https://www.youtube.com/watch?v=go6bYJgg5oQ
Сегодня Святая церковь совершает память Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV).
Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.
18 Август 2011
Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.), к.и.н.
В состав современного города Усть-Каменогорска входят некоторые районы, которые прежде являлись самостоятельными населёнными пунктами. Это бывшие казачьи станицы и посёлки, а также переселенческие сёла и поселения смешанного типа, находившиеся в непосредственной близости от областного центра и влившиеся в него в процессе развития города, расширения его территории.
Среди них мы можем назвать такие, как бывшая Новоустькаменогорская станица, более известная современникам под названием села Меновного, бывший казачий посёлок Защита, ныне пристанционный посёлок железнодорожников, сохранивший прежнее наименование. Основой упразднённого ныне Ульбинского района Усть-Каменогорска является бывшая Заульбинская слобода, именовавшаяся также Долгой деревней или Хохлацкой заимкой, поскольку её население в конце XIX - начале XX веков формировалось из украинских выходцев. [1, С. 20-21] Как отдельный населённый пункт существовал посёлок Верхняя Пристань, отделявшийся от собственно города канавой, в честь которой была названа окраинная улица Усть-Каменогорска (современная Новаторов). [2, С. 48-85] Нужно заметить, что современный город расположен на территории двух исторически сложившихся областей: Томской губернии и Семипалатинской области, причём правобережный Усть-Каменогорск принадлежал к расположенной, в основном, на левом берегу Иртыша Семипалатинской области (как и все города и поселения, имевшие казачьи управления), а большая часть правобережных населённых пунктов находились на территории Томской Губернии. К числу последних принадлежало село Верхульбинское Змеиногорского уезда, иначе именуемое Согрой, расположенное на берегу реки Ульбы - одного из красивейших уголков природы в Восточном Казахстане.
В настоящее время в Усть-Каменогорске существуют две Согры: старая и новая. Старая Согра - бывшее старинное село Верхульбинское. Новая Согра - рабочий посёлок, возникший в результате строительства крупнейшего промышленного гиганта - Титаномагниевого комбината. В середине XIX в. в селе Верхульбинском был образован православный приход, входивший в состав Усть-Каменогорского благочиния, который в 1911 г. возглавил иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин. До своего рукоположения в священный сан, Зиновий Сутормин подвизался на медицинском поприще, являясь медицинским фельдшером 3-его военного отдела Сибирского Казачьего Войска. [3, С. 5-6] При этом он являлся кандидатом на первую классную должность Табели о рангах. Его родственником со стороны жены был начальник Киргизской Духовной Миссии архимандрит Сергий (Петров). [3, С. 5-6] После своей епископской хиротонии, он в соответствии с пожеланием Зиновия Евстафьевича, рукоположил его в сан диакона и определил ему местом служения один из храмов Семипалатинска - Воскресенскую Казачью церковь. [3, С. 5-6] 11 июля 1911 года диакон-псаломщик Зиновий Сутормин был хиротонисан в сан священника и назначен настоятелем Никольского храма (молитвенного дома) села Верхульбинского. [4] В качестве руководителя прихода ему пришлось решать не только проблемы связанные с духовным окормлением пасомых, но и курировать завершение строительства нового, кирпичного здания типового храма, сменившего временное приспособленное помещение.
30 июня 1913 г., в воскресный день, состоялось освящение храма иерейским чином. Как свидетельствует сохранившийся документ, благодаря выходному дню на освящение собралось большое количество народа, местных жителей, устькаменогорцев и обитателей близлежащих деревень. Для нас же особо ценной информацией является то, что среди духовенства, принимавшего участие в этом торжественном событии, присутствовали известнейшие в истории Прииртышья личности, трое из которых впоследствии были причислены к лику святых Русской Православной Церкви, а в честь одного из них в наше время построен городской храм.
Освящение храма во имя Святителя и Чудотворца Николая возглавил протоиерей Александр Владимирович Дагаев, настоятель Градо-Усть-Каменогорского Покровского собора, благочинный Усть-Каменогорских городских и уездных церквей. [5, С. 37-38] Всего через семь лет после описываемых событий, зимой 1920 г. ему суждено будет принять мученическую кончину. Его зарубят шашками, а его обезглавленное, окровавленное тело, привязанное к лошади, оставит кровавые следы на заснеженных Усть-Каменогорских улицах. Протоиерей Александр причислен к числу угодников Божиих. [6, С. 29-30]
В освящении Никольского храма принимал участие священник Усть-Каменогорской Преображенской церкви при дисциплинарной роте иерей Христофор Спасский. К сожалению, пока остается неизвестной его дальнейшая судьба. На должности настоятеля Преображенского дисциплинарного храма его сменит протоиерей Сергий Васильевич Феноменов, священномученик, оказавшийся первым среди устькаменогорского духовенства, кто пострадал за веру в годы гражданского противостояния в 1918 г. Протоиерей Сергий причислен к лику святых. [3, с. 9]
Следующим участником согринских торжеств был известнейший в Прииртышье и за его пределами учёный-краевед, священник Борис Георгиевич Герасимов, автор огромного количества работ по истории края, в том числе и такой статьи, как "Старинные церкви Семипалатинской области", [1] где нашли отражения уникальнейшие, в подлиннике не дошедшие до нас документы по истории наиболее почтенных, в хронологическом отношении прииртышских храмов, среди которых Знаменский собор г. Семипалатинска и Троицкий храм в крепости г. Усть-Каменогорска. Борис Георгиевич, родился в Усть-Каменогорске, в детстве был прихожанином Троицкого храма, духовным чадом настоятеля, известного в городе просветителя, протоиерея Александра Сосунова. [1, С. 145-147] В дальнейшем Борис Герасимов закончит обучение в стенах Томской Духовной семинарии и по рукоположении в священный сан, займёт место настоятеля Введенского храма с. Глубокое Змеиногорского уезда, где начнётся его деятельность как учёного-исследователя: занятия по сбору ценнейших этнографических материалов, археологические раскопки, формирование приходской библиотеки и т.д. В 1901 г. иерей Борис переведён первым священником к новопостроенному Никольскому храму г. Семипалатинска, [7, С. 1-11] а затем настоятелем церкви Иннокентия Иркутского при Учительской семинарии в этом же городе. [8] Ему предстоит стать у истоков формирования Семипалатинского подотдела Западносибирского отдела Российского Императорского Географического общества, в печатном органе которого - Записках СП ЗСО РГО будут опубликованы его многочисленные произведения. Протоиерею Борису Георгиевичу Герасимову предстоит испить полную чашу различных испытаний, характерных для первых десятилетий существования советского государства, и, кроме того: защищать от уничтожения храмы, невзирая на открытые гонения пытаться продолжать работу в подотделе, ставшего позже отделом, наконец, осуществлять обязанности настоятеля единственного остававшегося в руках православных Воскресенского собора г. Семипалатинска в самые критические моменты его истории, пройти арест и пытки в застенках НКВД и быть казнённым в новогоднюю ночь - 1 января 1938 г. [9, С. 196-206]
Четвёртым участником освящения был настоятель освящаемого Никольского храма иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин. (илл. 1)
Ему также как и протоиерею Александру Дагаеву, в 1920 г. предстоит принять мученический венец. Произойдёт это в селе (ныне город) Шемонаихе. Находясь в гостях у сына, отец Зиновий был арестован, в числе других подозреваемых в нелояльности к новому строю. Вскоре состоялась и казнь. Один из красноармейцев, пожалел священника и, зная, что перед смертью он подвергнется пыткам, решил его избавить от этого и одним взмахом отрубил ему голову. Об этом стало известно гораздо позднее, поскольку убийца, оказавшись через несколько лет возницей экипажа, на котором ехала от родных дочь Зиновия Евстафьевича, не зная об их родстве, рассказал ей обо всём, в то время, когда они проезжали мимо рощицы, где происходила казнь. [3, С. 5-6]
