Уверенность в будущем, в завтрашнем дне – недостаток этого мы подчас очень остро ощущаем в наше время. Мы не знаем, куда податься с разрешением наших проблем, порой кажется, что вокруг – стена сплошная из бед и никому до тебя нет дела, ложись вот и помирай… Поистине, "Люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную" (Лук.21:26). Так ли это? Стоит ли предаваться безудержному отчаянию, если кажется, что дальнейшее сопротивление обстоятельствам бесполезно? Давайте обратимся к истории, взяв за основу праздник Покрова Пресвятой Богородицы, празднуемый Православной Церковью 14 октября. Вот само событие праздника:
собравшиеся в храме усердно молились Богу об избавлении Константинополя от нашествия врагов, угрозы осады и разрушения. Надежды на вооружённую помощь и военную победу уже не было… Среди молившихся за всенощным богослужением был блаженный юродивый Андрей. Подняв глаза к небу, святой Андрей вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву Богородицу, окруженную сонмом Ангелов и святых. Увидел Ее и ученик блаженного, Епифаний. Божия Матерь, преклонив колена, долго молилась вместе с людьми в храме. Затем сняла со Своей головы омофор (покров, покрывало) и распростерла его над молившимся народом, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по Ее молитвам христианскому миру. Изумленные Андрей и его ученик Епифаний поведали народу о чудесном видении. А враги без кровопролития отступили от Константинополя.Размышляя над этим событием более чем тысячелетней давности, вижу, что с житейской точки зрения, было бы мудро императору Льву и вовсе сдать город "на милость победителей" (кстати, языческих славянских племён), прекратив бесполезное сопротивление. Но у него и у других жителей Царьграда была вера, которая не позволяла вот такой "мудрости" взять верх. Вера в то, что у Бога свой замысел и о них, и об осаждавших, и ещё бездна милосердия. Что кажущаяся их безвыходность – односторонний взгляд на ситуацию. Так же как и со стороны осаждавших: они пришли повоевать и пограбить, не подозревая о том, что в мире действуют и другие силы. Что их же недалёкие потомки придут в Константинополь просить Крещения. "Постойте", - скажет кто-то. Значит, мы, люди, - всего лишь пешки в чьих-то там могучих руках, и что бы мы ни делали, всё равно будет так, как решит какая-то там сила или даже Бог?" И да, и нет. В целом этот разговор о действии Бога в истории человечества и в жизни каждого из нас можно свести к двум строчкам из песен В. Бутусова: "С неба падает снег – значит, Небу так надо", но при этом "твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад"… Мир нам не под силу изменить. Но, зная о том, что Бог не забросил нас в долгий ящик, мы можем и должны сделать так, чтобы в решающий момент оказаться рядом с Ним, под Его покровительством ("покровом")… Мир нам не изменить. Но наше будущее – только в наших руках. И вполне может оказаться, что и не только наше. Здесь уместно вспомнить "Властелина колец" г-на Толкиена: хоббит (этакий маленький человек, рядовой обыватель с потребительски-мещанскими повадками) бросает вызов чёрному властелину, самой могущественной силе их мира. То, что хоббиту выпала такая возможность – не его заслуга, скорее случайность ("Небу так надо"). Но он, пройдя через немалые трудности, решил эту возможность единственно правильным способом только лишь потому, что был глубоко уверен: злу не место в мире. Так ведь и у нас, причём каждый день и даже много раз в день мы встаём перед выбором: быть нам в мире со своей совестью (хотя бы) и с Богом, или поступиться человеческим достоинством, предать данный нам образ Божий, идя на поводу у зла. Сдадим мы свой Царьград врагу или, вооружившись верой, терпением, надеждой и любовью, отложив отчаяние, вытравим с Божией помощью чёрного властелина из своей жизни?
Священник Константин Акентьев,
настоятель Трехсвятительского храма пос. Глубокое.