22 - 23 мая.2007. Казахстанский опыт межконфессиональных согласий. - статья о. Евгения Яганова о Республиканской научно-практической конференции «Гармонизация межконфессиональных отношений в Республике Казахстан».
22, 23 мая 2007 г.
В радостные попраздненственные дни Вознесения Господня и канун празднования Дня Святой Троицы, Пятидесятницы, во дни воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви За рубежом в г. Усть-Каменогорске проходила Республиканская научно-практическая конференция «Гармонизация межконфессиональных отношений в Республике Казахстан».
Из православных были представители от всех епархий Казахстана. Мусульмане были представлены со всех областей и районов Казахстана. В конференции принимали участие Председатель Комитета по делам религий министерства юстиции Республики Казахстан г. Тугжанов Е. Л., аким Восточно-Казахстанской области г. Карибжанов Ж. С. Присутствовали и выступали заместители акимов, директора Департаментов внутренней политики всех областей и другие гос. служащие. Были приглашены и присутствовали представители нетрадиционных религий города.
События прошли в два дня и в два уровня. Мероприятия первого дня были организованы областным акиматом, второго – городским.Конференция проходила в присутствии общественности, работников средств массовой информации Республики и представителей нетрадиционных религий. И без них, только в присутствии представителей традиционных религий и специалистов гос. аппарата.
Радушие восточноказахстанцев выразилось не только в приеме гостей на уровне директоров Департаментов области, различных изысканных обедах с лучшими концертными номерами, но и в самой идеи конференции.
Единодушие наиболее полно, на общий взгляд, было высказано православной стороной.
В частности, в выступлении говорилось, что гармонизация межконфессиональных согласий Казахстана – очень важная тема. Слово «гармонизация» значит – построение аккордов музыкального произведения по правилам гармонии, т. е. со—голос—ованности, стройности. Стройное сочетание звуков наших чувств, наших сердец, наших мыслей, настроенных в лад Божественной любви друг ко другу – это и есть действенное соработничество Богу, Его Божественной воле о нас.
Значение межрелигиозного диалога очень велико. Сейчас не могут не тревожить встречающиеся сегодня проявления нетерпимости и экстремизма, неравенства и насилия – всего того, что ставит мир на грань войны и несет угрозу самому существованию цивилизации. Все чаще наблюдаются злонамеренные попытки в разжигании межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Поэтому, межрелигиозный диалог должен становиться вакциной против религиозного фанатизма, экстремизма или ксенофобии. Необходимо укреплять осознанную веротерпимость и искреннее уважение религиозных чувств сограждан. Необходимо понять, что терроризм от имени религии есть антирелигиозная деятельность.
Для подобного диалога в нашей стране созданы все надлежащие условия. В феврале 1992 года в республике был принят и вступил в силу новый Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях». В его разработке принимали активное участие представители всех конфессий, а сам он стал надежным гарантом прав и свобод верующих. Ежегодно, с 1992 года, в Казахстане проводится Международный Конгресс Духовного Согласия. Кроме того, интересы религиозных общин широко представлены их членами в Ассамблее народов Казахстана. И, конечно же, особого упоминания заслуживает проведенные в Астане два Съезда мировых и традиционно-национальных религий.
Следует отличать традиционные конфессии, несущие в своей основе истинность от остальных деноминаций, так называемых, сект. К первым следует отнести традиционный ислам ханафитского суннитского религиозного толка, представленный Духовным Управлением Мусульман Республики Казахстан.
Религиозные общины, традиционные для Казахстана – православная и мусульманская. Мирное сосуществование этих религий по словам президента страны Н. А. Назарбаева является надежным гарантом стабильности в социальной и духовной жизни в Казахстане. История нашей страны свидетельствует – две мировые религии, две великие культуры – Христианство и Ислам могут сосуществовать и развиваться параллельно, обогащая и освящая родную землю. Они обе монотеистичны. Обе исходят из откровения Священного Писания. В основе каждой лежат нравственные заповеди, направленные на духовное возрождение отпавшей от Творца и поврежденной грехом человеческой природы. Обе утверждают миротворческое начало в человеческом обществе и уважительное отношение к каждой отдельной личности, носящей в себе образ Творца. Они трезвенны в своих суждениях, прогнозируемы в делах, обладают чувством исторической ответственности за судьбу своей страны и ее народа. У разного рода миссионеров этой ответственности нет, и не может быть. Уже одно это делает их потенциально опасными для общества. А претензии сектантов на «избранность», их исторический и нравственный нигилизм, непризнание общепринятых ценностей вкупе с их агрессивным прозелитизмом, ничего, кроме разжигания розни, никому не дали.
