священне посребренне имущи, имиже возлетевши, в райстей пищи возгнездилася еси, славная Ольго.

О тебе пояше Соломон прежде: вне винограда царская маслина процвете; ты бо святый грезн Крещением в России насадила еси, творящи плод покаяния, о немже Сам Христос веселится.

Умилосердися, Владыко, на новопросвещенныя люди Твоя, не предаждь нас в руки поганых за множество беззаконий наших, но молитвами наставницы нашея Ольги избави ны от всякия напасти.

Богородичен: Кропите вси, якоже пишется, облацы веселия, земным: Божий бо Детищ Христос, очищаяй мир от грехов, воплотися от Девы и дан бысть нам.

Песнь 6

Ирмос: В Церковь Небесную Святую Твою да приидет молитва моя, вопию Ти, яко Иона, из глубины сердца морскаго: от грех моих возведи мя, молюся Тебе, Господи.

Ревность Святаго Духа в сердцы приемши, отеческое зловерие возненавидела еси, и, Христа истиннаго Бога взыскавши, чадо света явилася еси, и с первенцы святых на Небесех ликуеши.

Новая ученица Христова в России явилася еси, обходящи грады и села, кумиры сокрушающи и люди учащи единому Богу покланятися, Егоже моли за поющия тя.

О Богоблаженная Ольго, помолися за твоя чада к Богу: мир неподвижимый отечеству нашему испроси и нам отпущение грехов, присно тя прославляющим.

Богородичен: Познавше Тобою неописанное Слово Божие, Сына Единороднаго Вседержителева, вопием Ти, земнии: радуйся, благословенная Богородице, упование душ наших.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу Богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

Икос

Христиан житие видящи и непотребство языческое уразумевающи, сице в себе рекла еси, Ольго Богомудрая: о, бездна премудрости и благости всех Творца! Како утаился еси от мене доселе? Како возмогу идолы отныне чтити? Никтоже бо, сладкаго вкусив, восхощет горькаго, сего ради, аще и в старости, призови мя, Святая Троице, и подаждь ми грехов оставление.

Песнь 7

Ирмос: Пламень пещный поработиша благочестивии отроцы, тем свыше ороси я, готовы палимы по естеству, но паче естества мужески пояху: благословен еси, Господи, на Престоле Славы Царствия Твоего.

Подобно Иудифи сотворила еси, посреде кумирских телищ вшедши, тех начальника сокрушила еси и демоночетцы посрамила еси, вся же люди научила еси в чистоте вопити Христу: благословен еси, Господи, на Престоле Славы Царствия Твоего.

Похвальными цветы, аки царский венец, богомудрей твоей главе в память твою приносим, юже Христос нетлением венча, Ольго досточудная, молися за твое стадо, избавится от всякаго зла вопиющим: благословен еси, Господи, на Престоле Славы Царствия Твоего.

Ливанскую ли гору наречем тя? На тя бо роса Небесная сниде. Или Фисон реку, добрейший сапфир, камень честный, Владимира имущую, имже просветися Российская земля? Но молитеся за ны, взывающе: благословен еси, Господи, на Престоле Славы Царствия Твоего.

Богородичен: Кивот позлащен Тя Духом именуем, спасшую мир от потопа разумнаго, Дево, спаси нас, на Тя бо надеемся и к Тебе прибегаем, отчаянныя в пучине от грех и напастей избави, вопиющия: благословен еси, Господи, на Престоле Славы Царствия Твоего.

Песнь 8

Ирмос: Крепцыи отроцы трие суще, силою оболкшеся Святыя Троицы, уловиша и победиша халдеи, и дивно изменися естество: како огнь в росу прелагашеся? Без туги я сохрани, яко пеленами, о пролиявый мудрость на всех делех Твоих Боже, Тя превозносим во веки.

Крепка, яко львица, силою Святаго Духа оболчена, едина устремися всюду истерзати кумиры, и дивно на Небеси и на земли: како жена прежде Бога познавает, еюже исперва всему роду падение бысть? Тою же ныне спасени, поем: о пролиявый мудрость на всех делех Твоих Боже, Тя превозносим во веки.

Премудрость Божия прежде о тебе написала есть: се еси добрая моя и прекрасная, и порока несть в тебе. Блеск лица твоего, яко мира обоняние, назнаменоваше твое, Ольго, крещение, еже посреде кумирския лести на тебе обоня Христос и всех нас от смрада демонскаго к покаянию милостию Своею, привел есть.

Помяни мене, госпоже Ольго, убогаго твоего раба, окраденнаго от врага и согрешившаго паче человек, и помолися Христу подати ми прощение о всех согрешениих, яже нечувственно содеях, окаянный, да покаянием вопию: о пролиявый мудрость на всех делех Твоих Боже, Тя превозносим во веки.

Богородичен: Не презри, Дево, Твоих раб мольбы, о Тебе бо хвалимся, Твое малое стадо мы есмы, потщися в заступление наше и изми ны от враг наших, ущедри знающия Тя Матерь Божию и Сыну Твоему вопиющия: о пролиявый мудрость на всех делех Твоих Боже, Тя превозносим во веки.

Песнь 9

Ирмос: Из Едема изыде род наш прабабы ради Евы, призван же Тобою, рождшею нам новаго Адама — Христа, во двою естеству, Дево Чистая. Взыграся Адам прадед, яко избыв первыя клятвы, мы же Тобою хвалящеся, яко Тебе ради Бога познахом, и Тебе величаем.

Веселися, Ево прародительнице, иже бо, тя прельстив, из Едема изведи, ныне же попран есть твоим исчадием. Се бо Ольга животное древо, Крест Христов, в России водрузи, имже всем верным рай отверзеся, мы же хвалящеся, яко тоя ради Бога познахом, со Владимиром сию величаем.

Жену по естеству нарицаем тя, но паче силы женския подвиглася еси. Тьмы твоего злата истощила еси, да Христов закон и учителя приобрящеши, имже просветила еси землю Российскую, мы же тобою хвалящеся, яко тебе ради Бога познахом, с мученики тя величаем.

3акона наставнице чистая и учительнице веры Христовы, приими похвалу от раб недостойных и молитву о нас сотвори к Богу, честно творящих твою память, да от напастей, и бед, и печалей, и лютых грехов свободимся, еще же и мук, ждущих нас, избави, молимся ти, тебе непрестанно величающии.

Богородичен: Се Церковь, се дверь, се Божия гора святая, се жезл и сосуд злат, се источник печатан, се рай святый новаго Адама, се престол страшный, се Мати Божия Пречистая, Заступница всех нас, поющих Ю.

Светилен

Светом благодати Божией просвещенная, светильник веры истинныя во отечествии своем возжгла еси, Ольго Богомудрая, и образ подала еси отцу нашему Владимиру, имже и мы от тьмы неведения к Свету Христову приведохомся.

АКАФИСТ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ РОССИЙСКОЙ ОЛЬГЕ

Кондак 1

Первоизбранней от всего российскаго рода, славней и равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре, во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем россианом показавшей. Ты же, яко имущая дерзновение к прославльшему тя Господу, ограждай нас от всяких бед молитвами твоими, да зовем ти:

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Икос 1

Ангелов и человеков Творец, времена и лета во Своей власти положивый и судьбы царств и народов по Своей воли управляяй, егда восхоте род российский Святым Крещением просветити, тогда, видя благое изволение сердца твоего, призва тя первее в познание Себе, да будеши всем россианом образ и наставница в христианстей вере. Сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, российскаго небесе утренняя звездо, от Первозваннаго Апостола на горах Киевских предвозвещенная;

радуйся, заре, во мраце неведения светло возблиставшая.

Радуйся, добрая лозо винограда Христова, от дивия* языческаго корене прозябшая;

радуйся, пречудная леторасле, из неяже велие правоверия древо на земли нашей возрасте.

Радуйся, первоучительнице и просветительнице наша;

радуйся, яко тобою познахом поклонятися в Троице Творцу.

Радуйся, яко тебе ради Пресвятое Имя Господне от всех россиан прославляется;

радуйся, яко и твое преславное имя вкупе с равноапостольным Владимиром во всех пределех мира восхваляется.

Радуйся, страны нашея Российския духовное сокровище;

радуйся, всея Христовы Церкве преславное украшение.

