СВЯТЫНИ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА
Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери «Знамение»
2 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Абалацкая, которая стала святыней и нашего региона и именуется у нас, в Восточном Казахстане, как икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Семипалатинско-Абалацкая.
Ее история тесно связана с местной историей. Словами Вергилия: «Повесть об этом стара, но слава нетленна». Историю Усть-Каменогорской крепости принято связывать с 1720-м годом, когда она была заложена майором Лихаревым. Царь Петр I, как великий государственный мыслитель, понимал большую значимость освоения новых земель, изыскания дополнительных средств и укрепления границ своей империи. Майор Лихарев по велению царя отправился на поиски яркендского золота. Перед походом суда, которыми он руководил, остановились на реке Иртыш близ селения Абалак возле города Тобольска. В то время по всей Сибири славилась своими чудотворениями икона Божией Матери «Знамение», именуемая Абалацкой.
История этой иконы описана следующая. В 1170-м году в древнем Новгороде случилось знамение от иконы, на которой была изображена Пресвятая Дева с воздетыми молитвенно пречистыми руками и изображением на щите в области Ее груди благословляющего Предвечного Божественного Младенца - Спаса-Эмманила (что значит: с нами Бог). Это было мрачное время междоусобных войн. Суздальские удельные князья, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, обступили Великий град. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа, не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. С этого момента икона и списки с нее стали именоваться «Знамение» - как знамение (чудо) милости Приснодевы Марии к роду человеческому. А вся Русская церковь стала прославлять это событие 27 ноября (то есть 10 декабря по новому стилю), которое до сих пор и празднуется.
Списки с этой иконы известны многие. Один из них - абалацкий. Одна благочестивая женщина, жившая за столетие до прибытия в наши места майора Лихарева, увидела видение. Новгородская икона Божией Матери «Знамение» с изображениями по сторонам святителя Николая Чудотворца и преподобной Марии Египетской явилась ей во сне. От образа Пречистой Матери ей было повеление объявить о видении народу и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте новый деревянный храм во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы. Во время строительства храма один больной человек заказал протодиакону Софийского Тобольского собора Матфею, который славился тогда во всей Сибири как искуснейший живописец, храмовую икону - список описываемой новгородской иконы - в надежде на улучшение здоровья. По мере продвижения работы состояние больного действительно улучшалось. Так, что к окончанию оно совершенно поправилось, и он сам смог нести ее с крестным ходом в собор для освящения. Во время шествия процессии от иконы в одном селении прозрела слепая девица. Богоматерь прославила Свой образ различными чудесами. Поэтому икону часто забирали в другие селения. Паломники, приходившие поклониться прославленному образу, часто не заставали его в абалацком храме. В связи с чем протодиакону Матфею пришлось написать список уже с этой иконы, который и пребывал постоянно в храме. Этот список также прославлен был Пречистой Богородицей.
По этой причине Лихарев в 1720-м году и просил абалацкого священника отслужить молебен на его судах пред этой иконой. По окончании молебного пения произошло знамение (чудо). Судно, на котором находился святой образ, само собою поплыло вверх по реке до самого города Семипалатинска, где остановилось. Несмотря на все усилия солдат, пытавшихся сдвинуть его с места, судно не двигалось. Тогда все бывшие здесь увидели в этом волю Богоматери, желающей, чтобы образ Ее пребывал в этом городе. Путешественники благоговейно сняли с судна пречистую икону и с великою честью поставили ее в Семипалатинской церкви. Здесь уже Пресвятая Дева через этот образ во множестве являла Свои знамения верующим нашего края.
В летописях по краеведению известны два факта чудесного исчезновения этой иконы. Однажды она обрелась татарским мусульманином. Случилось это так. Один бедный татарин, проживающий близ Семипалатинской крепости, поехал в бор за дровами. Употребив немало времени на рубку дров и укладку их на воз, татарин в лесу запоздал и поехал домой, когда стало уже совсем темно. Дорогою он заблудился... Стоял сильный мороз. Сознавая, что едет не туда, куда нужно, и что найти дорогу в дремучем лесу в темную, глухую ночь весьма трудно, татарин в отчаянии упал на колени и стал призывать на помощь Аллаха (Бога)... Вдруг видит он в стороне, в ущелье, между холмами, мелькает огонек. Подойдя ближе, татарин рассмотрел тополь, а на тополе Святую Икону и перед Нею горящую восковую свечу. Признав местность, татарин разыскал дорогу, и направился по ней домой. Доехавши до Семипалатинской крепости, он нашел здесь квартиру «русского муллы» (священника), разбудил его и рассказал ему все виденное им. Священник, пригласив некоторых из своих прихожан, тотчас же направился к указанному татарином месту, имея проводником того же татарина. Чудесным образом переместившаяся из храма Икона по-прежнему стояла на дереве, по-прежнему же перед Нею горела свеча. Священник, помолившись, стал снимать Икону, но, к всеобщему удивлению, Святая Икона, несмотря на все усилия священника, не отделялась от дерева. Священник заставил поднять Святую Икону одного из пришедших с ним казаков, затем другого, третьего, но никто не смог отделить Святой Иконы от дерева... Священник помолился еще и с просьбой обратился уже к татарину. Татарин омочил руки в ключе, который бил из-под дерева, снял свой аракчин и поднял Святую Икону.
После этого Святая Икона с песнопением перенесена была в крепостную церковь. Ключ, бивший из-под корня дерева, с этого времени получил в народной молве название Святого. Он находится в ущелье между довольно высокими холмами, покрытыми сосновым лесом, недалеко от Иртыша. Татарские муллы того времени, в связи с этим событием, побаивались, что началось сбываться древнее предсказание о том, что их вера помрачнеет пред светом иной. В 40-х годах позапрошлого столетия над Святым Ключом, в воспоминание чудесного явления здесь Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из Святого Ключа, один военный чиновник устроил навес вроде часовни. Под этим навесом были поставлены Святые Иконы и между ними, разумеется, прежде всего, копия Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери.
Вместо навеса, в конце восьмидесятых годов, известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде под навесом, кроме разных икон, пожертвованных усердием богомольцев, находились прекрасные копии Абалацкой и Семипалатинской Икон Божией Матери. В то время как усердие к «Святому Ключу» возрастало все более и более, в некоторых усердствующих возникло желание для вящей славы Царицы Небесной построить на Ключе церковь. Пресвятой Владычице было угодно, чтобы желание этого было исполнено великим ревнителем Святого Ключа и весьма известным благотворителем здешнего края семипалатинским купцом Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем...
В поисках истины люди обращаются к историко-временной конкретности. К сожалению, обезбоженное общество зачастую извлекает из истории, по словам Бернарда Шоу, единственный урок, и состоит он в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Второй раз святая икона была сокрыта Божиим промыслом от нас во времена лютых гонений на церковь. И до сих пор место пребывания ее неизвестно. Возможно, когда-нибудь Пречистая Богородица умилостивится к нашим грехам и явит знамение Своей милости к нашему краю в явлении Своей Чудотворной Иконы. В настоящее время списки с Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери, которые были сделаны, вероятно, в начале ХХ века и чудом сохранившиеся до наших дней, теперь находятся в Воскресенском кафедральном соборе и в Знаменском Петро-Павловском женском монастыре г. Семипалатинска. В г. Усть-Каменогорске в Богородице-Рождественском храме поселка Аблакетка тоже есть икона «Знамение» со всеми святыми, установленная 11 декабря 2005 года на потолке храма и имеющая размеры 7 на 12 метров. Кроме того, перед входом в храм можно увидеть барельеф знаменитой Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение». В планах – создание еще одного списка знаменитой иконы и установление его в Богородице-Рождественском храме.
Пресвятая Богородица, помогай нам!
Настоятель Богородице-Рождественского храма пос. Аблакетка,
священник Евгений Яганов