Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

5 Декабря.Суббота. Седмица 26-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Постный календарь. Глас 8-й

Благоверный князь Яропо́лк (в Крещении Петр) Изяславич Владимиро-Волынский

Попразднство Введения.

блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского (1318).

Паиять. Апп. от 70-ти Филимо́на и Архи́ппа и мц. равноап. А́пфии (I)Блгв. кн. Яропо́лка, во Святом Крещении Петра, Владимиро-Волынского (1086);мц. Кики́лии (Цеци́лии) и мчч. Валериа́на, Тиву́ртия и Максима (ок. 230);мч. Проко́пия Кесарийского (Палестинского), чтеца (303);мч. Мени́гна (250);прп. Ага́ввы Исмаильтянина (V);прав. Михаила воина, болгарина (866).

Сщмч. Влади́мира Рясенского, пресвитера (1932)сщмчч. Иоаса́фа (Жевахова), епископа Могилевского, Иоа́нна БарановаВаси́лия БовыПавла ЕвдокимоваИа́кова СоколоваФео́дора ГусеваИоа́нна СмирноваИлии́ ГромогласоваАлекси́я БенеманскогоАфана́сия Милова, пресвитеров, прмчч. Гера́сима (Мочалова), иеромонаха, Евти́хия (Диденко), монаха, Авени́ра (Синицына), инока, Са́ввы (Суслова), Марка (Махрова), монахов и мч. Бори́са Козлова (1937)исп. Параске́вы (Матиешиной) (1953).

Свя­той бла­го­вер­ный князь Яро­полк, во Свя­том Кре­ще­нии Петр, был сын ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Изя­с­ла­ва Яро­сла­ви­ча, внук Яро­сла­ва Муд­ро­го (Яро­слав Муд­рый был ве­ли­ким кня­зем с 1019 по 1054 гг.), пра­внук свя­то­го Вла­ди­ми­ра. Вре­мя рож­де­ния кня­зя Яро­пол­ка неиз­вест­но, но су­дя по то­му, что уже в 1071 г. князь участ­ву­ет в бит­ве, на­до по­ла­гать, что ро­дил­ся он не поз­же, как в 50-х гг. XI сто­ле­тия. Он был, по­ла­га­ют, тре­тьим сы­ном кня­зя Изя­с­ла­ва. Мать свя­то­го кня­зя на­зы­ва­лась Гер­тру­да. Она бы­ла ра­нее поль­ская княж­на, сест­ра ко­ро­ля Ка­зи­ми­ра.

 

В тя­же­лые вре­ме­на жил бла­го­вер­ный князь Яро­полк, в го­ды усо­биц меж­ду бра­тья­ми-кня­зья­ми, детьми Яро­сла­ва Муд­ро­го, а так­же меж­ду ни­ми и их млад­ши­ми ро­ди­ча­ми1). Во вре­мя этих усо­биц ве­ли­кий князь Изя­с­лав два ра­за был при­нуж­ден оста­вить Ки­ев и ски­тать­ся по чу­жим зем­лям со всей се­мьей сво­ей. Бла­го­вер­ный князь Яро­полк де­лил с от­цом сво­им его го­ре и несча­стье.

