Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

1 Февраля СУББОТА Седмица 33-я по Пятидесятнице Поста нет. Глас 7-й

1 Февраля  2020 года память.Прп. Макария Великого, Египетского (390–391)свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444)блж. Фео́дора Новгородского, Христа ради юродивого (1392);прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI).

Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII)прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV)Обре́тение мощей прп. Са́ввы Сторожевского, Звенигородского (1652)мц. Евфра́сии девы (303)прп. Макария Александрийского, иеромонаха (394–395)свт. Арсе́ния Керкирского, архиепископа (ок. 953)прп. Анто́ния Марткопского, столпника (VI) (Груз.).

Сщмч. Петра Скипетрова, пресвитера (1918)сщмч. Николая Восторгова, пресвитера (1930)мч. Фео́дора Гусева (1940).

Ро­дил­ся в Егип­те око­ло 301 го­да. С лю­бо­вью и усер­ди­ем по­слу­жил он сво­им ро­ди­те­лям в ста­ро­сти, ис­пол­няя за­по­ведь о по­чи­та­нии ро­ди­те­лей, и по кон­чине их сде­лал­ся со­вер­шен­но сво­бод­ным от жи­тей­ских за­бот. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца-ино­ка пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стал про­хо­дить без­молв­ное ино­че­ское жи­тие и ру­ко­де­лие. Сна­ча­ла он по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте неда­ле­ко от се­ле­ния, где жил, по­том пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Нит­рий­скую го­ру в Фа­ран­ской пу­стыне.

 

Про­жив три го­да в пу­стыне, он по­шел к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му († 356), от­цу еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, о ко­то­ром слы­шал, еще жи­вя в ми­ру, и го­рел же­ла­ни­ем его ви­деть. Пре­по­доб­ный ав­ва Ан­то­ний с лю­бо­вью при­нял бла­жен­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый сде­лал­ся его пре­дан­ным уче­ни­ком и по­сле­до­ва­те­лем. С ним пре­по­доб­ный Ма­ка­рий жил дол­гое вре­мя, а за­тем, по со­ве­ту свя­то­го ав­вы, уда­лил­ся в Скит­скую пу­сты­ню (в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Егип­та) и там столь про­си­ял сво­и­ми по­дви­га­ми, что его ста­ли на­зы­вать «юно­шей-стар­цем», так как, ед­ва до­стиг­нув трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та, он про­явил се­бя опыт­ным, зре­лым ино­ком. Здесь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­хо­ди­лось бо­роть­ся с бе­са­ми день и ночь, и они во­пи­ли, что не мо­гут по­бе­дить его, по­то­му что он име­ет ве­ли­кое ору­жие – сми­ре­ние.

Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 40 лет, он был по­свя­щен в сан свя­щен­ни­ка и по­став­лен на­сто­я­те­лем (ав­вой) ино­ков, жив­ших в Скит­ской пу­стыне. В эти го­ды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ча­сто по­се­щал ве­ли­ко­го Ан­то­ния, по­лу­чая от него на­став­ле­ния в ду­хов­ных бе­се­дах. Вме­сте с дву­мя дру­ги­ми уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния пре­по­доб­ный Ма­ка­рий спо­до­бил­ся при­сут­ство­вать при бла­жен­ной кон­чине его, и как некое бо­га­тей­шее на­сле­дие по­лу­чил по­сох пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рым тот под­дер­жи­вал в до­ро­ге свое немощ­ное те­ло, удру­чен­ное ста­ро­стью и пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми. Вме­сте с этим по­со­хом пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял су­гу­бо и дух Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, как неко­гда вос­при­нял та­ко­вой про­рок Ели­сей по­сле Илии про­ро­ка. Си­лой его ду­ха пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­тво­рил мно­гие див­ные чу­де­са. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с че­ре­пом глав­но­го язы­че­ско­го жре­ца, ко­то­рый рас­ска­зы­вал о сво­их му­че­ни­ях и о бо­лее тяж­ких и лю­тых, по­стиг­ших тех, кто по­знал имя Бо­жие, но от­верг Его и за­по­ве­ди Его не со­блю­дал.