Радуйся, градов Киева и Пскова изрядная доброто;

радуйся, людем нашим на враги благая помощнице.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 2

Видяще тя, святая Ольго, яко крин в тернии прозябший: ты бо аще и в роде язычестем рождена еси, обаче закон Божий в сердце твоем написан всегда имела еси и целомудрие твое яко зеницу ока блюла еси; благодарно поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом твоим вся добре ведящи, познала еси, богомудрая Ольго, яко идоли, рукама человеческима сотвореннии, не суть бози; темже, отвергши тыя, потщалася еси познати Бога истиннаго. Сего ради, похваляюще сицевое твое благоразумие, вопием ти сице:

Радуйся, добрая жено, первее всех заблуждение россиян познавшая и тщету идолопоклонения разумевшая;

радуйся, истиннаго богопознания и правыя веры усердно искавшая.

Радуйся, еще не ведущи истиннаго Бога, якоже Корнилий сотник, добрыми делы Тому угождавшая;

радуйся, прежде разумения закона Божия по закону совести праведно жившая.

Радуйся, прежде приятия христианския веры дела, христианом подобающая, творившая;

радуйся, премудростию от Бога одаренная.

Радуйся, державу твою от нашествия супостат мужественно защитившая;

радуйся, в подчиненных ти людех суды праведныя творившая.

Радуйся, царственною славою на земли и на Небеси почтенная;

радуйся, яко равноапостольная от Бога прославленная.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 3

Силою благодати Божией движима, потщалася еси, богомудрая Ольго, достигнути Царьграда, идеже зрящи красоту церковнаго благолепия и послушающи учения словес Божественных, распалалася еси всем сердцем твоим в любовь Христову, благодарственно вопиющи Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи сердце яко добрую землю, удобь восприяла еси, Ольго, семя святыя веры, познавши Христа Бога истиннаго. Темже и крещение святое прияла еси от руку патриарха Царьграда, иже и предрече ти, яко отныне блажити тя имут российстии сынове. Исполнити убо хотяще проречение сие, взываем ти сице:

Радуйся, тму идолослужения оставльшая;

радуйся, свет богопознания взыскавшая.

Радуйся, безконечныя пагубы верою избежавшая;

радуйся, жизнь вечную во Христе стяжавшая.

Радуйся, в купели святаго крещения от скверны греховныя омывшаяся;

радуйся, благодатию Святаго Духа духовно родившаяся.

Радуйся, разумная горлице, от когтей душепагубнаго врана излетевшая;

радуйся, под криле Орла Небеснаго прилетевшая.

Радуйся, множество душ крещением с собою ко Христу приведшая;

радуйся, сего ради сугубое воздаяние от Бога получившая.

Радуйся, с верою несумненною приходящих светом от честных твоих мощей осиявающая;

радуйся, душам и телесем тех, яже на пользу, подавающая.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 4

Како не дивимся благоразумию твоему, Ольго преблаженная, ибо ты предложение царя еллинов о браце с ним разумно отвергла еси, рекши тому: не брака ради приидох семо и не соцарствования ради с тобою, но да уневещуся Крещением Безсмертному Жениху Христу Богу: Егоже паче всего возлюби душа моя и Емуже отныне во веки не престану воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавши от крестившаго тя патриарха напутственное слово о чистоте, посте, молитве и о всех добродетелех, христианом подобающих, слагала еси сия в сердцы твоем, делы вся та исполняти обещавающи. Темже убо по долгу воспеваем ти сице:

Радуйся, усердная слышательнице словес Божественных;

радуйся, ревностная исполнительнице закона христианскаго.

Радуйся, ниву сердца твоего очистившая от терния душевредных страстей;

радуйся, слезами покаяния оросившая ю.

Радуйся, яко семя слова Божия в сердцы твоем, яко на земли добрей, укоренися;

радуйся, яко семя сие прозябе и сторичный плод благих дел принесе.

Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая;

радуйся, воздержанием и молитвою Богу угодившая.

Радуйся, милостынею Творца умилостивившая;

радуйся, нищия и убогая потребами снабдившая.