По­сле Яро­сла­ва оста­лось пять сы­но­вей: Изя­с­лав, Свя­то­слав, Все­во­лод, Вя­че­слав и Игорь. Свя­той Яро­полк был сы­ном стар­ше­го из них – Изя­с­ла­ва Яро­сла­ви­ча (ро­див­ше­го­ся в 1024 г.). Три стар­ших Яро­сла­ви­ча по­мер­ли ве­ли­ки­ми кня­зья­ми Ки­ев­ски­ми (см. ни­же), Вя­че­слав Смо­лен­ский (умер в 1057 г.) и Игорь (сна­ча­ла Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский, по­том Смо­лен­ский; † 1060 г.) – не до­ждав­шись оче­ре­ди по­бы­вать на ве­ли­ко­кня­же­ском сто­ле. Еще ра­нее смер­ти Яро­сла­ва по­мер св. Вла­ди­мир Яро­сла­вич († 1052 г.; па­мять его 4/17 но­яб­ря), оста­вив сы­на Ро­сти­сла­ва, кня­зя Тму­та­ра­кан­ско­го (отрав­лен ядом в 1065 г.). У бла­го­вер­но­го кня­зя Яро­пол­ка бы­ли два род­ных бра­та: Мсти­слав, († 1068 г.) и Свя­то­полк (умер ве­ли­ким кня­зем в 1113 г.). Из дво­ю­род­ных бра­тьев его бу­дут упо­ми­нать­ся: Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах, зна­ме­ни­тый князь (род. в 1053 г., был ве­ли­ким кня­зем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Бо­рис Вя­че­сла­вич, князь Тму­та­ра­кан­ский, пав­ший в бит­ве в 1078 г., Олег Свя­то­сла­вич, князь Чер­ни­гов­ский († 1115 г.), Да­вид Иго­ре­вич, князь Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский (по­сле св. Яро­пол­ка, † 1112 г.). Бу­дут упо­мя­ну­ты дво­ю­род­ные пле­мян­ни­ки св. кня­зя Яро­пол­ка, де­ти Ро­сти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча: Рю­рик, князь Пе­ре­мышль­ский († 1092 г.), Во­ло­дарь (то­же по­сле него князь Пе­ре­мышль­ский) и Ва­силь­ко, князь Те­ре­бо­вль­ский († 1024 г.). Даль­ше по род­ству сто­ял удель­ный князь По­лоц­кий Все­слав Бря­чи­сла­вич, внук Изя­с­ла­ва, сы­на св. Вла­ди­ми­ра (в 1066 г. он был схва­чен Изя­с­ла­вом и по­са­жен в Ки­е­ве в тем­ни­цу, † 1101 г.) и сын его Глеб, же­на­тый на до­че­ри кня­зя Яро­пол­ка († 1118 г.).

При жиз­ни св. Яро­пол­ка на Ки­ев­ском сто­ле сме­ни­лось нема­ло кня­зей: отец его, Изя­с­лав Яро­сла­вич, пер­вый раз – с 1054 г. по 1068 г., Все­слав Бря­чи­сла­вич – с 1068 г. по 1069 г., Изя­с­лав Яро­сла­вич во вто­рой раз – с 1069 г. по 1073 г., Свя­то­слав Яро­сла­вич – с 1073 г. по 1076 г., Все­во­лод Яро­сла­вич – пер­вый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть ме­ся­цев), Изя­с­лав Яро­сла­вич тре­тий раз – с 1076 г. по 1078 г., Все­во­лод Яро­сла­вич во вто­рой раз – с 1078 г. по 1093 г.

Пер­вый раз Изя­с­лав был из­гнан из Ки­е­ва 15 сен­тяб­ря 1068 го­да по­сле по­ра­же­ния от по­лов­цев воз­му­тив­шим­ся про­тив него на­ро­дом, ко­то­рый про­воз­гла­сил сво­им кня­зем Все­сла­ва По­лоц­ко­го, си­дев­ше­го то­гда в ки­ев­ской тюрь­ме. Изя­с­лав бе­жал в Поль­шу, оста­вив свое иму­ще­ство на раз­граб­ле­ние ки­ев­ля­нам, а через семь ме­ся­цев (вес­ной 1069 го­да) с по­мо­щью по­ля­ков он сно­ва за­нял Ки­ев. В на­ка­за­ние за оби­ду Изя­с­лав из­гнал Все­сла­ва из По­лоц­ка и по­са­дил ту­да сы­на сво­е­го Мсти­сла­ва, а ко­гда Мсти­слав умер – дру­го­го сы­на, Свя­то­пол­ка. Но храб­рый и пред­при­им­чи­вый Все­слав вско­ре на­брал боль­шую и силь­ную рать, огра­бил Нов­го­род и, ра­зу­ме­ет­ся, вы­гнал Свя­то­пол­ка Изя­с­ла­ви­ча из По­лоц­ка. Про­тив Все­сла­ва по при­ка­за­нию от­ца по­шел с вой­ском бла­го­вер­ный князь Яро­полк. Они встре­ти­лись у Го­ло­тич­ска, и Яро­полк раз­бил Все­сла­ва (в 1071 г.). Од­на­ко по­беж­ден­ный Все­слав удер­жал­ся на По­лоц­ком сто­ле и при­ми­рил­ся с ве­ли­ким кня­зем.

