Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, благочестивые богомольцы, Святая Церковь напоминает нам о том, что мы должны возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем разумением своим, и ближнего своего, как самого себя (см.: Лк.10, 27), чтобы быть настоящими христианами, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Святая Церковь вновь напоминает нам сегодня, что каждый христианин в основу своих отношений с ближними должен полагать любовь, стараться творить им добро. Кто не имеет милующего сердца, кто добра не творит, тот не имеет любви, тот не христианин. Христианская любовь к ближним непременно должна проявляться в делах милосердия ко всем, не только к друзьям, но и к ненавидящим нас. Только тогда мы наследуем блаженную Вечность, когда заповедь о милосердии будет охватывать всю нашу жизнь.
Господь открыл нам, что нашими делами милосердия будут покрыты многие наши тяжкие грехи. Господь обещал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5, 7). Ибо на Страшном Суде никакого значения не будут иметь ни власть, ни богатство, ни какие-то другие земные достоинства человека. Тогда Судья предложит страшный для эгоистов и гордецов вопрос: «Послужил ли ты ближнему своему? Накормил ли ты алчущего, напоил ли жаждущего, принял ли странника, одел ли нагого, посетил ли больного или заключенного в темнице?..» (см.: Мф.25, 35-36). И в зависимости от того, как люди будут отвечать на этот вопрос, решится их участь в Вечности. Так будет подведен итог земной жизни каждого человека…
Конечно, христианское милосердие не исчерпывается только помощью телесной. Заповедь о милосердии гораздо шире и многогранней. Возможна еще помощь духовная, которая часто бывает неизмеримо более важной и ценной, чем помощь материальная. Страдающему, унывающему человеку можно сказать искреннее слово утешения, сочувствия, дать добрый духовный совет и тем самым извлечь человека из бездны отчаяния, вернуть его к нормальной жизни. Вовремя сказанное из глубины милующего сердца слово способно совершить чудо, поднять человека из глубин греха, вернуть его в Церковь Христову, вернуть на путь спасения. Такое доброе слово нельзя оценить никакими деньгами. О такой духовной помощи говорит святой апостол Иаков: «…Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5, 20).
В сегодняшней притче мы видим двух людей, считавшихся благочестивыми: священника и левита. Оба, увидев лежащего на обочине избитого, израненного, ограбленного человека, спокойно прошли мимо: «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (Лк.10, 31-32). Совершенно ясно, что каждый из них не любил ближнего своего, как самого себя. Однако эти оба, собственно, не сделали никакого зла тому человеку: они его не ударили, не обокрали, а просто, посмотрев на него, поспешили дальше. Настоящими виновниками были разбойники, так жестоко поступившие с этим человеком. Они изранили его, ограбили и бросили на пути, а священник и левит не были причастны к этому злодеянию. Однако они согрешили против закона любви, воздержавшись от помощи ближнему.
Мы не привыкли взыскивать с себя за то, что не исполнили. Мы, конечно, каемся, когда нам случается причинить зло другому, но вряд ли мы упрекаем себя в упущении случая сделать добро, оказать помощь, которая в нашей власти. Нет сомнения, однако, что мы берем на себя великий грех, не принося ближнему той любви и того добра, которые от нас зависели. Мы ответим перед Богом за каждый пропущенный нами случай, будь то по небрежности, по невниманию, по лености или себялюбию. Случай этот уж не вернется, а мы должны были им воспользоваться, ибо он был нам послан Самим Богом.
Так учит нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос быть милосердными ко всем людям через Священное Писание и через Своих святых угодников.
Сегодня Святая Церковь молитвенно прославляет святителя Иоанна, Патриарха Александрийского, который за свои великие дела милосердия прославлен Церковью в лике святых, а в памяти народа Божия он навсегда остался как Иоанн Милостивый.
Святой Иоанн родился в конце VI века в семье военного начальника Кипра. С детских лет Иоанн был воспитан в благочестии и страхе Божием. В зрелом возрасте Иоанн вступил в брак и имел детей, но вскоре по промыслу Божию лишился сначала детей, а потом и супруги. Потеряв своих, он стал отцом для всех бедных людей. Главной его добродетелью стали дела милосердия, что является самым ценным в глазах Божиих. Святой Иоанн благотворил всем, не исключая и своих врагов, как написано: «…Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6, 27-28). Именно поэтому народ назвал святого Иоанна Милостивым.
Когда освободилась Александрийская патриаршая кафедра, православные единодушно пожелали, чтобы Патриархом Александрийским стал Иоанн Милостивый. Взойдя на патриарший престол, Иоанн Милостивый не перестал благотворить. Прежде всего, он призвал церковных экономов и дал им поручение:
- Обойдите весь город и перепишите всех господ моих.
- Кто же эти господа? – удивились его помощники.
- Это те, которых вы называете нищими и убогими. Они мои господа, потому что они воистину могут способствовать мне в достижении спасения и ввести меня в вечные обители.
Список, составленный помощниками святого Патриарха, содержал 7500 имен, и всем им ежедневно выдавалось пропитание.
И никогда святитель Иоанн Милостивый не испытывал недостатка в средствах для дел милосердия и благотворительности. Никогда не оскудеет рука дающего. Господь всегда даст нам силы и средства совершать добрые дела.
Вдоль нашего жизненного пути на каждом шагу мы встречаем израненных духовно и телесно, страдающих, обездоленных братьев и сестер, брошенных без помощи. Не будем проходить мимо чужой боли равнодушно, и Господь помилует нас и спасет. Аминь.