Необходимо понять, что противостояние сектам – наша общая забота, как представителей традиционных конфессий, так и государства. Это вопрос не о «свободе совести», а о национальной безопасности.
Сегодня мы приходим к пониманию причин тех конфликтов, что раздирают современный мир. В основе их лежит явление, которое можно определить как внутреннее духовное несогласие. Т. е. состояние души, когда несогласие, конфликт с окружающей действительностью становятся главным способом отношения к окружающему миру.
Мы имеем исторический опыт народа Казахстана, опыт совместного мирного проживания на протяжении многих столетий.
Этот, богатый примерами положительного общежития, опыт во многом стал возможным благодаря прекрасной черте национального характера казахского народа – не подверженности ксенофобии, а наоборот - уважительному отношению к людям иных национальностей, вероисповеданий и культур. История прошедшего века показала эту прекрасную духовную и высоконравственную черту казахов. Они перед лицом собственной смертельной опасности, с высоким человеческим достоинством приняли на земле своих предков многие сотни тысяч гонимых суровой рукой истории из своих родных мест людей и предоставили им возможность сохранить свою национальную самобытность, язык, традиции, культуру и религию. Народы же, обретшие на земле казахов свою вторую родину, с любовью принимали его как основополагающий закон общежития в своем новом земном отечестве.
Казахстан для многих стал исторической Родиной. Русская культура – часть культуры Казахстана. Православие – часть духовной традиции Казахстана. Русские здесь не «диаспора», не чужаки, а родные дети этой земли, так же и даже более пострадавшие от безбожной власти. К сожалению, понятия «вера» и «национальные традиции» все меньше и меньше совпадают. Точнее, определенные силы хотят, чтобы было так. Значит, нам действительно нужно «больше веровать». Пусть наша Православная вера обогатит и освятит нас и все сферы нашей жизни. В том числе, и наши национальные традиции.
Ни в коей мере нельзя умалять и роль государственной власти в деле налаживания путей к духовному согласию общества. Неслучайно в государственной символике флага заложена идея единства народа и неделимости государства, а в символике герба – идея мира и спокойствия. Являясь гарантом прав и свобод своих граждан, именно власть в силах создать ту атмосферу, которую можно было бы описать термином «толерантность», т. е. уважение, возможность самовыражения, проявление человеческой индивидуальности. Только при этом возможно устроение жизни на основе взаимоуважения. Процветание государства возможно только при условии сохранения самобытности каждого народа с его религией и традициями.
Пример таких устремлений и усилий – День духовного согласия, отмечаемый ежегодно в Республике Казахстан 18 октября. Учрежденный по личной инициативе Президента еще на заре суверенности, он за эти годы стал, поистине, ярчайшим свидетельством поиска путей примирения, установления взаимопонимания между людьми, призыва к милосердию и помощи ближнему, возведенными в нашей стране в ранг государственной политики.
Но все же для православного и мусульманского духовенства самое важное – это укоренение веры в сердцах паствы, укоренение в обществе такой религиозной культуры, которая бы способствовала процветанию родной земли. Поддерживая сложившиеся исторические традиции, православное и мусульманское духовенство продолжает плодотворно и неустанно трудиться на ниве духовного возрождения народа. При этом немалые усилия прилагаются для оздоровления духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, в среде которого, к сожалению, процветает наркомания, культивируется насилие, нравственная распущенность, всепоглощающее стремление к роскоши и комфорту. Похвально со стороны светских властей стремление сформировать у молодых людей высокие нравственные и духовные ориентиры. Для этого повсеместно открываются церковно-приходские школы по изучению основ Православия. А при многих мечетях работают постоянно действующие курсы для всех желающих получить начальное духовное образование, овладеть арабским языком, глубже изучить Коран.
Мы видим, что злонамеренные попытки столкнуть в противостоянии мусульман и христиан у нас не находят никакого отклика. Нужно понять, что терроризм «от имени» Ислама - антимусульманская деятельность.
Наша общая цель – любовь и мир. Наше оружие – слово. Наши доспехи – наша вера. Наша сила – в Боге Едином. В единстве традиционных религий и светской власти вполне реально, к примеру, создать единый информативный амвон (телевизионный, печатный, интерактивный) с которого бы могли на разных языках мы проповедовать и реализовывать: миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; сохранность нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; охрану, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; общение с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества;попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственном воспитании; труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; деятельность по сохранению окружающей среды; противодействие деятельностипсевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Назрело время для обсуждения и разрабатывания возможностей использования религиозно-нравственного слова духовенства, изучения основ традиционных религий в светских учебных заведениях от школ до университетов.
Принцип «свободная Церковь в свободном государстве», осуществленный в нашей стране, предполагает мирное сосуществование. Это явление гораздо глубже, когда предполагает партнерские отношения. В церковной традиции это называется «симфонией» (от греч. «согласие»), когда Церковь и государство живут и развиваются в полном согласии между собой, друг другу помогая, и не упраздняя свободы и самостоятельности каждого в отдельности.
Можно сказать, что мы создаем свободную религиозную зону, т. е. территорию, на которой действуют принципы свободногоизбирательства религии для всякой личности. Но в то же время мы оставляем за собой право свободно излагать и показывать неприемлемый для нас и наших сограждан отрицательный опыт варианта общения с Богом, который зачастую в конечном счете оказывается общением с демонами. Должно быть понятно, что здесь превалируют не личные амбиции и не притязания на исключительность той религии, к торой принадлежит мое «Я», а чистая братская любовь. И уж тем более оставляем за собой право обращаться к дозволенным методам властных структур, предотвращающих и препятствующих людским заблуждениям некоторых граждан, чьи действия ведут к демонизации личности и, тем более, нашего общества.
Принцип – мы единая семья, единый народ, у нас единая родина с уже единой историей, единой культурой, но с самоутверждающейсамобытностью, утверждающей нас, как личности, семьи, национальности, этот принцип должен стать нашим ориентиром. Не все могут жить по принципам тео-центричности, где для личности основополагающие законы являются Божии, но по законам нравственно-центричности мы жить обязаны, так же и призывать к этому других. У нас разные корни, которые определяют наши этнические, религиозные самобытности. С разным «вчера», мы святой волею Божией стали единым народом, который и должен общими усилиями увидеть и последовать Его святой воле. Не горделивое разделение, а святое единение в едином Боге – вот, что должно стать нашим принципом. С точки зрения высоконравственности: любовь; долготерпение; милосердие; не завидование; не превозношение; не горжение, т. е. смирение; не бесчинствование, законопослушание; не искание своего; не раздражение; не помышление зла; не радованиенеправде, а сорадование истине. Со своим индивидуальным, личным общением с Богом.
Пора объяснить своему разуму, что от отношений наших с Богом зависит не просто процветание, но, что важнее, существование. Истину не поколебать, но можно самому поколебаться и отпасть от Нее.
Кроме этого, на закрытом заседании (без представителей общественности, средств массовой информации, нетрадиционных религий) было высказана одобрительная всеми уверенность, что все вопросы, связанные с поддержкой традиционных религий представителями светской власти могут быть решены на региональных уровнях. Был затронут вопрос об ИИК (Идентификационном Индивидуальном Коде), продвижения проекта «электронного правительства», которые бесспорно, могут дать государству значительные результаты. Но в этом вопросе, наверняка, могут появиться трудности в виде инертного отношения в принятии идентификационных номеров, как это было в соседствующей России. Возможно, нужно рассмотреть на основе сказанного вопрос об альтернативном именном идентефицировании, как предоставленное правительством право любому проявить свободу выбора, независимо от его конфессиональной или расовой принадлежности. Что поможет преодолеть возможные трудности в реализации этого проекта. Председатель Комитета по делам религий министерства юстиции Республики Казахстан г. Тугжанов Ералы Лукпанович заявил, но без подробных объяснений, что проблема эта известна, и что она будет принята во внимание.
Ожидания от работы форума во всех сферах представительств участников можно с большой уверенностью сказать оправдались. Светские власти увидели, что «участники Второго форума духовных сил города Усть-Каменогорска с воодушевлением восприняли Послание Президента страны Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (из обращения участников согражданам). Две традиционные религии – Православие и Ислам – нашли поддержку в своих добрых мирных делах у светских властей и народа.
Нам же, наверное, нужно молиться ко Господу, а делами приближать принятие обещанного нормативного акта о запрете Деструктивных сект. Сейчас, возможно, будут очень своевременны объяснения о том, что существующая «классификация» религиозных организаций акиматом требует пересмотра. Многие, или почти все, «протестанты» как раз и являются деструктивными нео-сектами, которые только имеют притязания на традиционализм. Необходимо принять деятельное участие в разъяснении по раскрытию истиной «физиономии» организаций, прикрывающихся личиной религиозности. И деструктивных сект, прикрывающихся личиной нерелигиозности, по сути являющихся посредниками в бесообщении. Обратиться к местным властям с предложениями по более эффективному использования информативного амвона (телевидение, радио, газеты, интернет). Активизировать работу с молодежью, в том числе, со школой, университетом. Словом, использовать все возможное для спасения самих себя и своих ближних.
Священник Евгений Яганов.