Ско­ро от­кры­лась враж­да меж­ду бра­тья­ми Яро­сла­ви­ча­ми. Ве­ли­кий князь один те­перь вел вой­ну с По­лоц­ким кня­зем – бра­тья ему не по­мо­га­ли; один он за­клю­чал с ним и мир. Но это по­ка­за­лось по­до­зри­тель­ным. Бра­тья ста­ли ду­мать, что Изя­с­лав сно­сит­ся с Все­сла­вом «на ли­хо» им и по­то­му про­тив него вос­ста­ли: Свя­то­слав Чер­ни­гов­ский и Все­во­лод Пе­ре­я­с­лав­ский по­шли на ве­ли­ко­го кня­зя вой­ной. Изя­с­лав дол­жен был вто­рой раз бе­жать из Ки­е­ва в мар­те 1073 го­да, оста­вив­ши ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол Свя­то­сла­ву.

С иму­ще­ством и се­мьей Изя­с­лав вы­ехал сно­ва в Поль­шу. Из­гна­ние его про­дол­жа­лось на этот раз бо­лее трех лет.

Пе­чаль и го­ре из­гна­ния раз­де­лял с от­цом и вер­ный сын его Яро­полк. У поль­ско­го ко­ро­ля Бо­ле­сла­ва Сме­ло­го (Бо­ле­слав II Сме­лый, сын Ка­зи­ми­ра I, пра­вил Поль­шей с 1058 по 1082 гг.) Изя­с­лав про­сил по­мо­щи про­тив бра­тьев-обид­чи­ков. Но поль­ский ко­роль во­е­вал то­гда с Че­хи­ей и не мог ока­зать ему по­мо­щи. Это­го ма­ло. Ко­роль со сво­и­ми вель­мо­жа­ми за­хва­тил часть име­ния Изя­с­ла­ва и ука­зал ему путь.

То­гда из­гнан­ник по­ехал про­сить по­мо­щи к гер­ман­ско­му им­пе­ра­то­ру Ген­ри­ху IV (был им­пе­ра­то­ром с 1050 по 1106 гг.) и при­нес ему бо­га­тые да­ры. Им­пе­ра­тор не от­ка­зал­ся быть его за­щит­ни­ком и да­же по­слал в Ки­ев сво­е­го чи­нов­ни­ка, тре­буя под угро­зой вой­ны, чтобы рус­ские кня­зья воз­вра­ти­ли Изя­с­ла­ву за­кон­ную власть. Но и им­пе­ра­тор не мог ока­зать из­гнан­ни­ку-кня­зю ни­ка­кой су­ще­ствен­ной под­держ­ки, огра­ни­чил­ся лишь пу­сты­ми угро­за­ми Свя­то­сла­ву.

Ве­ро­ят­но, од­новре­мен­но с об­ра­ще­ни­ем к им­пе­ра­то­ру, а мо­жет быть, и вско­ре по­сле то­го, не до­ждав­шись им­пе­ра­тор­ской по­мо­щи, Изя­с­лав об­ра­щал­ся к па­пе Рим­ско­му, зна­ме­ни­то­му Гри­го­рию (Гри­го­рий VII Гиль­де­брандт, был Рим­ским па­пой с 1073 по 1085 гг.) и по­сы­лал к нему од­но­го из сво­их сы­но­вей. Сын Изя­с­ла­ва мо­лил­ся в свя­тых ме­стах Ри­ма. Бла­го­склон­но при­ня­тый па­пой, рус­ский князь про­сил его по­мо­щи и, ес­ли ве­рить сло­вам пап­ско­го по­сла­ния, сми­рен­но мо­лил, чтобы па­па вла­стью свя­то­го Пет­ра утвер­дил его на кня­же­нии, да­же буд­то дал при­ся­гу быть вер­ным Рим­ско­му пре­сто­лу, то есть при­знал и мир­скую, и ду­хов­ную власть па­пы над Русью (ед­ва ли мож­но ре­ши­тель­но от­ри­цать это груст­ное про­ис­ше­ствие – об­ра­ще­ние рус­ско­го ве­ли­ко­го кня­зя к Рим­ско­му па­пе и го­тов­ность при­знать власть по­след­не­го над го­су­дар­ством и да­же над Цер­ко­вью Рус­ской. Но оно бро­са­ет тень на ве­ли­ко­го кн. Изя­с­ла­ва, а не на сы­на его, ко­то­рый явил­ся лишь по­слом от сво­е­го от­ца и де­лал то, что ему бы­ло по­ру­че­но. При­том же неиз­вест­но, ко­то­рый из двух сы­но­вей Изя­с­ла­ва был у рим­ско­го пер­во­свя­щен­ни­ка – Яро­полк или Свя­то­полк (Мсти­слав Изя­с­ла­вич умер ра­нее). На­ко­нец, из это­го об­ра­ще­ния к па­пе ни­че­го не вы­шло для рас­про­стра­не­ния его вла­сти над Русью: Русь оста­лась пра­во­слав­ной и во­все неза­ви­си­мой от Ри­ма).

Сверх то­го, князь жа­ло­вал­ся па­пе на хищ­ни­че­ство поль­ско­го ко­ро­ля, ис­по­ве­до­вав­ше­го рим­скую ве­ру, и по­чти­тель­но про­сил, чтобы па­па сво­ей ду­хов­ной вла­стью по­бу­дил ко­ро­ля Бо­ле­сла­ва воз­вра­тить Изя­с­ла­ву ограб­лен­ные у него со­кро­ви­ща. Па­па ис­пол­нил по­след­нюю прось­бу и в по­сла­нии сво­ем к ко­ро­лю за­кли­нал его име­нем Бо­жи­им воз­вра­тить рус­ско­му кня­зю по­хи­щен­ное име­ние.

Но вме­ша­тель­ство па­пы в рус­ские де­ла не при­нес­ло из­гнан­но­му кня­зю поль­зы, хо­тя поль­ский ко­роль и ре­шил по­мо­гать ему. Бо­лее го­да Изя­с­лав дол­жен был оста­вать­ся за гра­ни­ца­ми род­ной зем­ли и вер­нул се­бе Ки­ев­ский стол в си­лу до­го­во­ра с бра­том.

В са­мом кон­це 1075 го­да умер в Ки­е­ве Свя­то­слав, оста­вив­ши ве­ли­кое кня­же­ние бра­ту сво­е­му Все­во­ло­ду, ко­то­рый всту­пил на Ки­ев­ский стол 1 ян­ва­ря 1076 г. Но Все­во­лод вско­ре при­ми­рил­ся с стар­шим бра­том сво­им Изя­с­ла­вом, ко­то­рый, впро­чем, шел то­гда на Русь с по­ля­ка­ми, и доб­ро­воль­но усту­пил ему ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол. Изя­с­лав в тре­тий раз сел в Ки­е­ве 15 июля 1076 го­да.

Ско­ро бла­го­вер­ный князь Яро­полк по­лу­чил от от­ца сво­е­го в управ­ле­ние го­род Вы­ш­го­род. Но нена­дол­го успо­ко­ил­ся бла­го­вер­ный князь Яро­полк, недол­го он мир­но пра­вил Вы­ш­го­ро­дом. В 1078 го­ду он сно­ва дол­жен был при­нять уча­стие в пе­чаль­ных со­бы­ти­ях то­го вре­ме­ни: меж­ду кня­зья­ми про­изо­шли но­вые раз­до­ры, под­ня­лась меж­до­усоб­ная вой­на. Сын по­кой­но­го Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча Олег вме­сте с Бо­ри­сом, сы­ном Вя­че­сла­ва Яро­сла­ви­ча, на­ня­ли по­лов­цев (по­лов­цы – ко­че­вой на­род та­тар­ско­го про­ис­хож­де­ния и язы­ка, по­яви­лись в юж­но­рус­ской сте­пи в 1055 г.). Вой­дя с ни­ми в пре­де­лы Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ства, раз­би­ли дя­дю сво­е­го Все­во­ло­да (25 ав­гу­ста) и вы­гна­ли его из Чер­ни­го­ва. Все­во­лод по­ехал в Ки­ев, к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву, и рас­ска­зал ему про свое несча­стье. Изя­с­лав уте­шил бра­та, обе­щал ему по­мощь и ска­зал меж­ду про­чим: «Я сло­жу за те­бя го­ло­ву».