Интерес представляет и участие в торжествах следующего священника - иерея Василия Пешехонова, настоятеля церкви Рождества Богородицы в переселенческом посёлке Георгиевском (ныне с. Калбатау, районный центр Жарминского района ВКО). Дело в том, что приход в этом степном селении был очень бедным, настоятелю не хватало средств на содержание обучение своих многочисленных детей. На его прошение, на имя правящего архиерея, в котором он просил более доходного места, поступила резолюция следующего содержания. Мест нет, и не предвидится, любое перемещение в ущерб ныне действующих настоятелей не представляется возможным, однако, если кто-либо добровольно даст согласие на неравноценный обмен местами, со стороны епархиального управления препятствий к тому не будет. Единственным настоятелем благополучного прихода, согласившегося поехать в глушь, оказался Зиновий Евстафьевич Сутормин, рассудивший, что его дети уже достаточно окрепли, а ему будет достаточно и небольших доходов церкви посёлка Георгиевского. Поэтому мы знаем имя преемника отца Зиновия по настоятельству в согринском храме - Василий Пешехонов. Впоследствии отец Василий займёт место штатного священника Покровского собора. [10, С. 66-68]
Быть клириком этого же собора предстояло и ещё одному иерею, участнику данных торжеств. Речь идёт о настоятеле храма в селе Прапорщиковском Терентие Гамаюнове. [11, с. 23] Наконец два последних священника в этом списке. Это, во-первых, настоятель церкви села Михайло-Архангельского (позже Ленинка, теперь Сагыр Уланского р-на ВКО) Алексей Порфирьевич Подойников - зять протоиерея Александра Дагаева, женатый на его старшей дочери Евфалии Александровне. В дальнейшем он будет переведён к церкви Святителя Николая г. Риддера, подвергнут аресту и последовавшей за этим смертной казни. [12] Во-вторых, это настоятель Стефаниевской церкви села Красноярского на Иртыше (ныне с. Предгорное Глубоковского р-на ВКО) иерей Николай Марсов. На освящении были задействованы два диакона Усть-Каменогорского Покровского собора - Ф.Н. Сортаков и П.В. Рогачёв. [5, С. 37-38]
Торжества по случаю освящения Никольского храма начались 29 июня. Было отслужено Всенощное бдение. Ввиду огромного количества собравшихся людей Полиелей совершался не внутри церкви, а прямо на улице. "После шестопсалмия, священник о. Алексей Подойников произнёс поучение о значении храма Божия для христианина. При помазании народа освящённым елеем раздавались в память освящения храма крестики". [5, С. 37-38] Всего было роздано 700 памятных крестов, при этом выяснилось, что 150 человекам они не достались из-за нехватки.
В самый день 30 июня, рано утром состоялось освящение престола, а затем соборно отслужена Божественная Литургия, по окончании которой на улице был отслужен молебен. "За литургией пел хор певчих Устькаменогорского собора. Церковь была буквально битком набита народом. Громадная толпа стояла в оградке и прилегающей к храму улице. По приблизительному подсчёту за обедней собралось не менее полутора тысяч богомольцев. День был тёплый, ясный, и всё церковное торжество прошло с высоким религиозным настроением. Перед молебном о. благочинный произнёс слово, посвящённое значению совершившегося торжества, указал при этом на настоятеля храма, как на лицо, трудами которого усиленно была достигнута постройка храма вперёд. Справедливость требует сказать, что не меньшее старание в построении Согринского храма проявил и сам благочинный протоиерей о. Александр Дагаев, которому, по окончании всего торжества, и был поднесён, в благодарность за понесённые им труды по постройке серебряный подстаканник. Итак, милостию Божиею и помощию Великого Угодника Божия Святителя Николая Чудотворца, в селе Верх-Ульбинском появился хороший каменный храм, вместо сгоревшей от молнии деревянной церкви.
Сообщаем краткие сведения о храме. Церковь вообще в селе существует 60 лет. Каменный храм был заложен 29 июня 1906 года; через пять лет после этого - 29 июня 1911 года, были на церковь подняты кресты. Колокола поднимали 24 июня 1912 года и, наконец, освящение церкви совершилось 30 июня с.г. Постройка храма обошлась в 10 700 руб., из них от общества поступило 3 915 руб. 77 коп., от церковно-приходского попечительства 351 р. 21 к., от церкви 1004 р. 92 к., и пожертвовано разными лицами 5 428 р. 10 к. К освящению церкви настоятелем о. Зиновием Суторминым были выписаны разные церковные предметы; к сожалению, они пришли после освящения храма. Храм ещё не закончен отделкой. В августе с.г. приступлено к покраске полов, весной же предполагается окраска всего храма". [5, С. 37-38]
Сохранилось свидетельство одной из старожилок Согры, Соколовой (урождённой Исаковой) Полины Яковлевны, дом семьи которой находился, да и теперь находится напротив Никольского храма, точнее теперь уже не храма, а куче щебня на его месте, относящееся ко времени Гражданской войны. Точной датировки нет, но приблизительно в 1918 году, после того как Усть-Каменогорск был занят войсками атамана Бориса Владимировича Анненкова, в Согре продолжали оставаться отступившие части красных. Атаман сделал предложение руководителям последних добровольно покинуть стратегически важный объект, в противном случае угрожая вести смертельный для находящейся в низине Согре прицельный артиллерийский обстрел из батарей, установленных на Заседателевой сопке (скалы на берегу речки Согринки, ныне именуемой Маховка). Мастерство анненковской артиллерии было всем известно. Для переговоров в Согру были направлены три казачьих офицера, один из которых был братом свидетельницы. Но это выяснилось позднее, поскольку все трое были в масках, из боязни быть узнанными и навлечь репрессии на своих близких. В результате, красные очистили Согру.
Далее история храма развивалась по привычной для советских времён схеме. По одним данным в 1929 г., а по другим в начале 1930 гг. Храм был закрыт и лишен своих вертикальных завершений, отличающих Дом Божий от прочих строений: были сняты кресты, разобраны купола и колокольня. По воспоминаниям старожилов, молодой человек, вызвавшийся снимать кресты, сорвался с крыши и погиб. Аналогичную историю видимо могут поведать свидетели надругательства над Святыней и в любом другом случае при разрушении церквей.
На волне потепления взаимоотношений между Государством и Церковью, начало которому было положено знаменитой встречей Митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха и остававшихся на воле иерархов с главой советского государства И.В. Сталиным в 1943 г., по ходатайству общины верующих в поруганном храме были на время возобновлены богослужения, очевидцы упоминают и настоятеля - о. Николая Парамоновича Фёдорова, уроженца с. Бобровка, Вскоре начавшиеся гонения на церковь периода правления Н.С. Хрущева, продолжавшиеся в основном с 1958 по 1964 гг. Положили конец существованию и Никольского согринского прихода. Следует при этом добавить, что информация о деятельности прихода в 1940-х - 1950-х гг. официальными документами до настоящего времени не подтверждена и может восприниматься с определённой долей сомнения. Данная проблема требует дальнейшего, тщательного исследования.
Церковное здание было передано под учебное заведение, в нём разместилась средняя школа № 18, существующих помещений оказалось недостаточно и, к бывшему храму стали пристраивать дополнительные классы и мастерские. Алтарная часть храма стала использоваться под пионерскую комнату, при этом на месте капсулы, содержавшей информацию о храме, заложенной при его освящении, было укреплено красное знамя.
После того, как в Старой Согре было построено новое, типовое здание школы, освободившиеся помещения бывшей церкви было передано фирме "Аютас". (илл.2) Позднее предприятие было переименовано в "Леон", но в период всеобщей политической и экономической нестабильности, фирма была разорена, хозяин уехал за границу, в Россию, здание бывшего храма было оставлено на произвол судьбы и стало медленно, но неуклонно разрушаться. (илл. 3)
Какое-то время здание охранялось, но довольно скоро от него остались лишь стены: крыша, оконные и дверные блоки исчезли, открылись архитектурные элементы до того скрытые позднейшими наслоениями, открылись, но не надолго.
Руководители Усть-Каменогорского благочиния неоднократно пытались вернуть храм в лоно Церкви, но все попытки оказались безуспешными. Впервые вопрос о возвращении Никольского храма был поднят в бытность благочинным ныне покойного протоиерея Вячеслава Михайловича Дылевского в 1993 г. Существовала инициативная группа верующих жителей Старой Согры, добивавшаяся открытия третьего в то время городского прихода, однако кощунственным образом переданное в частное владение здание храма, в соответствии с существующим законодательством невозможно было изъять у владельца, не заплатив непомерных для имевшихся приходов сумм, тем более недоступных для вновь формирующейся общины. Была даже идея передачи Церкви недалеко находящегося от старого храма здания клуба "Маяк", в то время прекратившего свою "культурологическую" деятельность. Однако ни один из вариантов так и не был осуществлён. Вторая попытка была предпринята новым благочинным - иеромонахом (ныне игумен) Амфилохием (Бондаренко), но и он не добился успеха, храм продолжал гибнуть.
Трагическая развязка наступила в мае месяце 2000 года. Совместными усилиями некоторых из местных жителей Никольский храм, который мог бы быть украшением небогатой на достопримечательности части города, а главное Святыней, где могли бы совершаться богослужения, храм, который был построен при человеке, прославленном в лике святых Русской Церкви, под сводами которого он совершал Литургию, храм этот перестал существовать, разобранный на кирпич. Остатки битого кирпича и мусора на фундаменте разрушенной церкви по сей день являются живым напоминанием акта вандализма, совершенного не в годы разгула атеистических беснований 1920-х - 1930-х гг., не в годы "хрущевских" гонений - второй мощной, но не удавшейся попытки навсегда покончить с "религиозными предрассудками", нет. Варварство было проявлено в тот момент, когда, напротив, по всему пространству бывшей православной империи возвращались к жизни поруганные святыни, строились новые храмы.
Случилось так, что именно в год уничтожения Никольского храма была, наконец зарегистрирована православная община жителей старой и новой Согры г. Усть-Каменогорска, а вскоре на деньги спонсора - руководителя фирмы "Титан" Николая Алексеевича Кузьмина куплен дом по улице Юннатов, где и разместился храм, названный во имя священномученика Зиновия, иерея Согринского. В течение двух лет это место являлось средоточием духовной жизни небольшой общины. Настоятелем Зиновьевского храма в 2001 г. был назначен иерей Игорь Солодков, ранее несший послушание настоятеля, а затем, какое-то время клирика Богродице-Рождественского храма г. Усть-Каменогорска. Интересен тот факт, что согринская община - самая поздняя по дате регистрации среди других православных общин Усть-Каменогорска, но типовой храм появился у неё раньше других на несколько лет.