Радуйся, просвещение земли Российския светом Христова учения провидевшая.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 5

Боготканною одеждою святаго крещения облекшися и нетленною пищею Пречистаго Тела и Крове Христовы духовно укрепльшися, Ольго преблаженная, не убоялася еси потещи к неверным соотечественником твоим, предком нашим, проповедати им Единаго Истиннаго Бога, Емуже ныне вся Россиа, яко единеми усты, воспевает: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши, святая Ольго, вся люди земли Российския во тме идолослужения погруженныя, усердно потщалася еси просветити тыя светом Христовы веры и сотворити я сыны дне и наследники Царствия Небеснаго. Поминающе убо сицевое твое попечение о них, благодарственно зовем ти:

Радуйся, премудрая властительнице народа российскаго;

радуйся, добрая наставница ввереннаго ти стада.

Радуйся, первей христианстей царице Елене в ревности Божественней подражавшая;

радуйся, и имя тоя во святем крещении приявшая.

Радуйся, честный крест Христов и святыя иконы из Царьграда во град Киев принесшая;

радуйся, иереи и клирики с собою в Россию приведшая.

Радуйся, мудрыми твоими глаголы поучавшая люди оставити тму языческаго нечестия и восприяти свет христианскаго благочестия;

радуйся, многия россианы светом веры Христовы просветившая.

Радуйся, начало просвещения всея земли Российския положившая;

радуйся, грады российския проповеданием Христова учения огласившая.

Радуйся, первая от земли Российския лику святых причтенная.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 6

Проповедником духоносным, Апостолом, подражавши, Ольго богомудрая, обходила еси грады и веси державы твоея, приводящи, елико мощно бе, люди к вере Христовей и научающи их воспевати Единому в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Утверждая в державе твоей начаток веры христианския, создала еси храмы Божии во граде Киеве и в стране рождения твоего, при реце Велицей у града Пскова. И тако начата россиане прославляти повсюду Христа Бога нашего, тебе же, просветительнице своей, похвальная воспевати:

Радуйся, яко от чистаго источника Святыя Соборныя и Апостольския Церкве чистое учение прияла еси;

радуйся, яко тем нас научила еси познати Единаго истиннаго Бога.

Радуйся, идольских требищ и кумиров низложительнице;

радуйся, святых Божиих храмов создательнице.

Радуйся, яко же и Первозванный Апостол, с проповедию Евангелия землю Русскую обходившая;

радуйся, Великому Новуграду и прочим российским градом Христово в мир пришествие благовествовавшая.

Радуйся, на местех проповеди твоея честныя кресты водрузившая, от нихже многая знамения и чудеса, уверения ради неверных, силою Божиею содевахуся.

Радуйся, яко тобою Всеблагий Господь сыновом российским познание Свое явил есть;

радуйся, яко чрез них и прочия многия народы светом веры просветил есть.

Радуйся, яко от корене твоего честнаго Господь святаго равноапостольнаго князя Владимира показал нам есть;

радуйся, яко образом жития твоего святый князь Владимир подвигся прияти христианскую веру.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 7

Хотящи избавити сына твоего Святослава от пагубы вечныя, прилежно увещевала еси его оставити почитание идолов и веровати в Бога истиннаго. Но той не внят матернему наказанию твоему и не восхоте нечестие свое пременити на благочестие. Темже, яко неверный, отчуждися жизни вечныя и не сподобися с тобою в Горнем Царствии воспевати: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение благоволения Своего яви тебе Господь, егда, во образ Пресвятыя Троицы, три пресветлыя луча с небесе облиста на месте дубравне, ихже не точию едина ты зрела еси, но и вси сущии тамо людие видеша, и вкупе с тобою прославиша Триединаго Бога. Мы же, ведуще сбытие проречения твоего о создании на месте оном храма Живоначальныя Троицы и града, ублажаем тя сице:

Радуйся, великая Божия угоднице, дара пророчествия сподобльшаяся.

Радуйся, Трисияннаго Небеснаго света зрительнице;

радуйся, всеблагия воли Божией о просвещении народа русскаго по Апостоле Андрее первая исполнительнице.

Радуйся, града Пскова начальная основательнице;

радуйся, всея Российския державы заступнице и покровительнице.

Радуйся, яко изволением Божиим держава Российская ныне от моря до моря распространися;

радуйся, яко вся грады и веси ея множеством храмов Божиих украсишася.

Радуйся, яко в храмех сих святители и иереи Безкровную Жертву о людех Богу приносят;

радуйся, яко сонмы иночествующих по всему лицу земли Российския единодушно хвалу Святей Троице воспевают.