Немед­лен­но со­брал Изя­с­лав вой­ско и вы­сту­пил на пле­мян­ни­ков с бла­го­вер­ным кня­зем Яро­пол­ком; Все­во­лод по­шел с сы­ном сво­им Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом. 3 ок­тяб­ря про­изо­шла злая се­ча на Нежа­тине Ни­ве. В ней пал Бо­рис Вя­че­сла­вич, хва­став­ший пе­ред бит­вой, что с од­ним сво­им вой­ском разо­бьет вра­гов, по­том убит был и ве­ли­кий князь Изя­с­лав. Он сто­ял с пе­ши­ми пол­ка­ми, как вдруг на­е­хал непри­я­тель­ский всад­ник и уда­рил его ко­пьем в пле­чо. Ра­на бы­ла смер­тель­на, и ве­ли­кий князь тут же скон­чал­ся. Бит­ва про­дол­жа­лась, и по­беж­ден­ный Олег ед­ва убе­жал в Тму­та­ра­кань. Те­ло уби­то­го кня­зя вез­ли сна­ча­ла на лод­ке, а по­том на са­нях. Бла­го­вер­ный князь Яро­полк сле­до­вал за ним до са­мо­го Ки­е­ва и вме­сте с дру­жи­ной сво­ей горь­ко опла­ки­вал вне­зап­ную кон­чи­ну от­ца. «Отец, отец мой, – го­во­рил он, – не без пе­ча­ли ты по­жил на этом све­те; мно­го на­па­стей при­нял от лю­дей и от бра­тии сво­ей. И вот по­гиб ты не от бра­та, а за бра­та сло­жил го­ло­ву!»

Остан­ки кня­зя Изя­с­ла­ва по­ло­жи­ли в мра­мор­ную гроб­ни­цу и с че­стью по­хо­ро­ни­ли в од­ном из хра­мов Ки­е­ва.

По­сле смер­ти Изя­с­ла­ва ве­ли­ко­кня­же­ский стол за­нял Все­во­лод Яро­сла­вич. Доб­рый князь по­спе­шил на­гра­дить пле­мян­ни­ка за его вер­ную служ­бу: он дал Яро­пол­ку в том же 1078 го­ду Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ское кня­же­ство, при­со­еди­нив к нему и Ту­ров.

Бо­лее пя­ти лет бла­го­вер­ный князь мир­но пра­вил сво­им кня­же­ством. Мир на­ру­ши­ли при­ня­тые и обла­го­де­тель­ство­ван­ные Яро­пол­ком кня­зья – из­гои Ро­сти­сла­ви­чи. Сы­но­вья его, дво­ю­род­ные бра­тья Ро­сти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча – Во­ло­дарь, Рю­рик и Ва­силь­ко, не имев­шие ни­ка­кой во­ло­сти, не зна­ли да­же, где при­к­ло­нить го­ло­ву, и на­шли при­ют у доб­ро­го кня­зя Яро­пол­ка во Вла­ди­ми­ре Во­лын­ском. Но Во­ло­дарь вско­ре убе­жал от него ис­кать сча­стья в чу­жой зем­ле, а Рю­рик и Ва­силь­ко от­пла­ти­ли сво­е­му доб­ро­му дя­де чер­ной небла­го­дар­но­стью.

В 1084 го­ду бла­го­вер­ный князь Яро­полк от­пра­вил­ся на Пас­ху в Ки­ев, чтобы про­ве­сти свет­лый празд­ник у дя­ди сво­е­го, ве­ли­ко­го кня­зя. От­сут­стви­ем Яро­пол­ка и вос­поль­зо­ва­лись Ро­сти­сла­ви­чи. Они убе­жа­ли из Вла­ди­ми­ра, со­бра­ли дру­жи­ны и, ко­гда Яро­полк вер­нул­ся, вы­гна­ли его. Пра­ва из­гнан­но­го кня­зя вос­ста­но­вил ве­ли­кий князь Все­во­лод. Он по­слал Мо­но­ма­ха, ко­то­рый про­гнал Ро­сти­сла­ви­чей и по­са­дил Яро­пол­ка на Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский стол. Но борь­ба с Ро­сти­сла­ви­ча­ми еще не кон­чи­лась. По край­ней ме­ре, Вла­ди­мир Мо­но­мах не раз хо­дил с вой­ском на Во­лынь и за­клю­чил тес­ный дру­же­ствен­ный со­юз с Яро­пол­ком.

