28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это событие известно благодаря преданию церкви.
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Как можно праздновать день успения? День смерти? – мы помним о том, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом.
О празднике Успения патриарх Кирилл произносит такие слова: «Вспоминая Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, Ее преславное Успение, будем всегда помнить о том, что Успение, смерть Богоматери – величайший церковный праздник. И в этом прославлении события смерти Пресвятой Богородицы – великая вера всех предшествовавших поколений в то, что смерть не означает конца жизни. И великим знаком того, что за смертью – воскресение, было восхищение Пречистой Царицы Небесной в небесные обители Сыном Ее с душою и телом, как знак бессмертия человека, как знак вечной жизни, как знак Божественного всемогущества
Через праздник Успения Пресвятой Богородицы, через опыт Церкви открывается нам истина о том, что религиозный образ жизни, христианский образ жизни – это не только устроение, блаженство и счастье в этой земной жизни, не только обретение подлинного целеполагания, но это и преодоление страха смерти, это восприятие смерти – со спокойным, мирным состоянием духа, – как естественного завершения земного отрезка человеческой жизни. Такой взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего. Именно на таком отношении к жизни и смерти и основываются подлинный подвиг, доблесть, способность жизнь свою положить за другого».
Церковь исповедует, что святые, переселившиеся к Богу, не забывают о нас, но, по воле Божией, таинственно участвуют в деле нашего спасения, что тем более верно в отношении Богородицы — как поет Церковь, «во Успении мира не оставила еси, Богородице». Мы уверены в том, что она, как заботливая Мать, непрестанно помнит и молится о нас и после своего успения.
Смерть! Где твое жало?
Христианское отношение к смерти — это отношение к побежденному врагу. Смерть — это то, что в мир принес грех, Бог смерти не создавал. Она противна нашей подлинной природе. Но Господь и Спаситель наш Иисус Христос, приняв смерть на Кресте, победил ее, и теперь для верных христиан она является вратами в вечную и блаженную жизнь.
В то же время - «что для человека всего ужаснее? - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Смерть? Да смерть. Всякий из нас не может без ужаса представить, как ему придется умирать и последний вздох испускать». Истинно христианское отношение к смерти заключает в себе элемент страха, неуверенности, именно тех эмоций, которые хочет упразднить наша современная цивилизация. Однако в христианском отношении к смерти нет ничего от низкого страха, который могут испытывать умирающие без надежды на вечную жизнь. Христианин с умиротворенной совестью приближается к смерти, по Божией милости, спокойно.
Евангелие учит, что смерти тела христианам бояться не нужно, а вот смерти души нужно очень бояться. «Не бойтесь убивающих тело, — говорит Христос, — а бойтесь более того, кто и душу и тело может погубить в геенне». Душа умирает тогда, когда разлучается с Богом, разрывает с Ним общение, удаляется от Него. Разлучают же нас с Богом грехи и страсти: гордость, тщеславие, эгоизм, самомнение, зависть, похоть, жадность, пристрастие к земному — все это разлучает нас с Богом и убивает душу, делая ее добычей ада. Пока душа живет в теле, ее смерть внешне может быть и незаметна, ведь душа невидима для физического зрения, а потому и жизнь или смерть ее также внешне невидимы. Но разница между мертвой и живой душой становится страшной реальностью после разлучения ее с телом. Живая душа, по слову святого Макария Египетского, бывает тогда подобна новорожденному младенцу, о котором радуются родители и заключают его в свои объятия. Мертвая же душа подобна младенцу, родившемуся мертвым, который по причине своей мертвости непригоден для жизни среди людей и которого остается только вынести и похоронить.
Смерть душевная — вот то, чего должен бояться верующий человек. Чтобы избежать душевной смерти мы должны помнить о смерти телесной. Отличие страха перед смертью от памяти смертной в том, что страх вводит в отчаяние, в нем заключается безнадежность и чувство обреченности. Память же смертная для христиан — это чувство, противоположное страху перед смертью, — она рождает в человеке надежду и радость.
Все святые и подвижники благочестия искали памяти о смерти и старались пользоваться всеми средствами, чтобы укрепить ее в себе. Память о смерти, как и все другие добродетели, есть Божий дар душе, и усвоение ее есть великое приобретение для христианина.
Святитель Иоанн Златоуст пишет о смерти:
«Ужасна смерть и страшна для незнающих высшего любомудрия, для незнающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия, разумеется, для таких смерть ужасна, уже самое название ее убийственно. Мы же, благодатью Божьей увидевшие безвестные и тайные премудрости Его, и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать, потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей».
Смерть — это рождение человека из земной временной жизни в вечность. Душа является в новый мир в той степени своего развития и зрелости, каких достигла в жизни с телом. Жизнь человека на земле — это только начало, подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там. Перейдя в загробный мир, душа чувствует, сознает, воспринимает и рассуждает.
Смерть не прерывает существование человека, а только видоизменяет его. «Если поистине жизнь — это непрерывно текущая река, то у нее есть два естественных предела. Человек же, неизбежно следуя по течению реки, называемой жизнью, знает по опыту один предел. О другом конце он старается не знать и даже не думать».
Апостол Павел торжествует: «Смерть! Где твоё жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15.55). Ответ гласит: «.. поглощена смерть победою» (1Кор.15.54).
Вера в Господа нашего Иисуса Христа, в его воскресение, в его живой пример даёт каждому из нас право верить, что мы не исчезнем никогда, что мы вечны, что мы воскреснем.
Это всё будет, также несомненно, как и то, что Бог свят.