Радуйся, яко обитателие града Киева и Пскова сугубо тя превозносят и ублажают;

радуйся, яко и вси православнии россияне с лет древних тя почитают и прославляют.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 8

Странствия земнаго течение скончавая, тепле Господа молила еси, Ольго блаженная, да не оставит Он землю Российскую по преставлении твоем во тме неведения пребывати, но да просветит ю светом святыя веры и вся сыны российския да научит воспевати: Аллилуиа.

Икос 8

Вся объята бывши благодатию Божественною, достохвальная Ольго, мысленными очесы зрела еси просвещение всего народа твоего и пророчески предрекла еси, яко мнози велиции угодницы Божий, яко звезды светлыя, в земли Российстей возсияют, еже и сбыстся изволением и благодатию всемогущаго Бога. Сего ради по долгу воспеваем ти сице:

Радуйся, духовная наша мати, испросившая у Бога просвещение праотцем нашим;

радуйся, яко Всеблагий Господь, зря доброту души твоея, тебе ради вся люди русския возлюби.

Радуйся, яко тя обрете Христос достоин сосуд, чрез негоже нача изливати благодать Свою земли Российстей;

радуйся, яко ты предуготовала еси люди твоя к приятию веры и благодати Христовы.

Радуйся, яко прозорливо предзрела еси величие и славу державы твоея;

радуйся, яко веселилася еси о предвиденном тобою благочестии сынов российских.

Радуйся, яко по проречению твоему, мнози святии от рода нашего возсияша;

радуйся, дома Живоначальныя Троицы, устроительнице.

Радуйся, молитвами твоими в скорбех и напастех нас заступающая;

радуйся, во обстояниих злых Отечество наше сохраняющая и от врагов избавляющая.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 9

Всяких добродетелей исполнена бывши, Ольго блаженная, с молитвою во устех предала еси дух твой в руце Божии, Иже всели тя в Небесныя обители и первую от россиан сопричте лику равноапостольных угодник Своих. Темже испроси и нам у Господа мирную христианскую кончину, да предадим души наша в руце Христа Бога нашего, поюще Тому хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не могут достойно восхвалити тя, Ольго богомудрая: како ты, никиим же от человек учима и увещеваема, познала еси тщету идолослужения, правыя же веры взыскала еси и, якоже равноапостольная Елена, обрела еси безценный бисер, Христа, Егоже лицезрения на Небеси наслаждаяся ныне, не забуди нас, прелестьми мира сего омрачаемых и о благах вечных забывающих, да, тобою на путь правый наставляеми, взываем ти радостно:

Радуйся, добрыми твоими делы и правым ума и сердца изволением приуготовившая себе в жилище Божественныя благодати;

радуйся, яко Сам Дух Святый учитель тебе бысть к познанию Христа Сына Божия.

Радуйся, никиихже знамений и чудес видевшая и во Христа веровавшая;

радуйся, таковою верою твоею многих гонителей и мучителей, видевших знамения и чудеса и не веровавших, посрамившая.

Радуйся, водительству Святаго Духа себе предавшая;

радуйся, совершенную покорность воле Божией показавшая.

Радуйся, звавшему тя гласу благодати послушна явившаяся;

радуйся, с единонадесятаго часа в вертограде Господнем потрудившаяся и мзду с первыми получившая.

Радуйся, яко умудри тя Господь честь царскую, богатство и славу сочетати со смирением христианским;

радуйся, яко сим образом яве нам показавшая, яко блага земныя не суть препятие души боголюбивей к достижению благ Небесных.

Радуйся, добротою целомудрия и светлостию разумения прославившаяся;

радуйся, крепостию веры и целомудренною чистотою жития твоего пророчества дар от Бога восприявшая.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 10

Путь спасения сыновом российским устрояя и предсмертное прошение твое исполняя, Всеблагий Господь возрасти во внуце твоем Владимире всеянное тобою семя веры и чрез него всю землю Российскую просвети Святым Крещением. Темже убо прославляем тя, Ольго блаженная, яко первую виновницу просвещения нашего светом святыя веры, и умильно поем Христу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Прияв Святое Крещение, внук твой Владимир, потщася изъяти из земли нетленныя мощи твоя, чуднаго благоухания исполненныя, и со святителем Леонтием и всем множеством народа постави я в церкве Пречистыя Богоматери, и оттоле начаша источатися от них цельбы всяким недугом, притекающим с верою. Сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, яко благодать Святаго Духа, в тя всельшаяся, подаде нетление мощем твоим и сотвори в мощех твоих цельбоподательный источник на всякия недуги;

радуйся, с маловерием к ним приходящия видети я не попускавшая.