К со­жа­ле­нию, друж­ба эта бы­ла вско­ре на­ру­ше­на опять бла­го­да­ря кня­зьям из­го­ям. По­буж­да­е­мый по­сто­ян­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми без­зе­мель­ных и бес­по­кой­ных кня­зей, осо­бен­но Да­ви­да Иго­ре­ви­ча, ко­то­рый гра­бил ку­пе­че­ские ка­ра­ва­ны, иду­щие в Ки­ев из Кон­стан­ти­но­по­ля, и тем пре­се­кал тор­гов­лю Ру­си с Ви­зан­ти­ей, и двух Ро­сти­сла­ви­чей, ве­ли­кий князь, же­лая усми­рить их, роз­дал им го­ро­да в за­пад­ной ча­сти Во­лын­ско­го кня­же­ства: Да­ви­ду – До­ро­го­буж, а Ро­сти­сла­ви­чам – Пе­ре­мышль и Те­ре­бо­вль. Но так как го­ро­да эти с дав­них пор вхо­ди­ли в со­став Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ско­го кня­же­ства и со­став­ля­ли с ним од­но це­лое, то Яро­полк Изя­с­ла­вич был оби­жен за­хва­том сво­их зе­мель. Под вли­я­ни­ем этой оби­ды, да к то­му же по­буж­да­е­мый злы­ми со­вет­ни­ка­ми, Яро­полк стал го­то­вить­ся в по­ход на ве­ли­ко­го кня­зя. Но Все­во­лод пре­ду­пре­дил его. Он по­слал про­тив Яро­пол­ка свои вой­ска под на­чаль­ством Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, и во­лын­ский князь бе­жал в Поль­шу, оста­вив свою мать, же­ну Ири­ну и дру­жи­ну в Луц­ке. Мо­но­мах за­хва­тил их в плен и от­вел в Ки­ев, взял его име­ние, а стол Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский от­дал Да­ви­ду Иго­ре­ви­чу. Это слу­чи­лось в 1085 го­ду.

На сле­ду­ю­щий год Яро­полк воз­вра­тил­ся из из­гна­ния, за­клю­чил мир с Мо­но­ма­хом и опять, бла­го­да­ря его друж­бе, стал кня­жить на Во­лы­ни. Но не дол­го, все­го несколь­ко дней, при­шлось ему управ­лять кня­же­ством: ско­ро бла­го­вер­ный князь Яро­полк был пре­да­тель­ски убит.

По ка­ким-то де­лам, мо­жет быть по­хо­дом, он от­пра­вил­ся в Зве­ни­го­род, один из го­ро­дов Га­лиц­ких. Ко­гда до­ро­гою князь по­кой­но ле­жал на са­нях, ка­кой-то неря­дец, ехав­ший под­ле на коне и, ве­ро­ят­но, на­хо­див­ший­ся в дру­жине Яро­пол­ка, вдруг при­бли­зил­ся к нему и вон­зил саб­лю в бок. Яро­полк вско­чил, из­влек из се­бя окро­вав­лен­ное ору­жие и, гром­ко вос­клик­нув: «Ох! Этот враг по­гу­бил ме­ня!», ис­пу­стил дух.

Кон­чи­на бла­го­вер­но­го кня­зя по­сле­до­ва­ла 22 но­яб­ря 1086 го­да. Неря­дец со­вер­шил убий­ство кня­зя, го­во­рит ле­то­пи­сец, по на­у­ще­нию диа­во­ла и злых лю­дей – ка­ких имен­но, не ука­зы­ва­ют. Но су­дя по то­му, что убий­ца бе­жал к Рю­ри­ку Ро­сти­сла­ви­чу в Пе­ре­мышль и что впо­след­ствии Ро­сти­сла­ви­чей об­ви­ня­ли пря­мо в этом убий­стве, мож­но пред­по­ла­гать, что неря­дец был по­до­слан ими.

Кня­жие от­ро­ки взя­ли те­ло бла­го­вер­но­го кня­зя-му­че­ни­ка и по­вез­ли сна­ча­ла во Вла­ди­мир-Во­лын­ский, а от­ту­да в Ки­ев, чтобы по­хо­ро­нить его там. 5 де­каб­ря чест­ные остан­ки бла­жен­но­го кня­зя при­бы­ли к Ки­е­ву. Ве­ли­кий князь Все­во­лод с дву­мя сы­но­вья­ми сво­и­ми, мит­ро­по­лит Иоанн с со­бо­ром ду­хо­вен­ства, бо­яре и весь на­род от ма­ла до ве­ли­ка вы­шли встре­тить те­ло бла­го­вер­но­го кня­зя Яро­пол­ка. Пла­ка­ли ки­ев­ляне над безвре­мен­но скон­чав­шим­ся кня­зем. С тор­же­ствен­ным пе­ни­ем псал­мов и мо­лит­вен­ных пес­но­пе­ний про­во­ди­ли его до мо­на­сты­ря свя­то­го Ди­мит­рия и, при­го­то­вив к по­гре­бе­нию, с че­стью по­ло­жи­ли в мра­мор­ном гро­бе, в ка­мен­ной церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, ко­то­рую сам бла­го­вер­ный князь на­чал стро­ить.

По сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ка-ле­то­пис­ца, князь Яро­полк в жиз­ни сво­ей явил об­ра­зец ис­тин­но хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия.

«Бла­жен­ный князь Яро­полк, – пи­шет древ­ний ле­то­пи­сец, – был кро­ток, сми­рен, бра­то­лю­бив и ни­ще­лю­бив; да­вал де­ся­ти­ну церк­ви Свя­той Бо­го­ро­ди­цы еже­год­но от все­го сво­е­го име­ния: от всех стад сво­их и от хле­ба». Осо­бен­но усерд­но по­чи­тал князь свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, имя ко­то­ро­го но­сил. В древ­ней ру­ко­пи­си, при­над­ле­жав­шей ма­те­ри свя­то­го Яро­пол­ка, кня­гине Гер­тру­де, свя­той князь изо­бра­жен мо­ля­щим­ся с воз­де­ты­ми ру­ка­ми пе­ред свя­тым апо­сто­лом Пет­ром. Име­ни пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла он по­свя­ща­ет храм в мо­на­сты­ре от­ца сво­е­го, как упо­мя­ну­то вы­ше.

Бла­го­вер­ный князь был усерд­ный жерт­во­ва­тель. В Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь он по­жерт­во­вал, – по­вест­ву­ет ле­то­пи­сец, – «все иму­ще­ство свое: Неболь­скую во­лость, Де­ревь­скую и Луч­скую и (зем­ли) око­ло Ки­е­ва». Это зна­чит или то, что князь от­дал мо­на­сты­рю все свои част­ные недви­жи­мые име­ния, или то, что он дал наи­бо­лее устро­ен­ные с сто­ро­ны их хо­зяй­ства. Од­но­го это­го вкла­да бы­ло до­ста­точ­но, чтобы мо­на­стырь Пе­чер­ский стал бо­га­тым.

Мно­го бед при­нял бла­го­вер­ный князь: без ви­ны из­го­ня­ем был сво­ей бра­ти­ей, оби­дим, ограб­лен, на­ко­нец, при­нял и горь­кую смерть, за что и спо­до­бил­ся упо­ко­е­ния в веч­ной жиз­ни. Все­гдаш­няя мо­лит­ва кня­зя бы­ла та­ко­ва: «Гос­по­ди Бо­же мой, Иису­се Хри­сте! При­и­ми мо­лит­ву мою и дай мне смерть та­кую же, ка­кую Ты дал бра­тьям мо­их – Бо­ри­су и Гле­бу, от чу­жих рук, чтобы омыть мне все гре­хи сво­ею кро­вию, из­ба­вить­ся от су­ет­но­го ми­ра и се­ти вра­жи­ей».

И Гос­подь услы­шал мо­лит­ву бла­жен­но­го кня­зя: да­ро­вал ему бла­го­дат­ную кон­чи­ну му­че­ни­ка и спо­до­бил тех неизъ­яс­ни­мых благ, их­же око не ви­де, и ухо не слы­ша, и на серд­це че­ло­ве­ку не взы­до­ша, яже уго­то­ва Бог лю­бя­щим Его (1Кор.2,9).

Бла­го­вер­ный князь оста­вил по­сле се­бя се­мью, по край­ней ме­ре двух сы­но­вей, упо­ми­на­е­мых в ле­то­пи­сях, – Яро­сла­ва и Вя­че­сла­ва, и од­ну не из­вест­ную по име­ни дочь, быв­шую в за­му­же­стве за По­лоц­ко-Мин­ским кня­зем Гле­бом Все­сла­ви­чем.

