Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы.
Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Сырной седмицей, или масленицей, называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Сырная седмица – преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.
В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
В эту последнюю перед Великим постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.
Сырная суббота – это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» – это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство – все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота – праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.
В Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, вошли:
Авваки́р Египетский, прп.
Агапи́т, прп.
Агапи́т, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Ало́ний Египетский, прп.
Аммо́на Египетский, прп.
Аммона́фа Египетский, пустынник, прп.
Аммо́ний Египетский, прп.
Амо́н Египетский, прп.
Антио́х Палестинский, прп.
Анфи́м, ученик прп. Саввы Освященного, прп.
А́рис Египетский, прп.
А́ттик, архиепископ Константинопольский, свт.
Афинодо́р, ученик прп. Пахомия Великого, прп.
Афр Египетский, прп.
Афроди́сий, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Ахи́лла, прп.
Вави́ла Тарсийский, прп.
Васи́лий иерей, из послушания во гроб вселившийся, прп.
Вениами́н Нитрийский, прп.
Вити́мий Египетский, прп.
Врие́на Нисивийская, прп.
Га́ий, прп.
Гела́сий Палестинский, прп.
Ге́рман Вифлеемский, прп.
Далма́той (Ма́той), прп.
Дании́л Скитский, прп.
Диадо́х Фотикийский, блж.
Дометиа́н, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Евла́лий (Евла́вий), епископ Кесарийский (Каппадокийский), свт.
Евло́гий Фиваидский, прп.
Евпра́ксия, прп.
Елла́дий Келлийский, прп.
Зино́н, прп.
Зои́л, прп.
Ивистио́н, прп.
Иера́кс Египетский, пустынник, прп.
Иереми́й, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Ие́рия Нисивийская, прп.
Иоа́нн Савваит, прп.
Ио́сиф Египетский, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Ипере́хий, прп.
Иса́ия Скитский, прп.
Иси́хий Иерусалимский, прп.
Исхирио́н, прп.
Иули́тта (Иу́лия) Тавеннская, Египетская, прп.
Иу́ста (Иусти́на), прп.
Иусти́н Великий, прп.
Ка́ллист, прп.
Ка́стор, прп.
Кли́мент Римский, сщмч.
Лавре́нтий Египетский, прп.
Лео́нтий, прп.
Ло́нгин, прп.
Лот Египетский, прп.
Ма́той (Далма́той) Келлийский (Раифский), прп.
Милл, воскреситель умерших, прп.
Навкра́тий Студит, прп.
Нафана́ил Нитрийский, прп.
Некта́рий, архиепископ Константинопольский, свт.
Нисфе́рой, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Нон, епископ Илиопольский, свт.
Орси́сий (Орти́сий) Египетский, прп.
Паламо́н Египетский, наставник прп. Пахо́мия Великого, прп.
Палла́дий Еленопольский, прп.
Папп (Па́мво), епископ Критский, свт.
Пассарио́н, наставник прп. Евфи́мия Великого, прп.
Пафну́тий Преславный, прп.
Петро́ний Египетский, ученик прп. Пахо́мия Великого, прп.
Пинну́фрий Египетский, прп.
Пио́р Нитрийский, прп.
Питиру́н Фиваидский, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Руф, прп.
Сарма́т, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Са́рра Ливийская, Египетская, дева, отшельница, прп.
Серапио́н Нитрийский, прп.
Сери́д Палестинский, прп.
Силуа́н Египетский, ученик прп. Пахо́мия Великого, прп.
Сильва́н Скитский, прп.
Симео́н Столпник, Киликийский, прп.
Тифо́й Фиваидский, ученик прп. Пахо́мия Великого, прп.
Фала́ссий, прп.
Феди́м Амасийский, прп.
Фео́дор Египетский, прп.
Фео́дор Фермийский, прп.
Феоду́л Синайский, прп.
Феоду́ла, прп.
Фео́на Скитский, прп.
Фо́ка Палестинский, прп.
Фомаи́да Нисивийская, прп.
Всем преподобным отцам, в подвиге просиявшим
Тропарь всем преподобным отцам, в подвиге просиявшим, глас 4
Бо́же оте́ц на́ших, / творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, / не отста́ви ми́лость Твою́ от нас: / но моли́твами их // в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Кондак всем преподобным отцам, в подвиге просиявшим, глас 8
Я́ко благоче́стия пропове́дники, и нече́стия обузда́тели/ богоно́сных собо́р уясни́л еси́,/ подсо́лнечную осиява́ющия:/ в ми́ре соверше́нном тех моли́твами,/ Тебе́ сла́вящия и велича́ющия сохрани́,// пою́щия Ти Го́споди: Аллилу́иа.
Перевод: Как благочестия провозвестников и нечестия обуздателей, сонм богоносцев Ты украсил все под солнцем озаряющий. Их мольбами в мире совершенном Тебя славящих и величающих сохрани, поющих Тебе, Господи: “Аллилуиа”.