Радуйся, явлением мощей твоих младенствовавшую Церковь Российскую возвеселившая;

радуйся, прославлением их внука твоего Владимира зело обрадовавшая.

Радуйся, яко и до ныне благочестивии людие земли Российския славною памятию твоею услаждаются;

радуйся, яко твоим к Богу ходатайством вернии россиане многих благ от Господа сподобляются.

Радуйся, молитвами твоими о просвещении земли Российския Бога умолившая;

радуйся, вскоре многим великим святым явитися на земли Российстей прорекшая.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, угоднице Божия, и смиренно тя молим: моли о нас Единаго Человеколюбца Бога, да не отвратит лица Своего от нас, недостойных, присно согрешающих и преогорчевающих благость Его, но да накажет нас зде, яко Отец чадолюбивый, онаможе, в будущем веце, да спасет и помилует, яко Судия и Мздовоздаятель праведный, да тако, избавльшеся вечнаго мучения, сподобимся с тобою в райских обителех воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Трисиянным светом осияваема, со всеми святыми предстоиши ныне на Небеси Престолу Царя царствующих, Ольго всеблаженная, и оттуду, яко светозарное светило, просвещаеши всю страну Российскую, разгоняя мрак заблуждений и показуя путь к истинному просвещению к Небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя, глаголем:

Радуйся, луно просвещенная от незаходимаго Солнца Правды;

радуйся, путеводительнице, правую стезю к вечному спасению нам показующая.

Радуйся, мощная споспешнице и укрепительнице проповедников православныя веры;

радуйся, присная покровительнице благих наставников юношества и всех, благотрудящихся на пользу общую.

Радуйся, законодателей страны Российския наставнице и покровительнице;

радуйся, народоправителей и начальников страны сея мудрая и добрая советоподательнице.

Радуйся, крамол и раздоров потребительнице;

радуйся, всех обидимых и неправедно гонимых заступнице.

Радуйся, скорбящих скорая утешительнице;

радуйся, болящих милостивая исцелительнице.

Радуйся, людем нашим помощь молитвами твоими от Бога подавающая;

радуйся, всея страны Российския предстательнице и заступнице.

радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 12

Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, наставнице наша, от Всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не безплодно будет в нас всеянное тобою семя святыя веры, но да прозябнет и плод сотворит, имже бы возмощи нам питати души наша в будущей вечней жизни, идеже вси святии воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя многая и преславная благодеяния, явленная стране Российстей в просвещении той светом веры Христовой, благодарственная приносим ти, с любовию зовуще сицевая:

Радуйся, богоизбранная и богопрославленная самодержице земли Русския, несокрушимое ограждение ея, покров и защищение.

Радуйся, девам российским образе целомудреннаго жития;

радуйся, матерем наставнице законнаго супружества и добраго чад воспитания.

Радуйся, вдовицам правило богоугоднаго жития;

радуйся, всем россианом учительнице и образе всех добродетелей.

Радуйся, соучастнице на Небеси жребия проповедников веры Христовы;

радуйся, сопричастнице вечнаго блаженства праведных.

Радуйся, теплая о нас пред Богом молитвеннице;

радуйся, усердная о спасении нашем ходатаице.

Радуйся, в час смерти нашея о нас к Богу ходатаице;

радуйся, по исходе нашем от смертнаго сего телесе помощь и утешение подающая.

Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго богомудрая.

Кондак 13

О святая равноапостольная великая княгине Ольга, приими милостивно от нас хвалебное благодарение сие о всех, яже тобою воздаде Господь нам, отцем и праотцем нашим и всей державе Российстей, и моли Всеблагаго Бога умножити милость Свою на ны и на роды родов наших, утвердити ны в правоверии и благочестии, хранити же от всех напастей, бед и зол, да сподобимся с тобою, яко чада с материю, во веки воспевати Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов и человеков Творец...» и 1-й кондак «Первоизбранней от всего...».

Молитва 1-я

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердаго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, вуо еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же во путях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.