Новости группы "Богородице-Рождествен- ский"

Принципы взаимоотношений Православной Церкви с инославными и иноверными

Докладчик: священник Евгений Яганов.

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. Взаимоотношения Православной Церкви с инославными строятся по определенному принципу. Но это не всегда означает, что члены Церкви или считающие себя таковыми обязательно строят свои взгляды и убеждения по отношению к инославным на этих принципах. Во-первых, это связано с тем, что каждый член Церкви имеет право на свою точку зрения. Во-вторых, не всегда эта точка соответствует православной позиции в том или ином вопросе.

Мы должны четко представлять и разделять, что есть определенное учение религиозное, чем оно истинно и в чем его заблуждения. И что есть носители этих учений и идей – люди, личности, которые заслуживают по причине образа Божия не только уважения, но и любви, и зачастую любви милосердной, т.е. не по заслугам, а просто так.

Принципы взаимоотношений с иноверцами схожи. Необходимо здесь учитывать большие разногласия в вере и отсюда большую немощность в восприятии святого благовествования. Неприемлемы нетерпимость к иноверцам и одобрение религиозного фанатизма, откуда бы он ни исходил. В межконфессиональном диалоге необходимо продвигаться вперед с уважением, тактичностью и любовью, пытаясь разобраться в сути убеждений других и не ограничиваться бесплодным противопоставлением. Проповедь необходимо вести в духе терпимости и уважения к собеседнику. Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзя показать силу Духа Божьего, который живет в Церкви. Наша вера – это не привилегия, и не гордость, это смирение и любовь.

Исходя из этого, можно рассмотреть принципы, на которых мы могли бы устраивать наши взаимоотношения, помятуя о том, что непременным условием успешного межконфессионального диалога и сотрудничества является отсутствие прозелитизма или империализма.

Принципы эти могут быть следующими.

o    Уважение представителей христианства, ислама и других религий, трезвенных в своих суждениях, прогнозируемых в делах, обладающих чувством исторической ответственности за судьбу своей страны и ее народа.

o    Приверженность высоким духовным ценностям.

o    Солидарная ответственность за морально-психологическое состояние граждан нашей Республики.

o    Сохранение и упрочение связей, способствующих гармонизации межконфессиональных отношений в условиях глобализации.

o    Понимание, что общественный строй имеет такое устроение, которое является ответом на искаженную грехом земную реальность. Ограничение зла, помощь в избегании еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти (в чем собственно и видится нравственный смысл существования государства). При этом Господь ясно говорит, что ожидает от этой власти верности Его заповедям и совершения добрых дел.

o    Повиновение государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, возношение молитв за нее, благословение на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан; но и одновременное уклонение от абсолютизации власти, которая бы могла расширить свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей.

o    Государственная озабоченность земного благополучия людей на началах добра и правды и религиозной направленности спасения душ людей; как следствие, осознание, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм.

o    Непринятие религиозными объединениями на себя функций, принадлежащих государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение;

o    Обязанность уважения государственных символов.

o    Обязанность уважения религиозных символов. (В том числе, применение соответствующих правовых санкций и воздействий государственных или религиозных объединений при обращении к ним из-за недолжного почитания этих символов).

o    Недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля над жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни.

o    Отношения с религиозными объединениями власть строит с учетом количества их последователей, их места в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданской позиции.

o    Невозможность организациям, называющих себя религиозными, предпочтения какого-либо государственного строя или какой-либо из существующих политических доктрин.

o    С одной стороны, веротерпимость и внимательное отношение к верующим всех вероисповеданий, между верующими и неверующими. Но с другой стороны внимательное отношение к самим доктринам и учениям. Непримиримость к их греховным проявлениям и душевредным влияниям. (Свобода не подразумевает свободомыслие, как постоянное противопоставление своих идей и убеждений наивысшей Истине, постоянное утверждение в инакомыслии. Свобода воли подразумевает, что личность имеет право выражать свое несогласие, но все же не заражать им других. Т. е., ограничение в распространении таких идей – нормальная гражданская позиция окружающих и обязанность государственных служб).

o    Противодействие пропаганде антирелигиозных, атеистических идей и учений (т. е. активно противодействующих утверждению идее бытия Бога).

o    Осознание того, что ничто не должно лежать так на сердце представителей власти, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода.