По при­чине мно­же­ства при­хо­див­ше­го к нему на­ро­да, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий имел ма­ло вре­ме­ни, чтобы в уда­ле­нии пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию. По­это­му пре­по­доб­ный вы­ко­пал под сво­ей кел­ли­ей глу­бо­кую пе­ще­ру, дли­ной око­ло пол­ста­дии, ку­да и скры­вал­ся от по­сто­ян­но при­хо­дя­щих к нему и на­ру­ша­ю­щих его бо­го­мыс­лие и мо­лит­ву. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий до­стиг та­ко­го дерз­но­ве­ния в хож­де­нии пе­ред Бо­гом, что по его мо­лит­ве Гос­подь вос­кре­шал умер­ших. Несмот­ря на та­кую вы­со­ту до­стиг­ну­то­го бо­го­по­до­бия, он про­дол­жал со­хра­нять необык­но­вен­ное сми­ре­ние.

В го­ды цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та ари­а­ни­на (364–378) пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Ве­ли­кий вме­сте с пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Алек­сан­дрий­ским под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию со сто­ро­ны ари­ан­ско­го епи­ско­па Лу­ки. Обо­их стар­цев схва­ти­ли и, по­са­див на ко­рабль, от­вез­ли на пу­стын­ный ост­ров, где жи­ли языч­ни­ки. Там, по мо­лит­вам свя­тых, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь жре­ца, по­сле че­го сам жрец и все жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Узнав о слу­чив­шем­ся, ари­ан­ский епи­скоп усты­дил­ся и раз­ре­шил стар­цам воз­вра­тить­ся в свои пу­сты­ни. Кро­тость, сми­ре­ние и ми­ло­сер­дие пре­по­доб­но­го пре­об­ра­жа­ли ду­ши че­ло­ве­че­ские. 60 лет про­вел св. Ма­ка­рий в мерт­вой для ми­ра пу­стыне. Бо­лее все­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный про­во­дил в бе­се­де с Бо­гом, ча­сто пре­бы­вая в со­сто­я­нии ду­хов­но­го вос­хи­ще­ния. Свой обиль­ный по­движ­ни­че­ский опыт ав­ва пре­тво­рил в глу­бо­кие бо­го­слов­ские тво­ре­ния. 50 бе­сед и 7 по­движ­ни­че­ских слов оста­лись дра­го­цен­ным на­сле­ди­ем ду­хов­ной муд­ро­сти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го. Выс­шее бла­го и цель че­ло­ве­ка – со­еди­не­ние душ с Бо­гом, – ос­нов­ная мысль в тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.

Пре­по­доб­ный до­жил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны († ок. 390-391) ему яви­лись пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Па­хо­мий, со­об­щив­шие ра­дост­ную весть о близ­ким пе­ре­хо­де его в бла­жен­ные небес­ные оби­те­ли. Пре­по­доб­ный на­чал при­го­тав­ли­вать­ся к сво­ей смер­ти. Через де­вять дней пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию явил­ся Хе­ру­вим со мно­же­ством Ан­ге­лов. Ко­гда свя­тая ду­ша пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бы­ла взя­та Хе­ру­ви­мом и воз­нес­лась им на небо, неко­то­рые из от­цов мыс­лен­ны­ми оча­ми ви­де­ли, что воз­душ­ные бе­сы в от­да­ле­нии сто­я­ли и во­пи­ли, что из­бе­жал их св. Ма­ка­рий.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1

 

Пусты́нный жи́тель и во пло́ти А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Мака́рие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Макарий: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1

 

Блаже́нную жизнь сконча́в в житии́ с му́ченическими ли́ки,/ в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, Богоно́сне Мака́рие,/ и пусты́ню, я́коже град насели́в, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га чуде́с,// те́мже тя почита́ем.

Перевод: Блаженную жизнь окончив в собрании (бескровных, духовных) мучеников, в земле кротких (Мф.5:5) по достоинству поселяешься, Богоносный Макарий. Пустыню, как город, населив, благодать чудотворений получил ты от Бога, потому тебя почитаем.

Молитва преподобному Макарию Великому, Египетскому

 

О, преподо́бне о́тче Мака́рие! Мо́лим тя мы, недосто́йные, испроси́ предста́тельством твои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего нам здра́вие душе́вное и теле́сное, ти́хое и богоуго́дное житие́ и до́брый отве́т на Стра́шнем Суде́ Христо́ве. Угаси́ моли́твами твои́ми разжже́ные на рабо́в Бо́жиих (имена)стре́лы диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да благоче́стно сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва иная преподобному Макарию Великому, Египетскому

 

Преподо́бне о́тче Мака́рие! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь