Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Мк. 11, 11-23). Смоковница покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют; оттого не имеют плодов живых; а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть плодородительная духовная сила; а что от нас, то только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень - чувство, что ты погибающий и что если не Господь - погибнешь: отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах - сердце сокрушенно и смиренно. Далее, как будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то страх и трепет в содевании спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя ". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя, трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа - добре; а если нет - то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.
Когда император Максимиан Галерий в 304 году вернулся из победоносного похода против эфиопов[1], он постановил совершать по всей империи благодарственные жертвоприношения богам. Прибыв с военными трофеями в Никомидию, он повелел собрать всех жителей той области, чтобы они воздали хвалу римским богам, причем всякому, кто откажется повиноваться, грозила смерть. Предав казни нескольких христиан, чье положение в местной администрации или придворный сан делали их особенно опасными, тиран разослал своих слуг по городским кварталам с предписанием разыскивать и предавать мучительной смерти любого христианина, где бы он ни скрывался. С каждым днем число жертв росло, и небесное воинство мучеников пополнялось все новыми исповедниками имени Христова.
В преддверии праздника Рождества Христова нечестивые язычники донесли императору, что епископ Никомидийский Анфим, укреплявший местных христиан на мученический подвиг, собрал всю паству в городском соборе. Воспользовавшись этим, Максимиан приказал воинам окружить храм, так чтобы ни один человек не сумел ускользнуть. Затем здание со всех сторон обложили дровами и хворостом, а перед входом поставили языческий жертвенник. После этого императорские глашатаи объявили всем молившимся в церкви христианам, что те, кто желает спасти свою жизнь, могут выйти и принести жертву богам.
Услышав эти слова, диакон Агапий, охваченный ревностью о Боге, бросился к амвону и воскликнул: «Вспомните, братья мои, сколько раз с благоговением поминали мы трех юношей, ввергнутых в печь в Вавилоне и призывавших всякую тварь славить Господа, и как Бог Слово снизошел тогда в телесном обличье, дабы подать им Свою помощь, и сделал тела их неуязвимыми действию пламени, окружив их прохладной росой (см.: Дан. 3: 25–26). Теперь и для нас настала пора соревновать им. Принесем же себя в добровольную жертву сей временной смерти ради любви к нашему Господу и Учителю, да будем царствовать с Ним вечно!» Тогда все собравшиеся в один голос отвечали посланцам Максимиана: «Мы веруем во Христа, Бога нашего, и за Него готовы отдать свою жизнь!»
Когда солдаты стали разжигать огромный костер, святой Анфим велел диаконам собрать всех оглашенных, только готовившихся принять крещение. Он крестил их, помазал святым миром и отслужил Божественную литургию, по завершении которой все причастились Тела и Крови Христовой. Исполнившись благодатной силы и сплоченные в единое тело пребывавшим в них Христом, святые мученики нисколько не устрашились поднимавшихся отовсюду языков пламени и клубов дыма, наполнявшего церковь. Они радостно едиными устами повторяли слова хвалебной песни трех иудейских юношей: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3: 57), – пока последний из них не расстался с жизнью.
Здание храма оставалось во власти огня в течение пяти дней. Когда же наконец люди смогли ступить на дымящиеся развалины церкви, они увидели, что это место окружено ослепительным сиянием, а вместо удушающего запаха сожженной плоти вокруг распространяется сладостное благоухание. Как говорит предание, тогда приняли мученическую кончину и посмертное прославление 20 тысяч христиан. Сам же святой Анфим чудесным образом избежал гибели и привел ко спасению и возрождению через святое крещение еще множество душ, пока не принял в свой черед мученическую смерть за Христа.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
10 января 2013 г.
Молитвы
Тропарь мучеников
глас 2
Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша:/ в подвизе бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте./ Того, яко Блага, молите,// спастися, молимся, душам нашим.
Кондак мучеников
глас 2
Тверди душею по вере, святии,/ огнем страдание приемше, две тьме страдалец,/ вопиюще Рождшемуся от Девы:/ приими всесожжения наша за Тя,/ якоже дары персских царей, злато, и смирну, и л