Целями нашего диалога и сотрудничества можно определить обмен информацией, анализ и обобщение накопленного опыта совместной работы в области нравственного и морально-психологического состояния соотечественников, а также для выработки обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Основная задача совместных действий – возгревание в сердцах граждан подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре на основе утверждения системы духовных целей и ценностей.

Можно осуществлять сотрудничество в следующих направлениях:

1.      Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности и высоконравственности.

2.      Совершенствование взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями с привлечением научного потенциала социологов, политологов, религиоведов, философов, психологов, правоведов.

3.      Проведение совместных конференций, круглых столов, семинаров по темам патриотизма (где патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы) и миролюбия, борьбы с экстремизмом, пороками табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия, усиления национальной безопасности.

4.      Противодействие возможным проявлениям в обществе деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, организаций экстремистской направленности, оккультных и неоязыческих влияний, способствующих разрушению духовного и физического здоровья граждан.

5.      Противодействие пропаганде расовой, этнической, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, разжиганию сословной и родовой вражды, распространению клерикализма, милитаристских[1] и иных идей, противоречащих принципам нравственности.

6.      Противодействие прямым или косвенным техникам внушения либо подчинения личности какой-либо определенной идеологии.

7.      Совместные действия, направленные против греховных и душевредных деяний, совершения тяжких грехов.

8.      Совместные действия в области социальной защиты, обеспечения мира и социальной безопасности, проведения межрелигиозного диалога, создания климата взаимопонимания и терпимости между представителями различных народов, этносов и конфессий.

9.      Миротворчество на международном, межэтническом, гражданском и конфессиональном уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

10.   Забота о сохранении нравственности в обществе.

11.   Дела милосердия и благотворительности.

12.   Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры.

13.   Труды по профилактике правонарушений.

14.   Деятельность по сохранению окружающей среды.

15.   Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

16.   Своевременное информирование сторон об изменениях в нормативно-правовых актах, регулирующих сферу межконфессионального общения.

Области, в которых религиозные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:

-      Политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров.

-      Ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны.

-      Непосредственное участие в разведывательной и любой иной подобной деятельности.

Основными принципами в урегулировании любых вопросов являются взаимопонимание, доброжелательность и переговоры.

Стремиться нам нужно к единству в союзе мира. Для этого необходимо преодолевать барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные, а так же враждебность и отчужденность.

В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что Благовестие спасения Церковь провозглашает всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (Мф. 28, 19–20; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8). В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы. Церковь есть единство Духа в союзе мира (Еф. 4, 3), полнота и непрерывность благодатной жизни и духовного опыта. Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления.

Восстановление христианского единства в вере и любви может прийти только свыше, как дар Всемогущего Бога. Поэтому одни только человеческие усилия для его восстановления будут напрасны, ибо «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Задачей же нашей является соработничество Богу.

Сегодня у нас есть обширное поле для совместной деятельности. Вызовы современного бездуховного мира, тоталитарных идеологий, социальной незащищенности обращены ко всем верующим нашего времени. И отвечая на подобные запросы эпохи, представители мировых религий могут выступать как союзники в борьбе с деструктивными тенденциями. Ибо все традиционные религии постулируют непререкаемую ценность человеческой жизни, исповедуют принципы ненасилия и взывают, в конечном счете, к одному и тому же духовному началу, которое есть в каждом человеке.

Сохраняя в неприкосновенности свои святыни и традиции, Православная Церковь указывает на то общее, что может сближать верующих всех народов и исповеданий. По словам святителя Иоанна Златоуста, у нас ничего нет и не может быть общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего.

 



[1] Милитари?зм(фр.militarisme, отлат.militaris — военный) — государственнаяидеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.