Празд­но­ва­ние свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю Яро­пол­ку Изя­с­ла­ви­чу со­вер­ша­ет­ся мест­но в По­ча­ев­ской Лав­ре. Ко­гда на­ча­лось оно, точ­но неиз­вест­но, но пер­вый раз имя кня­зя Яро­пол­ка в чис­ле свя­тых встре­ча­ет­ся в кон­це XVI или на­ча­ле XVII вв.

Тропарь благоверному князю Ярополку, в Крещении Петру, Владимиро-Волынскому, глас 4

 

Я́ко благове́рен и пра́веден,/ за любо́вь Христа́ Бо́га от свои́х си смерть прия́л еси́, Яропо́лче,/ страстоте́рпче святы́й, благове́рный кня́же Волы́нский,/ и пролия́л еси́ кровь твою́,/ я́коже пре́жде сро́дницы твои́ и страстоте́рпцы, Богоблаже́ннии Бори́с и Глеб,/ и́хже подвиго́м ревну́я благоче́стно,/ Го́сподеви взыва́л еси́ усе́рдно:/ да́руй ми кончи́ну, я́коже бра́тиям мои́м,/ да и аз омы́ю грехи́ моя́ кро́вию мое́ю/ и изба́влюся ми́ра сего́ тще́тнаго и мяте́жнаго./ Те́мже, днесь соше́дшеся в па́мять твою́,/ ве́рою и любо́вию сла́вим Го́спода,/ укрепи́вшаго Тебе́ в по́двизе напра́сныя сме́рти,/ я́коже бо а́гнец незло́бивый,/ от раба́ заколе́н еси́,/ и себе́ сама́го же́ртву непоро́чну Го́сподеви прине́сл еси́,/ Его́же моли́, присноблаже́нне,/ спасти́ Оте́чество твое́ // и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Перевод: Как благоверный и праведный, за любовь Христа Бога от своих смерть принял ты, Ярополк, мученик святой, благоверный князь Волынский, и пролил кровь твою, как ранее родственники твои и мученики, Богоблаженные Борис и Глеб, их же подвигам благочестиво ревнуя, к Господу взывал ты усердно: «Даруй мне кончину, как и братьям моим, чтобы и я омыл грехи мои кровью моей и избавился от мира этого тщетного и суетного». Потому сегодня, собравшись в память твою, с верой и любовью прославляем Господа, укрепившего тебя в подвиге внезапной смерти, ибо ты, как невинный агнец, был заколот рабом и самого себя принес в непорочную жертву Господу, Его же моли, вечно блаженный, спасти Отечество твое и сынам Российским спастись.

Кондак благоверному князю Ярополку, в Крещении Петру, Владимиро-Волынскому, глас 3

 

Возсия́ днесь пресла́вная па́мять твоя́,/ благоро́дне страстоте́рпче Христо́в, Яропо́лче Богому́жне,/ созыва́ющи нас к похвале́нию Христа́, Бо́га на́шего./ Те́мже, к тебе́ днесь притека́юще,/ с любо́вию взыва́ем ра́достно:/ блаже́нна земля́, упи́тавшаяся кровьми́ твои́ми,/ и свя́та селе́ния, прии́мшая дух твой,/ иде́же в раи́, нетле́нныя пи́щи наслажда́яся,/ не забу́ди нас, воспева́ющих тя,/ но при́сно помина́й в моли́твах твои́х к Бо́гу,/ да изба́вимся от всех бед и скорбе́й,// и́же при́сно па́мять твою́ почита́ющи.

Перевод: Воссияла сегодня удивительная память твоя, благородный мученик Христов, Ярополк Богомудрый, собирая нас к прославлению Христа, Бога нашего. Потому сегодня к тебе обращаясь, с любовью взываем радостно: блаженна земля, напоенная мученической кровью твоей и святы селения, принявшие дух твой. Там в раю нетленной пищей наслаждаясь, не забывай нас, воспевающих тебя, но всегда вспоминай в молитвах твоих к Богу, да избавимся мы от всех бед и скорбей, всегда почитающие память твою.

 

 

Комментарии   

 
#1 GermanculHL 05.12.2020 09:53
"Уникальный лазерный проектор для Рождества и Нового года", который мгновенно превращает любую стену, дом или потолок в созвездие тысячи и тысячи огней. Можно использовать как внутри помещения, так и на улице. Просто включите его в сеть - и наслаждайтесь!
Быстрая доставка.