Уже в 2002 году была совершена закладка фундамента в основание нового храма, а в 2003 году состоялось его торжественное открытие. Всего год понадобился, чтобы архитектурная задумка одной из прихожанок Аллы Фарафонтовой, архитектора по образованию, после обработки штатными городскими архитекторами нашла своё воплощение в красивом, пятикупольном кирпичном здании, выполненном в лучших традициях стиля эклектики, характерной в русском культовом зодчестве конца XIX - начала XX вв. (илл. 4)
Спонсором и генеральным подрядчиком строительства выступил всё тот же ТОО ПКФ "Титан", под руководством Н.А. Кузьмина. На торжественном открытии 13 сентября 2003 года присутствовали благочинный Усть-Каменогорского церковного округа, настоятель Покровского храма иеромонах Амфилохий (Бондаренко), руководитель "Титана" Николай Алексеевич Кузьмин, [13] настоятель храма отец Игорь Солодков, множество приглашенных гостей и прихожан Согринского храма и других городских приходов. Как отметили в своих репортажах с места события журналисты, на открытии присутствовал житель Согры Степан Тихонович Попов, который был прихожанином Никольского храма, когда настоятелем там был ещё Зиновий Евстафьевич Сутормин. [14] Так зримо проявилась неразрывность связи между прошлым и настоящим, невзирая ни на какие препятствия.
В заключении следует добавить, что храм был освящен (также как и построен) первым в Усть-Каменогорске. Это важное для истории православного Усть-Каменогорска событие произошло 4 сентября 2005 г. Чин освящения был совершён Главой Казахстанского Митрополичьего округа, митрополитом Астанайским и Алматинским Мефодием (Немцовым), до 2010 г. возглавлявшего епархию.
Литература и источники
1 Б.Г. Герасимов. Поездка на Рахмановские минеральные ключи. // Б.Г. Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000 - 335 С.
2 Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. - Усть-Каменогорск, 2006. - 128 С. с илл.
3 Иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин. / "Свет православия в Казахстане". Приложение. Календарь казахстанских новомучеников (январь-сентябрь). Издание Алматинской епархии, Алматы, 2002. - 40 С.
4 Омские епархиальные ведомости, № 16, 1911
5 Омские епархиальные ведомости, № 19, 1913
6 Протоиерей Александр Владимирович Дагаев. / "Свет православия в Казахстане". Приложение. Календарь казахстанских новомучеников (октябрь-декабрь). Издание Алматинской епархии, Алматы, 2002. - 36 С.
7 Жандабекова О.В. Предисловие. // Б.Г. Герасимов. Избранные труды: факсимильное издание. - Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000 - 335 С.
8 Адрес - календарь Семипалатинской области. - Семипалатинск. 1914 г.
9 Кашляк. В.Н. Казнён в новогоднюю ночь 38-го. // Семипалатинск. Три века истории. - Новосибирск, 2002. - 368с.
10 Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана: Усть-Каменогорск, 2007. - 144 С.
11 Кратенко А.И. Последнее лето Наташи Гамаюновой. // Беловодье. Потерянный рай. - Усть-Каменогорск, 1991. - 80 С.
12 Информация родственников семьи Дагаевых-Подойниковых. Сбор иеромонаха (ныне игумен) Амфилохия (Бондаренко)
13 Сидорова Н. Божий храм, свет дарующий. / "Рудный Алтай", 27 сентября 2003
14 Сизова О. Нам церковь святая явилась. / "Устинка", № 38 (219), 19 сентября 2003
Иллюстрации
1 Иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин с детьми. Фото нач. XX в.
2 Никольский храм в Старой Согре (Верхульбинском). Вид с севера. Фото автора. 1989 г.
3 Никольский храм в Старой Согре (Верхульбинском). Алтарная часть. Фото автора. 1990 г.
4 Свято-Зиновьевский храм в пос. Новая Согра. Фото автора. 2008 г.
Статья опубликована в научном сборнике материалов девятой международной конференции «Макарьевские чтения» (21-23 ноября 2010 г.). Горно-Алтайск, РИО Горно-Алтайский государственный университет, 2011 г. – стр. 127 – 135
Священномученика XX века
Тропарь, глас 3:_
Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый,/ благоче́стия пра́вило,/ жития́ ева́нгельскаго о́бразе,/ священному́чениче Зиновие,/ Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве, Его́же моли́ усе́рдно, я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния, Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии/ до сконча́ния ве́ка.