Охватывает период до XIII-го века после Рождества Христова.
Кромлех.
|
|
Территория Восточного Казахстана преизобилует археологическими памятниками различных эпох и народов. Древность их определена учеными и восходит к временам Ноя (3846 года до Рождества Христова рождения по Славянской Библии, 4452 года до Рождества Христова рождения по еврейскому тексту [2]). От которого через сыновей Сима, Хама, Иафета, рожденных на пятисотом году его жизни, произошли послепотопные народы. Когда Ною было шестьсот лет, и случился потоп.
Обращает на себя внимание тот факт, что на территории Восточного Казахстана повсюду встречаются «селевые» камни (как от селевых потоков).
После потопа «на всей земле был один язык и одно наречие (Бытие 11: 1 [3])». «Но племя Хамово из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства (Бытие 9: 25, 27 [4]), вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства... Господь смешал язык их, так что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками, Город назван Вавилоном, т. е. смешением». [5]
До III-го тысячелетия до Рождества Христова
Усиливается оседлость населения в силу увлажнения и потепления климата. Верования - предположительно язычество. Хотя сейчас очень трудно сказать, какое именно поклонение было Богу, не зная ритуалов, строя догадки по своему религиозному опыту на основе наскальных рисунков или археологических находок. [6]
Конец IV - начало III тысячелетия до Рождества Христова.
Вторая половина III тысячелетия до Р. Х.
XVI — XIV века до Р. Х.
Культ огня, солнца, луны, звезд, предков. Еще не исчезла вера в загробную жизнь. Обычаи запрета "табу" - на скот и орудия производства, присвоенные вождями племен, родов или богатыми семьями.
В XIII — Х веках до Р.Х. расцветает эпоха бронзы.
«Эта культура в VII веке до Р. Х. вытесняется новой более высокой Тогарской культурой — блестящей культурой ранних кочевников». [8]
VII-IV вв. до Р. Х. Этническая неоднородность. Восточно-иранские племена, индоиранские этнические и лингвистические общности. Влияние племен Центрального Казахстана и Семиречья на Восточный Казахстан. Основа антропологического типа европеоидный с небольшой примесью монголоидной, преобладают черты андроновского типа с переходом к типу среднеазиатского междуречья. Восточный Казахстан. Памятники Зайсанской котловины близки к Семиречью. Культура Павлодарского Прииртышья, тесно связанная с культурой севера Казахстана тяготеет к общностям Западной Сибири, к культуре кочевых угорских племен. Названия племен не дошли. Юж-
Фото. Жертвенник саков близ города Зайсана. |
Фото. Жертвенник саков близ города Зайсана. |
ные,степные районы Восточного Казахстана связываются с именем саков. В целом все - близкородственные племена. Союз сакских племен. Скотоводство. В VII-VI вв. до Р. Х. - оформление скифо-сибирского звериного стиля в изобразительном искусстве.
«Первый этап скифского периода на Алтае получил наименование Майэмирского (VII — VI вв. до Р. Х.), (второй) Пазырского (V — III вв. до Р. Х.) и (третий) Шибанского (II в. до Р. Х. — I в. после Р. Х.)». [9]
II в. до Р. Х. - начало XV в. Р. Х. Функционирование Великого Шелкового пути. [10]
|
Первый Человек, который стал подобием Божиим - это Иисус Христос. Бог, преклонив небеса, сошел на землю, приняв плоть человеческую. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1: 14 [11]). Позволив себя распять, не имея греха, воскрес. Вознесся во славе на небеса, и вознес плоть человеческую. Прославившись у Отца, испросил у Него Духа Святого, который теперь и пребывает |
в Церкви. Церкви, глава которой Сам Иисус Христос, питающий ее членов Своими Пречистыми Телом и Кровью.
Следующий этап уподобления Богу, или обжения, проходит со времени сошествия Святого Духа на Апостолов и через них на всю Церковь до наших дней, а фигурально до Второго Страшного Пришествия Христа и Суда. Теперь всякий входящий в Церковь и становящийся ее членом, как частью ее богочеловеческого организма, через действенную веру в Иисуса Христа, имеет возможность соединиться через Него с Его Божественной природой и уподобиться Богу.
Почти весь мир пРиддерживается летоисчисления относительно Рождества Христова.
«Выражение «наша эра» (н. э.) пришло в русский язык после Октябрьской революции. В подавляющем большинстве стран мира летосчисление ведется от предполагаемой даты рождения Иисуса Христа. Дата эта принята в 6 в. благодаря трудам монаха Дионисия Малого. Новое летосчисление распространялось постепенно. Во многих христианских государствах отсчет времени долго велся от сотворения мира (по древней еврейской и затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I…
Новейшие археологические открытия не очень расходятся с датировкой Дионисия. Казнь Иисуса Христа большинством исследователей относится к 30-40 гг. Распространение христианства сыграло ключевую роль в истории Европы и образовании так называемых «новых народов» — англичан, французов, немцев, русских и др». [12]
О Рождестве Христа так повествуется у Евангелистов Матфея и Луки. Император Август решил провести перепись во всем государстве. Мария, обрученная престарелому Иосифу, должна была записаться в том городе, откуда происходил их царственный предок пророк Давид — в Вифлееме. Ночь застала путников в предместье. Гостиницы, которые обычно строились у дороги, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. В полночь в пастушечьей пещере произошло неведомое миру событие, которое изменило и определило всю историю мира — Рождество Иисуса Христа. Иудейский народ жил надеждами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии. О Мессии звучали проповеди в храме, о нем рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии уже малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило языческий мир. Римские пророчицы сивиллы указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют римские историки. Даже посланцы из дальнего Китая приходили в Палестину, чтобы узнать, не родился ли там мудрый царь Израиля — второй Соломон.
Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Ложем Младенцу служила положенная в ясли охапка сена.
Евангелие говорит о других двух событиях Рождества: о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда. Здесь два вида богопознания: первый — детская непосредственная вера. Это вера простых людей. Вера волхвов — это вера ученых и философов. Через видимый мир, через священные книги они познают Бога.
Праздник Рождества — это праздник мира. По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. В рождественских песнопениях Православная Церковь повторяет, как победоносный гимн: “С нами Бог”. Бог с людьми на земле, чтобы люди были с Ним в вечной радости.
«В государство Сяньби вошли территории Монгольского Алтая и Тарбагатая. Рудный и Горный Алтай оставались во владении среднеазиатских хуннов, пришедших сюда ранее. Немногочисленные группы лесных племен южной Сибири, оставшиеся после ухода гуннов в IV веке на запад к Волге, частично сохранили свою культуру и частично восприняли культуру тюркских племен. К ним относятся лесостепные угры. В VI — VIII вв. их следы известны в северо-восточном Казахстане, Прииртышье, в районе Тюмени и в Рудном Алтае». [13]
В этот период по всему Алтаю жили тюркские племена ДУГЛА. [14]
Под названием ПЕЧЕНЕГОВ известны тюркоязычные племена, пришедшие в южно-русские степи Причерноморья в 915 г. До середины IX в. печенеги кочевали в нижнем течении р. Эмбы, Урала и по левобережью Волги. По арабским источникам в это же время на этих же территориях кочевали ОГУЗы. Не исключено, что огузы и печенеги — один народ, точнее союз племен — близких родственников, носивших в исторической литературе имя ТЮРГЕШей. В IV — VI вв. тюргеши кочевали по всему Тарбагатаю и левобережью Иртыша. В период распада Тюркского каганата часть тюргешей ушла на Памир, большая же часть начала откочевку на запад. Одновременно с ними отходили на запад племена чигилей и ягма, а также азы, до этого жившие в Степном Алтае». [15]
Тенгрианство, христианство несторианского толка, буддизм. Попытка внедрить буддизм как государственную религию. [16]
«До принятия мировых религий - христианства, ислама и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв».[17]
Многие называют тенгрианство несторианством. По всей видимости, вследствие непринятия последними Христа, как воплощенного Бога. И вследствие большего «оязычивания» (шаманизации) одной из христианских ересей, осужденную на Эфесском соборе 431, которая действительно пользовалась значительным влиянием вплоть до XIII в. в Иране и от Ср. Азии до Китая. Ныне последователи несториан имеются в Иране, Ираке, Сирии.
Несторианство основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428 - 431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.
Здесь необходимо затронуть христианскую тему тайны Боговоплощения. Непонимание ее привело многих к еритичеству разного толка, как например, несторианство.
Речь идет о во-пло(ть)щ-ении Божественной природы, о соединении двух сущностей - Божественной и человеческой в лице Иисуса Христа. Для многих это стало камнем преткновения, «как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9: 33 [18]).
Боговоплощение — это не просто событие, имеющее своей целью поразить человеческое воображение или сообщить человеку истинное учение. Это есть самое таинство спасения, Боговоплощение открывает человеку путь к реальному соединению с Богом, потому что Бог вочеловечился для того, чтобы человек получил возможность обжиться. Пришествие в мир Спасителя, упорядочив летоисчисление, разделило всемирную историю на две эпохи до и после Рождества Христова. "Единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей, – говорит святитель Василий Великий. - Только воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого".
Обжение (гр. [греч] θ?ωσις), основная для богословия святости концепция, согласно которой человек может проникаться Божественными энергиями и соединяться с Богом. Это соединение и составляет существо святости. Учение об обожении в своих начальных формах складывается в византийском богословии уже в период между Первым и Вторым Вселенскими соборами в писаниях св. Афанасия Великого и каппадокийских отцов (св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского). В полемике с арианами уясняется смысл Боговоплощения, значение его в спасении человека. Боговоплощение, т.е. нераздельное и неслиянное соединение в одном Лице Божественной и человеческой природ открывает человеку путь к Богу, соединение с Богом: благодаря тому что Христос сделался человеком, человек может сделаться Богом по благодати, т.е. сделаться причастником Божества.
Эта причастность осуществляется за счет Божественных энергий.
Несторианство, укрепившееся в Средней Азии в VII-VIII веках, не завоевало устойчивых духовных позиций в сознании народных масс и уже к Х веку последователей этого учения не остается.
В 840 г. Уйгурское ханство пало под ударами енисейских кыргызов. Началось перемещение всех племен.
Киданьская империя существовала с 872 по 1125 гг. Конечная судьба этого народа представляет загадку для историков по сей день.
Кидани исповедовали буддизм.
Первые упоминания о кыпчаках (половцев) относятся к временам Тюркского каганата (552 — 744 гг.).
В период общего отхода тюркских племен, входивших в Западный Тюркский каганат в конце VII — начале VIII вв., на запад откочевали и кипчаки.
В X-XII в. кимаки и кипчаки населяли районы Северного, Восточного и Центрального Казахстана. По данным исследований С. М. Ахинжанова (1997 г.), миссионерское движение шло с двух сторон: из Руси и из Византиии. По свидетельствам русских летописей, в Рязани в 1132 г. и в Киеве в 1168 г. крестились половецкие князья Амурат и Айдар. Один из крупнейших половецких ханов, сын знаменитого Кончака, принял даже православное имя Юрий. Ибн Батута сообщал: “В этой степи, которая принадлежит народу под именем кыпчак, они христианской веры”. В конце XII– начале XIII вв. кимако-кипчакское государство было разгромлено монголами. Первый удар был нанесен в 1218 г. по Семиречью. В 1236 г. воины Батыя разграбили земли камских булгар и мордвы, а затем двинулись на русские земли.
Выражением особого попечения Господа явилось проникновение Православия в среду западной ветви кыпчаков – половцев южно-русских степей.
[1] КРМЛЕХ (от бретон. crom — круг и lech — камень), мегалитическое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огромных камней в Сев. Франции, Великобритании и других странах. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002» (БЭКМ2002) - шестое издание современной универсальной российской энциклопедии.
[2] Архимандрит Никифор. Библейская Энциклопедия. Репринтное издание 1891 г. «Тера». Москва. 1991. С. 517.
[3] БИБЛИЯ. Бытие, гл. 11, стих 1.
[4] БИБЛИЯ. Бытие, гл. 9, стихи 25-27.
[5] Архимандрит Никифор. Библейская Энциклопедия. Репринтное издание 1891 г. «Тера». Москва. 1991. Стр. 103.
[7] АНДРНОВСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии), бронзового века (2-е тыс. до н. э.) в Зап. Сибири, Казахстане и Юж. Приуралье. Название по д. Андроново около Ачинска. Могильники и остатки поселений. Хозяйство: скотоводство и земледелие.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002» (БЭКМ2002) - шестое издание современной универсальной российской энциклопедии.
[8] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 7.
[9] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 7.
[11] БИБЛИЯ. Евангелие от Иоанна, гл. 1, стих 14.
[12] «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002» (БЭКМ2002) - шестое издание современной универсальной российской энциклопедии.
[13] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 7 - 8.
[14] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 8.
[15] А. Феоктистов. Русские, казахи и Алтай. Февраль 1991 г. Москва-Усть-Каменогорск. Альфа и Омега. 1992. Стр. 12.
[17] Л.Д. Шайдуллина, преподаватель. Религиозно-культурные коды тюрков северной евразии и их преемственность. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue3/Kult8.htm
[18] БИБЛИЯ. Послания к Римлянам, гл. 9, стих 33.